Государственная поддержка инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 08:55, реферат

Описание работы

Государственная поддержка, в свою очередь, обусловлена тем, что частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы (имеются в виду создание общественного блага). Но ведь в сумме революционные инновации, которые осуществляют фирмы и организации, повышают уровень научно-технического прогресса (НТП) в стране. Значит, таким образом, субсидируя создание инноваций и финансируя инновационную деятельность в целом, государство косвенным образом решает одну из основных макроэкономических проблем – ускорение НТП

Содержание работы

Введение стр.3
1. Финансирование инновационной деятельности в России стр.4
1.1 Основные источники и формы финансирования инноваций стр.4
1.2 Коммерческое финансирование стр.6
1.2.1 Методы коммерческого финансирования стр.6
1.3 Бюджетное финансирование стр.12
2. Государственные меры по регулированию финансирования инновационной деятельности в России стр.13
Заключение стр.15
Список используемой литературы стр.16

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент РЕФЕРАТ.docx

— 238.49 Кб (Скачать файл)

6. Пакетирование долгосрочного  инновационного проекта с краткосрочными  коммерческими с целью поддержания  более масштабного инновационного  проекта прибылями от реализации  точечных разработок. Метод представляется  достаточно реальным и оперативным  при условии постоянного выбора  наиболее прибыльных и менее  затратных видов вспомогательной  коммерческой деятельности. Одной  из проблем, возникающих впоследствии, по мнению специалистов, является  постепенное замещение долгосрочных  проектов с большим периодом  окупаемости краткосрочными, дающими  быструю отдачу.

7. Реализация и сдача  в аренду (или лизинг) временно  свободных активов. Реализация излишних  активов с вложением полученных  средств в осуществление проекта  увеличивает капитал предприятия  и, на мой взгляд, данный метод  по мере своего осуществления  трансформируется в самофинансирование. Часто это является вынужденным  шагом, который характерен для  малых инновационных фирм разных  форм собственности, не способных  мобилизовать заемные средства. Лизинг (leasing) по своей сути близок аренде с единственным только различием, что в лизинговой сделке участвуют 3 участника (фирма-лизингодатель, фирма-лизингополучатель и банк). В отличие от арендатора лизингополучатель не только получает объект в длительное пользование. На него возлагаются традиционные обязанности покупателя, связанные с правом собственности: оплата имущества, возмещение потерь от случайной гибели имущества, его страхование и техническое обслуживание, а также ремонт. В случае выявления дефекта в объекте лизинговой сделки лизингодатель считается свободным от гарантийных обязательств, и все претензии лизингополучатель непосредственно предъявляет поставщику. Но в случае, когда инновационное предприятие сдает в аренду временно высвобождаемые активы, оно, таким образом, превращается в лизинговую компанию, что позволяет получать за использование объектов лизинга постоянные доходы в виде арендных платежей. Лизинг может представлять собой долгосрочную аренду машин, оборудования, различных видов специальной техники, транспортных средств, а также сооружений производственного характера. Однако объектом лизинга не может быть земля и другие природные объекты.

8. Заклад имущества. Документом, отражающим в данном случае  отношения между должником и  кредитором, является закладная. Это  ценная бумага, вид долгового  обязательства, по которому кредитор  в случае невозвращения долга  заемщиком получает ту или  иную недвижимость (земля, строения). В инновационной сфере закладная  возникает тогда, когда на стоимость  залога заемщика (в данном случае  – инновационного предприятия) предоставляется  кредит, обеспечением которого служит  искомый залог. Залог возникает  из договора или закона. Кредитор-залогодатель  имеет право при невыполнении  должником обязательства, обеспеченного залогом, получить компенсацию из стоимости заложенного имущества путем его продажи. Также одной из форм залога является ипотека. Это разновидность залога именно недвижимого имущества (главным образом земли и строений) с целью получения ссуды. Предметом залога могут быть не только вещи, но имущественные права и требования. Для ипотеки характерно: залог имущества; возможность получения под залог одного и того же имущества добавочных ипотечных ссуд по вторую, третью и т.д. закладные; обязательная регистрация залога в специальных земельных книгах. Ипотечным кредитованием в РФ занимаются специальные финансово-кредитные институты – ипотечные банки.  Из всех названных методов данный представляется самым неэффективным и рискованным в нашей стране, поскольку ни один прогноз ожидаемых доходов в условиях высоких инфляционных ожиданий, изменчивой рыночной конъюнктуры и в целом нестабильной экономической ситуации не может гарантировать того, что доходы фирмы позволят выкупить закладную на имущество; и ни один даже самый тщательно проработанный бизнес-план не в состоянии гарантировать удачное выполнение инновационного проекта. Однако для инновационного предприятия, выводящего на рынок товаром с предполагаемой высокой рентабельностью, но остро нуждающегося в стартовом капитале, данный метод может быть очень полезен.

9. Доходы от продажи  технологий и ноу-хау. Данный способ  финансирования является несколько  специфическим, поскольку на первый  взгляд может показаться неэффективным  торговать лицензиями на технологии  производства инновационных продуктов, а не самими продуктами.

