Анализ управления инновационной деятельностью предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 22:45, курсовая работа

Описание работы

Инновационным является такое предприятие, которое внедряет продуктовые или процессные инновации, независимо от того, кто был автором инновации - работники данной организации или внешние агенты (внешние собственники, банки, представители федеральных и местных органов власти, научно-исследовательские организации и провайдеры технологий, другие предприятия).
Таким образом цель этой работы - дать представление об инновационной деятельности предприятий и применения ее на практике. А основные задачи - понять сущность инноваций, выявить виды инноваций, а также рассмотреть влияние инновационной деятельности на развитие предприятия.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..
1. Инновационная деятельность
1.1. Инновации, их экономическая сущность и значение……………........
1.2. Инновационный процесс как объект управления………………..........
1.3. Структура инновационного процесса……………………………………
1.4. Классификация инноваций.…………………………………….…...........
1.5. Роль инноваций в развитии предприятия.………………………..........
2 Анализ управления инновационной деятельностью предприятия (на примере ОАО «Гродномебель»)
2.1Методика проведения анализа инновационной деятельности предприятия…………………………………………………………………….......
2.2Анализ управления инновационной деятельностью ОАО «Гродномебель»…………………………………………………………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Список литературы……………

Файлы: 1 файл

иновационная деят-ность.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

В динамическом плане, т.е. во времени, структуру инновационного процесса можно представить в  следующем виде:

1) выявление  проблемной ситуации (имитация инновации);

2) формулировка  целей инновации;

3) анализ  существующего положения (диагностика проблемы организации или отдельного ее элемента);

4) принятие  решения о целесообразности разработки  инновации определенного вида;

5) разработка (проектирование) инновации;

6) согласование  и утверждение проекта инновации;

7) подготовка объекта к инновации;

8) внедрение  инновации;

9) оценка  фактической эффективности инновации;

10) устаревание.

Контроль  перехода от одной операции инновационного процесса к другой является действенным  инструментом управления процессом  внедрения инновации. Успешность внедрения инновации в значительной мере определяется степенью беспрепятственности прохождения по логической цепочке операций, особенно на их стыках, а это зависит в первую очередь от согласованности смежных подразделений при переходе от одной операции к другой и, конечно, от заинтересованности организаций, выполняющих соответствующие операции.

Вслед за экономическим освоением инновации  сначала на первом, а затем и  на остальных предприятиях следует  фаза ее эффективного использования, которая  характеризуется постепенной стабилизацией затрат и возрастанием эффекта в основном за счет наращивания объемов использования новшества. Именно здесь реализуется основная часть фактического экономического эффекта инновации.

Заключительная  фаза жизненного цикла инновации - ее устаревание.

1.4. Классификация инноваций.

Для получения  более высокой отдачи от инновационной  деятельности осуществляется классификация  нововведений. Необходимость классификации, т.е. разделения всей совокупности нововведений по тем или иным признакам на соответствующие группы, объясняется тем, что выбор объекта инновации является очень важной процедурой, поскольку она предопределяет всю последующую инновационную деятельность, результатом которой станут повышение эффективности производства, расширение номенклатуры наукоемкой продукции и рост ее объемов.

Классификация инноваций на соответствующие группы осуществляется с помощью следующих  признаков.

По признаку возникновения инноваций выделяются две группы: защитные и стратегические.

Защитная группа инноваций обеспечивает необходимый уровень конкурентоспособности производства и продукции на основе внедрения соответствующих нововведений как способа защиты от конкурентов.

Стратегическая  формирует перспективные преимущества в конкурентной борьбе.

По предмету и сфере приложения инноваций  происходит деление нововведений на продуктовые (новые продукты и материалы), рыночные (новые сферы использования  товара, возможность реализации инноваций  на новых ранках), процессные (технологии, новые методы организации и управления производством).

По степени  новизны инноваций выделяют:

-нестандартные  группы инноваций, включающие  новый товар, произведенный на  основе впервые разработанного  технического решения, не имеющего  аналога;

-улучшающие - новые товары или технологические процессы, разработанные на основе использования достижений научно-технического процесса и обеспечивающие совершенные технико-эксплуатационные характеристики в сравнении с действующими аналогами;

-модификационные  - нововведения, расширяющие эксплуатационные возможности товара или технологического процесса.

