Состояние и проблемы иностранного инвестирования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:59, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение динамики и проблем привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ на современном этапе.
Задачи курсовой работы:
определить сущность иностранных инвестиций и необходимость их привлечения в российскую экономику;
охарактеризовать механизм стимулирования привлечения иностранного капитала в Россию;
проанализировать динамику и проблемы иностранного инвестирования в Россию;
рассмотреть мировую практику привлечения иностранного капитала и определить направления совершенствования механизмов государственного регулирования иностранных инвестиций.

Файлы: 1 файл

курсовая конечная.doc

— 1.44 Мб (Скачать файл)

 

Продолжение таблицы 1

1

2

7. Насыщение  внутреннего рынка высококачественной  продукцией, уменьшение зависимости  от импорта, снижение контрабанды  и нелегального (теневого) производства

7. Экспорт преимущественно  «грязных» технологий, что вызывает повышенную экологическую нагрузку

8. Расширение  и диверсификация российского экспорта

9. Создание новых  рабочих мест и содействие  хозяйственному развитию отдаленных (периферийных) и депрессивных территорий Российской Федерации


 

Прямые инвестиции имеют  ряд существенных преимуществ перед  другими видами финансового сотрудничества10:

  1. Служат дополнительным источником капитала для непосредственного финансирования производства конкретных товаров и услуг, остро необходимых населению, обеспечивают трансферт знаний, опыт технологий, ноу-хау, передовые методы управления и маркетинга;
  2. В отличие от иностранных займов и кредитов не ложатся тяжелым бременем на внешний долг и даже способствуют его погашению;
  3. Способствуют росту занятости населения, повышению квалификации рабочей силы, инженерных и управленческих кадров;
  4. Способствуют улучшению качества экспортной продукции, содействуют ее выходу на мировой рынок, росту валютных поступлений;
  5. Обеспечивают наиболее мягкое и эффективное включение отечественной экономики в мировое хозяйство благодаря производственной и научно-технической кооперации, причем, что особенно важно, именно производственное включение, а не идущее лишь через организацию связей в сфере обращения;
  6. Способствуют формированию конкурентной рыночной среды, оказывают влияние на борьбу с монополизмом;
  7. Содействуют развитию экспортной базы страны.

Прямые иностранные  инвестиции должны в ближайшей перспективе стать для России главным каналом притока внешнего финансирования, заменить (или потеснить) иностранные кредиты, которые увеличивают внешний долг страны.

В современных условиях иностранные инвестиции являются для  России фактором ускорения экономического и технического прогресса, обновления и модернизации производственного аппарата, овладения передовыми методами организации производства, обеспечения занятости и подготовки кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики.

Конечно, иностранные  инвесторы предпочитают вкладывать капитал в те отрасли, которые, во-первых, производят продукцию, имеющую для них в долгосрочном плане стратегическое значение, так как ее реализация гарантирована относительно стабильным спросом на мировом рынке (нефтедобыча, обрабатывающие производства), во-вторых, характеризуются быстрым оборотом вложенных средств и максимальной рентабельностью производства (торговля, сфера услуг).

Теории влияния иностранных  инвестиций на экономический рост получили развитие с появлением транснациональных корпораций, обладающих развитыми производственными сетями, охватившими весь мир. В это время западными учеными началось изучение мотивации и поведения ТНК в области прямых иностранных инвестиций (ПИИ), развитие теорий, которые смогли бы объяснить понятия ПИИ, их непосредственное воздействие как на страну-реципиента, так и на страну-донора (таблица 2).

              Таблица 2. Основные теории прямых иностранных инвестиций11

№ п/п

Теория/парадигма, автор(ы), год

Суть

1

2

3


 

Продолжение таблицы 2

1

2

3

1.

Парадигма «летящих гусей» экономического развития К. Акамацу, 1930-е гг. К. Коджима, 1978 г. Т. Озава, 1995 г.

Три стадии и роль инвестиций: 1) иностранная  продукция ввозится в страну; 2) с  ростом внутреннего спроса на товар  организуется отечественное производство; 3) страна становится производителем и экспортером данного товара. Транснациональные корпорации, размещая филиалы, ускоряют экономическое развитие развивающихся стран.

2.

Парадигма цикла международного производства товара, Р. Вернон, 1966 г.

Жизненный цикл товара в международной торговле включает три фазы: 1) создание и производство нового товара; 2) перемещение производства товара в страны с меньшим уровнем развития и дешевыми ресурсами; 3) страна-разработчик товара прекращает его производство и импортирует его из развивающейся страны.

3.

Теория транснационализации в условиях монополистической конкуренции, С. Хаймер, 1960 г., Ч. Киндельбергер,1969 г.

Объяснены мотивы иностранных инвесторов: 1) реализация эффекта масштаба; 2) использование  конкурентных преимуществ товара на зарубежном рынке; 3) использование дешевых или редких факторов производства; 4) государственная политика либерализации рынка капиталов.

