Состояние и проблемы инвестирования в современной экономике России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Июня 2014 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение и рассмотрение сущности инвестиций, их основных видов и методов стимулирования.
В рамках поставленной цели будут выполнены следующие задачи:
-рассмотрена сущность инвестиций;
-дана характеристика основных видов инвестиций;
-изучена структура инвестиционного процесса, экономическое значение инвестирования;
-рассмотрено государственное регулирование инвестиционной деятельности;
-рассмотрены пути улучшения инвестиционного процесса в РФ.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………..……..…3
1.ИНВЕСТИЦИИ И ИХ РОЛЬ В ЭКОНОМИКЕ ……..……………..5
1.1 Экономическая сущность и виды инвестиций…………..…………5
1.2 Структура инвестиционного процесса……………………….……8
1.3 Значение инвестирования в развитии экономики……...……….…15
2.ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ………………………………………..……..…………………24
2.1 Состояние и проблемы инвестирования в современной экономике России……………………………………………………………………24
2.2 Инвестиционный фонд, как инструмент государственной инвестиционной политики……………..……………………..…………34
2.3 Пути совершенствования инвестиционной политики России……43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………….47
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………….49

Файлы: 1 файл

Инвестиции курсовая.doc

— 318.00 Кб (Скачать файл)

Земедление мирового экономического роста. Тревожной тенденцией в сфере глобальных инвестиций и экономического роста является замедление темпов роста мировой экономики, наблюдаемое за полувековой период.  В 1961-2005 гг. в среднем по 12 развитым странам  среднегодовые темпы роста реального ВВП составили 4,1%; за последние 15 лет они упали до 2,8% по сравнению с 4,7% в предшествующее 30-летие. Существенное снижение годовых темпов прироста реального ВВП в 1991-2005 гг. по сравнению с предыдущим 30-летним периодом наблюдается во всех странах группы G7 и во многих развивающихся странах.

Основное причиной этого явления - замедление темпов роста реальных инвестиций и сокращение доли реальных инвестиций в ВВП. Результаты исследования 20 стран показывают наличие устойчивой взимосвязи между темпами роста реального ВВП и долей реальных инвестиций в ВВП. В 1961-2005 гг. и за последние 15 лет коэффициент регрессии между данными двумя показателями составляет неизменную величину 0,6, что свидетельствует о высоком уровне их взаимосвязи. В большинстве стран в течение последних 15 лет наблюдается тенденция уменьшения относительного уровня инвестиций в ВВП.

Позитивной чертой российской экономики за последние 10 лет является достигнутые среднегодовые темпы роста реального ВВП в размере 4,0% и реальных инвестиций (в текущих ценах) 32,5%. Тренд роста указанных показателей является повышательным. Проблема состоит в том, что доля реальных инвестиций в ВВП за это время составила всего 19,9%, что хотя и выше, чем в США, но явно недостаточно для того, чтобы догнать по темпам экономического роста не только Китай и Индию, но многих других «азиатских тигров». К тому же, в динамике указанный показатель российской экономики демонстрирует явную склонность к понижению.

В сложившихся условиях перед экономикой России, как и перед всеми другими странами, с особой остротой встает вопрос об изыскании дополнительных возможностей привлечения реальных инвестиций для целей экономического роста. Одним из перспективных путей решения данной проблемы является фондовый рынок.

Потенциал фондового рынка для экономического роста. Обстоятельные исследования проблем экономического роста, проведенные в разные годы специалистами Всемирного банка и МВФ, показали, что уровень развития фондовых рынков оказывает непосредственное влияние на экономический рост. Однако данная связь не работает автоматически, а требует постоянного мониторинга и тонкой настройки работы фондовых рынков со стороны регуляторов и монетарных властей. 

Существенный вклад в рост реальных инвестиций особенно в компаниях, которые пока еще не вывели своих акций на биржу, могут принести IPO – публичные размещения акций.  Пока их значимость для реальных инвестиций в мире не столь велика. В 2005 г. доходы от IPO в стоимости реальных инвестиций составляли 0,2% в США, 0,8% в Японии, 4,1% России,  2,4% Испании, 5,3% Италии, 5,4% Канаде, 6,3% Германии, 8,3% Франции, 9,1% Великобритании. Однако с середины 1990-х годов в большинстве стран доля IPO в инвестициях растет быстрыми и стабильными темпами. К тому же темпы роста IPO демонстрируют высокий уровень корреляции с темпами роста реального ВВП10.

Единственное, что может помешать позитивному воздействию IPO на объемы реальных инвестиций, - использование указанных доходов на цели, не связанные с ростом производственных мощностей. Пока основной доход от IPO часто поступает мажоритарным акционерам, направляется на реструктуризацию задолженности компаний или финансирование сделок по приобретению активов у их прежних владельцев, то есть на цели, не связанные с приращением реального капитала. Характерен опыт российских компаний. В 2005 г. сделки IPO составили около 5,2 млрд. долл., или 3,2% стоимости инвестиций в основной капитал и прирост производственных запасов. Около 50 процентов сделок IPO представляли собой перепродажу акций их прежними владельцами. Вклад рынка акций российских компаний в реальные инвестиции согласно данным Росстата в 2005 г. составил всего 0,3 млрд. долл., или 0,2% от стоимости реальных инвестиций. Практически такой же осталась картина использования средств от IPO и в 2006 г. 

