Инновации в КНР

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2013 в 22:46, реферат

Описание работы

Инновационность — одна из главных характеристик курса развития, намеченного XVII съездом КПК. В документах съезда это понятие употребляется многократно, в самых различных сочетаниях и аспектах. Речь идет об инновациях в организационной и кадровой работе правящей партии, в государственном управлении и культуре, в практике и теории. Инновации сопрягаются с реформами.
Если попытаться как-то суммировать разнообразный спектр предлагаемых инноваций, то в нем можно выделить два главных класса. В первом случае инновации понимаются в широком смысле этого слова.

Файлы: 1 файл

Инновации.docx

— 182.60 Кб (Скачать файл)

Инновации

Инновационность — одна из главных характеристик курса  развития, намеченного XVII съездом КПК. В документах съезда это понятие  употребляется многократно, в самых  различных сочетаниях и аспектах. Речь идет об инновациях в организационной и кадровой работе правящей партии, в государственном управлении и культуре, в практике и теории. Инновации сопрягаются с реформами. 
Если попытаться как-то суммировать разнообразный спектр предлагаемых инноваций, то в нем можно выделить два главных класса. В первом случае инновации понимаются в широком смысле этого слова. Это — глубокие, как правило, беспрецедентные, преобразования в разных областях жизнедеятельности государства и общества, либо инициированные сверху, и в этом случае они идентичны радикальным по своей сущности реформам, либо начавшиеся снизу, но позднее получившие санкцию верхов. 
В таком смысле весь путь Китая за три последних десятилетия является инновационным. Прокладывая его, китайские реформаторы находили специфические способы институционального развития. Новые институты не дублировали какие-либо известные образцы, но, с одной стороны, полностью отвечали национальной и социально-экономической специфике и требованиям времени, а с другой — были переходными, позволяли относительно плавно переходить от старых, привычных порядков к новым, как правило, еще несовершенным, но имеющим перспективу дальнейшего развития или последующей замены. Можно вспомнить такие уникальные инновации, как переход от сельских народных коммун к семейному подряду, как создание специальных зон и двухколейной системы в экономике, как консультативная демократия в политической сфере. 
Инновации в узком смысле слова наиболее адекватно тракту-ются, с нашей точки зрения, в специальном докладе Организации экономического сотрудничества и развития, посвященном обзору инновационной политики Китая. «В современной экономической мысли, — говорится в докладе, — инновационная система определяется как целенаправленная комбинация рыночных и нерыночных механизмов, имеющая цель оптимизировать про-изводство, размещение и использование новых знаний для ус-тойчивого роста путем институционализированных процессов в государственном и частном секторах»1. 
С этой точки зрения, та модель, на которую опирался и до сего времени в основном опирается экономический рост в Китае, не является инновационной. Главными двигателями роста в ней являлись и являются инвестиции и экспорт, а инновации, в первую очередь, собственные, отечественные, долгое время играли подсобную и несистемную роль. 
Впервые задача построения экономики, базирующейся на собственных инновациях, была поставлена в 2006 г., когда Госсовет КНР принял Основы государственного плана среднесрочного и долгосрочного развитии науки и техники на 2006—2020 гг. Работа над этим документом, в которой участвовали более 2 тыс. специалистов, началась в 2003 г. Инновационный курс был опре-делен как новая национальная стратегия. Согласно этой стратегии Китай к 2020 г. должен стать инновационным государством. Главный упор сделан на развитии собственных инноваций. Долю расходов на НИОКР в ВВП намечено увеличить с 1,34 % в 2005 г. до 2,5 % к 2020 г., а вклад научно-технического прогресса в эко-номическое развитие поднять выше 60 %, или более чем вдвое. Зависимость от импортных технологий снизится до 30 %. Китай войдет в пятерку ведущих стран по числу патентов на изобретения, выданных его гражданам, и по числу ссылок на научные публикации отечественных ученых. Предполагается, что к середине столетия Китай станет мировым лидером в науке и технике. 
Особое внимание уделяется инновациям в «узких местах» экономического развития, таких, например, как энергетика, включая весь процесс добычи, переработки и потребления основных энергоносителей и использование новых источников энергии, как обеспечение продовольственной безопасности, как здравоохранение, как производство базового оборудования и техники для станкостроения, транспортного машиностроения, элек-троэнергетики. Прописаны конкретные ориентиры для 16 важ-нейших областей инноваций на пять, десять лет вперед, вплоть до 2020 г. 
