Формирование инновационной политики Свердловской области в сфере поддержки малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 07:15, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы, определяется важностью решения задачи повышения конкурентоспособности продукции российской промышленности на мировом рынке товаров и услуг. Десятилетиями Россия поставляет на внешний рынок преимущественно сырье и товары с минимальной обработкой, все более истощая свои ресурсы. Несмотря на многочисленные решения и постановления о необходимости облагораживания экспорта, увеличения вывоза готовых изделий, в частности продукции машиностроения, состояние дела не изменяется. Вопросам улучшения практики инновационного менеджмента с целью развития экспорта в России стали уделять повышенное внимание в последнее время.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИЙ
1.1 Государственная политика стимулирования фирменной инновационной политики
3.2. Государственная политика содействия инновационной деятельности компаний — как фактор формирования конкурентных преимуществ в промышленно развитых странах
1.3 Формирование и реализация инновационной политики в России
2 РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1 Зарубежный опыт поддержки малого предпринимательства
2.2 Развитие государственной и региональной политики поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации
Отрасли
3. ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
3.1 Инновационная политика в Свердловской области
3.2 Изобретательство в Свердловской области
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Файлы: 1 файл

региональная политика по поддержке малого предпринимательства.doc

— 284.00 Кб (Скачать файл)

Например, на Западе для привлечения ресурсов крупных предприятий в целях развития малых получила широкое распространение и уже дала значительный экономический эффект система контрактных отношений крупных и мелких фирм - франчайзинг, особенно в торговле и в сфере услуг.

Ее суть состоит в том, что крупная головная фирма представляет малой фирме за плату исключительное право использовать свою торговую марку, при необходимости выделяет кредит на льготных условиях, оказывает различного рода консультационные услуги, сдает в аренду оборудование и т.д. Малый бизнес, как уже было сказано выше, обладает заметно большей способностью к нововведениям и более заинтересован в ускоренной разработке технических проектов.

Очевидно, что преимущественное право на получение поддержки, в том числе и льгот и преимуществ, должны иметь малые предприятия, осуществляющие деятельность, признанную приоритетной. Приоритетной признается любая деятельность малых предприятий, лежащая в русле целей, стратегии и тактики общего государственного регулирования экономики страны и обеспечивающая наиболее полное удовлетворение социальных, экономических и экологических потребностей населения с минимальными затратами общественного труда.

В постановлении Совета Министров - Правительства РФ от 11 мая 1993 г. №446 “ О первоочередных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации” в качестве основных приоритетов развития малого бизнеса определены такие направления деятельности, как производство и переработка сельскохозяйственной продукции, производство продовольственных, промышленных товаров, товаров народного потребления, лекарственных препаратов и медицинской техники, оказание производственных, коммунальных и бытовых услуг, строительство объектов жилищного, производственного и социального назначения, инновационная деятельность.

То есть к приоритетным отнесены основные сферы деятельности малых предприятий, в продукции которых население ощущает  особо острую нужду: продовольствие, ширпотреб, лекарства, бытовые услуги, жилье. В региональных программах могут выделяться и другие приоритетные сферы деятельности малого предпринимательства с учетом состояния и перспектив развития региона. Исходя из того, что одним из направлений финансовой поддержки, способствующей развитию малого бизнеса, является налоговая политика, в частности, льготное налогообложение, сначала Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 г. “О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней” предусмотрены налоговые льготы малым предприятиям, особенно занятым в производстве. Также вопросы льготного налогообложения нашли отражение в принятом Законе РФ “ О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ” и в Законе “Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства”. Указанные льготы создают определенные экономические преимущества для функционирующих и особенно для вновь создаваемых малых предприятий. Тем не менее, по-прежнему для всех предпринимателей, в том числе и занятых в малом бизнесе, налоги остаются главной проблемой. В проектах федеральных законов по налогообложению, направленных в Государственную Думу, практически сохранены все льготы малому бизнесу, Вместе с тем предусматривается  передача права отмены уплаты авансовых платежей налога на прибыль и на добавленную стоимость по малым предприятиям - органам исполнительной власти субъектов федерации, способным более гибко использовать указанную льготу.

