Формы коммерциализации инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 19:33, курсовая работа

Описание работы

Рыночная экономика даёт ответ на вопрос, возникающий у любого предприятия о том, как стать лидером на каком бы то ни было рынке, в какой бы то ни было сфере деятельности. Этот ответ состоит в том, что продавец должен заинтересовать потенциального покупателя в своем товаре, показать, что он выгодно отличается от других. Для этого товар должен лучше удовлетворять некие потребности по сравнению с другими. Или открыть для потребителя новые потребности, к которым его может подтолкнуть маркетинг. В данном случае речь об инновации.

Содержание работы

Введение 3
1.Сущность коммерциализации интеллектуальной собственности 4
2. Управление интеллектуальной собственностью и ее коммерциализация в университетах 6
3.Формы коммерциализации инноваций 14
Заключение 20
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

1=Управление интеллектуальной собственностью и ее коммерциализация в университетах .doc

— 147.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

 

Рыночная экономика  даёт ответ на вопрос, возникающий  у любого предприятия о том, как  стать лидером на каком бы то ни было рынке, в какой бы то ни было сфере деятельности. Этот ответ состоит в том, что продавец должен заинтересовать потенциального покупателя в своем товаре, показать, что он выгодно отличается от других. Для этого товар должен лучше удовлетворять некие потребности по сравнению с другими. Или открыть для потребителя новые потребности, к которым его может подтолкнуть маркетинг. В данном случае речь об инновации.

Однако создать инновацию  не значит создать ходовой товар. Вторая половина, и не менее важная с точки зрения достижения конечного результата, - представить ее на рынке, сделать её такой и преподнести её так, чтобы обеспечить максимальный спрос.

 

1.Сущность коммерциализации  интеллектуальной собственности

 

Коммерциализация интеллектуальной собственности - это процесс вовлечения объектов интеллектуальной собственности в экономический оборот, использование интеллектуальной собственности в хозяйственной деятельности предприятий.

Перечислим ряд практических преимуществ:

· владельцы интеллектуальной собственности могут быть учредителями фирм без отвлечения реальных денежных средств путем внесения объектов интеллектуальной собственности в уставный капитал предприятия;

· можно получать дополнительные доходы за передачу права пользования  интеллектуальной собственностью;

· интеллектуальную собственность  можно использовать в качестве залога при получении кредита;

· интеллектуальная собственность  обеспечивает защиту от конкурентов  на период выведения на рынок новой  продукции, а также защиту от недобросовестной конкуренции;

· интеллектуальная собственность  способствует созданию рекламного имиджа при информировании о правовой охране выпускаемой продукции или работе по лицензии известного производителя;

· интеллектуальная собственность  позволяет снизить налог на прибыль путем уменьшения налогооблагаемой базы на величину амортизации нематериальных активов и величину затрат на создание объектов интеллектуальной собственности;

· интеллектуальная собственность  позволяет снизить налог на добавленную  стоимость, если сделка оформляется как патентный, лицензионный или авторский договор.

Документальное оформление коммерческих операций с интеллектуальной собственностью может быть осуществлено в виде:

· договора о создании и передаче научно-технической продукции;

· договора о выполнении НИОКР;

· лицензионного договора;

· учредительного договора;

· франшизного соглашения и т.д.

Процесс вовлечения объектов интеллектуальной собственности в  коммерческий и хозяйственный оборот предполагает предварительную оценку их стоимости на этапе "ex ante". Ценообразование на сложные активы, к которым относятся и объекты интеллектуальной собственности, носит гораздо более сложный характер, нежели ценообразование на прочие рыночные блага.

Оценка интеллектуальной собственности представляет собой относительно самостоятельную область современных исследований, научный аппарат которой находится в постоянном развитии и требует дальнейшего совершенствования.

Интеллектуальная собственность  в виде изобретений, защищенных действующими патентами, заявок на изобретения - "patent pending","ноу-хау", торговых марок и т.д. во всем мире высоко оценивается и является источником дохода и предметом прибыльного инвестирования. Известно, что из всей стоимости открытых акционерных обществ в развитых странах примерно 85% в настоящее время приходится на интеллектуальную собственность.