Прозвучавший на XVII съезде КПК призыв к созданию национальной инновационной системы направлен, в первую очередь, на построение высокоэффективной, качественной эко-номики. Именно собственные, а не заемные инновации рассмат-риваются в качестве основного рычага для наращивания совокупной национальной мощи. Это не означает, конечно, отрицания необходимости и целесообразности использования на определенном этапе технологических и иных заимствований. Более того, такие заимствования могут постепенно готовить почву для собственных инноваций. Так произошло, например, в автомобильной промышленности, где совместные предприятия, использовавшие иностранные технологии и бренды, долгое время развивались значительно более успешно, чем отечественные. Однако наступает момент, когда акценты могут и должны меняться. 
За последние десятилетия Китай добился определенных успехов в освоении новых и высоких технологий, что говорит об известном повышении технологического уровня промышленного производства в Китае. В 1985 г. Китай, согласно данным Организации ООН по промышленному развитию (ЮНИДО), по экспорту высокотехнологичных товаров еще не входил в число первых 25 стран, но в 1998 г. он уже поднялся на 11-е место в мире. 
Вплоть до 2003 г. Китай ввозил больше высокотехнологичной продукции, чем вывозил, что способствовало образованию значительного отрицательного сальдо по этой группе товаров. Однако, уже начиная с 2004 г. экспорт превысил импорт, и вы-сокотехнологичные товары стали важной статьей внешней торговли, способствуя росту положительного баланса  
По индексу конкурентоспособности промышленности (CIP) в 1985 г. Китай находился на 61-м месте, а в 1998 г. — на 37-м. Как утверждается в докладе, который представил Deutche Bank, производство товаров с высокой добавленной стоимостью в Китае будет прирастать в ближайшие 3—5 лет на 30—40 % в год.2 
В последние годы выпуск высокотехнологичной продукции стал особенно быстро возрастать. Темпы годового роста опережали среднегодовые темпы увеличения ВВП в несколько раз. Еще быстрее рос экспорт этой продукции. В результате эта отрасль сегодня не менее чем наполовину своей мощности работает на экспорт  
В производстве высокотехнологичной продукции наибольшее место занимают электроника и телекоммуникационное обо-рудование, а также компьютеры и офисная техника. Существенно меньшее значение имеют пока фармацевтика, производство медицинского оборудования и приборов и особенно — авиакос-мическая отрасль. 
Однако до недавнего времени достижения Китая в сфере вы-сокотехнологичного производства лишь в небольшой своей части были обязаны прогрессу отечественной науки и техники. Уве-личение высокотехнологичной компоненты в производстве и импорте было прямо пропорционально росту зависимости от ввозных технологий. Если Япония и США зависят от ввозных технологий всего на 10 %, то КНР — более чем на 50 %. Китай импортирует более 70 % оборудования для производства автомо-билей, прецизионных станков с цифровым управлением, текстиля, 90 % — для производства интегральных схем, более 95 % для сложного медицинского оборудования, 100 % — оборудования для производства оптического волокна, телевизоров, мобильных телефонов. Будучи вторым в мире производителем продуктов информационной электроники, Китай почти полностью полагается в этой отрасли на импорт ключевых технологий. 
Иностранный капитал стал абсолютно доминировать в произ-водстве, экспорте и импорте высокотехнологичной продукции. Выпуск такой продукции осуществляется в Китае преимущественно путем отверточной сборки импортных компонентов (полу-проводников, микропроцессоров и др.). Реализация на практике идеи о предоставлении необъятного китайского рынка в обмен на получение передовых технологий, лежавшая в основе курса на широкое привлечение зарубежных инвесторов, оказалась достаточно далекой от первоначального замысла. Этот курс способствовал созданию значительного числа новых рабочих мест, что, конечно, немаловажно для страны. Он открыл для китайского экспорта рынки всех стран и континентов мира, превратил Китай в крупнейшего держателя золотовалютных резервов. Но он не устранил технологическое отставание Китая от развитых стран. Западные ключевые технологии по-прежнему остаются недоступными для Пекина. 
Более того, Китай пока плохо справляется и с освоением, пе-реработкой и доработкой импортных технологий, далеко уступая в этом отношении Японии и Южной Корее. Эти страны, импортируя технологии, очень быстро создают на их основе продукцию с оригинальной интеллектуальной собственностью и начинают ее в массовых масштабах экспортировать. В Китае же основной упор до сих пор делался на прямом использовании ввозных технологий, а не на их модификации, не на создании на их базе новых продуктов. 
Это связано отчасти с недостатками управленческой системы: органы, ведающие импортной политикой, плохо связаны с орга-нами, отвечающими за технологические инновации на предпри-ятиях и планирующими НИОКР. Производственные и исследова-тельские институты мало влияют на принятие решений по импорту, связанному с крупными объектами. Инвестиционная модель и система научно-технического стимулирования недостаточно поощряют инициативное участие в освоении ввозных технологий . 