    Другим направлением государственной поддержки является выделение ассигнований из федерального и регионального бюджетов для финансирования программ поддержки малого предпринимательства. Так, в 2005 году из федерального бюджета направлено на поддержку предпринимательства 5 млрд.рублей, из них 2 млрд. рублей перечислено Фонду поддержки  предпринимательства и развития конкуренции при ГКАП России, который является генеральным заказчиком Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства. Кроме того, с 1 января 2005 года на развитие предпринимательства в соответствии с государственной программой приватизации государственной и муниципальной собственности в указанный фонд направляется 5% денежных средств, поступающих от приватизации федеральной собственности.

              Следует отметить, что государственная поддержка развития предпринимательства осуществляется также за счет финансирования и других фондов и федеральных целевых программ. Так, в целях поддержки инновационной деятельности постановлением Правительства РФ создан Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере.

              Государство оказывает помощь фермерским хозяйствам. За счет ассигнований из федерального бюджета предусмотрено возмещение

разницы в процентных ставках по льготным кредитам, выданным крестьянским хозяйствам, а также участие в становлении системы крестьянских банков и страховых компаний.

              Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 1994 г. № 1322 “ О мерах по обеспечению участия малых негосударственных предприятий в реализации государственных программ и выполнения заказов для государственных нужд” государственным заказчикам положено при проведении конкурсных отборов по размещению заказов на закупку и поставку товаров, выполнение работ (оказание услуг) для государственных нужд создавать условия, обеспечивающие участие малых предприятий в конкурсном отборе. Министерству внешних экономических связей поручено рассматривать возможность привлечения малых негосударственных  предприятий к участию в конкурсных торгах на поставку товаров, выполнение работ для федеральных государственных нужд.

              Малым негосударственным предприятиям, участвующим в выполнении государственных оборонных заказов, предоставляется право закупок продукции общепромышленного применения в счет устанавливаемых Министерством экономики РФ специальных квот обязательной продажи этой продукции.

              В соответствии с постановлением Правительства РФ от 19 августа 1994 г. № 967 “ Об использовании механизма ускоренной амортизации и переоценки основных фондов”, малым предприятиям предоставлено право в первый год их функционирования наряду с использованием механизма ускоренной амортизации списывать как амортизационные отчисления 50 % первоначальной стоимости машин и оборудования со сроком службы свыше 3-х лет.

Следует обратить внимание на то, что поддержка предпринимательства является задачей не только центральных, государственных органов, но и в не меньшей степени задачей регионов, в которых в последнее время получили большую самостоятельность.

Государственная поддержка предпринимательства на региональном уровне может включать в себя:

      прямое финансовое субсидирование

      льготное кредитование и селективное гарантирование кредитов

      предоставление льгот по местному налогообложению

      передачу предприятиям госимущества, а также ноу-хау, технических лицензий из подведомственного региону госсектора

      обеспечение на льготных условиях совместно с подведомственными организациями госсектора проведения НИОКР

      участие государства в соучредительстве по организации новых предприятий, ограниченное регулирование в ценообразовании

      формирование и регулирование рынка труда

      частичное обеспечение предприятий дефицитным сырьем и материалами

      предоставление выгодных региональных госзаказов

      упрощенную регистрацию и лицензирование деятельности, и в том числе , в сфере внешнеэкономических операций

      юридический и экономический консалтинг

      содействие в подготовке кадров и развертывание государственной сети подготовки специалистов для работы в условиях рыночной экономики

      обеспечение правовых льгот предпринимательской деятельности в свободных экономических зонах, зонах свободного предпринимательства и т. д.

      содействие и координацию деятельности союзов и ассоциаций предпринимательства

Деятельность малого предпринимательства должна быть ориентирована, главным образом,  на местный рынок, на решение региональных проблем.

Местные органы власти и управления располагают административными и экономическими рычагами, а также средствами для регулирования предпринимательской деятельности. Практически все органы государственной власти на уровне республик, краев, областей и городов имеют подразделения по экономическому развитию. Главная их цель - способствовать в конкретном регионе развитию предпринимательства, росту производства перспективных товаров и услуг, имеющих спрос, созданию рабочих мест. Региональные органы государственной власти и управления должны определять направления поддержки малого предпринимательства в регионах, а также комплекс необходимых мероприятий, материально-технические и финансовые ресурсы для их реализации за счет местных источников.

В ряде регионов России разработаны и осуществляются целевые программы поддержки малого бизнеса при долевом участии средств местного бюджета.

Важным документом, направленным  на стимулирование предпринимательства, является Постановление Правительства РФ от 29 декабря 1994 г. “ О сети региональных агентств поддержки малого бизнеса”.

