Государственная поддержка инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 08:55, реферат

Описание работы

Государственная поддержка, в свою очередь, обусловлена тем, что частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы (имеются в виду создание общественного блага). Но ведь в сумме революционные инновации, которые осуществляют фирмы и организации, повышают уровень научно-технического прогресса (НТП) в стране. Значит, таким образом, субсидируя создание инноваций и финансируя инновационную деятельность в целом, государство косвенным образом решает одну из основных макроэкономических проблем – ускорение НТП

Содержание работы

Введение стр.3
1. Финансирование инновационной деятельности в России стр.4
1.1 Основные источники и формы финансирования инноваций стр.4
1.2 Коммерческое финансирование стр.6
1.2.1 Методы коммерческого финансирования стр.6
1.3 Бюджетное финансирование стр.12
2. Государственные меры по регулированию финансирования инновационной деятельности в России стр.13
Заключение стр.15
Список используемой литературы стр.16

Файлы: 1 файл

Инновационный менеджмент РЕФЕРАТ.docx

— 238.49 Кб (Скачать файл)

Министерство науки и образования РФ

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Сибирская государственная геодезическая академия

(ФГБОУ  «СГГА»)

 

Кафедра экономики и менеджмента

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

По дисциплине: «Инновационный менеджмент»

Тема: Государственная поддержка инновационной деятельности.

 

 

 

 

 

 

Выполнил:                                                                                Проверила:

Губин В.А.                                                                                Мороз О.Н.

Группа: ТПЗ-51

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск 2014

Содержание

 

Введение                                                 стр.3

1. Финансирование инновационной  деятельности в России   стр.4

1.1 Основные источники  и формы финансирования инноваций  стр.4

1.2 Коммерческое финансирование       стр.6

1.2.1 Методы коммерческого  финансирования     стр.6

1.3 Бюджетное финансирование       стр.12

2. Государственные меры  по регулированию финансирования                 инновационной деятельности в России      стр.13

Заключение          стр.15

Список используемой литературы       стр.16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Для большинства индустриально развитых стран мира факторами устойчивого экономического роста сегодня являются освоение высоких технологий в промышленности и выпуск новой наукоемкой продукции. Нужно заметить, что коммерческий успех в области производства высокотехнологичных товаров основан больше на знании, новых технических решениях, чем на производственных возможностях. На сегодняшний день все большее количество фирм, в том числе и строительных, рассматривает технологию как важнейшее средство создания и поддержания конкурентного преимущества, поэтому применение различных методов финансирования инновационной деятельности становится все более и более актуальным. Не секрет, что в рыночной экономике основную массу исследований и разработок осуществляют коммерческие фирмы, а т.к. инновационная деятельность это достаточно капиталоемкий процесс, фирмы неминуемо сталкиваются с необходимостью поиска оптимальной структуры источников финансирования. В качестве последних могут выступать собственные и привлеченные средства, средства бюджетов различных уровней и внебюджетных фондов. Максимальная отдача от внедрения инноваций, таким образом, зависит от наиболее оптимального "портфеля" инвестиций, поэтому фирмам нередко приходится комбинировать различные варианты финансирования. Государственная поддержка, в свою очередь, обусловлена тем, что частный бизнес не заинтересован вкладывать капитал в такие отрасли и такие проекты, которые не приносят достаточно высокой прибыли, но для общества и государства они просто жизненно необходимы (имеются в виду создание общественного блага). Но ведь в сумме революционные инновации, которые осуществляют фирмы и организации, повышают уровень научно-технического прогресса (НТП) в стране. Значит, таким образом, субсидируя создание инноваций и финансируя инновационную деятельность в целом, государство косвенным образом решает одну из основных макроэкономических проблем – ускорение НТП. Одними из основных проблем пока остаются разорванность связей между основными участниками инновационного процесса (разработчиками и потребителями нововведений), информационная непрозрачность и потому – низкая мотивация, как к разработке, так и финансированию инноваций.