В результате Китай на 1 юань, затраченный на импорт технологий, расходует всего 7 фэней на их освоение и технические инновации, тогда как Японии и Южная Корея в период индустриального роста тратили на эти цели от 5 до 8 юаней4. В 2004 г. крупные и средние предприятия в Китае затратили 4,8 млрд долл. на импорт технологий и только 735 млн долл. на их освоение5. 
Рассчитывая на импортные технологии, Китай в прошлом уделял сравнительно мало внимания развертыванию собственных инноваций. Ряд китайских специалистов даже не видели в этом необходимости, полагая более целесообразным и экономичным использовать чужие изобретения. При этом ссылались на концепцию преимуществ позднего развития, последователи которой полагали, что некоторые технологически отсталые страны, вступив на путь развития позже передовых, могут с успехом воспользоваться плодами их достижений, избежать их ошибок и рисков и сэкономить тем самым немалые средства. 
Таких взглядов придерживался, например, известный китайский экономист, глава Центра экономических исследований Пекинского университета, а позже и ведущий деятель Мирового банка профессор Линь Ифу. Установка на собственные инновации, утверждал он, не только чрезвычайно затратна, но и сопряжена с большим риском. В лучшем случае пять пионерских проектов из ста увенчаются успехом и обеспечат патент. Но и из этих пяти далеко не все принесут коммерческую выгоду. Например, потому, что продукция не будет востребована на рынке из-за высокой себестоимости или ввиду того, что кто-то получит другой патент, позволяющий производить аналогичную продукцию по более низкой цене. Китай, убеждает Линь Ифу, может обеспечить высокие темпы экономического роста с помощью ввозных технологий минимум в течение 50 лет6. Для развитых стран, с его точки зрения, инновация равнозначна изобретению, а для развивающихся — может означать и имитацию, если она ведет к замене старой технологии относительно новой, хотя, скорее всего и не суперсовременной. Если исключить случаи крайней необходимости, связанные с обороной и безопасностью, то развивающиеся страны не должны идти на чрезвычайно обременительные и рискованные вложения в НИОКР. Эта сфера, настаивает Линь Ифу, должна рассматриваться в одном ряду 
с другими отраслями . 
Иных исходных позиций придерживаются те, кто полагает, что выдвижение Китая на позиции одной из ведущих экономических держав мира невозможно без овладения ключевыми высотами современного научно-технического прогресса. Предприятие, отрасль или государство могут обеспечить свое быстрое и качественное развитие, лишь располагая собственными ключевыми технологиями, лишь имея право собственности на свои ключевые знания, убежден руководитель Центра исследований госсобственности Института структурных реформ при Комитете по реформам и развитию Гао Лян8. 
Роль научно-технического прогресса, основанного на собст-венных, «эндогенных» инновациях, для обеспечения длительного и качественного развития Китая объективно обусловлена факторами, которые требуют смены модели экономического роста. В их числе находятся, прежде всего, ресурсно-экологические ограничения, исчерпание потенциала таких сравнительных преимуществ Китая, как наличие больших резервов дешевой рабочей силы и дешевых финансовых ресурсов, усиливающаяся конкуренция на мировых рынках. 
Избыточная ориентация на имитацию ввозных технологий вела, в конечном счете, к недостаточному финансированию собственных НИОКР, и прежде всего фундаментальных исследований. В результате темпы развития инноваций и НИОКР отставали от темпов экономического роста. В 2006 г. расходы на НИОКР в Китае составили 1,42 % ВВП, тогда как в США — 2,61 %, в Японии и Республике Корея — около 3 % (рис. 33). В 2008 г. удельный вес расходов на НИОКР в ВВП поднялся до 1,52 %. 
Среди 50 ведущих стран мира Китай по способности к тех-ническим инновациям занимал лишь 24-е место, позади Индии и Бразилии. По данным Шведского института управления, на 10 тыс. человек населения в Китае патентуется 10,8 изобретений, тогда как в Японии — 1737, в ФРГ — 1534, в Южной Корее — в 50 раз больше, чем в Китае, в Индии — в 40 раз. 
Такая ситуация находилась в немалой зависимости от состояния фундаментальных исследований. Прежде всего, обращает на себя внимание недостаточность затрат на такие исследования. В США с 50-х годов до середины 60-х годов прошлого века эти затраты увеличивались более чем на 10 % в год, в 90-х годах финансовая поддержка фундаментальной науки еще более возросла, и в 2000 г она составляла 18 % общих расходов на НИОКР. В ФРГ соответствующий показатель равен примерно 20 %, во Франции в 1999 г. он достигал 24 %, а в Китае в 1995 г. он составлял 5,18 %, в 2002 г. — 5,73 %9.  
 