Однако также известно, что только 2-3% от всего количества запатентованных изобретений приносят изобретателям больше средств, чем  было затрачено на процесс патентования. Это вызвано тем, что процесс передачи патентов в сферу производства является трудоемким, длительным, требующим специальных знаний и совместной работы изобретателей с командой специалистов, доказывающих потенциальным покупателям интеллектуальной собственности ее истинную рыночную стоимость и прибыльность.

Финальной стадией такой  работы является лицензирование патента, т.е. составление между обладателем  прав на интеллектуальную собственность - "Лицензиаром"- и ее покупателем -"Лицензиатом" - лицензионного  договора, в котором указаны все условия и сроки поэтапной оплаты передачи изобретения в производство и, соответственно, платежи, выплачиваемые изобретателю, за внедрение и последующие выплаты процентов от продажи продукции, основанной на изобретении.

Важнейшей частью такого лицензионного договора является условия ответственности "Лицензиата" за невыплату указанных платежей и согласованные методы требования исполнения обязательств "Лицензиата", которые также являются предметом "сопровождения" договора специалистами в области прав на интеллектуальную собственность и могут потребовать многолетней деятельности.

2. Управление интеллектуальной собственностью и ее коммерциализация в университетах

Весьма существенным условием повышения эффективности  инновационной деятельности и коммерциализации объектов интеллектуальной собственности (ИС) является их конкурентоспособность, значение которой усиливается с появлением конкурирующих производителей интеллектуальной продукции. Но о какой конкурентоспособности созданных результатов научно-технической деятельности и полученной продукции можно говорить при отсутствии их правовой защиты? Именно для решения этих задач в организациях функционирует координирующий орган, в роли которого выступают имеющиеся в организации структуры (например, научно-технические советы) и специально создаваемые комиссии.

В компетенцию таких  структур, как правило, входят вопросы  общекорпоративного управления инновационной  деятельностью и специальные  вопросы, связанные с управлением  интеллектуальной собственности (ИС):

-  принятие решений о способе коммерциализации технологии (использование в собственном производстве, продажа лицензии);

-  согласование лицензионных договоров;

-  согласование договоров о взаимоотношениях между автором инновации и организацией;

-  рассмотрение споров и разрешение конфликтов в сфере интеллектуальной собственности.

Общеизвестно, что интеллектуальный продукт, как объект авторского и  изобретательского права, включающий научно-технические разработки, научные  произведения и пр., является интеллектуальной собственностью (ИС) организации, что подразумевает не только его создание и эффективное использование, но и надежную правовую защиту и эффективное управление ИС.

Эти функции возлагаются  на подразделения, которые могут  называться по-разному: например «управление интеллектуальной собственностью», «департамент патентно-лицензионной политики», «патентно-правовой отдел» и т. д. Главное, что эти подразделения осуществляют управление интеллектуальной собственностью организации. Принимая непосредственное участие в разработке стратегии развития компании, эти структуры являются основным самостоятельным подразделением и должны подчиняться непосредственно руководителю организации.

По мнению советника  руководителя Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) Н. Орловой, деятельность этих подразделений должна включать следующие функции:

1.  Обеспечение правовой охраны созданных результатов научно-технической деятельности (РНТД).

2.  Организация, научно-методическое обеспечение, проведение и анализ результатов патентных исследований технического уровня, тенденций развития создаваемых разработок, и патентоспособности, патентной чистоты и конкурентоспособности.

3.  Выявление перспективных и приоритетных направлений развития научно-технической деятельности, исследования потребностей рынка в РНТД, созданных в организации, и разработка предложений по маркетинговой политике организации.

4.  Участие в подготовке планов и программ проведения НИОКР (научно исследовательских и опытно-конструкторских разработок).

5.  Проведение инвентаризации прав интеллектуальной собственности и их оценки, учета и контроля использования объектов ИС в организации.

6.  Выявление стратегических ресурсов интеллектуальной собственности и подготовка коммерческих предложений по приобретению и/или продаже объектов ИС и ноу-хау, лицензий на их использование.

