Состояние и проблемы иностранного инвестирования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение динамики и проблем привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ на современном этапе.
Задачи курсовой работы:
определить сущность иностранных инвестиций и необходимость их привлечения в российскую экономику;
охарактеризовать механизм стимулирования привлечения иностранного капитала в Россию;
проанализировать динамику и проблемы иностранного инвестирования в Россию;
рассмотреть мировую практику привлечения иностранного капитала и определить направления совершенствования механизмов государственного регулирования иностранных инвестиций.

Файлы: 1 файл

курсовая конечная.doc

— 1.44 Мб (Скачать файл)

2.5. Повышение эффективности инвестиционной деятельности государственного сектора экономики, обеспечение «прозрачности» данных инвестиционных потоков и программ, нацеленность на решение приоритетных задач социально-экономической политики государства, безопасное функционирование их технически сложных систем;

3. В области поддержки инвестиционной деятельности рыночного сектора экономики:

3.1. Создание благоприятных условий наращивания инвестиционно-финансового потенциала российских предприятий путем осуществления программ их реструктуризации, снижения налогового бремени, совершенствования амортизационной политики адекватно задачам инвестиционной реконструкции производства; освобождение его от колоссальной массы устаревших неиспользуемых активов;

3.2. Либерализация внешнеторгового и налогового режимов для ввоза в Россию современного технологического оборудования, необходимого для нужд модернизации действующих предприятий;

3.3. Повышение инвестиционной привлекательности российских предприятий на основе решения вопроса о собственности на землю под приватизированными зданиями и сооружениями; введение обязательных международных стандартов отчетности во всех секторах экономики, реформа бухучета и аудиторской деятельности.

Таким образом, отметим, что сегодня в России создалась реальная возможность успешного проведения модернизации экономики с минимальными социальными издержками. Наблюдаются промышленный рост, увеличение инвестиций, низкая инфляция, рост налоговых поступлений и золотовалютных резервов. Однако для широкомасштабной модернизации экономики необходимо создать благоприятный инвестиционный климат, проводить предсказуемую и стимулирующую рост макроэкономическую политику, завершить структурную перестройку экономики.

1.3. Современные  проблемы привлечения иностранных  инвестиций в РФ

К числу основных социальных целей, провозглашаемых высшими органами российской власти, относятся: резкое сокращение доли российского населения, находящейся за «чертой бедности» и систематическое уменьшение разрыва в доходах его различных слоев. Достижение этих целей может осуществляться за счет устойчивого роста конкурентоспособного производства товаров и услуг. Оно возможно только на современной технической базе. Ее создание и развитие, в свою очередь, вызывает необходимость широкого внедрения наукоемких, ресурсосберегающих технологий и способов производства, качество которых, по крайней мере, не должно уступать зарубежным аналогам.

Решение этой проблемы требует  принятия мер по созданию привлекательных условий для размещения иностранных инвестиций инновационного характера в объекты и виды экономической деятельности, создание и развитие которых, отвечает национальным интересам России.

Технологическая отсталость в условиях значительной капиталоемкости  базовых отраслей российской экономики  не позволяет провести их радикальную модернизацию в короткое время. В то же время сегодня основная масса национального и зарубежного капитала, циркулирующая в условиях продолжающегося мирового экономического кризиса, характеризуется краткосрочностью и спекулятивностью. Инвестиционная деятельность большинства российских предприятий осуществляется, в основном, за счет их собственных и привлеченных источников финансирования, а также государственных или других некоммерческих источников, не повышающих уровень конкурентоспособности их производства.

Поддержание и обновление активной части производственных фондов на многих российских предприятиях происходит за счет покупки и установки импортного оборудования, часто устаревшего и неприменяемого в самих производящих его странах, что не только не содействуют прогрессу производственной базы этих предприятий, но и вовлекает их в зависимость от поставщиков импортного сырья, материалов и комплектующих изделий. Такое привлечение иностранных инвестиций, не способствует прогрессивному перевооружению производства и консервирует существующую «утяжеленную» структуру национальной экономики.

В то же время опыт ряда зарубежных стран, привлекающих внешние инвестиционные источники их развития, показывает, что создание современного конкурентоспособного национального производства товаров и услуг, возможно за счет привлечения масштабных объемов прямых иностранных инвестиций из стран с высокоразвитым производственным потенциалом.

Подобная ориентация российской инвестиционной политики в минувшем десятилетии  могла бы обеспечить создание в России современного конкурентоспособного производства товаров и услуг. Однако, судя по результатам, фактически она оказалась неспособной к привлечению в необходимых объемах внешних инвестиционных ресурсов для осуществления перехода российской экономики на инновационный путь развития. Хотя, на первый взгляд, динамика поступлений в нее иностранных инвестиций выглядит достаточно респектабельно.

Существенной проблемой, препятствующей масштабному привлечению в Россию эффективных иностранных инвестиций, является низкий уровень организации этого процесса. В первую очередь, это относится к координации работы с иностранными инвесторами финансовых организаций, проектных и научно исследовательских институтов, иных федеральных и региональных уполномоченных агентов.