Но дело, конечно, не только в финансах. Китайские эксперты обращают внимание на качественные недостатки отечественных фундаментальных исследований в области естественных наук. В стране очень мало первоклассных ученых, способных возглавлять крупные научные направления, о чем свидетельствует, в частности, небольшое число важнейших международных премий, присуждаемых за открытия китайским ученым. По числу ученых, избираемых иностранными членами престижных зарубежных на-учных обществ и академий, Китай далеко уступает не только раз-витым странам, но и Индии. То же самое касается и участия ки-тайских исследователей в редколлегиях ведущих естественно-на-учных журналов мира. 
Истоки такой ситуации восходят к китайской культурной традиции. Науки, ставящие своей целью постижение законов природы, стали развиваться в Китае довольно поздно, и фунда-ментальная наука не успела еще глубоко укорениться на китайской почве. В отличие от европейской науки, для которой познание объективного мира было в большой мере самоценным как минимум со времен Просвещения и Возрождения (если не с античности), в Китае обретение научных знаний изначально носило по преимуществу прикладной характер. Как свидетельствуют некоторые эксперты, такое отношение превалирует и сегодня: общество требует от науки скорой отдачи, недооценивая ее долговременную роль в накоплении знаний и формировании талантов, отсюда вытекает стремление как можно скорее добиться формальных, но, по сути, малозначимых результатов. 
За последние годы положение в инновационной сфере суще-ственно меняется. Стало очевидно, что хотя ввозные технологии, действительно способствуют существенному повышению произ-водительности труда и технологического уровня многих видов производимой в КНР продукции, в том числе и идущей на экспорт, они не могут решить проблему долгосрочного повышения конкурентоспособности страны на мировых рынках, не говоря уже о достижении целей возвышения Китая и превращения его в ведущую мировую державу. 
Китай начал выдвигаться на лидирующие позиции по всем основным параметрам, характеризующим развитие науки и техники. 
• Намного увеличились вложения в НИОКР. В 2006 г. они достигли 37,7 млрд долл., что ставит Китай по объему финансиро-вания на 5-е место в мире. При этом особенно быстро растет фи-нансирование НИОКР за счет средств предприятий 
• Беспрецедентно быстрыми темпами создаются парки и ин-кубаторы высоких технологий. По числу инкубаторов Китай сегодня занимает 2-е место в мире после США. Для привлечения иностранных ученых создаются китайские технопарки за рубежом.  
• По числу исследователей Китай также уступает только США. На долю США приходится 22,8 % научных сотрудников мира, на долю Китая — 14,7, Японии — 11,7, России — 8,9 %. Ежегодно число дипломированные специалистов в сфере информационных технологий прирастает на 200 тыс. человек, в 5 раз больше, чем в США 
 
