Анализ управления инновационной деятельностью предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:45, курсовая работа

Описание работы

Инновационным является такое предприятие, которое внедряет продуктовые или процессные инновации, независимо от того, кто был автором инновации - работники данной организации или внешние агенты (внешние собственники, банки, представители федеральных и местных органов власти, научно-исследовательские организации и провайдеры технологий, другие предприятия).
Таким образом цель этой работы - дать представление об инновационной деятельности предприятий и применения ее на практике. А основные задачи - понять сущность инноваций, выявить виды инноваций, а также рассмотреть влияние инновационной деятельности на развитие предприятия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..
1. Инновационная деятельность
1.1. Инновации, их экономическая сущность и значение……………........
1.2. Инновационный процесс как объект управления………………..........
1.3. Структура инновационного процесса……………………………………
1.4. Классификация инноваций.…………………………………….…...........
1.5. Роль инноваций в развитии предприятия.………………………..........
2 Анализ управления инновационной деятельностью предприятия (на примере ОАО «Гродномебель»)
2.1Методика проведения анализа инновационной деятельности предприятия…………………………………………………………………….......
2.2Анализ управления инновационной деятельностью ОАО «Гродномебель»…………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы……………

Файлы: 1 файл

иновационная деят-ность.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

* фирма-новатор,  занимающаяся прежде всего вопросами  ново-введений;

* инжиниринговая : фирма, разрабатывающая оригинальные  мо-дификации товара и епго  дизайн;

* узкоспециализированный изготовитель - чаще всего субпос-тавщик относительно н несложных изделий массового выпуска;

* производитель  традиционных изделий (услуг)  высокого качества.

Как показывает опыт, небольшие фирмы особенно активно  дейст-вуют в производстве товаров, проходящих стадии формирования рынка и ухода с него. Дело в том, что крупная фирма обычно неохотно идет первой на производство принципиально новой продукции. Последствия возможной неудачи для нее намного тяжелее, чем для небольшой вновь образовавшейся фирмы.

Обеспечение конкурентоспособности товара требует новатор-ского, предпринимательского подхода, сутью которого являются поиск и реализация инноваций.

В этой связи интересно отметить, что  один из классиков эконо-мической теории А. Маршалл считал именно предпринимательство коренным свойством, главной чертой рыночной экономики.

Главной предпосылкой инновационной стратегии  является мо-ральное старение выпускаемой  продукции и технологии. В связи  с этим каждые три года на предприятиях следует проводить аттеста-цию  выпускаемых изделий, технологий, оборудования и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения товаров. Иными словами, должна проводиться рентгенограмма бизнеса.

2 Анализ управления  инновационной деятельностью  предприятия (на  примере ОАО «Гродномебель»)

2.1Методика проведения анализа инновационной деятельности предприятия

Как уже  подчеркивалось, от любых инноваций  необходимо в первую очередь ждать  именно экономической эффективности. В связи с этим возникает необходимость  проведения экономического анализа этой деятельности.

В настоящее  время содержание экономического анализа  постоянно изменяется и совершенствуется под воздействием рыночной экономики, либерализации внешнеэкономических  связей, усиления влияния факторов риска и неопределенности на результаты хозяйственной деятельности. Как отмечает С.В. Валдайцев, меняется целевая направленность экономического анализа: «контрольная функция отступает на второй план, и основной упор делается на переход к обоснованию управленческих и инвестиционных решений, направлений возможного вложения капитала и оценке их целесообразности».

На первом этапе должен осуществляется анализ инновационного потенциала предприятия. Одновременно с этим дается оценка роли собственного капитала в формировании и развитии инновационного потенциала. В дальнейшем проводится анализ влияния основных технико-экономических факторов на изменение структуры инновационного потенциала в отчетном периоде по сравнению с предыдущим. При этом выявляются внутрихозяйственные резервы роста инновационного потенциала предприятия.

На втором этапе проводится анализ инновационной  активности предприятия, прежде всего  на основе динамики изменения величины затрат на инновационную деятельность и количества инновационных проектов, находящихся в разработке предприятия, в отчетном периоде по сравнению с предыдущим. Выявляется влияние основных факторов на изменение этих показателей. Затем выявляются внутренние резервы повышения инновационной активности предприятия.

На третьем  этапе оцениваются результаты инновационной  деятельности. Здесь же производится оценка эффективности реализованных предприятием инноваций и их влияния на показатели эффективности функционирования предприятия. Затем выявляются возможные резервы улучшения этих показателей [2, с.37-38].

Кроме того, данный анализ в зависимости от стоящих задач можно дополнять следующими группами показателей эффективности:

научно-технические (новизна, простота, полезность и пр.);

ресурсные;

социальные (учитывают социальные результаты инноваций);

экологические (учитывают влияние инноваций на человека и окружающую среду) [10, с. 528-534].

По результатам  анализа обосновывается целесообразность разработки и реализации управленческих решений, направленных на повышение  эффективности инновационной деятельности и устойчивости функционирования предприятия.

2.2 Анализ управления  инновационной деятельностью  ОАО «Гродномебель»

Открытое  акционерное общество "Гродненская  мебельная фабрика" является производителем корпусной мебели для оформления интерьера квартир и офисов. Предприятие  имеет 65-летнию историю своего развития. К настоящему моменту на предприятии проведена модернизация технологического оборудования. За представленный новый ассортимент мебели на международной выставке "Мебель - 2004" в г. Ростов (Россия) ОАО "Гродненская мебельная фабрика" удостоено "Диплома III степени".