 

 

 

 

 

 

1. Финансирование  инновационной деятельности в  России

1.1 Основные источники  и формы финансирования инноваций

 

В России существуют на сегодняшний день несколько источников финансирования инновационной деятельности. По видам собственности они делятся следующим образом:

- государственные инвестиционные  ресурсы (бюджетные средства, средства  внебюджетных фондов, государственные  заимствования, пакеты акций, имущество  государственной собственности);

- инвестиционные, в т.ч. финансовые  ресурсы хозяйствующих субъектов, а также общественных организаций, физических лиц и т.д.

Это инвестиционные ресурсы коллективных инвесторов, в том числе страховых компаний, инвестиционных фондов и компаний, негосударственных пенсионных фондов. Сюда же относятся собственные средства предприятий, а также кредитные ресурсы коммерческих банков, прочих кредитных организаций и специально уполномоченных правительством инвестиционных банков.

На уровне государства и субъектов Федерации источниками финансирования являются:

- собственные средства  бюджетов и внебюджетных фондов,

- привлеченные средства  государственной кредитно – банковской  и страховой систем,

- заемные средства в  виде внешнего (международных заимствований) и внутреннего долга государства (государственных облигационных  и прочих займов).

На уровне предприятия источниками финансирования являются:

- собственные средства  предприятия (прибыль, амортизационные  отчисления, страховые возмещения, нематериальные активы, временно  свободные основные и оборотные  средства);

- привлеченные средства, полученные от продажи акций, а также взносы, целевые поступления  и пр.;

- заемные средства в  виде бюджетных, банковских и  коммерческих кредитов на различной  основе.

 

В самом общем виде существующая система бюджетного финансирования инновационной сферы представлена ниже. Многолетний опыт разработки и реализации инновационных проектов на основе смешанной формы финансирования (бюджетные и внебюджетные средства) позволяет сделать некоторые выводы. Как правило, государственная поддержка инноваций прекращается на стадии опытного образца. Государство в силу слабости бюджета не может выделить необходимые финансовые средства на доводку образца до головного, а негосударственные коммерческие структуры не желают рисковать, вкладывая инвестиции в организацию серийного производства образцов новой техники на основе "сырого" опытного образца, тем более в условиях непредсказуемой и неопределенной экономики нашей страны.

Однако финансовое воздействие зарубежных компаний и организаций имеет весомое значение для российских компаний. Значительное внимание, уделяемое поиску возможных источников финансирования инновационной деятельности на территории России, входит в рамках программы ГРИНТАЙ. Свыше 300 зарубежных компаний и организаций, зарегистрированных в Директории ГРИНТАЙ, декларировали возможность финансового содействия проектам на территории России, из них около 200 – предложили свои услуги в качестве финансовых посредников. В списки таких организаций входят:

- фонды (глобальный экологический  фонд, европейский инвестиционный  фонд);

- банки (европейский инвестиционный  банк, национальный банк развития  Нидерландов);

- национальные министерства, агентства, программы, ориентированные  на международное сотрудничество (министерство экономики Нидерландов (English), шведский совет по исследованиям  в сфере строительства (English), департамент  торговли и промышленности Великобритании);

- финансовые посредники (центр энергетических исследований  Кардиффского университета, Великобритания);

- информационные центры, располагающие данными о финансирующих  организациях (исследования и разработки  в Европе – сведения об источниках  финансирования) и др.

 