• Число патентов, получаемых китайскими учеными, за по-следние годы росло ежегодно на 13—25 % (рис. 36). В 2007 г. оно увеличилось по сравнению с 2006 г. на 31,3 %. По количеству патентов на изобретения Китай вышел на четвертую позицию в мире. В 2006 г. в первую десятку стран по числу выданных патентов на изобретения входили: США (143,8 тыс.), Япония (122,9 тыс.), Южная Корея (73,5), Китай (53,3 тыс.), Россия (23,4 тыс.), Германия (17,1 тыс.), Канада (15,5 тыс.), Франция 
 
 
(11,8 тыс.), Австралия (11 тыс.) и Великобритания (10,2 тыс.). В мире большинство (16,8 %) патентов выдано на изобретения в сфере компьютеров. В первую тройку также входят телефония и системы передач данных (6,73 %) и компьютерная периферия (6,22 %). В Китае больше патентуются изобретения в сфере натуральных продуктов и полимеров, за которыми следуют патенты в компьютерной сфере. 
Среди резидентов быстрее всего увеличивается число патентов на изобретения, получаемых вузовскими исследователями. Их доля среди получателей таких патентов увеличилась за 2002—2006 гг. с 22 до 30 %, тогда как доля сотрудников НИИ упала вдвое — с 29 до 14 %. Доля бизнеса повысилась с 46 до 51 %. 
• С 1989 по 2005 г. число научных публикаций китайских ис-следователей увеличилось в 35 раз. Наибольший рост публикаций отмечается в физических и химических науках. Удельный вес китайских публикаций, включенных в международные научно-технические поисковые системы 8С1, Е1 и КТР, вырос более чем вчетверо (с 2 до 8,7 %), что ставит Китай на 2-е место в мире (после США, доля которых 28,8 %). По индексу 8С1, который отражает фундаментальные исследования, Китай поднялся до 5-го места (после США, Англии, Германии и Японии). При этом по числу публикаций в некоторых отраслях, например в нанотехнологиях, Китай вплотную приблизился к США. Многие работы выполнены китайскими исследователями совместно с иностранными коллегами, особенно — американскими и японскими, что говорит о растущем международном сотрудничестве китайских ученых. Ведущую роль в росте публикаций играют вузовские исследователи, на долю которых приходится свыше 60 % их общего количества. 
• Китай добивается оптимизации структур и концентрации сил и средств научных работников и разработчиков на ведущих направлениях научно-технического прогресса. С 1998 г. ведется реорганизация Академии наук Китая. К 2010 г. число институтов предполагается сократить со 129 до 30 учреждений, пользующихся высокой репутацией в мировом научном сообществе, включая 5 мировых лидеров. Реализуется новый порядок определения научных приоритетов и финансирования. Высока концентрация финансирования НИОКР и в системе высшего образования: из 700 вузов, ведущих исследования и разработки, 2/3 ассигнований приходится на 50 университетов. При университетах создаются научно-технические компании, парки и инкубаторы. Быстро  
развивается кооперация университетов с бизнесом: они привле-кают 36 % частных расходов на НИОКР. Ведущие университеты принимают участие в государственных программах. В таких пер-воразрядных по мировым меркам университетах, как Цинхуа, Фудань, Цзяотун, имеются свои венчурные фирмы. Университетская система НИОКР ориентируется, прежде всего, на проведение фундаментальных исследований, дополняя тем самым систему Академии наук. 
• Благодаря научно-техническому прогрессу Китай добился немалых достижений в развитии ряда важных отраслей экономики. Освоение технологии выращивания гибридного риса способствует решению продовольственной проблемы. Инновации в нефтяной промышленности позволили поддерживать достигнутый уровень нефтедобычи, несмотря на прогрессирующее истощение запасов нефти на основных месторождениях. Параллельно с беспрецедентным наращиванием мощностей в черной металлургии Китаю удалось намного снизить удельный расход топлива на выплавку 1 т стали, вплотную приблизившись по этому показателю к передовым мировым нормам. Значительный технологический прогресс отмечен в станкостроении, в производстве компьютеров и бытовой электротехники, в аэрокосмической промышленности.  
Вместе с тем не все названные выше показатели могут оцени-ваться только как позитивные. Некоторым из них присущи и не-гативные черты. Так, профессор Пекинского университета Се Тяньюй, имеющий многолетний опыт работы в Японии, отмечает, что ориентация китайских университетов на мировое признание в соответствии с американскими и европейскими критериями не обязательно полезна для Китая. Например, число публикаций и их цитируемость за рубежом может означать лишь, что те или иные работы китайских исследователей более востребованы в США или в Японии, где для их использования имеется развитая производственная база. Для Китая же, где такой базы нет, они не нужны. В этом случае единственной целью публикаций становится повышение личного или ведомственного престижа10. 
Рабочая группа Инженерной академии Китая, исследовавшая проблемы технологических инноваций и развития новых и высоких технологий, также отмечает разрыв, существующий между системой высшего образования и инженерно-технологическими инновациями. С точки зрения входивших в ее состав экспертов, инженерное образование в университетах слитком тяготеет к  
теории и слабо связано с производственной практикой, с инно-вационной деятельностью. Преподавательский состав не имеет инженерного опыта, плохо знаком с рыночной конъюнктурой. Наиболее перспективные результаты научной деятельности уни-верситетов и исследовательских институтов достаются собственным компаниям, созданным при них на предыдущем этапе реформ, а предприятиям передают то, что имеет слабую производственную и рыночную перспективу. В докладе этой рабочей группы указывается и на то, что вследствие ведомственных барьеров подсистемы национальной инновационнной системы имеют закрытый характер и слабо связаны между собой. Еще одним недостатком группа считает слабое развитие некоммерческих посреднических (неправительственных) организаций11. 
Как шаг вперед можно отметить существенное увеличение роли бизнеса в становлении национальной инновационной модели в Китае. В большинстве развитых стран государство обеспечивает не более 45 % научных бюджетов. Остальные средства поступают из коммерческого сектора. К примеру, в 2002 г. в США 66 % инвестиций в науку и 72 % исследований обеспечивались частными фирмами. Во Франции на долю бизнеса приходится 54 % инвестиций в науку, в Японии — 69 %. Принципиально иная картина наблюдается в развивающихся странах. В Индии «бизнес-составляющая» не превышает 23 %, в России и Бразилии — немногим больше. 
В Китае с начала 1990-х годов доля бизнеса в финансировании НИОКР увеличилась с менее чем 2/5 до 2/3. Соответственно основная масса НИОКР постепенно перемещается в сферу бизнеса. В этом плане КНР идет в русле мировых тенденций. В большинстве развитых стран на предпринимательский 
 