7.  Совершенствование внутренних нормативно-методических документов организации по вопросам создания, правовой охраны и использования объектов ИС; по вопросам распределения прав на такие объекты: вопросам выплат вознаграждений aвторам, иных поощрительных выплат морального стимулирования и поощрения работников компании.

8.  Организация и ведение учета и контроля исполнения договоров об отчуждении прав, лицензионных договоров, авторских договоров и иных договоров, касающихся объектов ИС.

9.  Подготовка и осуществление мероприятий, направленных на борьбу с контрафактом и защиту прав организации в сфере интеллектуальной собственности и за рубежом.

10.  Осуществление мероприятий по стимулированию научно-технического творчества в организации.

Для малых организаций, ежегодным  числом заявок на регистрацию объектов ИС до 10 – 15, эффективным будет назначение менеджера, наделенного функциями  управления ИС (планирования, организации, координации, мотивации, контроля) и обеспечивающего взаимодействие с внешними организациями, специализирующимися в области правовой охраны объектов ИС. Для крупных компаний, исследовательских институтов более целесообразным будет формирование собственного подразделения ИС, выполняющего полный комплекс работ в данной области.

В любой компании необходимо воспитание «инновационного духа» среди  персонала, усиление мотивации менеджеров к высокой инновационной восприимчивости  и активности. Фактически, речь идет о поощрении эффективной реализации организационно-управленческих инноваций.

Проведенное Ассоциацией Менеджеров исследование подтвердило, что именно слабая мотивация является основной причиной низкой инновационной восприимчивости и активности персонала в российских компаниях, что отражено на рис. 1.8. При этом важную роль играет не только материальное поощрение, но и система моральных стимулов.

Рисунок 1.8.  Направления организационного развития, обеспечивающие рост инновационной активности персонала

Как показывает практика, менеджеры  интуитивно избегают инициировать организационно-управленческие изменения, поскольку «инициатива  всегда наказуема» и вся полнота ответственности за одобренные изменения ляжет на инициатора. В глазах коллег инновационно-активный сотрудник нередко рассматривается как «нарушитель и возмутитель спокойствия», что требует не только материальной компенсации дополнительной деятельности, но и моральной поддержки его инициативы. Именно поэтому 46 % респондентов отметили необходимость проведения корпоративных тренингов, направленных на формирование инновационной культуры в компании.

Разработка системы стимулирования менеджеров для повышения эффективности организационно-управленческих инноваций должна осуществляться по следующим направлениям:

1. Создание четких стандартов  работы менеджеров путем разработки  ключевых показателей эффективности  (KPI) позиций с учетом их инновационной активности.

Необходимо, чтобы сотрудник компании четко представлял, как и по каким  критериям оцениваются результаты его работы, чувствовал справедливость оценки своего трудового вклада и  получал адекватное вознаграждение за свои достижения (в том числе и в процессе инновационного развития компании).

Важно также четко задать стандарты  компетентности (перечень компетенций  и требования к уровню их освоения) для каждой позиции, при этом инновационная  восприимчивость должна стать одной  из основных личностных компетенций, а инновационная активность должна стимулироваться требованиями к знаниям, умениям и навыкам инициации и реализации инноваций.

2. Упорядочивание и налаживание  правил премиальных выплат, которые  можно разделить на два блока:  правила формирования премиальных фондов и правила их распределения.

На основе задания этих правил формируется  управленческая культура компании, определяются баланс коллективной и индивидуальной мотивации, баланс «предпринимательского» и должностного подходов, стабильности и инновационности компании и др. Необходимо подчеркнуть, что инновации, в том числе и организационно-управленческие, становятся неотъемлемой частью функционирования компании, а недостаточно высокий уровень инновационной активности рассматривается руководством как упущение в работе.

3. Изменение навыков и установок  менеджеров: «управляй не локальными  заданиями, а долгосрочным целеполаганием»,  «зарабатывай, достигая ключевые  показатели эффективности по  планке «вызов», «развивай себя  и свою компанию» и др. Итогом должна стать ориентация на постоянное организационное развитие и формирование стремления к постоянному совершенствованию.

Информация о работе Формы коммерциализации инноваций