Состояние и проблемы инвестирования в современной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение и рассмотрение сущности инвестиций, их основных видов и методов стимулирования.
В рамках поставленной цели будут выполнены следующие задачи:
-рассмотрена сущность инвестиций;
-дана характеристика основных видов инвестиций;
-изучена структура инвестиционного процесса, экономическое значение инвестирования;
-рассмотрено государственное регулирование инвестиционной деятельности;
-рассмотрены пути улучшения инвестиционного процесса в РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..……..…3
1.ИНВЕСТИЦИИ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ ……..……………..5
1.1 Экономическая сущность и виды инвестиций…………..…………5
1.2 Структура инвестиционного процесса……………………….……8
1.3 Значение инвестирования в развитии экономики……...……….…15
2.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ………………………………………..……..…………………24
2.1 Состояние и проблемы инвестирования в современной экономике России……………………………………………………………………24
2.2 Инвестиционный фонд, как инструмент государственной инвестиционной политики……………..……………………..…………34
2.3 Пути совершенствования инвестиционной политики России……43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….49

Файлы: 1 файл

Инвестиции курсовая.doc

— 318.00 Кб (Скачать файл)

Увеличение поступления ссудного капитала ведет к росту внешней задолженности российских организаций. При низком уровне производственной активности это ускоряет формирование угрозы массового неисполнения должниками обязанности возвратить денежные средства зарубежным кредиторам в размере и на условиях, которые установлены соответствующими договорами.

Основная часть текущих иностранных инвестиций сосредотачивается в следующих видах экономической деятельности: добыча полезных ископаемых; обрабатывающие производства; оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; финансовая деятельность; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг. В январе-сентябре 2013 г. в них помещено 126832 млн. долл. иностранных инвестиций, что составляет 95,8% в общем объеме текущих инвестиций, поступивших из-за границы. Перечисленные виды экономической деятельности за тот же период предыдущего года притянули 108667 млн. долл. иностранных инвестиций, что составляет 94,9% в суммарном объеме текущих инвестиций иностранных инвесторов.

В январе-сентябре 2013 г. лидирующие позиции в выделенных видах экономической деятельности занимают инвестиции в обрабатывающих производствах, в аналогичном периоде предыдущего года на первом месте оказались вложения в финансовой деятельности.

В январе-сентябре 2013 г. в обрабатывающие производства поступило 73190 млн. долл. иностранных инвестиций, в том числе в производство кокса и нефтепродуктов 45563 млн. долл. В январе-сентябре предыдущего года суммарный объем помещенных иностранных инвестиций в обрабатывающих производствах оценивается в 30784 млн., включая 12338 млн. долл. в производство кокса и нефтепродуктов. Следовательно, в производство кокса и нефтепродуктов в январе-сентябре 2013 г. размещено 62,3% и в январе-сентябре 2012 г. помещено 40,1% инвестиций зарубежных инвесторов в общем объеме иностранных инвестиций в обрабатывающих производствах. Таким образом, в обрабатывающих производствах основная часть текущих иностранных инвестиций концентрируется в производство кокса и нефтепродуктов. Параллельно происходит падение объема иностранных инвестиций в производство машин и оборудования, производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования. Одновременно заметно увеличивается поток инвестиций в производство транспортных средств и оборудования.

 В январе-сентябре 2013 г. группа основных стран-инвесторов  поместила 91001 млн. долл. текущих инвестиций. Список этих стран представлен следующими государствами: Великобритания, Германия, Ирландия, Кипр, Китай, Люксембург, Нидерланды, Франция, США, Япония. Первая тройка инвесторов включает Кипр (17612 млн. долл.), Нидерланды (12812 млн. долл.) и Великобританию (12158 млн. долл.). Доля инвестиций малых стран (Ирландия, Кипр, Люксембург, Нидерланды) равна 53,9% в общем объеме инвестиций основных стран-инвесторов.

В январе-сентябре 2012 г. суммарный объем инвестиций группы основных стран-инвесторов составил 55745 млн. долл. Перечень основных стран-инвесторов включает Великобританию, Виргинские острова (Брит.), Германию, Кипр, Китай, Люксембург, Нидерланды, Ирландию, Францию, Японию. Возглавляют список Нидерланды (15676 млн. долл.), Кипр (11788 млн. долл.) и Великобритания (10618 млн. долл.). Доля инвестиций Виргинских островов (Брит.), Ирландии, Кипра, Люксембурга, Нидерландов достигла 65,4% в суммарном объеме инвестиций основных стран-инвесторов.

Более половины текущих иностранных инвестиций в России разместили транснациональные компании. Анализ приведенного статистического материала позволяет сделать следующее заключение о поступлении текущих иностранных инвестиций в январе-сентябре 2013 г.23

Следует приветствовать положительную динамику притока текущих иностранных инвестиций, увеличение удельного веса прямых инвестиций, возрастание доли вложенного капитала крупных государств в общем объеме инвестиций основных стран-инвесторов.

