Инновации как объект прогнозирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2014 в 22:21, контрольная работа

Описание работы

Нововведения, или инновации, распространяются на новые продукты, способы их производства, новшества в организационной и финансовой сфере. Разработка, внедрение в производство новой продукции имеют для организации важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами. Для успешного осуществления внедрения инноваций на предприятии необходима профессиональная система инновационного менеджмента.

Содержание работы

Введение 3
Инновация как объект прогнозирования 4
Практическая часть 11
Заключение 13
Список используемой литературы. 15

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент.docx

— 123.96 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования  

ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 

 

Контрольная работа

по дисциплине «Инновационный менеджмент»

 Вариант № 17

Кафедра:  «Инвестиции и инновации»

Факультет Институт заочного образования

Специальность (направление): менеджмент (бакалавр)


Выполнила:

студентка  Сорокина Яна Игореван

Курс  IV 

Группа № 3Б2-МН402

Личное дело № 125263

Руководитель: Кандидат экономических наук

Удальцова Наталья Леонидовна

 


 





Москва 2014

 

 

 

Оглавление

 

 

 

 

Введение

 

Каждое предприятие должно думать об инновациях, совершенствоваться и развивать свою продукцию (товары или услуги). Иначе предприятие не будет конкурентоспособным. Поэтому многие находятся в постоянном поиске новых идей.

Нововведения, или инновации, распространяются на новые продукты, способы их производства, новшества в организационной и финансовой сфере. Разработка, внедрение в производство новой продукции имеют для организации важное значение как средство повышения конкурентоспособности и устранения зависимости фирмы от несовпадения жизненных циклов производимой продукции. В современных условиях обновление продукции идет довольно быстрыми темпами. Для успешного осуществления внедрения инноваций на предприятии необходима профессиональная система инновационного менеджмента.

Инновационный менеджмент – одно из направлений стратегического управления, осуществляемое на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности фирмы в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

«Инновация - это усовершенствование деятельности субъекта хозяйствования, приносящее положительный экономический, социальный или экологический результат. Инновация представляет собой использование научных достижений в коммерческих целях».

Целью данной контрольной работы является рассмотрение инноваций как объект прогнозирования. 

 

Инновация как объект прогнозирования

Прогнозирование инноваций – это сложный, противоречивый процесс с большой долей риска, трудности при этом возникают с учетом следующих факторов: изменения спроса на прогнозируемую продукцию; изменения цен на данную продукцию и, соответственно, прибыли; собственных издержек на прогнозируемую продукцию; действий конкурентов, особенно в части создания и внедрения инноваций; перспектив развития инноваций.

В современных условиях, когда динамично и непредсказуемо изменяется внешняя среда организации, прогнозирование инноваций становится жизненно необходимым. Именно оно позволяет организации не только увидеть свое будущее и наметить цели, но и разработать программу действий по их достижению.

Прогнозирование инновационной деятельности тесно связано со стратегией на долгосрочную перспективу развития и имеет название инновационная стратегия, которая должна быть направлена на развитие и постоянное поддержание на высоком уровне инновационных способностей всей общественной системы, на создание благоприятной инновационной среды, как отмечает Шамина Л. К.

Целью прогнозирования инновационной деятельности является определение возможных путей решения проблемы , а также развитие объекта  и выбор наиболее эффективных вариантов достижения цели.

Методы прогнозирования – способы определения будущего состояния изучаемой системы. Выбор конкретного  метода прогноза зависит от:

    • особенностей решаемой проблемы;
    • особенностей объекта прогнозирования (степени изменчивости, динамичности, сложности, неопределенности);
    • качества информации;
    • временных характеристик;
    • точности и т.д.

Методы прогнозирования делятся на:

1) экстраполяции (перенесении  в будущее тенденций, имевших  место в прошлом и настоящем);

2) экспертизе (метод экспертных  оценок - оценка вероятности событий  на основе опроса компетентных  лиц - экспертов);

 Экспертные оценки  бывают:

индивидуальные - это оценки одного специалиста.

коллективные - это сведенные вместе оценки многих специалистов (метод Дельфи, метод сценариев).