сектор приходится до 3/4 НИОКР. Правда, надо заметить, что в Китае эти изменения происходят пока в немалой степени благодаря механическому преобразованию некоторых государственных исследовательских институтов в коммерческие фирмы без создания необходимых условий для ведения бизнеса, полностью ориентированного на инновации. 
Существует достаточно очевидное разделение сфер приложения затрат на НИОКР между государством и бизнесом. Бизнес финансирует в основном исследования и разработки, осуществ-ляемые в своем собственном секторе. Участие государства в этом секторе крайне ограничено. Научно-исследовательские институты получают средства преимущественно от государства и в небольшой части — от бизнеса. Что касается университетских НИОКР, то они оплачиваются в несколько большей степени государством, но немалая часть расходов падает также на бизнес. 
Эта тенденция имеет, однако, и свою оборотную сторону. Поскольку в Китае пока еще очень мало крупных корпораций, заинтересованных не только в прикладных исследованиях и опытно-конструкторских разработках, но и в фундаментальных исследованиях, постольку последние при изменениях в структуре финансирования НИОКР оказались в серьезном проигрыше. Доля государственных исследовательских институтов, призванных играть ведущую роль в фундаментальной науке, в расходах на НИОКР сократилась с примерно половины до менее чем 1/5. 
 
 
Соответственно большинство людей, ведущих НИОКР, даже в научно-исследовательских институтах, заняты не научными исследованиями, будь то фундаментальными или прикладными, а опытно-конструкторскими разработками. 
 