По характеру  удовлетворения потребностей инновационные  группы определяются нововведениями, которые удовлетворяют сложившиеся  на рынке новые потребности.

По масштабам  распространения инновации могут быть базовыми для молодых отраслей, производящих однородный продукт, или используемыми во всех отраслях промышленного производства.

Несмотря  на общность предмета инноваций, каждое их внедрение является весьма индивидуальным и даже уникальным. Вместе с тем существует множество классификаций инноваций и, соответственно, субъектов инновационного предпринимательства. Рассмотрим некоторые из них.

Г. Менш выделил три крупные группы инноваций: базисные, улучшающие и псевдоинновации. Базисные инновации, в свою очередь, подразделяются на технологические (образующие новые отрасли и новые рынки) и нетехнологические (изменения в культуре, управлении, общественных услугах). Движение от одного технологического пата к другому происходит, по мнению Менша, посредством перехода от базисных инноваций к улучшающим и далее - к псевдоинновациям.

Детальная и оригинальная типология инноваций  дана А.И. Пригожиным. Он классифицировал  инновации в зависимости от типа новшеств (материально-технические  и социальные нововведения), механизма осуществления, особенностей инновационного процесса. А.И. Пригожин ввел в научный оборот замещающие, отменяющие, открывающие нововведения, ретронововведения, единичные, диффузные, внутриорганизационные, межорганизационные и др. Он разделил понятия "инновация" и "новшество". Новшество, по мнению А.И. Пригожина, - это предмет инновации; новшество и инновация имеют различные жизненные циклы; новшество - это разработка, проектирование, изготовление, использование, устаревание. Инновация же - это зарождение, диффузия, рутинизация (стадия, когда инновация "реализуется в стабильных, постоянно функционирующих элементах соответствующих объектов").

- крупнейшие (базисные) инновации - реализуют  крупнейшие изобретения и становятся  основой революционных переворотов в технике, формирования новых ее направлений, создания новых отраслей. Такие инновации требуют длительного времени и крупных затрат для своего освоения, но зато обеспечивают значительный по уровню и масштабу народно-хозяйственный эффект, однако происходят они не каждый год;

- крупные  инновации (на базе аналогичного  ранга изобретений) - формируют новые  поколения техники в рамках  данного направления. Они реализуются  в более короткий срок и  с меньшими затратами, чем крупнейшие (базисные) инновации, но скачок в техническом уровне и эффективности сравнительно меньше;

- средние  инновации реализуют такого же  уровня изобретения и служат  базой для создания новых моделей  и модификаций данного поколения  техники, заменяющих устаревшие  модели более эффективными либо  расширяющих сферу применения этого поколения;

- мелкие  инновации - улучшают отдельные  производственные или потребительские  параметры выпускаемых моделей  техники на основе использования  мелких изобретений, что способствует  либо более эффективному производству этих моделей, либо повышению эффективности их использования.

М. Уолкер выделяет семь типов инноваций в  зависимости от степени использования  в них научных знаний и широкого применения:

1) основанные  на использовании фундаментальных  научных знаний и широко применяющиеся в различных сферах общественной деятельности (например, ЭВМ и др.);

2) также  использующие научные исследования, но имеющие ограниченную область  применения (например, измерительные  приборы для химического производства);

3) разработанные  с использованием уже существующих технических знаний новшества с ограниченной сферой применения (например, новый тип смесителя для сыпучих материалов);

4) входящие  в комбинации различных типов  знаний в одном продукте;

5) использующие  один продукт в различных областях;

6) технически  сложные новшества, появившиеся  как побочный результат крупной  исследовательской программы (например, керамическая кастрюля, созданная  на основе исследований, проводившихся  в рамках космической программы);

7) использующие  уже известную технику или  методы в новой области.

Обобщенная  классификация инноваций по признакам  приведена в табл. 1.1.

Таблица 1.1.

Обобщенная  классификация инноваций по признакам.

