Инновации в гостинице

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 19:15, реферат

Описание работы

Инновационный процесс представляет собой подготовку и осуществление инновационных изменений и складывается из взаимосвязанных фаз, образующих единое, комплексное целое. В результате этого процесса появляется реализованное, использованное изменение - инновация. Для осуществления инновационного процесса большое значение имеет диффузия (распространение во времени уже однажды освоенной и использованной инновации в новых условиях или местах применения). Инновационный процесс имеет циклический характер.

Содержание работы

Глава 1. Инновации, внешняя среда, влияющая на процесс освоения инноваций……..3

1.1 Понятие инновации и инновационного процесса……………………………………..3

1.2 Инновационная среда……………………………………………………………………4

1.3 Внешняя и внутренняя среда, влияющая на процесс освоения инноваций………….5

Глава 2. Конкуренция в инновациях………………………………………………………..7

2.1 Инновационные преимущества конкуренции………………………………………….8

2.2 Стратегия инновационного поведения предприятия…………………………………..9

Глава 3. Потребители в инновациях………………………………………………………..13

Заключение…………………………………………………………………………………...15

Список используемой литературы………………………………………………

Файлы: 1 файл

иновация.doc

— 117.00 Кб (Скачать файл)

 

Конкуренты в инновационной деятельности предприятия рассматриваются как фактор, стимулирующий, с одной стороны, поиск новых товаров и услуг и таким образом расширяющий разнообразие рыночного предложения, а с другой - внедрение новых технологий, снижающих затраты на производство товаров и в конечном счете их стоимость. Конкуренты в некоторых случаях являются определяющим фактором внешней среды инновационной деятельности. Объектом конкуренции становятся не только потребители, но и капитал, созданные и запатентованные технические решения, новые материалы, поставщики и трудовые ресурсы.

 

Вторая группа факторов внешней среды оказывает существенное, но не определяющее влияние на инновационную деятельность предприятий.

Трудовые ресурсы имеют значение для инновационной деятельности, поскольку инновации может создавать только ограниченная категория работников, обладающих инновационным мышлением и достаточным образованием.

 

Государственная политика как фактор инновационной деятельности предприятий рассматривается как результат деятельности законодательных и исполнительных органов власти. Мировой опыт показывает, что без поддержки государством инновационной деятельности трудно создать эффективно работающую экономику в целом. Такая поддержка может осуществляться в виде налоговых льгот, таможенных органичений, кредитов, финансовой поддержки. Основным условием поддержки инновационной деятельности является поощрение предпринимательской деятельности в целом, стабильность действующих в стране законов, а также развитая судебная система.

 

Влияние поставщиков на инновационную деятельность можно глубже понять, если рассматривать предприятие как систему. Как системное образование предприятие преобразует входящие элементы: материалы, оборудование, сырье, капитал, рабочую силу- и производит на основе их использования продукцию. Получение качественных ресурсов во многом определяет возможности предприятия по созданию инноваций.

 

Важным фактором инновационной деятельности является научно-технический прогресс. Научно-технические достижения стали неотъемлемой частью производственной деятельности предприятий. Новые технологии (компьютерная, лазерная, микроволновая и так далее) изменили представления о традиционных товарах.

 

Управление инновационной деятельностью на предприятии может рассматриваться как управление факторами внутренней и внешней среды, влияющими непосредственно или опосредованно на инновационную деятельность предприятия. Это влияние должно быть направлено на то, чтобы не только разрабатывать новые методики или создавать новые подразделения, но и формировать творческое отношение работающих к своей работе, т.е. сформировать условия, при которых создаются инновации.

 

Глава 2. Конкуренция в инновациях

 

В условиях рыночной экономики и конкуренции никто никого не заставляет совершенствовать производство, повышать качество продукции, кроме угрозы банкротства. Движущей силой конкуренции является стимул к нововведениям. Именно на основе нововведений удается использовать современную технологию и организацию производства, повышать качество продукции, обеспечивать успех и эффективность деятельности предприятия. Решение этих задач требует новаторского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.

 

В этой связи важно отметить, что один из классиков экономической теории - А. Маршалл высказывался о предпринимательстве, как о коренном свойстве, главной черте рыночной экономики. Говоря о главном свойстве рыночной экономики, А. Маршалл обращает внимание не на конкуренцию, а на другое свойство рыночной экономики - "свободу производства и предпринимательство".

 

В самом деле, конкуренция лишь создает ситуацию необходимости поиска конкурентных преимуществ фирмы и конкурентоспособности товара. Конкуренция побуждает совершенствовать весь процесс от производства до потребления. А сами конкурентные преимущества обеспечиваются на основе реализации тех или иных инноваций, т.е. через предпринимательство, так как именно оно является реальным двигателем прогресса.