С точки зрения наличия предпосылок для становления само-стоятельной инновационной системы, Китай существенно уступает нынешним лидерам научно-технического прогресса и России, особенно учитывая отсутствие долговременных исторических традиций и школ в китайской фундаментальной науке, о чем речь шла выше (рис. 40). 
Несмотря на определенные достижения, способность Китая к самостоятельному инновационному развитию все еще оценивается как недостаточная12. Основные слабости организации НИОКР заключаются в следующем. 
• вопреки усилиям по созданию единой, консолидированной национальной системы НИОКР, она остается все еще фраг-ментарной и раздробленной; 
• связи с бизнесом, особенно фундаментальных и прикладных исследований, недостаточны; 
• в расчете на одного ученого США тратят 230 тыс. долл. Япония — 164,5 тыс., а Китай — 88,8 тыс. долл.; 
• Китай далеко отстает от развитых стран по числу исследо-вателей в расчете на 1 миллион жителей;? 
• требует дальнейшего упрочения защита интеллектуальной собственности; 
• нынешняя преимущественная ориентация системы НИОКР на экспериментальные разработки, а не на фундаментальные и прикладные исследования является камнем преткновения на пути к устойчивому, долгосрочному развитию китайской экономики. Недофинансирование фундаментальной науки служит одной из главных причин относительно низкой патентоспособности исследований; 
• число публикаций в точных и инженерных науках и число заявок на патенты в прикладных и экспериментальных раз-работках в расчете на одну тысячу исследователей существенно меньше, чем в развитых странах. 
Важной составной частью политики включения Китая в гло-бализацию стала широкая подготовка китайских научных кадров в лучших зарубежных университетах. Неизбежный спутник таких программ — «утечка мозгов». До конца 2006 г. общее число ки-тайских граждан, выехавших за рубеж для получения образования, составило 1067 тыс. человек. Из них возвратилось в страну 275 тыс. человек13. Осознавая серьезность и многоаспектный характер этой проблемы, китайское руководство принимает ряд мер, направленных на ее смягчение. Так, китайским исследователям, как и иностранным ученым, работающим в Китае, разрешено свободно покидать страну и возвращаться в нее с перемещением за рубеж и из-за рубежа заработанных ими денег за вычетом налога. Для возвращающихся из-за границы ученых  
создаются парки развития и инкубаторы, предоставляются четы-рехлетние гранты на сумму до 1 млн юаней. С целью привлечения особенно выдающихся ученых создаются специальные программы (такие, как «100 талантов» и др.). Тем не менее, несмотря на все эти меры, значительная часть китайских специалистов, прошедших обучение за рубежом и получивших докторскую степень, остается там жить и работать. Причем понятно, что их решение определяется не только материальными, но и нематериальными факторами 
Дополнительный доступ к западным технологиям открывает все более расширяющийся в настоящее время экспорт китайского капитала, сопровождаемый внешними слияниями и поглощениями иностранных компаний. Интеллектуальные ресурсы Запада привлекаются и путем создания зарубежных технопарков, используемых как плацдармы для экспорта капитала. 
Эффективность национальной системы инноваций в очень большой степени определяется способностью предприятия как главного субъекта рыночной экономики воспринимать и произ-водить инновации, способствовать научно-техническому прогрессу и пользоваться его результатами. На этом направлении достигнуты определенные успехи. 
• В Китае значительно больше крупных успешных компаний, использующих инновации, чем в других странах БРИК. Они выросли в основном из государственных научно-исследовательских институтов. 
• Быстро растут малые (до 300 занятых) технологические фирмы. Будучи одним из результатов крупных государственных вложений в развитие научных парков и инкубаторов, они по-прежнему продолжают получать ту или иную государственную поддержку. 
• В таких наиболее продвинутых провинциях, как Чжэцзян, Цзянсу, Гуандун, начинает формироваться инновационная сеть из чисто рыночных малых фирм. 
• Многообещающие перспективы открывает начавшаяся широкая интеграция ведущих научно-исследовательских учреждений и вузов с крупнейшими промышленными предприятиями. В 2007 г. при поддержке правительства созданы четыре таких промышленно-исследовательских альянса в металлургии, угледобыче, химической промышленности и сельскохозяйственном машиностроении, объединивших 26 ведущих предприятий, 18 ведущих университетов и 9 головных исследовательских институтов с целью обеспечить технический прогресс и структурное совершенствование всей китайской промышленности. 
Вместе с тем предпринимательская активность в создании среды, дружественной для развития НИОКР и использования их результатов, еще далеко не может считаться удовлетворительной. Нехватка технологических ресурсов и отсутствие механизма, по-буждающего предприятия осуществлять технологические инно-вации, тормозят «индустриализацию нового типа». Трудоемкие производства, на которые в очень большой степени ориентировались до последнего времени частные предприятия, как правило, не располагают достаточными накоплениями и опытными кадрами для инновационной деятельности. Предприятия же, имеющие достаточно высокую прибыль, чаще всего предпочитают инве-стировать ее не в рискованные и не обещающие скорую отдачу инновации, а, например, в куда более доходную недвижимость. 
Неготовность государственных предприятий развивать НИОКР путем сколько-нибудь значительных инвестиций не всегда связана с нехваткой у них средств. Высокоприбыльные предприятия, как, например, в автомобилестроении, могут значительно уступать в этом отношении предприятиям менее прибыльным. Проблема состоит в том, что руководители успешно работающих государственных предприятий часто не готовы идти на риск дол-госрочных вложений в исследования и разработки, плоды которых они вряд ли увидят в пределах срока своих полномочий. Поэтому они предпочитают идти более легким путем технологической кооперации с иностранными фирмами при сохранении зависимости от них, нежели прокладывать собственные, неизведанные дороги14. Именно на преодоление такой косности направлен провозглашенный ныне государственный курс всемерной поддержки инноваций. 
По данным ГСУ КНР, в 2003 г. только на 30 % крупных и средних предприятиях страны велись научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В разработку новых продуктов и технологий в Китае инвестируется лишь 0,75 % дохода от продаж, тогда как, по зарубежному опыту, этот показатель для успешного перспективного развития предприятия должен быть не менее 3 %. Если он не достигает 2 %, то предприятие, как правило, не выдерживает рыночной конкуренции. В отраслях же, связанных с высокими технологиями, затраты на НИОКР обычно составляют более 10 % от суммы продаж. В Китае оптимальные показатели пока не достигнуты 
 
