Формы коммерциализации инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика даёт ответ на вопрос, возникающий у любого предприятия о том, как стать лидером на каком бы то ни было рынке, в какой бы то ни было сфере деятельности. Этот ответ состоит в том, что продавец должен заинтересовать потенциального покупателя в своем товаре, показать, что он выгодно отличается от других. Для этого товар должен лучше удовлетворять некие потребности по сравнению с другими. Или открыть для потребителя новые потребности, к которым его может подтолкнуть маркетинг. В данном случае речь об инновации.

Содержание работы

Введение 3
1.Сущность коммерциализации интеллектуальной собственности 4
2. Управление интеллектуальной собственностью и ее коммерциализация в университетах 6
3.Формы коммерциализации инноваций 14
Заключение 20
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

1=Управление интеллектуальной собственностью и ее коммерциализация в университетах .doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)

Система мотивации формирования инновационной  культуры в компании включает комплекс материальных и нематериальных стимулов, призванный обеспечить высокую инновационную активность и восприимчивость работников, а также привлечь в компанию и удержать специалистов с высоким творческим потенциалом и компетенциями в области инициации и реализации организационно-управленческих инноваций. Иными словами, основные цели мотивации менеджеров с высокой инновационной активностью заключаются в следующем:

-  вовлечение инновационно активных сотрудников в процесс развития компании и как можно более полное использование их творческого потенциала;

-  удержание в компании креативных и компетентных в сфере инновационной деятельности сотрудников.

На практике совершенствование  действующей системы мотивации  в направлении роста инновационной  активности персонала рекомендуется  в следующих случаях:

-  доход от основной деятельности на одного сотрудника ниже, чем в целом по отрасли;

-  затраты на обучение и повышение квалификации в компании не сопровождаются улучшением результатов деятельности;

-  общие затраты на персонал превышают оптимальные значения;

-  численность персонала неоправданно велика (по сравнению с данными бенчмаркинга);

-  низкое качество управления, рост операционных ошибок и рисков;

-  рост числа неудач при реализации новых проектов, управленческие «долгострои»;

-  высокая текучесть персонала;

-  низкая лояльность работников компании.

Перспективы вступления России в ВТО предполагают дальнейшее развитие международной торговли и  повышении активности иностранных  компаний, по сути, наших конкурентов  которые будут отслеживать:

-  нарушения исключительных прав на новые разработки и использование контрафактной продукции;

-  незащищенные патентами объекты ИС.

Поэтому адекватной реакцией на возможные угрозы современности  рынка инноваций может быть только система управления ИС с целенаправленной идеологией, отработанными механизмами, четкой структурой и формализованным процессом. Система управления ИС, предложенная Д. Шульгины, представляет собой подсистему общекорпоративной системы управления, с учетом сложившихся организационной структуры и культуры (рис. 1.9.). В частности, поскольку отношения организации с авторами инноваций, как правило, выходят далеко за рамки патентного или авторского права, подсистема управления кадрами в организации должна включать в себя согласованные элементы управления интеллектуальной деятельностью персонала, а также правами на ее результаты. Кроме того, патентно-лицензионная деятельность требует затрат, а следовательно, она должна быть встроена в систему бюджетирования организации в рамках инновационных стратегий развития и финансовой политики.

Рисунок 1.9. Подсистемы управления ИС: компоненты и связи

Коммерциализацией результатов  ИД подразделения ИС занимаются во взаимодействии с подразделениями маркетинга организации, а также со специализированными подразделениями (например, отделы трансфера технологий). Подразделения, ответственные за инновационное развитие, должны находиться в постоянном взаимодействии со службой ИС организации в сфере патентно-конъюнктурных исследований, а также в области правовой охраны новых технических решений. Особую роль в обеспечении экономической безопасности компании играют систематические исследования патентной чистоты создаваемой продукции.