 

2.1 Инновационные преимущества конкуренции

 

В современной России к настоящему времени сложилась принципиально новая экономическая ситуация и создана достаточно прочная база рыночных отношений, но вместе с тем стало очевидно, что программа экономических реформ нуждается в серьезных изменениях и в первую очередь в плане перехода с макроуровня на уровень конкретного производства. Большинство из них сталкивается с одними и теми же проблемами: замедление роста, снижение рентабельности, отступление на рынке и как результат - снижение конкурентного статуса. Среди различных методов и средств повышения конкурентного статуса особое место занимает активизация инновационных процессов. Поиск новых возможностей и механизмов в разработке и освоении инноваций в тесной связи с проблемами совершенствования хозяйствования и управления приобретает исключительно важное значение.

 

Само понятие предпринимателя как человека, идущего на экономический риск ради получения прибыли и реализации новых коммерческих идей, возникло давно, но исходным для понимания инновационного предпринимательства стали труды Й.Шумпетера.

 

Сейчас обозначился переход к качественно новому типу экономического развития, который называют научно-техническим или инновационным.

 

Подъем инновационного предпринимательства в настоящее время все больше рассматривается как важнейший инструмент развития и трансформации экономической системы в условиях НТП и ключевой ресурс в обеспечении конкурентного преимущества.

 

Вся хозяйственная деятельность предпринимателя подчиняется основным законам экономики, таким как закон стоимости, закон денежного обращения, закон конкуренции.

 

Закон конкуренции определяет, что все участники рынка стремятся получить наиболее выгодные условия для производства и сбыта товаров и услуг. В связи с этим их интересы сталкиваются. Конкуренция в экономике выполняет ряд функций, наиболее важные из которых - определение рыночный стоимости товаров, сведение конкретного труда к общественно необходимому, давление на нерентабельные производства.(12)

 

Особенности конкуренции в инновационной сфере, обуславливающие необходимость ее развития:

 

- конкуренция - главный фактор восприимчивости предприятия к инновациям;

 

- конкуренция вынуждает предпринимателя постоянно искать и находить новые виды продуктов и услуг, которые нужны рынку;

 

- конкуренция способствует тому, что предприниматели стараются освоить продукцию высокого качества по ценам рынка;

 

- конкуренция стимулирует использование наиболее эффективных способов производства.

 

Всю систему факторов конкурентоспособности инновационной фирмы можно разделить на две основные группы:

 

1. Первая группа факторов определяется элементами конкурентного преимущества фирмы. В эту группы внутренних факторов входят различные аспекты рыночной деятельности, отражающие степень использования факторов производства.

 

2. Вторая группа факторов (внешних) включает параметры социально-экономической среды.

 

Кроме отмеченных, следует выделить факторы, оказывающие непосредственное влияние конкурентоспособности фирмы: полезный эффект производимых товаров, цена потребления производимых товаров, эффективность производства.

 

Приведенная классификация факторов конкурентоспособности инновационной фирмы обеспечивает адекватность анализа и влияния причин неконкурентоспособности инновационных фирм.

 

Основной формой конкуренции в инновационной сфере является научно-техническое превосходство новой продукции, а основными признаками, по которым можно сгруппировать виды конкуренции в сфере инновации, являются: во-первых, субъекты конкуренции (индивидуальная и групповая); во-вторых, характер отношений (свободная, олигополистическая, монополистическая); в-третьих, функциональное назначение (внутриотраслевая, межотраслевая, региональная); в-четвертых, методы действия (ценовая и неценовая, добросовестная и недобросовестная).

 

Конкуренцию стимулирует рынок инноваций, формирующий научные организации, временные научные коллективы, вузы, научно-исследовательские организации. Основными формами осуществления участия инновационной фирмы в рынке новшеств являются наличие научно-технической и экспериментальной базы для проведения НИОКР, приобретение лицензий на право производства продукции, покупка ноу-хау.(14)

 

2.2 Стратегия инновационного поведения предприятия

 

Как и анализ спроса, изучение конкурентов осуществляется в три этапа:

 

1. выявление действующих и потенциальных конкурентов;

 

2. анализ показателей деятельности и стратегий конкурентов;

 

3. выявление их сильных и слабых сторон.

 

Выбор фирмой стратегии поведения зависит от вида ее предпринимательской деятельности и рыночной конъюнктуры.

 

Предпринимательская стратегия представляет собой детальный план выхода на рынок с нововведением и обеспечение посредством его долгосрочных конкурентных преимуществ.

