Инновационная активность как конкурентное преимущество предприятий сферы торговли

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 21:18, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы является рассмотрение содержания проблемы инновационной активности предприятия.
Необходимо решить ряд задач:
- охарактеризовать категорию инновационной активности;
- рассмотреть общее понятие о конкурентных преимуществах;
-проанализировать методику оценки инновационной активности торговых предприятий

Файлы: 1 файл

ИА (1й).docx

— 133.55 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Инновационный менеджмент»

на тему: «Инновационная активность как конкурентное преимущество предприятий сферы торговли»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Инновации в бизнесе считаются  единственным надёжным и эффективным  средством обеспечения конкурентоспособности  в рыночной среде. Любые товар  или услуга, приносившие некогда прибыль, рано или поздно устаревают, уступая место новым, более совершенным продуктам. И если на их смену предприятие не готово выпустить новый продукт, это может привести к банкротству. Сегодня предприятие может выжить на рынке только за счёт инноваций, которые хотя бы на время обеспечивают его конкурентные преимущества. Стремясь укрепить своё положение на рынке, предприятия запускают в производство новые товары, совершенствуют технологии, развивают системы продаж и обслуживания своей продукции.

  Значение инноваций настолько существенно, что они рассматриваются многими менеджерами как необходимый элемент успешной деятельности в условиях конкурентной борьбы. Однако новационный стиль сталкивается со сложностями не только на подготовительном этапе, когда необходимо суметь рассмотреть, воспринять и вычленить из потока предложений идеи и разработки, действительно представляющие ценность, но и на этапе внедрения, когда возникают неожиданные вопросы, требующие от менеджеров профессионального, порой нестандартного решения.

Вместе с тем  в области инновационного развития, особенно торговых предприятий, остается еще немало проблем. Наиболее слабым звеном организационно-экономического механизма управления торговлей является реализация инноваций. В частности, нуждаются в совершенствовании методическая база и механизм активизации инновационной деятельности, которые должны способствовать устойчивому развитию как отрасли в целом, так и отдельных торговых предприятий. В связи с этим тема инновационной активности как конкурентное преимущество предприятий сферы торговли  остается актуальной и заслуживает изучения.

Многие ученые занимаются изучением инновационной  активности предприятий, к ним относятся В.В. Полякова,  М.Н. Нечепуренко,  О.В. Никитина  и др.

Цель данной работы является рассмотрение содержания проблемы инновационной активности предприятия.

Необходимо решить ряд  задач:

- охарактеризовать категорию инновационной активности;

- рассмотреть общее понятие о конкурентных преимуществах;

-проанализировать методику оценки инновационной активности торговых предприятий;

- провести анализ инновационной активности ООО КЦ «ДНС-Тюмень»;

- дать рекомендации по  повышению инновационной активности предприятия.

Объектом работы является Организация

Предмет работы – инновационная  активность торгового предприятия 

Методологическую основу исследования составили концепции и взгляды отечественных и зарубежных экономистов, журнальные статьи, материалы научных семинаров и конференций, связанные с  изучением инновационной активности.

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ инновационной активности как конкурентное преимущество предприятий

 

1.1  Категория инновационной активности

 

С точки зрения официальной статистики, инновационно-активными  считаются предприятия, реализующие в период обследования мероприятия, направленные на создание инноваций, вне зависимости от того привели эти мероприятия к реальному появлению  инновации  или  нет. Такое  толкование  позволяет  органам  статистики выявлять предприятия, осуществляющие затраты на инновации на основе формы №4 статистического наблюдения.

С точки зрения конкретного предприятия, особенно торгового, такой  подход  не  совсем  приемлем. Это обусловливается следующим. Де-факто торговля  является  одной  из  наиболее  инновационно-активных  сфер  экономики и наглядно  демонстрирует  новые  подходы  к  организации  торговой  деятельности, методы  продаж  и  обслуживания  покупателей, новые товары. Между тем инновационная активность торговых предприятий согласно официальной статистике невысока, при этом рассматривается преимущественно оптовая торговля. Это связано с тем, что значительную часть хозяйствующих субъектов торговой сферы составляют малые предприятия, которые не ведут статистической отчетности и не заполняют   вышеуказанную  форму. Поэтому потребность  в  осознанном  управлении инновационной деятельностью торговых предприятий требует иного подхода.

