Инновация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2013 в 17:35, доклад

Описание работы

Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «новационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем.
Таким образом, необходим процесс: инвестиции -- разработка -- процесс внедрения -- получение качественного улучшения

Файлы: 1 файл

Инновация.docx

— 32.37 Кб (Скачать файл)

Инновация -- это внедренное новшество, обеспечивающее качественный рост эффективности процессов или продукции, востребованное рынком. Является конечным результатом интеллектуальной деятельности человека, его фантазии, творческого процесса, открытий, изобретений и рационализации. Примером инновации является выведение на рынок продукции (товаров и услуг) с новыми потребительскими свойствами или качественным повышением эффективности производственных систем.

Термин «инновация» происходит от латинского «novatio», что означает «обновление» (или «изменение») и приставке «in», которая переводится с латинского как «в направление», если переводить дословно «Innovatio» -- «в направлении изменений». Само понятие innovation впервые появилось в научных исследованиях XIX в. Новую жизнь понятие «инновация» получило в начале XX в. в научных работах австрийского экономиста Й. Шумпетера в результате анализа «новационных комбинаций», изменений в развитии экономических систем.

Таким образом, необходим  процесс: инвестиции -- разработка -- процесс внедрения -- получение качественного улучшения.

Понятие инновация относится  как к радикальным, так и постепенным (инкрементальным) изменениям в продуктах, процессах и стратегии организации (инновационная деятельность). Исходя из того, что целью нововведений является повышение эффективности, экономичности, качества жизни, удовлетворенности  клиентов организации, понятие инновационности можно отождествлять с понятием предприимчивости -- бдительности к новым возможностям улучшения работы организации (коммерческой, государственной, благотворительной, морально-этической).

Инновация -- это такой процесс или результат процесса, в котором:

§ используется частично или  полностью охраноспособные результаты интеллектуальной деятельности

§ обеспечивается выпуск патентоспособной продукции; и/или

§ обеспечивается выпуск товаров  и/или услуг, по своему качеству, соответствующих  или превышающих мировой уровень;

достигается высокая экономическая  эффективность в производстве или  потреблении продукта.

2. Виды инноваций

Технологические -- получение нового или эффективного производства имеющегося продукта, изделия, техники, новые или усовершенствованные технологические процессы. Инновации в области организации и управления производством не относятся к технологическим.

Социальные (процессные) -- процесс обновления сфер жизни человека в реорганизации социума (педагогика, система управления, благотворительность, обслуживание, организация процесса).

§ Продуктовые.

§ Организационные.

§ Маркетинговые.

3. Классификация инноваций

Для управления инновационной  деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего необходимо уметь отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения - цвета, формы и т.п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия.

Новизна инноваций оценивается  по технологическим параметрам, а  также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

В зависимости от технологических  параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов, а процессные означают новые методы организации производства. Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия.

По типу новизны для  рынка инновации делятся на:

а) новые для отрасли  в мире;

б) новые для отрасли  в стране;

в) новые для данного  предприятия (группы предприятий).

По месту инноваций  в системе (на предприятии) можно  выделить:

а) инновации «на входе» предприятия (изменения в выборе сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

б) инновации «на выходе»  предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

в) инновации системной  структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины  вносимых изменений выделяют инновации:

а) радикальные (базовые);

б) улучшающие;

в) модификационные (частные).

Научно-исследовательским  институтом системных исследований (РНИИСИ) предложена расширенная классификация  инноваций с учетом сфер деятельности предприятия. Согласно этому признаку инновации подразделяются на:

1) технологические; 2) производственные; 3) экономические; 4) торговые; 5) социальные; 6) в области управления.

Известна классификация  инноваций, предложенная А.И. Пригожиным, включающая разделение инноваций по пяти группам на основе критериев:

1. Распространенности (единичные  и диффузные);

2. Места в производственном  цикле (сырьевые, обеспечивающие (связывающие)  и продуктовые);

3. Преемственности (замещающие, отменяющие, возвратные, открывающие  и ретровведения3);

4. Охвата ожидаемой доли рынка (локальные, системные и стратегические);

5. Инновационного потенциала  и степени новизны (радикальные,  комбинаторные и совершенствующие).

Четвертое и пятое деления  классификации, учитывающие масштаб  и новизну инноваций, а также  интенсивность инновационного изменения, в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций  и имеют значение для экономической  оценки их последствий и обоснования  управленческих решений.