Весьма значимую роль в управлении ИС играет локальная нормативная база, однако руководители организаций нередко совершают ошибку, начиная формирование системы управления ИС именно с разработки нормативной документации – положений, регламентов, стандартов, поручая эту задачу специалисту по патентной работе (патентоведу). Между тем, указанные документы лишь закрепляют принятые организацией цели, стратегии, приоритеты и принципы, поэтому их разработка будет эффективной только после формирования основ корпоративной идеологии, механизмов и структуры управления ИС.

Цели управления ИС как  стратегическим ресурсом организации (предприятия) на взгляд Д. Шульгина, не должны ограничиваться, например, лишь увеличением числа заявок на изобретения  на n процентов или даже достижением  конкретного экономического эффекта от их внедрения в организации. Интеллектуальная собственность – это весьма эффективный инструмент развития интеллектуального потенциала компании, реализации инновационной стратегии, повышения конкурентоспособности за счет использования монопольных прав на результаты интеллектуальной деятельности. Основными стратегиями управления ИС являются:

-  мотивация творческой деятельности персонала;

-  обеспечение правовой охраны и патентной чистоты продукции;

-  контроль нарушения патентов предприятия третьими лицами;

-  развитие организационной структуры и организационной культуры.

Важнейшим приоритетом  корпоративной политики в сфере  ИС должно быть соблюдение экономических  интересов всех участников процесса создания, правовой охраны коммерциализации и последующего использования объектов ИС.

3.Формы  коммерциализации инноваций

 

Формы передачи объектов интеллектуальной собственности в  приложении к техническим объектам или объектам промышленной собственности  разделаются на виды, представленные в таблице 1.

 

Таблица 1 – Рынок научно технической продукции

Лицензии

Патентные пулы

Патенты

Ноу-хау

Разрешительные документы

Единый блок закрытый

для аутсайдеров

Документы по защите

интеллектуальной

собственности

Знания и опыт различного

характера

Товарные знаки

Промышленные образцы

Инжиниринг


 

Формы коммерциализации объекта интеллектуальной собственности  могут быть представлены схематично следующим образом:

• Разработка внедряется в производство, откуда выводится  на рынок.

• Разработка заканчивается передачей прав на объект интеллектуальной собственности.

• Разработка выливается в создание совместного производства (предприятия).

В основе коммерциализации лежит заключение лицензионных соглашений. Лицензионное соглашение – это соглашение о долговременном научно-техническом сотрудничестве конкурентов – тех, кто создает и владеет интеллектуальной собственностью, и теми, кто не владеет этой интеллектуальной собственностью и кому эта интеллектуальная собственность необходима для обеспечения достижения собственных целей. Заключение лицензионного соглашения осуществляется в тех случаях, когда:

• доход от продажи  лицензии превосходит издержки по контролю использования лицензии;

• доход от продажи  лицензии превосходит размер упущенной  выгоды при отказе от монополии на передаваемую технологию на данном рынке.

Лицензионное соглашение – это документ разрешающий использовать в коммерческих целях:

• конструктивные разработки

• технологические разработки

• методы

• модели

• программные средства

Лицензионное соглашение определяет право на использование объектов интеллектуальной собственности, и передается от лицензиара лицензиату на основе взаимного лицензионного соглашения.

Лицензия имеет следующие  разновидности:

• лицензия полная

• лицензия исключительная

• лицензия простая

Лицензия полная лицензиара полностью лишает прав самостоятельного использования объекта лицензии и выдачи аналогичных лицензий другим лицам, а лицензиату разрешается  использовать объект лицензии монопольно на условиях и в течение срока  действия.

Исключительная лицензия лицензиара частично лишает прав самостоятельного использования объекта лицензии и выдачи аналогичных лицензий другим лицам, а лицензиату разрешается  использовать объект лицензии монопольно, но только на определенной территории на условиях и в течение срока действия.

Лицензия простая лицензиара не лишает прав самостоятельного использования  объекта лицензии и выдачи аналогичных  лицензий другим лицам, лицензиату разрешается  использовать объект лицензии на условиях и в течение срока действия.

Существует два основных понятия лицензионного соглашения:

• Роялти – основа для  определения всех других видов платежей по лицензии.

• Цена лицензии – баланс интересов лицензиара и лицензиата.