 Проанализируем  наиболее  известные  трактовки  понятия «инновационная активность предприятий» предложенные различными исследователями. Так В.В. Полякова  под инновационной активностью  понимается  комплексная характеристика  инновационной  деятельности  фирмы, включающая  степень интенсивности  осуществляемых  действий  и  их  своевременность, способность мобилизовать потенциал необходимого количества и качества[2. С.62]. Из данного определения можно сделать вывод, что инновационная активность характеризуется интенсивностью, т.е. степенью  распространения одного  явления в среде другого явления. В общем случае  такие показатели  отражают  объем количественного показателя  деятельности  организации  по  отношению  к  величине  имеющихся  в распоряжении организации ресурсов. Так, например, можно рассчитать отношение полученного полезного эффекта к объему ресурсов, использованных для получения этого эффекта или к размеру затрат, понесенных организацией для получения этого эффекта. Кроме того, в определении говорится об эффективности  использования инновационного потенциала, что оценить и измерить труднее.

Несколько иной подход предлагает М.Н. Нечепуренко. По  его  мнению, инновационная активность  характеризуется темпом осуществления  инноваций  и  количественно  определяется  как  произведение  относительных  частных  индексов, которые в свою  очередь  представляют  отношение частных показателей текущего планового периода к базовому за прошлый отчетный период таковым, в частности, отнесены:

  • индекс инновационной затратоемкости (отношение объема инновационных затрат  к объему  продаж);
  • индекс  обновления (доля новых изделий в общем объеме выпуска);
  • индекс новизны новых продуктов (средневзвешенная  степень  новизны  всех  новых  продуктов) [14]

В  данном  случае рассматриваются лишь темпы изменения затратных показателей, что методически не совсем верно.

О.В. Никитина  полагает, что инновационная  активность  предприятия характеризуется эффективностью и регулярностью инноваций, динамикой действий по созданию и практической реализации новшеств.

Оценив уровень инновационной  активности  субъекта, государства, отрасли, предприятия, можно судить об уровне его конкурентоспособности и, как результат, развитии в целом[4.С.7] Чем выше инновационная  активность  предприятия, тем интенсивнее его инновационная деятельность  и, следовательно, целесообразнее  его функционирование  и существование. Таким образом, инновационная активность как мера интенсивности осуществления  инноваций  на  предприятии - это  современная  стратегическая характеристика  его  эффективности. Инновационно-активными  следует считать те предприятия, которые осуществляют  внедрение технологических  и  продуктовых новшеств как собственного авторства, так и приобретенные на основе покупки патента или лицензии, в виде новых продуктов и технологий (продуктовые и процессные инновации) их широкое распространение и получение значительного коммерческого результата. При этом  инновации определяются  не  только  изобретениями, техническими решениями, но и социальными изменениями. Например, инновационно-активными  следует считать предприятия, которые занимаются  реинжинирингом, вводят прогрессивные системы работы с персоналом, новые технологии продвижения товаров на рынок и т.п. При этом социальные инновации по полезному эффекту могут быть вполне соизмеримы с технологическими инновациями. Такой подход в полной мере применим к сфере торговли, где значительная часть инноваций связана не с проведением НИОКР, а с маркетингом, управлением персоналом, продажами и т.д. [10]

Таким образом, обобщая и уточняя рассмотренные определения, можно предложить следующее, инновационная активность торгового предприятия представляет собой динамическую характеристику инновационной деятельности,  отражающую соотношение темпов изменения результирующих показателей предприятия по различным аспектам и темпов  изменения  затрат различных ресурсов  на инновационную деятельность. Такая дефиниция позволяет оценить и интенсивность, и, в определенной степени, результативность использования инновационного потенциала.

1.2  Общее понятие о конкурентных преимуществах

 

Конкуренция - одна из самых главных черт рыночного хозяйства. Именно конкуренция обеспечивает творческую свободу личности, создает условия для самореализации в сфере экономики путем разработки и создания новых конкурентоспособных товаров и услуг.