«Метод сценариев - это метод декомпозиции задачи прогнозирования, предусматривающий выделение набора отдельных вариантов развития событий (сценариев), в совокупности охватывающих все возможные варианты развития. При этом каждый отдельный сценарий должен допускать возможность достаточно точного прогнозирования, а общее число сценариев должно быть обозримо».

«Метод Дельфи - инструмент, позволяющий учесть независимое мнение всех участников группы экспертов по обсуждаемому вопросу путем последовательного объединения идей, выводов и предложений и прийти к согласию. Метод основан на многократных анонимных групповых интервью. Известно, что использование коллективных знаний ведет к возможности нахождения сильных решений, однако в процессе обмена мнениями между участниками может сказаться влияние авторитета коллег и все сведется к появлению популярных ответов». Метод Дельфи позволяет разрешить это диалектическое противоречие. Для этого прямые дискуссии экспертов заменяются индивидуальными опросами. Собранные варианты ответов подвергаются статистической обработке. Полученные обобщенные ответы передаются каждому эксперту путем личного общения, либо по обычной или электронной почте с просьбой пересмотреть и уточнить свое мнение, если он сочтет необходимым. Эта процедура может повторяться несколько раз. 

 

3) моделировании (метод имитационного  моделирования - формализации выявленных  зависимостей с помощью математических  символов).

Регрессионный анализ восстанавливает зависимость определенной величины (или нескольких величин) от других величин. Он используется для различных видов прогнозирования (объема инвестиций, уровня затрат, финансовых результатов, объемов продаж и т.п.). Многомерная регрессия, в том числе с использованием непараметрических оценок плотности распределения – основной на настоящий момент эконометрический аппарат прогнозирования.

Метод авторегрессии, полезный для прогнозирования по временным рядам, основан на авторегрессионных моделях. Для многих явлений их современное состояние функционально определяется предшествующими состояниями системы, в большей степени недавними, в гораздо меньшей — далеко отстоящими от заданного по временному ряду. Подобные связи принято называть автокорреляцией — корреляцией ряда с самим собой. Автокорреляция первого порядка характеризует тесноту связи между соседними значениями временного ряда, автокорреляция второго порядка — между отстоящими друг от друга на два периода и т.д. И вообще, автокорреляция n-го порядка относится к степени связанности откликов, разнесенных на n периодов. Предполагая, что возникшая связь между значениями сохранится некоторое время в будущем, мы получаем механизм прогнозирования, основанный на построении регрессии точек ряда на самих себя, т.е. — авторегрессии.

Авторегрессионные модели разных порядков — первого, второго, в общем случае n-ого — можно описать уравнениями следующего вида: 
 
    
 
где b0 — константа (свободный член) авторегрессионного уравнения b1 , b2 ... bn — коэффициенты авторегрессии;

Yi — величина отклика в некоторый момент времени;

Yi-1 , Yi-2 ... Yi-n — соответственно отклики одним, двумя ... n периодами ранее заданного;

— нескоррелированная случайная компонента, присутствующая в отклике и связанная с ошибками наблюдения и погрешностями модели

Прогнозирование инноваций в организации представляет собой нахождение наиболее вероятных и перспективных путей развития в технической области. Оно дает возможность заглянуть в будущее и увидеть, какие наиболее вероятные изменения могут произойти в области применяемой техники и технологии, а также в выпускаемой продукции и как это скажется на конкурентоспособности организации.

Прогнозирование наиболее тесно связано с планированием.  Под прогнозом понимается научно-обоснованное суждение о возможных состояниях организации и ее среды в будущем, об альтернативных путях и сроках его осуществления. План и прогноз представляют собой взаимодополняемые стадии плана при определяющей роли плана как ведущего звена управления. При этом прогноз выступает как фактор, ориентирующий организацию на возможное развитие в будущем, а прогнозирование – как инструмент разработки планов. Формы сочетания прогноза и плана могут быть различными: прогноз может предшествовать плану; прогноз может следовать за планом и проводится в процессе разработки плана.

В инновационной деятельности используются различные типы прогнозов, характеризующиеся определенными методами разработки, информационное и кадровое, техническое обеспечение. По времени прогнозы бывают: оперативные; краткосрочные; среднесрочные; долгосрочные. По функциональному признаку: поисковый прогноз; нормативный прогноз; прогнозирование, основанное на творческом ведении будущего, используем интуицию менеджера По возможности воздействия на будущее: пассивный прогноз; активный прогноз.