Во многих странах наиболее динамично растущим источником финансирования корпораций являются облигации. Однако и здесь также велики риски использования привлекаемых заемных средств на цели, не связанные с ростом реальных инвестиций. Наши расчеты за 1994-2005 гг. показывают, что рынки корпоративных облигаций во многих странах ведут себя иррационально по отношению к показателям экономического роста и инвестиций. Это проявляется в отрицательных коэффициентах корреляции темпов роста корпоративных облигаций и темпов роста инвестиций и ВВП. Опыт российского рынка корпоративных облигаций показывает, что объяснением этих тревожных явлений также как и в случае с IPO может быть использование поступлений от размещения облигаций на цели, не связанные с ростом реального капитала. В 2005 г. объем сделок по размещению корпоративных облигаций в России составил 9,2 млрд. долл., или 5,8% от стоимости реальных инвестиций. Однако, по данным Росстата, только 0,2 млрд. долл. было направлено на приобретение основного капитала, что составляет всего 0,1% от стоимости реальных инвестиций. 

По нашему мнению, использование потенциала фондового рынка для поддержания роста реальных инвестиций требует проведения со стороны общества тщательного мониторинга направлений использования средств, привлекаемых при IPO акций и размещении облигаций, переориентация данного финансового потока на цели роста реального капитала.

До настоящего времени наиболее весомым вкладом фондового рынка в рост реальных инвестиций и ВВП связан с его косвенным эффектом по стимулированию компаний в направлении внедрения передовых методов и стандартов управления, корпоративного поведения, поддержания высокого уровня прозрачности информации о финансово-хозяйственной деятельности. Именно эти изменения, которые часто инициируются выходом компаний на публичный фондовых рынок, качественным образом повышают оценки кредитоспособности компаний и делают для них доступными долгосрочные инвестиционные ресурсы глобальных кредиторов и инвесторов. Именно на эту роль фондового рынка могут эффективно влиять регулирующие органы в целях создания необходимых условий для роста реальных инвестиций и темпов экономического роста.

Таким образом, рост инвестиций вызывает увеличение уровня объема производства и дохода, который на стадии использования распадается на потребляемую и сберегаемую части. При этом часть, направляемая на потребление (например, покупку товаров), служит источником дохода для производителей. Полученный доход, в свою очередь, также распадается на потребление и сбережение и т.д. В итоге первоначальный рост инвестиций приводит к многократному увеличению дохода.

Эффект мультипликатора действует и в обратном направлении. При незначительном сокращении инвестиционных расходов может произойти существенное снижение дохода. Поэтому для эффективного функционирования экономики следует обеспечивать определенное значение коэффициента мультипликации, создавать условия для бесперебойной инвестиционной деятельности11.

 

2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭКОНОМИКЕ РОССИИ

2.1 Состояние и проблемы инвестирования в современной экономике России

 

В развивающиеся рынки ежегодно инвестируются свыше 500 млрд. долларов США. Мы же получаем  чуть менее 5 млрд. долларов ежегодно. Менее 1% -   это, конечно же, несопоставимые масштабы инвестиционной активности по сравнению с тем, каким потенциалом мы обладаем. Это, конечно же, абсолютно неудовлетворительный показатель с точки зрения тех темпов социально-экономического развития, которые необходимы Российской Федерации для того, чтобы вернуть себе достойное место среди развитых государств мира. Для модернизации реального сектора отечественной экономики необходимы ежегодные инвестиции в объеме до 100 млрд. долларов. Экспорт нефти и газа, внутренние источники накопления такого уровня инвестиций дать не могут. Поэтому активная интеграция России в мировые рынки – в первую очередь, в рынки капитала – рассматривается Правительством РФ как приоритетная задача государственной инвестиционной политики.

Уровень развития финансовой системы России в настоящее время является крайне низким. Согласно опросу Фонда общественного мнения (ФОМ), опыт работы на финансовых рынках имеют только 0,6% населения, и менее 20% имеют представление о том, что такое финансовая система, менее 1% населения РФ являются частными инвесторами на финансовых рынках. По большей мере денежные потоки приходятся на кредиты и облигационные выплаты, тогда как на фондовый рынок приходится менее 5% от структуры выручки банковского сектора России, что подтверждает низкий уровень развития финансового рынка страны12. Также исследование показало, что большая часть опрошенных (59%) считают обстановку в стране неблагоприятной для инвестирования.

Для определения развитости финансовой системы Всемирный экономический форум (ВЭФ) рассчитывает индекс финансового развития (Financial Development Index). Он оценивает широту, глубину и эффективность 62 мировых финансовых систем и рынков капитала по 7 секторам: экономико-правовая среда, бизнес-среда, финансовая стабильность, банковские финансовые услуги, небанковские финансовые услуги, финансовые рынки и доступ к финансам [13]. В 2012 году в рейтинге по финансовому развитию Россия занимала 39 место.