10. Форфейтинг. Эта своеобразная  форма трансформации коммерческого  кредита в банковский применяется  в том случае, когда у покупателя (инновационного предприятия) нет  средств для приобретения какой-либо  продукции, необходимой для внутреннего  производства. Покупатель ищет продавца  товара, который ему необходим  и, заручившись предварительным  согласием коммерческого банка (третьего  участника сделки), договаривается  о его поставке на условиях  форфейтинга. После заключения контракта  на поставку необходимой продукции  предприятие передает продавцу  комплект векселей, общая стоимость  которых равна стоимости продаваемого  объекта с учетом процентов  за отсрочку платежа, т.е. за предоставленный  коммерческий кредит. Продавец товара  передает полученные от инновационной  фирмы векселя банку без права  оборота на себя и сразу  получает деньги за реализованный  товар. Оговорка "без права оборота  на себя" освобождает продавца  от имущественной ответственности  в случае, если банк не сумеет  взыскать с векселедателя указанные  в векселе суммы. Таким образом, фактически данный метод финансирования  сродни коммерческому кредиту, который  оказывает банк. В некоторых случаях (неблагоприятная кредитная история  покупателя) банк может потребовать  безусловной гарантии платежа  в виде залога каких-либо своих  активов.

11. Факторинг. Факторингом  называется комплекс финансовых  услуг, оказываемых банком клиенту  в обмен на уступку дебиторской  задолженности. Для инновационной  фирмы эти услуги могут включать: финансирование поставок необходимых  товаров, сырья, страхование кредитных  рисков, учет состояния дебиторской  задолженности и регулярное предоставление  соответствующих отчетов клиенту, контроль своевременности оплаты  и работа с дебиторами. Финансирование  поставок товаров при факторинге  предусматривает, что немедленно  после поставки продавцу банк  выплачивает в качестве досрочного  платежа значительную часть суммы  поставки. В различных странах  мира размер досрочного платежа  составляет от 50% до 90% от суммы  поставки. Остаток (сумма поставки  за вычетом суммы досрочного  платежа и за вычетом комиссии  банка) выплачивается продавцу в  день поступления денег от  дебитора. В ходе факторингового  обслуживания может быть профинансирована  поставка на любую, даже самую  незначительную сумму. Поскольку  факторинг является долгосрочной  программой финансирования оборотного  капитала, договор факторингового  обслуживания заключается на  неопределенный срок, и будет  действовать сколь угодно долго, пока обе стороны удовлетворены  взаимным сотрудничеством.

1.3 Бюджетное финансирование

В соответствии с законодательством, под инновационной деятельностью понимается "процесс, направленный на воплощение результатов научных исследований и разработок (инноваций) либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности". В целом все источники финансирования инновационной деятельности (c позиций коммерческой фирмы) принято подразделять на: централизованные (бюджетные или государственные) и децентрализованные (внебюджетные или коммерческие). К централизованным источникам обычно относятся средства федерального бюджета, средства бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Среди вышеперечисленных источников федеральный бюджет является главным инструментом научно-технической политики государства и центральным звеном финансовой системы. Через бюджет перераспределяется до 30-40% совокупного дохода в рамках страны, полученный владельцами средств производства. Из бюджета государством осуществляется выделение средств на поддержание объектов, функционирование которых не обеспечивается коммерческим сектором экономики надлежащим образом по причинам малой рентабельности. В соответствии с законом РФ "О науке и научно-технической политике" на финансирование научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения должно выделяться не менее 4% расходной части федерального бюджета. Фактически, процесс выделения средств осуществляется не из бюджета как такового (бюджет – это всего лишь это форма образования и расходования денежных средств), а из так называемого бюджетного фонда (основного государственного централизованного денежного фонда, образуемого и используемого в процессе исполнения бюджетного плана, основного финансового документа страны). Из него определенная часть идет на финансирование фундаментальной науки внутри страны и инновационных проектов, выполняемых как государственными предприятиями, учреждениями и организациями, так и частными фирмами. Для наглядности основные источники для прямого финансирования инновационной деятельности государством изображены на схеме 2.

 

 

Схема 2. Основные источники прямого государственного финансирования инновационной деятельности в РФ

 

2. Государственные меры  по регулированию финансирования  инновационной деятельности в  России

В нормативно-правовой сфере необходимо ускорить принятие нового законодательства, в первую очередь Закона Российской Федерации "Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике", а также законов о служебных изобретениях, полезных моделях и промышленных образцах, о секретных изобретениях, о коммерческой тайне. Одним из ключевых аспектов совершенствования действующего законодательства является разработка комплексной системы правовой охраны и реализации прав на объекты интеллектуальной собственности. Для упорядочения ситуации в этой сфере необходимо:

- внести ряд существенных  изменений в Патентный Закон  Российской Федерации, касающихся  вопросов служебных изобретений, расширения перечня мер и санкций  за нарушение патента, секретных  изобретений и зарубежного патентования, обжалования решений Патентного  ведомства и др.;

- сформировать систему  специализированных патентных судов, в том числе третейских;

- принять закон "Об  основах управления объектами  интеллектуальной собственности  в сфере науки и технологий, принадлежащими Российской Федерации".