В условиях усиливающегося процесса глобализации и интернационализации  проблемы международной конкуренции  выходят на первый план. В большинстве  стран мира, включая страны с переходной экономикой, приняты законы о конкуренции  и созданы национальные органы, занимающиеся этим вопросом.

 Конкурентное преимущество - это те характеристики, свойства товара (объекта), выходящего во внешний мир и влияющего на внешнюю среду, а также те внутренние характеристики, которые создают для нее определенное превосходство над ее прямыми конкурентами. Указанное превосходство является относительным, определяемым по сравнению с конкурентом, занимающим лучшую позицию на рынке товара или в сегменте рынка. Этот самый опасный конкурент называется приоритетным. Относительное превосходство конкурента может быть обусловлено различными факторами внешнего и внутреннего характера.

Конкурентное преимущество называется "внешним", если оно основано на тех свойствах фирмы в целом или свойствах ее компонентов, которые тем или иным образом влияют на внешнюю среду. Прежде всего таким компонентом является продукция с ее свойствами: отличительными качествами товара, создающими "ценность для покупателя" за счет либо сокращения его издержек, либо повышения эффективности его деятельности, либо соответствия моде и первенства в предложении. Внешнее конкурентное преимущество определяется конкурентоспособностью факторов внешней среды. Стратегия, вытекающая из внешнего конкурентного преимущества, - это стратегия дифференциации.

Конкурентное преимущество называется "внутренним", если оно  базируется на превосходстве фирмы  в отношении:

  • высокого качества управления различными процессами;
  • сокращения издержек производства или потребления;
  • высокого качества товара;
  • высокого качества сервиса для потребителей товара[19].

Обоснованный уровень  инновационной активности, как составляющая качества управления, является важным конкурентным преимуществом фирмы, в основном внутренним, а в некоторых  ситуациях и внешним, когда за счет активности компании резко сокращается  показатель инновативности "ТАТ" и продукт фирмы поступает к потребителю значительно раньше продукта конкурента, что придает первой "рыночную силу" (возможность повышения цены).

На всех стадиях жизненного цикла инноваций (стратегический маркетинг, НИОКР, производство, сервис, потребление), инновационная активность проявляется в применении эффективных методов. Особое значение имеет функция маркетинга, реализуемая на протяжении всего цикла, поскольку в ее задачи входит формулирование концепции создания конкурентного преимущества. Здесь инновационная активность может заключаться в использовании современной теории конкуренции относительных преимуществ, основанной на концепции "фокусирования на клиентах".[7]

В настоящее время появляется необходимость ориентации на ресурсы, что требует изучения индивидуальных ключевых компетенций, которые могут превратиться в конкурентные преимущества фокусирования клиентуры.

Фокусирование клиентуры - новое  направление, углубляющее концепцию  маркетингового менеджмента. Фокусирование клиентуры позволяет определить совокупность ключевых компетенций, которые гарантируют удовлетворение запросов определенной однородной группы фактических и потенциальных клиентов. Подобный подход указывает путь, каким ресурсный менеджмент должен следовать, чтобы достичь конкурентного преимущества.

Фокусирование клиентуры  не является синонимом ориентации на клиента/рынок. Ориентация на клиента  означает направленность поведения  на некоего условного практически  недифференцированного потребителя (аналогия со "стрельбой по квадратам"), тогда как фокусирование - это  активный выбор своего хорошо представляемого  конкретного реального или потенциального потребителя, на котором концентрируются  внимание и усилия фирмы (аналогия со "стрельбой по целям").

Такое понимание данной стратегии  охватывает следующие три аспекта:

  • фокусирование клиентуры в отличие от ориентации на клиента/рынок, которая учитывает уже известные запросы и потребности, нацелено на выявление не только реального, но и потенциального спроса. Тем самым исключается риск попасть в зависимость от клиента;
  • сравнительный анализ компетенций собственного предприятия и конкурентов помогает заранее оценить технологические разработки последних, что снижает риск "сюрпризов" на рынке новой технологии;
  • выявление запросов избранных групп клиентов и их воплощение в конкурентоспособную продукцию инициирует инновационную активность клиентов (т.е. вторичную инновационную активность вслед за инновационной активностью фирмы-новатора).

Информация о работе Инновационная активность как конкурентное преимущество предприятий сферы торговли