С.Д. Ильенкова справедливо отмечает, что выдающееся инновационное исследование было выполнено в 20-х гг. ушедшего века российским ученым Н.Д. Кондратьевым - автором теории больших циклов хозяйственной конъюнктуры. Он обосновал идею множественности циклов и разработал модели циклических коротких (продолжительность 3-3,5 года), торгово-промышленных (средних) циклов (7-11 лет), больших циклов (48-55 лет).

Концепция больших циклов Н.Д. Кондратьева состоит из следующих  основных частей: эмпирическое доказательство «большой модели цикла», некоторые  эмпирически установленные закономерности, сопровождающие длительные колебания  конъюнктуры, их теоретическое объяснение, или теория больших циклов конъюнктуры.

Для обоснования больших  циклов им проанализирован обширный фактический материал - статистические данные четырех ведущих капиталистических  стран: Англии, Франции, Германии, США. Исследовалась динамика цен, процент  на капитал, заработная плата, объем  внешней торговли, а также производство основных видов продукции промышленности по индексам общемирового производства. В результате проведенные по данным, охватывавшим период 140 лет, исследования показали наличие циклических волн продолжительностью 48-55 лет.

инновация управление стратегия информационный

3.1Общая (традиционная) классификация  инноваций и инновационных продуктов

Основу ее составляют следующие  признаки.

1. Как источник идеи  для инновации могут выступать:

а) открытие, научная идея, научная теория, явление;

б) изобретение, ряд изобретений, лицензии;

в) рационализаторские предложения;

в) прочие ситуации.

2. Вид новшества.

Новшество в материальном, осязаемом виде может принимать  форму:

а) продукта, его конструкции  или устройства, системы и механизма;

б) технологии, метода, способа; в) материала, вещества;

г) живых организмов, растений;

д) постройки, здания, сооружения, офиса, цеха или участка, другого  архитектурного решения;

е) информационного продукта (проекта, исследования, разработки, программы  и т.п.; ж) услуги;

з) прочих решений.

3. По областям применения  в научно-производственном процессе  в сфере промышленности, транспорта, связи и сельского хозяйства  выделяются следующие виды инноваций:

- научно-исследовательские, которые изменяют процесс в сфере НИОКР;

- технические или продуктовые появляются обычно в производстве продуктов с новыми или улучшенными свойствами, ведут к изменению технологий деловых процессов у потребителя;

- технологические возникают  при применении улучшенных, более  совершенных способов изготовления  продукции, ведут к изменению  технологий деловых процессов  у потребителя;

- информационно-коммуникационные, ведут к изменению технологий  обработки информации и технологии  связи у потребителя;

- маркетинговые, которые  ведут к изменениям в исследовании  рынков и работе на них, изменениям  брэндов товаров и организаций;

- логистические, ведут  к изменениям в сфере организации  движения потоков, снабжении и  сбыте.

- организационно-управленческие, которые ведут к изменениям  в организационном механизме  и системе управления, совершенствуют  их;

- социально-экономические,  правовые и другие, которые изменяют  социальные, экономические и правовые  условия функционирования предприятия.

4. По областям применения  в сферах обслуживания:

а) образование;

б) питание;

в) спорт и молодежь;

г) культура и шоу;

д) здравоохранение;

е) правовое обслуживание и  охрана;

ж) туризм;

з) торговля;

и) финансовое обслуживание;

к) другие.

5. По уровню новизны  инновационные товары и услуги  могут распределяться на обладающие признаками:

а) мировой новизны;

б) отечественной новизны;

в) отраслевой новизны;

г) новые для фирмы;

д) расширение имеющейся  гаммы товаров, ассртимента, портфеля товаров и услуг;

е) обновленные товары и  услуги;

ж) товары и услуги с измененным позиционированием;

з) с сокращенными издержками (производственные инновации).

6. Масштабы распространения  инноваций:

а) транснациональные;

б) народнохозяйственные и  федеральные;

в) региональные;

г) муниципальные;

д) в рамках объединений  и ассоциаций;

е) в рамках организации;

ж) в рамках подразделения.

7. Широта воздействия  инноваций:

а) глобальное, мировое;

б) народнохозяйственное, национальное;

в) отраслевое;

г) локальное.