Если смотреть индекс финансового развития по секторам (рисунок 2), то по экономико-правовой среде, включающей в себя либерализацию финансового сектора, корпоративное управление, правовое регулирование и исполнение договорных обязательств, Россия обосновалась почти в самом конце списка – 59 место. Не намного лучше дела обстоят и с другими направлениями: банковские финансовые услуги – 58 место, финансовая стабильность – 41 место, финансовые рынки – 35. Россия по-прежнему очень сильна в секторе небанковских услуг – 8 место.  

Рисунок 2 – Индекс финансового развития по секторам

 

При более подробном рассмотрении сектора «Бизнес-среда», можно увидеть, что по налогообложению Россия занимает лишь 48 место из 6213. 

Рисунок 3 – Сектор «Бизнес-среда»

 

На сегодняшний день проблемы в сфере образования и науки являются одной из важных причин инновационных неудач в России. Способность экономики к инновациям определяется имеющимися в ее распоряжении квалифицированными кадрами. Россия обладает достаточно мощным научно-техническим потенциалом, однако недостаток финансирования, утечка специалистов за рубеж не позволяют стране развивать его в таких высоких темпах, как развитые страны14.

Для измерения уровня инноваций в стране был разработан глобальный инновационный индекс. Международная бизнес-школа INSEAD, Корнельский университет (Cornell University) и Всемирная организация интеллектуальной собственности (WIPO) представляют результаты в аналитический докладах «Глобальный индекс инноваций». Исследование охватывает 142 страны, которые в совокупности производят 99,5% мирового ВВП и в которых проживает 95% населения планеты. В 2013 году Россия заняла 62 место в списке из 142 стран, потеряв 11 позиций по сравнению с предыдущим годом. В общем рейтинге она находится между Иорданией и Мексикой. Среди стран БРИК Россия занимает второе место после Китая (35 место), однако Бразилия и Индия могут вытеснить Россию при дальнейшем сохранении понижательной тенденции. Как отмечается в докладе, сильные стороны России связаны с качеством человеческого капитала (подъем с 43 в 2012 на 33 место), развитием знаний (48) и инфраструктурой (с 54 на 49). Мешают развитию инноваций несовершенные институты (87 место), низкие показатели развития внутреннего рынка (74) и результаты творческой деятельности (101)15.

Высокий уровень коррупции является одной из «больных» тем в России. Одной из основных причин коррупции является бюрократизм – осложнение канцелярских процедур, отнимающих у инвесторов много времени. Кроме того, в России отсутствует прозрачная судебная система, которая позволила бы гарантировать абсолютную защиту прав собственности.

Международная организация Transparency International составляет индекс восприятия коррупции (Corruption Perception Index) в государственном секторе различных стран на основе данных опросов, проведенных среди экспертов и в деловых кругах. 

Рисунок 4 - Индекс восприятия коррупции российских институтов, по мнению общественности

В 2013 году Россия занимает 127 место (из 177) с оценкой в 28 баллов из 100. Россия прочно закрепилась в нижней части списка, что отрицательно сказывается как на перспективах экономического роста и повышении инвестиционной привлекательности нашей страны, так и на общем доверии граждан к серьёзности усилий власти по противодействию коррупции.

При этом существует множество постановлений правительства о мерах противодействия коррупции, Федеральных законов и иных официальных документов, направленных на регламентирование антикоррупционных мер. Например, «Указ президента российской федерации о национальном плане противодействия коррупции на 2012 - 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты президента российской федерации по вопросам противодействия коррупции» от 13.03.2012 г.16

Государством предпринимаются разработки в направлении снижения уровня коррупции внутри страны, в том числе на уровне органов государственного управления.

Рассмотрим товарную структуру экспорта РФ за 2012 г. (рисунок 5) 

Рисунок 5 – Товарная структура экспорта РФ за 2012 г.

Угрозой для российской экономики является зависимость (в значительной степени) от экспорта природных ресурсов, особенно нефти и природного газа, причем правительство страны фактически оставляет добывающие отрасли в приоритете. Несмотря на относительно высокие темпы экономического роста последних лет, которые были достигнуты в основном за счет экспорта углеводородов, перспективы устойчивого долгосрочного роста остаются призрачными, так как чрезмерная зависимость от энергетического сектора серьезно затрудняет полноценное экономическое развитие, повышает нестабильность и резко снижает конкурентоспособность страны.

Таким образом, из данных следует, что структура экспорта РФ сохраняет сырьевую направленность, что подтверждает угрозу превращения страны в мировой сырьевой придаток.

Одним из основных показателей, характеризующих экологическую устойчивость, является индекс экологических достижений (EPI), который измеряет достижения страны с точки зрения состояния экологии и управления природными ресурсами на основе 22 показателей в 10 категориях. Эти категории отражают различные аспекты состояния окружающей природной среды и жизнеспособности ее экологических систем, сохранение биологического разнообразия, противодействие изменению климата, состояние здоровья населения, практику экономической деятельности и степень ее нагрузки на окружающую среду, а также эффективность государственной политики в области экологии.

Информация о работе Состояние и проблемы инвестирования в современной экономике России