Государству целесообразно закрепить за собой исключительные права только на результаты научно-технической деятельности, связанные с интересами обороны и национальной безопасности, а также права на результаты научно-технической деятельности, относительно которых оно имеет намерение самостоятельно довести разработки до промышленного применения и реализации готовой продукции. Во всех иных случаях права на результаты должны быть отданы организациям-разработчикам новой техники, которые и будут напрямую взаимодействовать с инвесторами. Развитие законодательства в области интеллектуальной собственности могло бы содействовать кооперации и развитию связей между разработчиками новых технологий (в лице университетов, НИИ, отраслевых научно-технических организаций) и их потребителями (промышленных предприятий). Налоговые льготы. Как показывает анализ действующего налогового законодательства, переход на инновационный путь развития национальной экономики в целом сдерживается недостаточностью, а зачастую отсутствием соответствующих государственных актов, стимулирующих направление инвестиций в инновационную сферу деятельности.                                                                                                                  В действующем Налоговом кодексе РФ предусмотрен ряд налоговых льгот, стимулирующих инновационную деятельность. Не подлежат обложению налогом на добавленную стоимость: НИОКР, выполняемые за счет средств бюджетной системы РФ, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством РФ внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций; НИОКР, выполняемые учреждениями образования и науки на основе хозяйственный договоров. Эта льгота существенна. Реализация изложенных предложений по стимулированию инновационной деятельности могла бы послу жить толчком к ускорению научно-технического развития отечественной экономики.

 

Заключение

 

Следствием многих проблем, в том числе и связанных с финансированием инновационной деятельности в строительстве, является снижение экономической безопасности страны. Одной из весомых причин усиления внешних угроз является чрезмерное увлечение зарубежными инвестициями, что приводит к усилению технологической, сырьевой и финансовой зависимости от зарубежных партнеров. Результаты такого увлечения перечислили в своей статье Яськова Н.Ю. и Сергеев И.М., в связи с чем они же отмечают, что, вероятнее всего, источником инвестиционного оживления станут строительные организации и производственные предприятия, которые преимущественно входят в состав холдингов, бизнес-групп, которые сумели привлечь деньги для стартовых инвестиций, освоили их и стали расширяться. Причем их выгодно отличают национальная принадлежность и знание производства и сложившейся системы реализации продукции. Именно поэтому сейчас так важно принимать решения, связанные с проблемами финансирования предприятий, в первую очередь именно на государственном уровне, т.к. улучшение состояния экономики в нашей стране во многом зависит только от государства. Осознание этой проблемы жизненно необходимо как для благополучия организаций и компаний в различных отраслях, и, конечно, в строительстве, так и для общего улучшения инвестиционного климата в стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

  1. Балабанов И.Т. Инновационный менеджмент. – СПб: Питер, 2001. – 304с.
  2. Бэкер Г. Венчурный рай // Независимая газета. – №14. – 2000.
  3. Бюджетная система Российской Федерации / Под ред. Врублевской О.В, Романовского М.В. – М., Юрайт, 1999.
  4. Денисов Г.А., Каменецкий М.И. Инновационная деятельность в строительном комплексе // Экономика строительства. – №7. – 2003. – с. 2-19.
  5. Денисов Г.А., Каменецкий М.И. Методологические проблемы государственного управления // Экономика строительства. – №7. – 2003. – с. 18-19.
  6. Дистанционный консалтинг. Финансирование инновационной деятельности.
  7. Завлин П. Инновационное предпринимательство: организация, статистика, проблемы // Инновации. – №3. – 1996.
  8. Инновационный менеджмент / Под ред. Ильенковой С.Д. – М., Банки и биржи, ЮНИТИ, 1997. – 315 с.
  9. Инновационный менеджмент: Учебное пособие / Под ред. д.э.н., проф. Л.Н. Оголевой. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 238 с.
  10. Ковалев Г.Д. Основы инновационного менеджмента. – М., ЮНИТИ-ДАНА, 1999. – 208 с.
  11. Львов Д.С. Экономика развития / Д.С. Львов – М.: "Экзамен", 2002. – 512 с.
  12. Мотовилов О.В. Источники капитала для финансирования нововведений / СПб, СПбГУ, 1997. – 278 с.
  13. Самохин В. Венчурный бизнес в Европе. // Венчурный капитал и прямое инвестирование в России. СПб. – 2000.
  14. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учеб. для вузов по эконом. и техн. спец. и напр. / Р.А. Фатхутдинов. – 3-е изд. – СПб.: Питер, 2002. – 397 с.
  15. Фурсенко А. Роль инфраструктуры в снижении инвестиционных рисков // Венчурный капитал и прямое инвестирование в России. СПб.: РАВИ, –2000.
  16. Чертов Н. Инвестиционная активность в Алтайском крае: опыт и проблемы // Экономист. – №8. – 2003. – С. 37-42.
  17. Щербаков А.И., Ивасенко А.Г., Чугунова О.А. Инновационный бизнес: российские проблемы и международный бизнес. – Новосибирск: МАН, 2000. – 147 с.

 

 

 


Информация о работе Государственная поддержка инновационной деятельности