В целом можно отметить ряд недостатков, мешающих развитию НИОКР на предприятиях: 
• слабы стимулы к инновациям у госпредприятий. Осущест-вляемое в настоящее время реформирование этих предприятий, направленное на повышение их конкурентоспособности и включающее такие меры, как акционирование с привлечением национального и иностранного капитала, способствует росту эффективных вложений в НИОКР; 
• существующая система государственных коммерческих банков плохо ориентирована на кредитную поддержку малых и средних предприятий и, в частности, их инновационной и, тем более, венчурной деятельности. Реформирование этой системы, создание более мобильной сети частных кредитных институтов могут содействовать исправлению ситуации; 
• китайские предприятия испытывают серьезную нехватку вы-сококвалифицированных кадров, способных вести НИОКР и внедрять их результаты. Эта нехватка, обусловленная не-достаточными вложениями бизнеса в подготовку работников высокой квалификации, особенно ощущается в связи с очень высокими темпами роста экономики; 
• отечественные китайские предприятия существенно уступают иностранным в возможностях конкурировать за привлечение способных менеджеров и талантливых исследователей. 
Курс на строительство инновационной экономики — это процесс, затрагивающий отнюдь не только и даже не столько собственно область экономики и область науки. Он далеко выходит за их пределы, охватывая сферы государственного строительства, образования, культуры. Это решающий прорыв в модернизации китайского общества, переходе от традиционного общества к обществу современному. Это одновременно и решающая трансформация общественного сознания, движение от пассивного усвоения и трансляции знаний и навыков к креативности, ин-новационности, предприимчивости. Это решительный разрыв с традиционной научной культурой комментаторства и плагиата. 
Учитывая относительно слабые заделы в фундаментальных исследованиях, ограниченный пока еще объем ассигнований на НИОКР по отношению к объему ВВП, высокую долю технологичной продукции, приходящуюся на предприятия с иностранным капиталом, институциональные недостатки и другие факторы, нельзя не признать, что Китаю понадобится еще немало времени, чтобы опираться преимущественно на собственные инновации. Чтобы создать национальную инновационную систему, Китаю предстоит пройти большой и трудный путь, изыскать немалые ресурсы, перестроить научно-техническую политику, существенно расширить и улучшить подготовку кадров. Эффектив  
ное функционирование национальной инновационной системы требует комплексной государственной поддержки, включающей бюджетные ассигнования, налоговое регулирование, государст-венные закупки и т. п. 
Выстраивая свою инновационную стратегию, Китай не может сбрасывать со счетов то обстоятельство, что развитые страны сегодня почти полностью контролируют производство и НИОКР в области новых и высоких технологий. Сегодня Китай далеко еще не готов полномасштабно конкурировать в этой области с Западом, располагающим созданной за многие годы мощной научно-технической базой. В 2002 г. на долю КНР приходилось всего 1,7 % мировых инвестиций в НИОКР, тогда как на долю США — 43 %, на долю Японии — 25 %15. 
В этой ситуации для Китая становится еще более важным, чем прежде, развитие многосторонней инновационной кооперации. Такая кооперация должна, прежде всего, включать в качестве обязательного компонента тесное сотрудничество между научными учреждениями и предприятиями. Далее, необходимо внутриотраслевое сотрудничество между предприятиями, позво-ляющее достижения каждого из них сделать общим достоянием. Наконец, не обойтись и без международного научно-технического сотрудничества. И в этом отношении неплохие перспективы имеются у российско-китайского партнерства.



Информация о работе Инновации в КНР