4.

Прямые иностранные инвестиции и олигополистическая конкуренция, Ф.Никкербоккер, 1973 г., X. Грэм, 1978 г.

В олигополистических отраслях сначала  компании-лидеры инвестируют за рубеж, позже за ними следуют их конкуренты на внутреннем рынке.

5.

Теория интернализации, П.Баккли, М. Кассон, 1976 г.

А.Ругман, 1981 г.

В отраслях экономики  с высокими затратами на НИОКР компании отмечаются самой высокой активностью в осуществлении зарубежных инвестиций (автомобилестроение, химическая и фармацевтическая промышленность, производство бытовой техники). Основными иностранными инвесторами являются компании, которые имеют лидерство и наибольшие конкурентные преимущества на национальном рынке. Эти компании усиливают свою экономическую мощь и конкурентоспособность, создавая сеть зарубежных филиалов.


 

Продолжение таблицы 2

6.

Эклектическая парадигма, Дж. Даннинг, 1981 г.

Объем иностранных инвестиций компании зависит от трех преимуществ: 1) О (Ownership advantages) — преимущества собственности (размер компании, ноу-хау, менеджмент, квалификация персонала, торговые марки и др.); 2) L (Location advantages) — преимущества размещения зарубежного производства (низкие цены на ресурсы, политическая стабильность, развитая инфраструктура, социально-культурная близость и др.); 3) I (Internalization advantages) — степень интернализации компании (экономия издержек, экономия масштаба, преодоление торговых барьеров, уменьшение налоговых платежей и др.).


 

         Все эти и другие экономические теории помогают найти разумные объяснения мотивациям международной инвестиционной деятельности ТНК и путям экономического развития стран посредством ПИИ. Эти теории показывают сложную природу «проблематики ПИИ».

Подводя итог проведенному анализу различных определений  понятия «иностранные инвестиции», применяемых в международной и отечественной практике, можно сделать вывод о том, что одним из средств обеспечения успешной интеграции России в мировую экономику является развитие и совершенствование положений российского инвестиционного законодательства, и в первую очередь, его понятийного аппарата.

1.2. Механизм  стимулирования привлечения иностранного  капитала в Россию

Как и другие страны, Россия рассматривает иностранные инвестиции как фактор:

  1. Ускорения технического и экономического прогресса;
  2. Обновления и модернизации производственного аппарата;
  3. Овладения передовыми методами организации производства.

Отметим основные причины, сдерживающие приток иностранных инвестиций в экономику России12:

  1. Политическая, экономическая и законодательная нестабильность и связанный с ней инвестиционный риск, который сдерживает потенциальных инвесторов от прямых крупномасштабных вложений в производственные объекты, необходимые для развития национальной экономики. Высокая степень неопределенности в политике структурной перестройки экономики, непредсказуемость инвестиционной политики и вытекающие отсюда трудности в определении приоритетных регионов, отрасли, объектов и проектов инвестирования. Кроме того, ухудшение криминогенной обстановки в России, особенно в сфере предпринимательской деятельности, сдерживает иностранных инвесторов.
  2. Недостаточная открытость отечественной экономики для иностранных инвесторов, узость каналов их притока; существующая еще в значительной мере зацентрализованность и заорганизованность внешнеэкономической деятельности в России; наличие бюрократических барьеров, разного рода помех, запретов и ограничений, а также произвольных или малообоснованных решений органов власти различных уровней применительно к предприятиям с иностранными инвестициями.
  3. Отсутствие международно-признанных гарантий иностранной собственности и, что особенно важно, механизма их реализации запутанность налоговой системы и неопределенность валютного режима, которые часто изменяются неразвитость инвестиционной инфраструктуры; рынки ценных бумаг системы инвестиционных банков, страховых и консалтинговых фирм, информационного обеспечения участников инвестиционной деятельности и др.
  4. Резкое и значительное сужение внешнего рынка в связи с крушением мировой социалистической системы; заметное сокращение внутреннего рынка, обусловленное развалом союзного государства; развитие конверсионных процессов в связи с демилитаризацией экономики, коренным изменением военной доктрины и др. Все это заметно повлияло на национальный инвестиционный процесс и в конечном счете на объем и качество иностранных инвестиций в экономику России.
  5. Серьезным сдерживающим фактором является дискриминационный подход к участию иностранных инвесторов в приватизации и грубые ошибки в ее проведении. Она, в частности, не получила должного научного, правового, информационного, технического кадрового и, что очень важно, социально-психологического обеспечения. Все это при отсутствии должной стратегии и не разработанности оптимальной траектории развития (поведения) национальной экономики на перспективу привело к расстройству национальной экономики, потере управляемости в главном, а в итоге — существенному ежегодному спаду производства, резкому уменьшению инвестиционных ресурсов.