По ряду параметров ухудшается качество текущих иностранных инвестиций. Здесь необходимо акцентировать внимание на усиление доминирования ссудного капитала. Преобладающая часть иностранных инвестиций в обрабатывающих производствах замыкается в таком секторе среднетехнологичных отраслей низкого уровня, как производство кокса и нефтепродуктов. Вместе с тем для обеспечения рывка в постиндустриальное пространство следует ориентироваться на производственный капитал, революционно ломающий устаревшую структуру российской экономики.

Сложившаяся ситуация в области поступления иностранных инвестиций является результатом одновременного действия ряда положительных и отрицательных факторов инвестиционного климата.

Развитие позитивных сдвигов происходит в регистрации прав собственности, подключении к электросетям, таможенном и налоговом администрировании. Вместе с тем не удалось добиться существенного повышения уровня защиты прав собственности, нанести смертельные удары по коррупции и теневой экономике, разрушить по широкому фронту избыточные административные барьеры. Высокий износ основных фондов понижает восприимчивость национального хозяйства к иностранным инновационным инвестициям. Возник дефицит высококвалифицированных работников в реальном секторе экономики. Для кардинального изменения сложившейся ситуации необходимо перейти к формированию долгосрочной инвестиционной политики Российской Федерации, базирующейся на положении о крупноформатной трансформации государственных инвестиционных ресурсов в инвестиции. Только в этом случае будет быстро создана передовая инфраструктура и подготовлены миллионы высококвалифицированных работников.

Перспективно развитие государственно-частного партнерства (ГЧП) в области инвестиционного процесса. Предлагается в рамках ГЧП сделать упор на совместное финансирование инвестиционных проектов из государственного бюджета и частных источников, активизировать заключение концессионных соглашений и договоров аренды.

Предстоит значительно усилить государственную защиту и поощрение инвесторов.

Важной установкой долгосрочной инвестиционной политики Российской Федерации следует считать сосредоточение усилий государства на строительстве VI технологического уклада.

По мере выполнения намеченного плана произойдет долгожданный перелом в состоянии инвестиционного климата, что откроет новые возможности для размещения текущих иностранных инвестиций.

С учетом опыта ряда стран в России следовало бы проводить более активную политику по стимулированию экономического роста и развитию инвестиций. Одним из центральных вопросов здесь является вопрос о том, насколько последовательно денежные власти будут готовы использовать имеющиеся у них механизмы, необходимые для формирования финансовых ресурсов и стимулирующие их последующее направление на инвестиции (также как и в развитых государствах). Это должно сочетаться с использованием рычагов по стимулированию спроса в увязке с приоритетами экономической политики в целом24.

Системное развитие экономики должно формировать и спрос на инвестиционные ресурсы. При этом необходимо учитывать, что процесс формирования инвестиционных ресурсов не может быть быстрым, и что сам реальный сектор не всегда еще готов к приему средств. В связи с этим следует особое внимание уделить отладке механизмов, которые стимулировали бы поступление ресурсов в реальную экономику, предотвращая разбалансировку других сегментов рынка и уменьшая инфляционные риски, создавали бы условия для более длинных сроков размещения средств25.

Важную роль здесь должны сыграть процентные, налоговые и иные рычаги, способствующие формированию долгосрочных ресурсов и их притоку в реальную экономику, в т. ч. норма резервирования, механизмы гарантий и т. д., а также механизмы рефинансирования.

Актуальными были бы меры и по снижению долларизации. Использование долларов во внутреннем обороте существенно ограничивает возможность мультипликационного расширения средств и в целом подрывает позиции рубля как национальной валюты. Причем, помимо объективных причин, связанных с экономическими ожиданиями, неясностью экономической политики, такая ситуация подпитывается и ожиданиями самих участников рынка относительно дальнейшего номинального обесценения рубля, поскольку существует понимание того, что подобная курсовая политика проводится в целях стимулирования экспорта. Рост валютных резервов ЦБ фактически говорит о том, что осуществляются валютные интервенции, поддерживающие доллар и не допускающие удешевление его курса. В связи с этим укрепление экономики и укрепление национальной валюты будут серьезными стимулами для участников рынка по проведению операций в рублях и создадут дополнительную основу для инвестиционной деятельности. Активную роль в реализации этих подходов должен играть национальный бизнес. От того, насколько эффективна будет политика, способствующая укреплению его позиций на внутреннем рынке, что особенно важно ввиду предстоящего вступления в ВТО, будет зависеть и то, насколько активно и эффективно национальный бизнес сможет участвовать в экономическом подъеме внутри страны и отстаивать интересы России за рубежом. Если экономический рост будет в первую очередь финансироваться из внешних источников (иностранных кредитов и т. д.), то в перспективе все большая часть финансовых ресурсов страны будет зависеть от мировой конъюнктуры, а возможности получения и цели последующего использования средств будут в значительной степени определяться такими внешними кредиторами. Важно, чтобы в такой стратегически важной сфере российской экономики, как финансы, ключевые позиции занимали именно национальные экономические субъекты. Очевидно, что все эти меры должны стать составной частью активной бюджетной, денежно-кредитной и валютной политики, направленной на обеспечение национальных приоритетов и создание условий для устойчивого экономического роста. Национальные денежные власти и национальный бизнес должны играть в этих процессах ведущую роль. Бизнес заинтересован в укреплении экономики - той основы, которая позволяет ему укреплять свои позиции и на внутреннем, и на мировом рынках. В свою очередь, упрочение позиций бизнеса закладывает более прочные основы для проведения государством своей экономической политики. Крепкое стабильное государство, обеспечивающее надежные условия работы национального бизнеса в стране и за рубежом, сильная промышленность и банки, формирующие экономические основы страны, активная экономическая политика государства являются той основой, которая должна обеспечить устойчивое и долгосрочное экономическое (и не только) развитие России.