По степени вероятности будущих событий: инвариантный; вариантный. По способу представления результатов: точечный прогноз; интервальный прогноз. По масштабу прогнозирования: прогноз развития организации, как системы в целом; прогнозы развития отдельных производств, продукции, технологии или сторон деятельности.

По времени упреждения прогнозы подразделяются на: оперативные, краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные. Оперативный прогноз имеет период упреждения до одного месяца, краткосрочный — от одного месяца до года, среднесрочный —от года до пяти лет, долгосрочный — от пяти до пятнадцати — двадцати  лет. Различная длительность прогнозов определяется существованием различных горизонтов планирования — от краткосрочного до долгосрочного. К краткосрочным прогнозам относятся, например, месячные и недельные прогнозы движения наличности в организации. Краткосрочные прогнозы обычно применяются при составлении годовых планов. К средне- и долгосрочным прогнозам относятся, например, прогнозы реинжиниринга, инновационной деятельности организации, использование капитальных вложений и т.д.

По функциональному признаку (направления прогнозирования) прогнозы подразделяются на три типа: поисковый, нормативный и основанный на творческом видении. Поисковый прогноз основан на условном продолжении в будущее тенденций развития исследуемого объекта в прошлом и настоящем, и отвлечении от условий, способных изменить эти тенденции (планов, программ и т.д.). Его задача — выяснить, как будет развиваться исследуемый объект при сохранении существующих тенденций. Прогноз опирается на имеющуюся информацию. Нормативный прогноз. Задача нормативного прогноза — определить пути и сроки достижения возможных состояний объекта прогнозирования в будущем, принимаемых в качестве цели. Прогнозирование, основанное на творческом видении будущего, использует субъективное знание менеджера, его интуицию.

По возможности воздействия на будущее прогнозы делятся на: пассивные и активные. Пассивный прогноз исходит из того, что организация в силу ряда причин (отсутствие необходимых средств, наличие благоприятных тенденций развития и т.д.) не намерена воздействовать на свою среду, и предполагает возможность самостоятельного развития внешних процессов, не зависящих от действий организации. Активный прогноз предусматривает возможность активных действий организации по проектированию собственного будущего, ее реального воздействия на внешнюю среду. 

По степени вероятности будущих событий прогнозы делятся на вариантные и инвариантные. Вариантный прогноз основан на предположении значительной неопределенности будущей среды и, следовательно, наличии нескольких вероятных вариантов развития. Если вероятность прогнозируемых событий велика,  то прогноз включает в себя только один вариант развития, т.е. является инвариантным.

По способу представления результатов прогнозы подразделяются на точечные и интервальные. Точечный прогноз предполагает, что данный вариант включает единственное значение прогнозируемого показателя.  Интервальный прогноз — это такое предсказание будущего, в котором предлагается некоторый интервал, диапазон значений прогнозируемого показателя.

Прогнозирование инноваций включает в себя реализацию трех этапов:

1)установление объекта  прогноза;

2)выбор метода прогнозирования;

3)разработка самого прогноза  и его вероятностная оценка.

Наличие программы прогнозирования инноваций облегчает использование ресурсов организации и выбор наилучших средств для достижения цели, значительно снижает опасность, исходящую от внешней среды. Это положительно сказывается на результатах деятельности организации и способствует созданию здорового морально-психологического климата в организации, что также оказывает положительное влияние на эффективность. И напротив, отсутствие такой программы сопровождается колебаниями и отклонениями в развитии организации в нужном направлении. Непродуманность и непоследовательность действий чреваты тяжелыми отрицательными последствиями. Прежде всего, неэффективно используются ресурсы организации. Ресурсы  организации (а они всегда ограничены) часто направляются не туда, куда нужно, и не на то, на что нужно. В итоге мероприятия по решению назревших проблем не выполняются и потребности потребителей не удовлетворяются. Все это отрицательно сказывается на положении дел, снижает эффективность, создает социальную напряженность в организации. Увеличивается возможность возникновения всякого рода конфликтов, возрастает текучесть кадров и т.п. Эти процессы также негативно влияют на деятельность всей организации. 
Практическая часть

Информация о работе Инновации как объект прогнозирования