Инновационная активность как конкурентное преимущество предприятий сферы торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы является рассмотрение содержания проблемы инновационной активности предприятия.
Необходимо решить ряд задач:
- охарактеризовать категорию инновационной активности;
- рассмотреть общее понятие о конкурентных преимуществах;
-проанализировать методику оценки инновационной активности торговых предприятий

Файлы: 1 файл

ИА (1й).docx

— 133.55 Кб (Скачать файл)

Следовательно, фокусирование клиентуры по определению представляет собой стратегию, в соответствии с которой предприятие использует свои сильные стороны, обусловленные имеющимися ресурсами, в тех рыночных сегментах, где оно обладает конкурентными преимуществами. Ресурсы предприятий в рыночной системе различаются потому, что они применяются в индивидуальных комбинациях. Богатство комбинаций преимуществ создается тем, что учитываются сочетания запросов индивидуальных потребителей и индивидуальных предложений с учетом конкретных ресурсов, компетенций, преимуществ предприятия.

Фокусирование клиентуры  позволяет предприятию:

  • проявлять свою инновационную активность (реализовывать новшества на рынке инноваций) наиболее эффективным образом;
  • создавать себе потребительскую инновационную среду, т.е. готовить потребителей, ориентированных на новинки данного предприятия[3].

Итак, рассмотрев различные аспекты понятия (категории) "инновационная активность", можно дать следующее определение: инновационная активность фирмы - это комплексная характеристика ее инновационной деятельности, включающая степень интенсивности осуществляемых действий и их своевременность, способность мобилизовать необходимый потенциал, в том числе его скрытые стороны, обоснованность и прогрессивность применяемых методов, рациональность технологии инновационного процесса по составу и последовательности операций.

 

1.3. Методика оценки инновационной активности торговых предприятий

 

Рассматривая  методику  оценки  инновационной  активности  предприятий отметим  следующее. Обобщение подходов показывает, что на  практике  количественная  оценка  инновационной активности предприятий осуществляется на основе трех основных подходов рис. 1.3.

Рис. 1.3 Подходы к  количественной оценке инновационной  активности предприятий

Функциональный подход отличается той основной особенностью, что в его рамках  для  оценки  инновационной  активности  предприятия  используются  не характеристики конечных результатов его инновационной деятельности, а показатели интенсивности осуществления предприятием тех или иных видов или компонентов такой деятельности, в частности:

а) реализация предприятием отдельных видов и стадий НИОК,

б) приобретение  овеществленных  новых  технологий, различных видов, нового технологического оборудования и оснастки,

в) приобретение  неовеществленных  новых технологий, различных видов, объектов интеллектуальной собственности,

г) обучение и переподготовка персонала.

д) осуществление элементов комплекса маркетинга  для новых видов продукции.

Оценка  каждого  перечисленных  видов  деятельности  в  рамках  функционального  подхода  осуществляется  с  помощью  натуральных  и  стоимостных затратных показателей.

Основные  достоинства  функционального  подхода  состоят  в  его  простоте, универсальности и возможности применения при наличии минимального количества исходных данных. Вместе с тем данный  подход является  весьма упрощенным и, имеет два основных недостатка:

  • не  учитывает  конечные  результаты  инновационной  деятельности  предприятия и, следовательно, не позволяет оценивать ее эффективность;
  • не  учитывает возможности того, что отдельные учитываемые виды деятельности, например, обучение персонала, в реальности могут быть не связаны, инновационными разработками, а могут представлять собой один из видов рутинных деловых процессов.

Из-за  наличия  данных  недостатков  функциональный  подход  принято использовать только в качестве предварительного инструмента оценки.

Результатный  подход  основывается  на  получении  оценки  инновационной активности  предприятия  с  помощью  показателей,  характеризующих различные аспекты конечных результатов его инновационной деятельности. В зависимости от характера  таких  аспектов, данный  подход  подразделяется  на  три более частных подхода  таблица 1.3

Таблица 1.3.