Важным элементом  системы стимулирования инвестиционной деятельности является налоговое стимулирование, как инвесторов, так и самих эмитентов.

 

2.3 Пути совершенствования инвестиционной политики России

 

За годы реформ не стали достаточно надежными и стабильными ресурсами ни кредиты коммерческих банков, ни бюджетные средства, ни портфельные инвестиции, ни средства населения.  Поэтому при фактически огромном дефиците внутренних средств, стремительном старении промышленно-производственного потенциала страны, необходимости обеспечения технологического перевооружения промышленных отраслей национальная экономика испытывает значительные потребности в инвестициях26.

Для решения проблемы привлечения инвестиций в экономику страны необходима  серьезная государственная инвестиционная политика, представляющая собой комплекс народнохозяйственных подходов и решений, определяющих объем, структуру и направления использования инвестиций в сферах и отраслях экономики.

Главной задачей государственной инвестиционной политики является формирование благоприятной среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования инвестиционных ресурсов в развитии экономики и социальной среды.

Инвестиционная политика должна быть ориентирована на:

-определение целесообразных для каждого периода времени объемов инвестиций и их структуры: отраслевой, воспроизводственной, технологической, территориальной и по формам собственности;

- выбор приоритетов;

- повышение эффективности инвестиций.

 Данное определение обрисовывает  все составляющие инвестиционной  политики, но можно дать  и более  широкое трактование. Инвестиционная  политика государства – комплекс  взаимосвязанных целей и мероприятий  по обеспечению необходимого  уровня и структуры капиталовложений в экономику страны и отдельные ее сферы и отрасли, повышению инвестиционной активности всех основных агентов воспроизводственной деятельности: населения, предпринимателей и государства.  Проще говоря, инвестиционная политика – это деятельность государства, направленная на изыскание источников инвестиций и установление рациональных областей их использования.

Цель инвестиционной политики государства заключается в:

-обеспечении структурной перестройки экономики;

-стимулировании предпринимательства  и частных инвестиций;

- создании дополнительных рабочих мест;

-привлечении инвестиционных ресурсов из различных источников, включая иностранные инвестиции;

-стимулировании создания негосударственных структур, для аккумулирования денежных сбережений населения на инвестиционные цели;

-создании правовых условий и гарантий для развития ипотечного кредитования;

- развитии лизинга в инвестиционной деятельности;

-поддержке малого и среднего предпринимательства;

-совершенствовании системы льгот и санкций при осуществлении инвестиционного процесса;

-создании условий для становления и развития венчурного инвестирования.

 Следует отметить, что государственное  регулирование инвестиций и инвестиционная  политика  - не однозначные термины. Во-первых, инвестиционная политика может иметь направленность невмешательства, тогда как понятие «государственное регулирование инвестиционной деятельности» говорит само за себя; во-вторых, государственное регулирование инвестиционной деятельности содержит инструменты, не относящиеся непосредственно к инвестиционной политике.

Государство регулирует инвестиционную активность посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, через государственные инвестиции, субсидии, льготы, кредитование, осуществление социальных и экономических программ. Для государственного регулирования особенно важно найти оптимальное сочетание рыночной свободы и государственного регулирования.

Содержание  государственного регулирования инвестиционной деятельности  определяется целями, стоящими перед государственными органами, а также средствами и инструментами, которыми располагает государство при проведении инвестиционной политики.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности представляет собой совокупность государственных подходов и решений, закрепленных законодательством, организационно-правовых форм, в рамках которых инвестор осуществляет свою деятельность.  Регулирование выражается в прямом управлении государственными инвестициями: системе налогов с дифференцированием налоговых ставок и налоговых льгот, финансовой помощи в виде дотаций, субсидий, бюджетных ссуд, льготных кредитов, в финансовой и кредитной политике, ценообразовании, выпуске в обращение ценных бумаг, амортизационной политике27.

До недавнего времени политика в области инвестиций была прерогативой федерального центра, принимающего решения о «горизонтальном» и «вертикальном» перераспределении инвестиций. Инвестиционные кризисы доказали неэффективность такой системы, и регулирование инвестиционной деятельности постепенно смещается  на региональный уровень, на котором лучше видны текущие задачи развития, возможные к применению методы стимулирования.

Информация о работе Состояние и проблемы инвестирования в современной экономике России