Основными показателями лицензионного соглашения являются следующие:

• база роялти (цена единицы  или всей продукции по лицензии; объем продукции, изготовленной  с применением способа; при широком  ассортименте продукции стоимость  определенного сырья; прибыль).

• ставка роялти (типовая  для данной отрасли или для  других лицензий того же лицензиара и/или лицензиата).

• срок лицензии (определяется сроком морального старения объекта  лицензии, не может быть больше срока  действия патента или меньше, чем  характерный срок освоения производства в данной отрасли).

Минимальные роялти должны покрыть расходы лицензиара на оформление и поддержание в силе прав интеллектуальной собственности, затраты на проведение предварительных переговоров по заключению лицензионной сделки, расходы лицензиара на осуществление обязанностей по лицензионному соглашению (обучение, техническая помощь, поставка узлов и деталей, сырья). Принимаются во внимание затраты лицензиара на НИОКР и освоение производства продукции по патенту.

Максимальные роялти определяются на основе оценки затрат лицензиата на реализацию наилучшей альтернативы приобретению лицензии (проведение НИОКР, приобретение другой лицензии, отказ от приобретения лицензий).

Относительно территории действия лицензионного соглашения, можно сказать следующее: лицензиар  и лицензиат стремятся не допустить или свести к минимуму конкуренцию между собой. Они включают в лицензионное соглашение условие, оговаривающее предоставление лицензиату определенной территории, на которой ему предоставляется право производства и сбыта лицензионной продукции.

Цена лицензии представляет собой выбор вида лицензионных платежей из таких возможных вариантов:

• периодические платежи (процентные отчисления) в течение  срока действия лицензионного соглашения, то есть роялти.

• фиксированные платежи, производимые единовременно или в рассрочку, именуемые паушальными платежами.

• Комбинированные (смешанные) платежи – роялти в сочетании  с паушальными платежами.

Передача ноу-хау выделяется как особый вид коммерциализации и имеет ряд особенностей. Сделка по передаче ноу-хау – это предоставление беспатентной лицензии.

Основные отличия передачи ноу-хау состоят в следующем:

• большой риск, связанный  с раскрытием конфиденциального  существа ноу-хау до заключения контракта  и утечкой ноу-хау от получателя третьим лицам после заключения контракта;

• необратимый характер передачи ноу-хау;

• постоянно присутствующий временной фактор;

• неопределенность периода  сохранения конфиденциальности ноу-хау (быстрое развитие технологии делает общедоступным ноу-хау, являвшееся секретным).

Способы платежей:

• наличные (паушальные платежи и роялти или их комбинация);

• встречные поставки товаров или оказание услуг;

• смешанная форма (наличные, бартер, услуги).

Соглашения о неразглашении  тайны могут применяться для  защиты идей, информации, данных, концепций, не оформленных в виде защищенного объекта интеллектуальной собственности. При этом существуют следующие формы защиты:

• Коммерческая тайна (неразглашение  сущности инновации)

• Подписание Соглашений о Неразглашении Тайны – Non-Disclosure Agreement, подписывается только в том случае, если имеется доверие к стороне, которой разглашается тайна и которая берет на себя обязательство не разглашать эту тайну – имеется финансовая возможность остановить дальнейшее разглашение тайны в случае несанкционированного разглашения.

Обычная реакция инвесторов на предложение подписать соглашение о неразглашение тайны – не подписывать соглашение о неразглашении  тайны. Это связано с тем, что  инвесторы по определению не склонны  рисковать, и с тем, что инвесторы  сталкиваются с большим количеством похожих идей и концепций и не подписывают все соглашения, которые им предлагают. В таком случае, следует рекомендовать исследователям и изобретателям работать с теми консультантами и инвесторами, которым держатель идеи доверяет. Поэтому лучший способ действий – это четко определить моменты, охраняемые соглашением о неразглашении тайны. При этом необходимо в любом случае обеспечить сохранение коммерческой тайны в тайне и провести процедуру надлежащей ответственности по отношению к консультантам и инвесторам, которым будет раскрыта коммерческая тайна.

Информация о работе Формы коммерциализации инноваций