Подвиды результативного  подхода

Подход

Описание

Динамический

Предполагает  проведение  оценки  инновационной активности предприятия с помощью показателей, характеризующих интенсивность, реализуемых предприятием инновационных разработок. Наиболее распространенными из таких показателей являются показатель средней скорости разработки и внедрения предприятием различного рода новшеств, а также показатель числа инновационных разработок, осуществленных предприятием за определенный промежуток времени.

Эффективностный

Основывается на оценке инновационной активности

предприятия  с  помощью  показателей, выражающих  степень  достижения  этим предприятием  тех  конечных  целей  его  функционирования, на  которые преимущественно  ориентирована его инновационная  деятельность. В зависимости от характера таких целей в рамках данного подхода используются различные оценочные характеристики.

Смешанный динамико-эффективностный

Является наиболее развитым подходом  результатной  группы, поскольку дает  возможность оценивать

инновационную  активность  предприятия  с  помощью  комплексных  показателей, интегрирующих  в  себе  как  оценки  динамики  реализуемых  предприятием  инновационных  разработок, так и оценки эффективности таких разработок.


 

Результатный подход в  целом отличается тем основным достоинством, что он позволяет  оценивать  инновационную  деятельность  предприятия по  ее  конечным результатам. Благодаря этому данный подход:

  1. обеспечивает условия для осуществления функции контроля за инновационной активностью,
  2. делает возможным детализированный  сравнительный анализ  инновационной активности нескольких  различных предприятий.

Основной  недостаток  данного  подхода заключается  в  том, что он  позволяет только  фиксировать тот или иной  уровень инновационной  активности  предприятия, однако не  дает  возможности выявить причинно-следственные связи, определяющие динамику такого уровня. Вследствие наличия данного недостатка результатный подход в своем чистом виде преимущественно используется для целей внешнего сравнительного анализа, а в сфере внутрифирменного управления выступает в качестве компонента более комплексного факторно-результатного подхода.

Факторно-результатный  подход  к оценке  инновационной  активности предприятия отличается тем, что в его рамках подобная оценка осуществляется на основе  совмещения  факторных  и  результатных  характеристик  инновационной деятельности. Для оценки факторных параметров инновационной активности в рамках данного подхода в общем случае обычно используется комплекс таких критериев, как, объем  затрат  предприятия  на  осуществление  НИОКР, приобретение  объектов интеллектуальной  собственности (ОИС) и  финансирование  межфирменных исследовательских  проектов показатели состава и числа сотрудников, временных групп, подразделений  и  межфирменных  объединений,  занятых в осуществлении НИОКР, объем новых технологий, приобретенных предприятием в рамках систем технологического трансфера, масштабы и качественный уровень материальной базы научно-исследовательской деятельности предприятия и др.

В  качестве  критериев  оценки  результатных  характеристик  инновационной активности  в рамках  данного подхода используются  как  показатели  обычного результатного подхода, так и ряд специфических показателей:

  • показатели длительности отдельных стадий инновационных разработок;
  • показатели динамики обновления портфеля продукции предприятия;
  • объем новых технологий;
  • переданных  предприятием  в  рамках  систем  технологического  трансфера;
  • объемы экспортируемой предприятием новой продукции;
  • число внедренных за период новых технологий и видов продукции.

В качестве основных инструментов оценки взаимосвязи между факторными и результатными характеристиками инновационной активности предприятия обычно принято использовать различные методы статистического анализа, в частности методы ранговой статистики, корреляционно-регрессионного и дисперсионного анализа.

Основным  достоинством  факторно-результатного  подхода является  возможность выявления с его помощью причинно-следственных связей, определяющих эффективность инновационной деятельности предприятия. В связи с этим данный подход имеет наибольшее распространение в системах внутрифирменного управления и применяется для выработки и обоснования управленческих решений, направленных на оптимизацию инновационной политики предприятий.

Таким  образом, факторно-результатный  подход  после определенной модификации, учитывающей специфику торговой деятельности, вполне может быть применен в исследуемой сфере.