В условиях сохраняющейся  общей неуверенности участников экономических отношений необходимо продолжить поиск путей, обеспечивающих: благоприятный экономический (инвестиционный) климат; установление подлинных рыночных отношений участников инвестиционной деятельности; права на имеющуюся и вновь созданную и приобретенную собственность.

Устранение и предотвращение всех рассмотренных и других причин, бесспорно, будет способствовать повышению инвестиционной активности. Однако это необходимое, но недостаточное условие для резкого и значительного улучшения инвестиционной сферы с участием зарубежного капитала. Нужно разработать систему мер, обеспечивающих эффективность привлечения и использования иностранных инвестиций. Создание такой системы требует заблаговременного решения совокупности задач, основными из которых являются следующие13:

  1. Определение приоритетных направлений, отраслей, объектов привлечения иностранных инвестиций;
  2. Создание оптимальной системы приема иностранного капитала;
  3. Регулирование притока инвестиций в национальную экономику;
  4. Выбор эффективных форм, организаций инвестиционной деятельности с участием иностранных инвесторов;
  5. Формирование специальных экономических зон.

Главные цели инвестиционной политики государства обусловлены  решением стратегических задач развития Российской Федерации, определенных в «Основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу». Это последовательное повышение уровня жизни населения, инвестиции в человеческие ресурсы, восстановление экономической и политической роли страны в мировом сообществе.

Достижение указанных  целей требует осуществления  комплекса неотложных мер по созданию благоприятного инвестиционного климата в стране, поддержке инициатив рыночного сектора экономики, кардинальному повышению роли государства в обеспечении привлекательных законодательных и институциональных условий хозяйственной деятельности частных инвесторов, адекватных современным требованиям рынка, защите их интересов. В связи с этим основными принципами и задачами политики государства в инвестиционной сфере должны стать:

1. В области создания благоприятного инвестиционного климата:

1.1. Усиление роли государства как гаранта осуществления предсказуемого благоприятного нормативно-правового режима хозяйственной деятельности отечественных и зарубежных инвесторов, публичность проводимой государственной инвестиционной политики;

1.2. Введение иммунитета внутренних инвесторов в отношении вступления в силу правовых норм, ухудшающих условия внутренних инвестиций в части взаимоотношений инвесторов с государством, предоставление законодательных гарантий инвесторам в сохранении стабильных условий хозяйствования;

1.3.  Создание равных конкурентных условий хозяйственной деятельности всем инвесторам независимо от формы собственности, способствующих эффективному размещению капитала и устойчивому экономическому развитию; отказ от практики избыточного вмешательства в дела бизнеса;

1.4. Осуществление действенных законодательных и практических механизмов защиты интересов и прав инвесторов при реализации инвестиционных проектов; устранение противоречий нормативно-законодательной базы инвестиционной деятельности, снятие барьеров входа на рынок капиталов;

1.5. Либерализация рынка инвестиционных проектов путем упрощения процедур согласования и получения разрешительной документации при их разработке и реализации (принцип «одного окна»);

1.6. Обеспечение возможности получения инвесторами достоверной информации об организациях в целях анализа и выбора объектов инвестиций (регламентация состава и структуры раскрываемой информации финансового и нефинансового характера, способов ее раскрытия; реформа бухгалтерского учета, разработка российских стандартов учета, максимально приближенных к западным);

1.7. Содействие становлению современной институциональной инфраструктуры инвестиционного рынка, обеспечивающей эффективную трансформацию сбережений национальной экономики в инвестиции в производство, становление эффективных рыночных механизмов межотраслевого перелива капитала;

2. В сфере государственного инвестирования:

2.1. Усиление социальной направленности инвестиционной деятельности в стране, безусловный приоритет инвестиций в человеческий капитал, в развитие социальной инфраструктуры, здравоохранения, образования, фундаментальной и прикладной науки;

2.2. Отказ от неэффективных инвестиционных расходов из бюджета, от реализации необеспеченных финансированием инвестиционных проектов, безусловное выполнение инвестиционных обязательств государства в рамках годового бюджетного плана;

2.3. Открытость и предсказуемость государственной инвестиционной политики, стимулирование привлечения капиталов частно-предпринимательского сектора для решения приоритетных задач социально-экономического развития страны (в рамках механизмов Бюджета развития и других инструментов);

2.4. Отказ от прямого государственного финансирования эффективных, коммерчески окупаемых инвестиционных проектов; приоритет государственной поддержки непривлекательным для частного капитала, но стратегически важным для страны инфраструктурным объектам, от которых зависит устойчивое функционирование всего национального хозяйства, сфер, способствующих инновационно-технологическому прорыву, а также проектов, обеспечивающих экологическую безопасность;

Информация о работе Состояние и проблемы иностранного инвестирования в России