Существующая множественность  структур, участвующих в ее осуществлении, приводит к дублированию полномочий, размытости ответственности, отсутствию по многим аспектам необходимого уровня качества менеджмента.

Функции регулирования деятельности иностранных инвесторов от имени  государства сегодня реально  в России осуществляют, как минимум, 15 различных органов и учреждений. Среди них значительное число органов исполнительной власти и других государственных уполномоченных учреждений.

Это приводит к параллелилизму и  несогласованности мероприятий по продвижению инвестиционных инициатив и не позволяет сосредоточить и эффективно использовать даже имеющиеся предложения на реализацию необходимых проектов.

В целях стимулирования притока  иностранных инвестиций в модернизацию производства и поощрения предприятий, инвестирующих в развитие производства, крайне важно обеспечить стимулирующую их систему налогообложения. Помимо того, что эта система должна быть упрощена, необходимо гарантировать ее стабильность и адекватность общепринятым международным нормам14.

Многие причины сохраняющейся  низкой инвестиционной привлекательности российской экономики для иностранного бизнеса связаны со структурной несбалансированностью производства, с гипертрофированно высокой долей: материалоемких и энергоемких производств, предприятий ВПК и неконкурентоспособных секторов обрабатывающих производств.

Таким образом, на основе вышесказанного можно сделать следующие выводы:

1. Частные иностранные инвестиции могут подразделяться на инвестиции в виде займов и кредитов (ссудный капитал) и на инвестиции в виде портфельных и прямых инвестиций (предпринимательский капитал).

2. Прямые иностранные инвестиции — это вложения за границей для создания там постоянного предприятия или расширения уже существующего, что влечет определенную степень контроля над его управлением.

3. Привлечение иностранных инвестиций для современной России — объективная необходимость, которая обусловлена целым рядом причин. Главная из них — мобилизовать дополнительные инвестиционные ресурсы, крайне необходимые сегодня для осуществления крупномасштабной перестройки национальной экономики, эффективной реконструкции и модернизации сильно изношенных морально и физически производственных мощностей.

4. Россия рассматривает иностранные инвестиции как фактор: 1.ускорения технического и экономического прогресса; 2. обновления и модернизации производственного аппарата; 3. овладения передовыми методами организации производства.

5. Опыт ряда зарубежных стран, привлекающих внешние инвестиционные источники их развития, показывает, что создание современного конкурентоспособного национального производства товаров и услуг, возможно за счет привлечения масштабных объемов прямых иностранных инвестиций из стран с высокоразвитым производственным потенциалом.

6. Существенной проблемой, препятствующей масштабному привлечению в Россию эффективных иностранных инвестиций, является низкий уровень организации этого процесса. В первую очередь, это относится к координации работы с иностранными инвесторами финансовых организаций, проектных и научно исследовательских институтов, иных федеральных и региональных уполномоченных агентов.

7. Учитывая международный опыт, Россия должна обеспечить достижение национальных целей развития в условиях кризиса, инициируя деятельность частного капитала мерами экономического воздействия, чтобы выйти из кризиса с обновленной экономикой.

 

2. Анализ иностранного  инвестирования в России

2.1. Анализ  современного состояния инвестиционного  климата в РФ

По мере улучшения  внутренней экономической конъюнктуры в 2011 г. происходило постепенное изменение ситуации в инвестиционном секторе. Пик инвестиционного кризиса был пройден в первой половине 2009 г., и с III квартала наблюдалась тенденция к ослаблению спада инвестиций, в том числе по мере улучшения финансового состояния предприятий. Если в 2010 г. сужение масштабов инвестиционной деятельности протекало очень быстро и при уменьшении объема ВВП на 7,9%, сокращение инвестиций достигло 16,2%, то во II-IV кварталах 2011 г. динамика инвестиций вышла в область положительных значений и по темпам опережала рост ВВП. В целом за 2011 г. прирост инвестиций в основной капитал составил 6,0% при увеличении ВВП на 4,0% относительно предыдущего года (рис. 1).

 

Рис. 1. Темпы прироста ВВП, инвестиций в основной капитал, объемов работ в строительстве и ввода в действие жилых домов в 2006-2010 гг., % к предыдущему году

Динамика инвестиций в основной капитал довольно существенно дифференцирована по крупным и малым предприятиям. Если кризис 2008 г. в привел к критически низким показателям инвестиционной активности именно малых предприятий, то в 2009 г. инвестиционная деятельность в сегменте малого бизнеса явилась фактором, который ослаблял масштабы падения инвестиций в экономику в целом. Государственная финансовая поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства в 2011 г. являлась одним из приоритетов. В 2011 г. общий объем бюджетных ассигнований, выделенных на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, составил 17,97 млрд. руб. Основной акцент в государственной программе поддержки предпринимательства сделан на развитие инновационных малых предприятий и организаций, а также компаний, осуществляющих модернизацию производства. Другим направлением поддержки малого и среднего предпринимательства является антикризисная программа кредитования через Внешэкономбанк. За 2011 г. в сегменте малых предприятий инвестиции в основной капитал выросли на 8,0% (в 2010 г. — снизились на 13,5%), а их доля в общем объеме инвестиций в экономику поднялась до 32,1% против 27,2% в предыдущем году. Заметим, что прирост инвестиций в основной капитал крупных предприятий в 2011 г. составил 5,1%. При свертывании масштабов инвестиционной активности крупных предприятий в 2010 г. на 17,5% к показателю предыдущего года объемы инвестиций в основной капитал в 2011 г. составляли 86,7% от показателя 2008 г.