В  работах, где  рассматриваются  проблемы  комплексной оценки эффективности  инновационного  развития  производственных  организаций, А.П. Плотниковым и В.Н. Суязовым приведен обобщающий показатель эффективности такого развития - индикатор интенсивности, отражающий отношение результативных показателей инновационной деятельности к затратам в динамике. Данный показатель как раз и характеризует инновационную активность предприятия с позиций факторно-результатного подхода[7. С. 34]

Однако к торговле его  применить достаточно сложно, поскольку в отличие от производственных предприятий торговым труднее выделить инновационную сферу определить выручку и прибыль от инновационной деятельности.

Поэтому после модификации  данный показатель следующий вид:

                                 ,                                (1.3)

 

где, - темп изменения инновационной активности торгового предприятия, %;

- темп  изменения  товарооборота  торгового  предприятия, %;

  - темп  изменения прибыли  торгового  предприятия, %;

- темп  изменения  рентабельности товарооборота  торгового  предприятия, %;

 - темп  изменения  численности работников, занятых инновационной  деятельностью, %;

 - темп  изменения издержкоемкости  товарооборота (отношение  суммы  издержек  на  инновационную деятельность  к  объему  товарооборота);

Т  - темп  изменения  затрат  на инновационную деятельность, занятых в инновационной деятельности, %;

Инновационная активность предприятия  считается достаточной, если значение показателя больше 100%. Достоинством данного подхода является комплексность и учет не только затрат, но и результатов инновационной деятельности предприятий торговли. Состав рассматриваемых показателей можно расширить, но это потребует действенной системы управленческого учета инновационной деятельности, которая пока отсутствует на отечественных предприятиях[16].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АНАЛИЗ Инновационной активности как конкурентного преимущества ООО КЦ «ДНС-Тюмень»

    1. Технико-экономические характеристики  ООО КЦ «ДНС-Тюмень»

Общество с ограниченной ответственностью «Компьютерный центр  ДНС» (сокращенное наименование –  ООО «КЦ ДНС») создано в 1998 году во Владивостоке в соответствии с  Федеральным законом «Об обществах  с ограниченной ответственностью»  от 08 февраля 1998 г. №14-ФЗ. Целью деятельности ООО КЦ «ДНС-Тюмень», согласно Уставу, является извлечение прибыли.  Миссия компании «ДНС-Тюмень» состоит  в  обеспечении предприятий, организаций и населения компьютерной, орг-,  и другими видами современной техники, а также предоставлением качественных  услуг в сфере компьютерных   технологий.

Компания «КЦ ДНС» – это федеральная розничная сеть, специализирующаяся на продажах компьютерной и цифровой техники.

Сеть насчитывает свыше 80 магазинов в более чем 20 городах  России и работает на рынке более 10 лет.

ДНС  — российская компания, владелец розничной сети, специализирующейся на продаже компьютерной и цифровой техники, а также производитель компьютерной техники. Сеть насчитывает 400 магазинов в более чем 150 городах России. Штаб-квартира компании находится во Владивостоке.

В сети DNS по состоянию на март 2012 года открыто 350 магазинов более чем в 150 городах России. Компания также продаёт компьютерную технику под собственной маркой.

Основным направлением работы компании ООО КЦ «ДНС-Тюмень" являются розничные продажи компьютерной и цифровой техники рис 2.1.

Рис 2.1 Структура продаж компании «ДНС-Тюмень» (по данным на 31.12.2011г.)

Из рис. 2.1 видно, что основной доход компании (85%), приносят розничные продажи цифровой продукции.

Компания предлагает своим  покупателям только качественную технику  ведущих мировых производителей. Помимо продажи компьютерных комплектующих  компания осуществляет сборку компьютеров  на заказ, а также предлагает готовые  решения под маркой «ДНС», компьютеры компании прошли все необходимое  сертифицирование и соответствуют предъявляемым стандартами требованиям[22].

Рис. 2.1.2 Продукции компании ООО КЦ «ДНС-Тюмень»

Из рис. 2.1 наглядно видно, что большую долю занимает наличие в магазинах «ДНС-Тюмень» компьютеров, мобильных телефонов, а также GPS, что и характеризует название компании – компьютерный центр. 

Информация о работе Инновационная активность как конкурентное преимущество предприятий сферы торговли