1.2 Коммерческое финансирование

1.2.1 Методы коммерческого  финансирования

Возможность для компании привлечь финансирование является проблемной составляющей процесса коммерциализации результатов исследований и опытно-конструкторской деятельности. Авторы книги "Финансирование и кредитование инновационной деятельности" делят все методы финансирования на прямые и косвенные. С их точки зрения наиболее распространенными источниками прямого финансирования инновационных проектов являются: банковский кредит, средства от эмиссии ценных бумаг, сторонние инвестиции под создание проектного предприятия для реализации проекта, средства от продажи или сдачи в аренду свободных активов, инновационный кредит, доходы от краткосрочных проектов (для финансирования долгосрочных), собственные средства фирмы (прибыль, амортизационный фонд), средства, полученные под заклад имущества. К указанным источникам еще можно добавить доходы от продажи патентов, лицензий, а также такие формы финансирования как факторинг и форфейтинг, которые немного подробнее будут рассмотрены ниже. В свою очередь, к косвенным методам авторы книги относят такие, суть которых заключается в обеспечении инновационных проектов необходимыми материально-техническими, трудовыми и информационными ресурсами. К подобным методам относят: покупка в рассрочку или получение в лизинг (аренду) необходимого для выполнения проекта оборудования, приобретение лицензии на используемую в проекте технологию, размещение ценных бумаг с оплатой в форме поставок или получения в лизинг необходимых ресурсов, привлечение потребных трудовых ресурсов и привлечение вкладов под проект в виде знаний, навыков и "ноу-хау". Для начала остановлюсь подробнее на методах прямого финансирования, для наглядности представленных на схеме:

Схема 1. Основные источники коммерческого финансирования инновационной деятельности фирмы

Рассмотрим подробнее данные методы:

1. Банковский кредит. Перед  тем как обратится в банк, фирма  обычно сама оценивает свои  инвестиционные проекты и выбирает  из них самые эффективные. Банк  смотрит расчеты, подготовленные  специалистами фирмы, и делает  выводы на основе построения  собственных моделей. В случае  принятия решения о кредитовании  банк заключает с фирмой кредитный  договор, где фиксируются суммы  выдаваемых ссуд, сроки и порядок  их использования и погашения, процентные ставки и другие  выплаты за кредит, формы обеспечения  обязательств и т.д. Условно, все  проекты делятся по следующим  видам финансирования:

- инвестиционное кредитование (кредитная линия по нецелевому  кредиту), когда источником возврата  средств является вся хозяйственная  деятельность заемщика, включая  доход, который приносит проект;

- проектное финансирование (кредитная линия по целевому  кредиту), где источником погашения  средств кредита является сам  проект. Проектное финансирование  более рискованно по сравнению  с обычным инвестиционным кредитованием. Предпочтения отдаются так называемым концевым проектам, когда основной объем инвестиций уже осуществлен за счет собственных средств, и требуется кредит на завершение производства и выпуска продукта или услуги на рынок. Это удобнее, но, тем не менее, данный метод является рискованным и практически недоступным малым инновационным фирмам, поскольку для них единственной формой обеспечения обязательств является их собственность (недвижимость, товары, оборудование), т.е. в случае неудачи они могут разориться.

2. Инновационный кредит. На выдаче инновационных кредитов  специализируются инновационные  банки и инновационные фонды. Для небольшой фирмы возможность  получить инновационный кредит  выше, чем коммерческий, что обусловлено  специализированной направленностью  инновационных банков. Инновационные  банки заинтересованы во внедрении  высоко-прибыльных изобретений и  перспективных новшеств. Они могут  приобретать исследования и разработки  для организации производства  новых товаров и услуг или  оказывать посреднические услуги. В свою очередь, инновационные фонды могут оказывать финансовую поддержку, консультационные, патентные и др. технические услуги инновационным фирмам, осуществлять финансирование венчурных проектов.

3. Эмиссия ценных бумаг. Ценные бумаги – это специальным  образом оформленные финансовые  документы, в которых зафиксированы  определенные права владельца  или предъявителя ценной бумаги. В финансовой практике к ценным  бумагам относятся лишь те, которые  могут быть объектом купли-продажи, а также источником получения  регулярного или разового дохода. Привлечение инвестиционных ресурсов "под выпуск" ценных бумаг носит название эмиссионного финансирования и значительно способствует привлечению средств для осуществления крупных вложений инновационной фирмы. Эмиссия акций не только приносит учредительский доход основателям фирмы, но и позволяет ей получить необходимые средства для расширения деловых операций. Для привлечения дополнительных средств, инновационная фирма может размещать на рынке различные виды ценных бумаг. Эмиссия может осуществляться с помощью различных каналов: по прямым связям, на фондовой бирже, через инвестиционно-диллерские компании, банки и посреднические компании.