              Правительство выделило 1,5 млрд. рублей на создание сети региональных агентств. Примерно столько же средств вложат регионы. Логическим завершением обучения в создаваемых центрах будет разработка предпринимателями бизнес-планов по выбранному направлению деятельности. Разработанные бизнес-планы будут оцениваться с точки зрения перспектив их дальнейшего кредитования крупными коммерческими банками, которые привлечены к учредительству центров.

 

3. ФОРМИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В СФЕРЕ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

 

3.1 Инновационная политика в Свердловской области

 

Формирование инновационной политики на уровне региона направлено на достижение максимальной эффективности прикладной науки. В целях выявления и активизации научно-технических ресурсов, внедрения перспективных технологий, создания эффективного механизма научно-технических нововведений Свердловской области для структурной перестройки и перевооружения экономики в соответствии с федеральной программой создан Свердловский региональный центр научно- технических нововведений России «Свердловск-инжиниринг».

При этом главной целью государственной инновационной политики (федеральной и региональной) является создание рынка высоких технологий и других объектов интеллектуальной собственности. Сетевая инфраструктура научно-технических нововведений (инжинирингсеть) предназначена для реализации следующих функций:

      выявления и активизации научно-технических, технологических, производственных и интеллектуальных ресурсов регионов;

      диверсификации научной и производственной деятельности;

      ускоренной коммерциализации научных разработок;

      обеспечение многоканальности финансирования и оптимальной кооперации исполнителей;

      создание новых рабочих мест в перспективных направлениях науки и производства.

Инвестиции в сферу основного производства определяют скорость воспроизводства материальных благ, а развитие вспомогательной сферы (инжинирингсети) обеспечивает ее рост, т.е. происходит ускорение развития производства и его инфраструктуры. На основе расчетов федеральной программы, а также зарубежного опыта по организации инновационных процессов, срок окупаемости капитальных вложений в сетевой инжиниринг составляет около 1 года.

По оценкам французских исследователей индивидуальные затраты на создание научно-технической продукции в рамках структуры, подобной сети инжиниринга для каждого участника этой сети снижаются на порядок по сравнению с затратами на аналогичную НТП, создаваемую на самостоятельной основе. Для выявления научно-технических ресурсов и внедрения перспективных технологий в соответствии с федеральной инновационной программой "Инжинирингсеть России" в Свердловской области реализуется региональная программа развития сети научно-технических нововведений "Свердловская инжинирингсеть". В качестве государственного заказчика программы выступает Министерство экономики РФ. Региональная программа развития сети научно-технических нововведений "Свердловская инжинирингсеть" является составной частью федеральной инновационной программы "Российская инжиниринговая сеть технических нововведений". Региональная инжинирингсеть призвана обеспечить решение экономических проблем Свердловской области, опираясь на основе комплексных программ развития региона. Для координации этих программ и взаимодействия с администрацией области и с дирекцией федеральной программы (интеграции в инжинирингсеть России) в октябре был создан "Свердловский региональный центр инжиниринговой сети научно-технических нововведений России "Свердловск-инжиниринг" (как акционерное общество открытого типа). Кроме того, организована Областная комиссия по изобретательству и новым технологиям.

Высшим координирующим и руководящим органом программы "Свердловскинжиниринг" является Координационный научно-технический совет (КНТС). Головным исполнительным органом программы является Свердловский региональный центр инжиниринговой сети научно-технических нововведений России "Свердловскинжиниринг". 

Решения КНТС являются рекомендательными для комитетов и управлений Администрации области, администрации городов и районов, предприятий, организаций и учреждений области. Обязательными решения КНТС являются для исполнения структурами, специально создаваемыми и назначаемыми в рамках программы лицами. К работе КНТС привлекаются в качестве консультантов и экспертов специалисты, ученые и изобретатели, работающие в области наукоемкого инжиниринга.

Стратегической целью региональной программы "Свердловская инжинирингсеть" служит формирование и реализация региональной инновационной политики на территории Свердловской области. В рамках программы осуществляется выявление и привлечение к сотрудничеству предприятий и организаций, а также физических лиц, имеющих необходимые ресурсы для использования в наукоемком инжиниринге и научно-техническом предпринимательстве. Подпрограммы региональной программы включают в себя обеспечение:

Информация о работе Формирование инновационной политики Свердловской области в сфере поддержки малого предпринимательства