 

Выделяют четыре предпринимательских стратегии, названия которых говорят сами за себя:

 

- ворваться первым и нанести массивный удар;

 

- напасть быстро и неожиданно;

 

- найти и захватить экономическую нишу;

 

- изменить экономические характеристики продукта, рынка или отрасли.

 

Конкурентная стратегия инновационной деятельности зависит от того, на каких этапах НТП оказывается роль тех или иных фирм. Принимая стратегическое решение, нужно ответить на вопросы:

 

- Что и в каком количестве производить?

 

- Для кого и когда производить?

 

Для того чтобы ответить на эти вопросы, стратегия фирмы должна выработать правила:

 

1. Исследования условий конкурентного преимущества.

 

2. Распределение имеющихся ресурсов.

 

3. Взаимодействие с рынками факторов производства, ценных бумаг, валютными рынками.

 

4. Формирование эффективной ценовой политики.

 

5. Предотвращение банкротства.

 

Как полагают Н. Мусов и В. Ненадышев, возможны две модели предпринимательства, с которыми инновационная деятельность связана напрямую и от которых зависит предпринимательское поведение на рынке.

 

Первая модель характеризуется тем, что предприятие стремится организовать работу с расчетом на максимальную отдачу ресурсов. В данном случае действует фактор, присущий стратегии выживания, которые не учитывает концепции управления ростом или инновациями. Стратегия выживания достигается за счет жесткой регламентации структуры, краткосрочного планирования, слабого регулирования проблемных ситуаций. При этом падает эффективность инноваций, сокращается доля рынка.

 

Вторая модель - инновационная - предлагает поиск новых путей развития, направления экономического прорыва, нейтрализацию сопротивления изменениям, стимулирование инновационной деятельности. Такая агрессивная рыночная стратегия обеспечивается за счет создания и поддержания технологического опережения конкурентов.

 

В зависимости от позиции на рынке и предъявляемых в этой связи претензий существуют различные стратегии ведения конкурентной борьбы:

 

1. Наступательная стратегия характеризует предпринимателей, которые выпускают товары на рынок с принципиально новыми свойствами.

 

2. Оборонительная стратегия - удержание позиций на имеющихся рынках. Главная функция - оптимизировать отношение “затрата - результат” в инновационном процессе.

 

3. Имитационная стратегия, чаще всего используемая в условиях коммерческой неопределенности.

 

4. Лидирующая стратегия используется предпринимателями, имеющими сильные рыночные технологические позиции.

 

Выбор конкурентной стратегии на основе анализа исследований приведенных М.Портером, определяет два главных момента:

 

- структуру отрасли, в которой действует фирм;

 

- позицию, которую фирма занимает внутри отрасли.

 

Фирма должна не только реагировать на изменение структуры отрасли, но и выбирать соответствующую позицию для получения конкурентного преимущества, характеризуемого низкими издержками, дифференциацией продукции, высокой нормой прибыли.

 

Вид конкурентного преимущества и сферу, в которой оно достигается, можно, используя модель пяти сил по М.Портеру, объединить в понятие типовой стратегии.

 

- структуру отрасли, в которой действует фирм;

 

- позицию, которую фирма занимает внутри отрасли.

 

Фирма должна не только реагировать на изменение структуры отрасли, но и выбирать соответствующую позицию для получения конкурентного преимущества, характеризуемого низкими издержками, дифференциацией продукции, высокой нормой прибыли.

 

Вид конкурентного преимущества и сферу, в которой оно достигается, можно, используя модель пяти сил по М.Портеру, объединить в понятие типовой стратегии.

 

Существенной характеристикой инновационного процесса является его целенаправленность, развитие в строго определенном и заранее заданном направлении. Из этой предпосылки вытекает необходимость признания стратегического мышления менеджмента предприятий и управляемого преодоления барьеров, стоящих на пути нововведений. Однако эмпирические исследования поведения инновационно активных предприятий показывают, что такой рационалистический и «менеджмент-центристский» подход имеет ограничения и не в полной мере учитывает реальную ситуацию инициирования нововведений, в которой часто присутствует элемент спонтанности. В связи с этим обстоятельством в данном разделе под целью мы будем понимать «не столько называемую, артикулируемую руководством цель инновационного проекта, но саму логику (подспудно присутствующую направленность) инновационной деятельности».

 

Спонтанность и бессистемность может характеризовать не только начальный этап, но и процесс нововведений на всем его протяжении. На одном предприятии периоды спонтанности и целенаправленного регулирования инновационного процесса могут чередоваться, что может проявляться в преобладании «активной» или «пассивной» модернизационной политики.

Информация о работе Инновации в гостинице