4. Учреждение венчурного  предприятия. Функциональной задачей  венчурного финансирования является  помощь росту конкретного бизнеса  путем предоставления определенной  суммы денежных средств в обмен  на долю в уставном капитале  или некий пакет акций. Венчурный  капитал – это долгосрочный, рисковый  капитал, инвестируемый в акции  новых и быстрорастущих компании  с целью получения высокой  прибыли после регистрации акций  этих компаний на фондовой  бирже. В РФ венчурным предпринимательством  занимаются неофициальные инвесторы (частные венчурные инвесторы, которые  вкладывают в бизнес собственные  или семейные средства, аналог  так называемых "бизнес-ангелов" в США) или институциональные (неофициальные  инвесторы, к которым относятся  всевозможные рисковые венчурные  фонды, инвестирующие и привлекающие  средства страховых компаний, пенсионных  фондов и иных юридических, а  также физических лиц). Использование венчурного капитала для финансирования создания нововведений является выгодной формой для инновационных фирм, однако "техническая новизна и коммерческая перспективность изготовляемой продукции не всегда гарантируют большой успех малым инновационным фирмам, поддержанным рисковым капиталом. Лишь 20% таких фирм приносят прибыль рисковым капиталистам, 40% убыточны и еще столько же едва окупают вложенные в них средства". В данном случае может также возникнуть проблема закрепления долей участии обеих сторон (инвестор и фирма) в проекте, поскольку вклады неравнозначны. И, как следствие, проблема выражения задела, ноу-хау и патентных прав в денежном эквиваленте и акциях фирмы.

5. Самофинансирование. Может  осуществляться двумя способами: из прибыли, распределенной на  цели развития и, теоретически, из  амортизационного фонда. Прибыль – выступает как часть денежной выручки, составляющей разницу между реализационной ценой продукции (работ, услуг) и ее полной себестоимостью. После уплаты налогов и других платежей из прибыли в бюджет у предприятия остается чистая прибыль. Часть ее можно направлять на капитальные вложения различного характера, а также на инвестиции в составе фонда накопления или другого фонда аналогичного назначения. Если прибыль велика, то излишки ее можно направить на осуществление новых инновационных проектов и, даже если проект оказывается убыточным или не окупается, фирма рискует только своим капиталом, а не кредитными ресурсами. Для крупных инновационных фирм, которые одновременно выполняют большое количество проектов, это не ощутимо, т.к. является ожидаемым венчурным риском, а для средних и малых инновационных фирм – это крупная неудача и может привести к банкротству. Метод самофинансирования из амортизационных фондов можно разъяснить следующим образом. В результате того, что накопление стоимостного износа на предприятии происходит систематически (ежемесячно), а основные производственные фонды не требуют возмещения в натуральной форме после каждого цикла воспроизводства, формируются свободные денежные средства, которые могут быть направлены для расширения воспроизводства основного капитала предприятий. Необходимость обновления основных фондов, вызванная конкуренцией товаропроизводителей, заставляет предприятия производить ускоренное списание оборудования с целью образования накоплений для последующего вложения и использования. В нашем случае, для инновационных фирм государство делает поблажку, разрешая осуществлять ускоренную амортизацию. Ускоренная амортизация может осуществляться путем искусственного сокращения нормативных сроков службы основных фондов и соответственно увеличения норм амортизации (не более чем в 2 раза). Амортизационные отчисления, начисленные таким способом, используются для замены физически и морально устаревшей техники на новую, более производительную. За счет высоких амортизационных отчислений понижается база налогооблагаемой прибыли, и, следовательно, сумма налога. Также инновационным фирмам разрешается в течение ряда лет производить амортизационные отчисления в повышенных размерах, но с понижением их в последующие годы                                                                                                            

Информация о работе Государственная поддержка инновационной деятельности