 
Признак классификации Виды инноваций  
С точки зрения цикличного развития - Крупнейшие

- Крупные

- Средние

- Мелкие

 
В зависимости  от степени использования научных  знаний Основанные  на:

- фундаментальных  научных знаниях

- научных  исследованиях с ограниченной  областью применения

- существующих  технических знаниях

- комбинации  различных типов знаний

- использовании  одного продукта в различных  областях

- побочных  результатах крупных программ

- уже  известной технологии

 
С точки  зрения структурной характеристики - На входе

- На  выходе

- Нововведения  структуры предприятия

 
С точки  зрения увязки с отдельными сферами  деятельности - Технологические

- Производственные

- Экономические

- Торговые

- Социальные

 
В области  управления - Инновации  продукции

- Инновации  процессов (технологических)

- Инновации  рабочей силы

- Инновации  управленческой деятельности

 
С точки  зрения назначения - Для потребления  в качестве товара массового  спроса

- Для  промышленного потребления в  гражданских отраслях

- Для  потребления в оборонном комплексе

 
По  способу - Экспериментальные

- Прямые

 
По  стадии жизненного цикла Инновации, внедряемые на стадии:

- стратегического  маркетинга

- НИОКР

- организационно-технологической  подготовки производства

- производства

- сбыта

- сервиса

 
1 2  
В зависимости  от размера экономического эффекта - Обнаружение  новых областей применения (повышает  эффективность в 10-100 и более  раз)

- Использование  новых принципов функционирования (повышает эффективность в 2-10 раз)

- Создание  новых конструктивных решений  (повышает эффективность на 10-50%)

- Расчет и оптимизации параметров (повышает эффективность на 2-10%)

 
По  уровню управления - Федеральные

- Отраслевые

- Территориальные

- Первичного  звена управления

 
По  срокам управления - 20 и более  лет

- 10-15 лет

- 5-10 лет

- до 5 лет

 
По  степени охвата жизненного цикла - НИОКР

- Освоение  и применение НИОКР

 
По  объему - Точечные

- Системные

- Стратегические

 
По  отношению к предыдущему состоянию  процесса (системы) - Заменяющие

- Отменяющие

- Открывающие

- Ретронововведения

 
По  назначению Направленные  на:

- эффективность

- улучшение  условий труда

- повышение  качества продукции

 
По  источнику планирования - Централизованные

- Локальные

- Спонтанные

 
По  результативности - Внедренные  и полностью используемые

- Внедренные  и слабо используемые

 
По  уровню новизны - Радикальные  и изменяющие или создающие  вновь целые отрасли

- Системные

- Модифицирующие

 
     

Безусловно, данная классификация не является исчерпывающей, но при этом следует отметить, что  различные виды инноваций тесно  взаимосвязаны между собой.

Классификация дает специалистам базу для выявления максимального количества способов реализации инноваций, тем самым создавая вариантность выбора решений.

1.5. Роль инноваций в развитии предприятия.

Инновационная деятельность предприятия направлена прежде всего на повышение конкурентоспособности выпускаемой продук-ции (услуг).

Конкурентоспособность это характеристика товара (услуги), отражающая его отличие от товара-конкурента как по степени соот-ветствия конкретной потребности, так и по затратам на ее удовле-творение. Два элемента - потребительские свойства и цена - явля-ются главными составляющими конкурентоспособности товара (услуги). Однако рыночные перспективы товаров связаны не только с качеством и издержками производства. Причиной успеха или не-удачи товара могут быть и другие (нетоварные) факторы, такие, как рекламная деятельность, престиж фирмы, предлагаемый уровень обслуживания.

Вместе  с тем обслуживание на высшем уров-не создает большую привлекательность. Исходя из этого формулу конкурентоспособности  можно представить в следующем виде:

Конкурентоспособность = Качество + Цена + Обслуживание.

Управлять конкурентоспособностью значит обеспечивать оп-тимальное соотношение названных составляющих, направлять ос-новные усилия на решение следующих задач: повышение качества продукции, снижение издержек производства, повышение эконо-мичности и уровня обслуживания.

По существу, основа современной "философии успеха" заключа-ется в подчинении интересов  фирмы целям разработки, производст-ва и сбыта конкурентоспособной продукции. На первый план ста-вится ориентация на долговременный успех и на потребителя. Руководители ком-паний рассматривают вопросы прибыльности с позиций качества, потребительских свойств продукции, конкурентоспособности.

Для анализа  положения изделия на рынке, оценки перспектив его сбыта, выбора стратегии продаж используется концепция "жиз-ненного цикла товара.

Одновременная рабата с товарами, находящимися на различных стадиях жизненного цикла, под силу лишь крупным компаниям. Не-большие фирмы вынуждены идти по пути специализации, т.е. выби-рают себе одно из следующих "амплуа":

Информация о работе Анализ управления инновационной деятельностью предприятия