Предприятие проводит достаточно активную инновационную  политику за счет собственных средств. В настоящий момент идет поиск  инвестора для покупки полной технологической линии по изготовлению мебельных клееных щитов из массивной древесины ценных пород, что позволит изготовить экологически чистую, с современным дизайном мебель и расширить ее ассортимент.

Основные  технико-экономические показатели деятельности предприятия приведены  в табл. 2.1

Таблица 2.1

Основные  технико-экономические показатели

Наименование ед. изм. 2004 2005 2006 (план)
Товарная  продукция в сопост. ценах тыс. руб. 4 742 000 5 325 000 5 700 000
Темп  роста товарной продукции в сопост. ценах % 94 104 107
Фонд  оплаты труда тыс. руб. 1 090 100 1 150 000 1 240 000
Себестоимость товарной продукции тыс. руб. 4 700 000 5 210 000 5 520 000
Рентабельность  реализованной продукции % 1,5 0,2 8,0
Прибыль балансовая тыс. руб. 10 000 20 000 150 000
Затраты на инновации тыс. руб. 98 000 126 000 257 000
Отношение затрат на инновацию к себестоимости продукции % 2,09% 2,42% 4,66%

Как видно  из табл. 2.1, несмотря на рост выпуска  продукции в сопоставимых ценах, рентабельность остается низкой. На лицо необходимость совершенствования  производственных процессов. Затраты на инновации по отношению к себестоимости производимой продукции остаются сравнительно небольшой величиной. Вместе с тем, на текущий год запланировано удвоить расходы на инновации (относительные инновационные затраты к себестоимости также должны практически удвоиться). На фоне этого запланированная норма рентабельности на уровне 8% выглядит более, чем оптимистично.

Но рост общей суммы инвестиций в новаторство  не может однозначно свидетельствовать  о росте рентабельности. Здесь  очень важно посмотреть структуру этих инвестиций и их эффективность (табл. 2.2).

Таблица 2.2

Мероприятия плана технического и организационного развития в 2006 г.

Наименование Ед. изм. Срок выполнения Объем внедрения Сметная стоимость, т.р. Эффектив-нось, тыс. руб. (у.у.т)* Доля в общих расходах на инновации, %
1 2 3 4 5 6 7
1. Создание, освоение новых видов продукции  и повышение ее качества     2300 36000 78400 14,0%
в т.ч.            
1.1 Набор  мебели "Агата" шт 1 кв. 200 4500 20000  
1.2. Набор  мебели новой модели шт 4 кв. 1000 4500 1500  
2. Внедрение  новой технологии, механизации и  автоматизации труда     - 124200 у.у.т 48,3%
в т.ч.            
Автопогрузчик ДВ-1792 шт 1-2 кв 1 35000 у.у.т.  
3. Совершентствование  организации труда -     8700 у.у.т 3,4%
в т.ч.            
3.1 Обеспечить  тепловой режим на участке раскроя поролона - 1 кв. 1 4000 у.у.т.  
4. Экономия  материалов, сырья, топлива, энергии       88400 262 34,4%
в т.ч.            
4.1 Установка  нового котла меньшей мощности  ДСЕ 2.5-14 шт 2-3 кв 1 58000 103  
4.2. Обеспечение  максимального возврата конденсата - 2-4 кв   5000 46  
ИТОГО 257300 100311 100%      

*у.у.т. - улучшение условий труда

Из табл. 2.2 видно, что политика управления инновациями  предприятия в текущем году будет  направлена в большей степени  на внедрение новых технологий механизации и автоматизации труда, а также на экономию материалов. Вместе с тем, инвестиции в создание и освоение новой продукции сравнительно малы, хотя приносят наибольший эффект. Можно предположить, что такой скромные инвестирования – это временная мера, которая связана с поиском инвестора для расширения производства и ассортимента продукции.

Логическим  завершением анализа управления инновационной деятельностью предприятия  должна являться оценка эффективности  инноваций. На основе анализа источников литературы [1,2,3,10] можно прийти к выводу, что большинство показателей оценки эффективности инноваций заимствованы из оценки инвестиционный проектов. Однако, если сроки реализации инвестиционный проектов, как правило, превышают 1 год, то цикл внедрения инноваций некоторых процессов могут составлять 1-2 квартала. Поэтому для общей оценки эффективности инновационной деятельности рационально воспользоваться общей формулой рентабельности инноваций без учета дисконтирования IR [5, с.276]: 

(2.1)

где Д  – доход от инноваций;

К – размер инвестиций.

Таким образом, рентабельность инноваций  на 2006 г. составит:

Подводя итог данному вопросу, следует отметить, что экономический анализ политики управления инновациями – это  многоступенчатый процесс, который  целесообразно изменять в зависимости от конкретных объектов исследования.

Инновационная деятельность анализируемого предприятия  характеризуется положительной  динамикой роста величины инвестиций. Вместе с тем, структура инвестиций выглядела бы несколько странной, если бы не шаги руководства по привлечению инвестиций в основное производство.

В результате анализа был рассчитан индекс рентабельности инноваций, равный 0,39, что существенно превышает запланированный  индекс рентабельности продукции – 0,08. 

Заключение.

Таким образом, написав работу, можно сделать  выводы, что инновация означает изменения  в экономике, промышленности, обществе, в поведении покупателей, производителей, работников. Поэтому она всегда должна ориентироваться на рынок, руководствоваться его потребностями.

Информация о работе Анализ управления инновационной деятельностью предприятия