8. Темпы осуществления  инноваций:

а) быстрые, нарастающие;

б) замедленные, равномерные;

в) медленные, затухающие.

9. Стадии жизненного цикла  инноваций, с которых начинается  инновационный процесс для данной  организации и которыми он  заканчивается:

а) исследования;

б) разработки;

в) промышленное производство;

г) маркетинг;

д) логистика;

е) диффузия;

ж) рутинизация;

з) сервисная поддержка.

10. По глубине вносимых  изменений выделяют инновации:

а) радикальные или базовые;

б) улучшающие;

в) модификационные или частные.

11. По преемственности:

а) открывающие, за которыми может следовать поток новых инноваций, на которых основан мультипликационный эффект;

б) закрывающие, инновации  закрывающие ряд отраслей;

в) замещяющие;

г) отменяющие;

д) ретровведения.

3.2 Классификация инноваций,  учитывающая развитие технологий  на основе «подрывных» инноваций.

Эволюция инновационных  стратегий и инновационного бизнеса  согласно концепции К. Кристенсена предполагает периодическую смену «подрывных» и поддерживающих технологических инноваций и их приложений - инновационных продуктов и услуг.

«Подрывные» технологии - те которые идут на смену устоявшимся и развитым технологиям. Они ведут с собой новые продукты и новые услуги, которые сменяют прежние. Так, на смену мини-компьютерам пришли персональные компьютеры, на смену универсальные магазинов пришли сети дисконтных магазинов, на смену метало-литейным комбинатам пришли сталелитейные мини-заводы, на смену тросовым экскаваторам пришли телескопические экскаваторы. «Подрывные» инновации, стратегии постепенно вытесняют поддерживающие инновации. Вместе с ними изменяется весь инновационный бизнес.

4. Применение информационных  технологий в туризме

Несмотря на быстрое развитие информационных технологий, телекоммуникаций и электронной торговли, большинство  туристских организаций только в  середине 1990-х гг. стали активно  использовать Интернет в своей деятельности.

Интернет позволяет туристским организациям, без больших затрат получить доступ к большим группам  потребителей с целью передачи конкретной информации о предлагае-мых продуктах и об организации их продаж; надежно распространять полную и подробную информацию о своей деятельности; быстро и эффективно принимать заявки клиентов и производить бронирование необходимых услуг; сократить расходы на производство и распространение печатной продукции; ускорить и упростить взаимодействие с партнерами на рынке.

В момент продажи туристская услуга - не более чем информационный продукт об услугах, которые будут  предоставлены клиенту. Сейчас конкурентная борьба среди участников туристского  рынка кроме цены и качества обслуживания разворачивается вокруг доверия  клиента к предоставляемой ему  информации.

Традиционно поставщики туристских услуг (гостиницы, рестораны, транспортные компании, музеи и др.) взаимодействовали  с клиентами через посредников: туроператоров, турагентства, гостиничные  сети, компьютеризированные сети бронирования. Сегодня появились виртуальные посредники - сайты гостиниц, авиакомпаний, туристских фирм. Это позволяет туристу непосредственно, без участия туристских фирм, получать информацию и заказывать услуги в любом сочетании производителей и посредников.

Из общей массы приобретаемых через Интернет услуг три четверти приходится на Соединенные Штаты, где свыше 60 % туристов используют Интернет для поиска подходящих туров. Результаты проводимых исследований подтверждают, что в туристской отрасли спрос сильно зависит от стоимости и оперативный поиск необходимой информации часто играет решающую роль, поэтому все больше потребителей предпочитают поиск и заказ билетов и отелей именно в сети Интернет любому другому источнику информации. В 2004 г. объем продаж туристских услуг в США с использованием онлайновых технологий значительно возрос и составил 54 млрд долл. США, или 23 % всех сделок. Наибольший доход принесла онлайновая продажа авиабилетов - 23,3 млрд долл. США, на втором месте - бронирование мест в отелях (11,6 млрд долл. США). Объем сетевых услуг растет как в крупных виртуальных турагентствах, так и на сайтах туроператоров. Согласно исследованиям, разработка и внедрение новых онлайновых технологий приведет к дальнейшему увеличению количества бронирований туристских услуг в Интернете, а объем продаж через веб-сайты туроператоров к 2009 г. может составить 60 % (в 2006 г. 56 %).

Информация о работе Инновация