Характерной чертой 2010-2011 гг. явилось сокращение ввода в действие общей площади жилых домов. Сокращение вводов в действие жилой площади наблюдается со II квартала 2010 г. и по итогам года оно составило 6,5%. В 2011 г. ввод жилой площади сократился на 3,0% относительно 2010 г. и составил 58 млн. кв. м. На ситуацию 2011 г. негативное влияние оказало резкое сокращение заделов жилищного строительства в 2009-2010 гг. Кроме того, существенно ухудшилась ситуация с финансированием жилищного строительства. В 2010 г. средства, полученные на долевое участие в строительстве, сократились на 74,3 млрд. руб., в том числе средства населения — на 32,0 млрд руб. по сравнению с 2009 г.

Тенденция к абсолютному  сокращению масштабов бюджетного финансирования инвестиций в основной капитал, действующая в 2009-2010 гг., в 2011 г. приостановилась, однако продолжилось снижение доли участия субъектов Федерации (таблица 3).

Как видно из таблицы 3, в 2011 г. за счет бюджетных средств было профинансировано 1242,7 млрд. руб. инвестиций в основной капитал, или на 1,9 млрд. больше, чем в предыдущем году. Причем объемы финансирования инвестиций из средств федерального бюджета увеличились на 19,2 млрд. руб. по сравнению с 2010 г. и составили 642,1 млрд. руб., что и компенсировало сокращение расходов на инвестиционные цели бюджетных средств субъектов Российской Федерации.

Государственный спрос  на продукцию и услуги российских предприятий поддерживался через реализацию запланированных инвестиционных проектов в сфере транспорта, телекоммуникаций и т.д., осуществляемых в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) и ФЦП, а также крупных инфраструктурных проектов Инвестфонда. Причем расходы в рамках федеральных целевых программ были либо сохранены на запланированном ранее уровне, либо минимально снижены.

 

Таблица 3. Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, % к итогу (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности)15

 

2007

2008

2009

2010

2011

Абсолютное отклонение

2008 г. к 2007г.

2009 г. к 2008 г.

2010 г. к 2009 г.

2011

г. к 2010 г.

2011 г. к 2007 г.


 

Продолжение таблицы 3

Инвестиции в основной капитал  — всего 

100,0

100,0

100,0

100,0

100,0

0,0

0,0

0,0

0,0

0,0

В том числе по источникам финансирования:

                   

собственные средства

42,1

40,4

39,5

37,1

41,2

-1,7

-0,9

-2,4

4,1

-0,9

из них:

                   

Прибыль

19,9

19,4

18,5

14,8

14,7

0,0

-0,9

-3,7

-0,1

-5,2

привлеченные средства

57,9

59,6

60,5

62,9

58,8

1,7

0,9

2,4

-4,1

0,9

из них:

                   

кредиты банков

9,5

10,4

11,8

10,3

8,7

0,0

-0,9

-1,5

-1,6

-0,8

в том числе иностранных банков

1,6

1,7

3,0

3,2

2,0

0,0

-0,9

0,2

-1,2

0,4

заемные средства других организаций

6,0

7,1

6,2

7,4

5,6

0,0

-0,9

1,2

-1,8

-0,4

бюджетные средства:

20,2

21,5

20,9

21,9

19,4

15,5

-0,6

1,0

-2,5

-0,8

федерального бюджета

7,0

8,3

8,0

11,5

10,0

0,0

-0,9

3,5

-1,5

3,0

бюджетов субъектов Российской Федерации

11,7

11,7

11,3

9,2

8,2

0,0

-0,9

-2,1

-1,0

-3,5

Прочие

21,7

20,1

21,2

23,0

24,8

13,1

1,1

1,8

1,8

3,1

Из них средства, полученные на долевое участие в строительстве

3,8

3,7

3,5

2,6

1,9

0,0

-0,9

-0,9

-0,7

-1,9

В том числе средства населения

1,3

1,5

1,9

1,3

1,1

0,0

-0,9

-0,6

-0,2

-0,2

Из общего объема инвестиций в основной капитал инвестиции из-за рубежа

3,9

4,1

4,3

4,3

3,8

-17,6

0,2

0,0

-0,5

-0,1

Информация о работе Состояние и проблемы иностранного инвестирования в России