Содержание и основные источники формирования инвестиционных ресурсов и их структура

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 13:40, курсовая работа

Описание работы

В 90-е годы с началом трансформации экономики в экономическую литературу и хозяйственную практику вошло понятие инвестиции.
Первоначально оно воспринималось как синоним понятия капитальное вложение, однако, в мировой практике понятие инвестиций является гораздо более широким. В некоторых странах, в частности в США, инвестиции отождествляют с покупкой ценных бумаг или хранением денег в банке.
В законе Украины «Об инвестиционной деятельности» инвестиционными называются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, которые вкладываются в объекты предпринимательской деятельности и другие виды деятельности, в результате которой создается прибыль (доход) или достигается социальный эффект.

Содержание работы

Введение
Глава 1.Теоретические аспекты понятия инвестиций и инвестиционной деятельности
1.1. Экономическая сущность инвестиций
1.2. Классификация инвестиций
1.3. Роль инвестиций в экономике
Глава 2. Финансовое обеспечение инвестиционного процесса
2.1. Внутренние и внешние источники финансирования инвестиций на макро- и микроэкономическом уровнях
2.2. Внутренние инвестиционные ресурсы фирм
2.3. Внешние инвестиционные ресурсы фирм
2.4. Источники иностранных инвестиций
2.5. Бюджетное финансирование инвестиций
Глава 3. Направления совершенствования процесса привлечения инвестиций
3.1. Выбор источника инвестиций
3.2. Венчурный капитал как источник инвестиций
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая Инвестиции.docx

— 123.97 Кб (Скачать файл)

Прямые (целевые) кредиты  предоставляются, как правило, конкретному  предприятию (или под определенный инвестиционный проект) на льготной основе. Вместе с тем государство устанавливает  величину процентных ставок, срок и  порядок возврата кредита.

При предоставлении гарантий по кредитам предприятие получает кредит от коммерческой структуры, а правительство  через определенные институты выступает  гарантом возврата данного кредита, выплачивая сумму кредита в случае невыполнения своих обязательств предприятием.

Обеспечение устойчивого  экономического роста в России во многом определяется увеличением доли государственных инвестиций, которые  позволяют финансировать НИОКР (Научно-исследовательские  и опытно-конструкторские работы) и модернизировать производство в отраслях, которые могут выполнить  функции своеобразных «полюсов роста». Такие тенденции, однако, существенно  ограничиваются тем обстоятельством, что в основе долгосрочной динамики государственных расходов лежат  необратимые изменения демографического состава населения.

В новом трехлетнем бюджете  за период 2010—2013 гг. наибольший рост государственных расходов связан с расходами Правительства РФ на пенсионное обеспечение (81,49%) и на социальное обеспечение (69,16%) в условиях быстрого старения населения, а также на национальную оборону (36,79%) и национальную безопасность (50,73%). При этом расходы на национальную экономику имеют тенденцию к относительному сокращению: в целом за период 2010—2013 гг. их объем уменьшится на 3,05%, причем в 2012 г. относительно 2011 г. снижение будет особенно существенным и составит около 34%, что не может не ограничивать возможности государства по созданию новых рабочих мест, в том числе и в рамках приоритетных национальных проектов.

Приоритетные национальные проекты предполагают переход к  такой стратегии управления государственными расходами в российской экономике, которая на макроуровне будет  связана с бюджетированием, ориентированным  на конечные результаты.

Прочие способы  мобилизации инвестиционных ресурсов.

Источники внешнего финансирования инвестиционной деятельности в рыночной экономике характеризуются значительным многообразием. С развитием финансовых рынков модифицируются традиционные и  возникают новые способы мобилизации  капитала. Рассмотрим некоторые способы внешнего финансирования инвестиций, имеющие распространение в современных условиях.

Дополнительные взносы (паи). Важным источником мобилизации инвестиционного  капитала для предприятий, имеющих  иные, чем акционерные общества, организационно-правовые формы, является расширение уставного фонда за счет дополнительных взносов (паев) внутренних и сторонних инвесторов. Этот источник по своему характеру может быть классифицирован  как привлеченные средства; к этим средствам относят также инвестиционные взносы. Инвестиционный взнос представляет собой вложение денежных средств в развитие предприятия. При этом инвестор может иметь право на получение дохода в виде процента в размере и в сроки, определенные договором или положением об инвестиционном взносе.

Инвестиционный лизинг является одной из наиболее перспективных  форм привлечения инвестиционных ресурсов. Он рассматривается как одна из разновидностей долгосрочного кредита, предоставляемого в натуральной форме и погашаемого  в рассрочку.

В наиболее общем смысле лизинг (от англ. lease - аренда) рассматривают как комплекс имущественных отношений, возникающих при передаче объекта лизинга (движимого и недвижимого имущества) во временное пользование на основе его приобретения и сдачу в долгосрочную аренду.

Лизинг представляет собой  вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, при котором арендодатель (лизингодатель) по договору финансовой аренды (лизинга) обязуется приобрести в собственность имущество у  определенного продавца и предоставить его арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование  для предпринимательских целей.

Основные преимущества лизинга  как способа мобилизации капитала состоят в следующем:

• при лизинге фирма  может получить арендуемое имущество  и начать его эксплуатацию без  отвлечения значительной суммы средств  из хозяйственного оборота или мобилизации  крупных финансовых ресурсов;

• лизинг способствует экономии финансовых ресурсов, так как дает возможность при небольших затратах обновить технику и технологию производства, опробовать оборудование до его полной оплаты, а в случае сезонных работ  использовать арендуемое имущество  лишь в течение необходимого периода;

• процесс получения контракта  по лизингу в меньшей степени  связан с дополнительными гарантиями, чем получение банковской ссуды, поскольку обеспечением лизинговой сделки является самоарендуемое имущество;

• имущество по лизинговому  соглашению учитывается по балансу  лизингодателя, а лизинговые платежи - как текущие расходы лизингополучателя относятся на издержки производства, что снижает налогооблагаемую прибыль.

Развитие лизинговых услуг  способствует укреплению производственной сферы экономики, создавая условия  для ускоренного развития стратегически  важных отраслей. Кроме того, как  альтернативная форма кредитования лизинг усиливает конкуренцию между  банками и лизинговыми компаниями, что стимулирует снижение ставки ссудного процента и приток капиталов  в производственный сектор.

В августе-сентябре прошлого года инвестиции в различные лизинговые проекты доходили до 800-900 млн. рублей в месяц, сейчас по предварительным  итогам 1-го квартала 2012 года объем новых сделок сократился почти в 4 раза. Так сумма профинансированных нами контрактов за неполные три месяца 2012 года была чуть менее 500 млн. рублей, притом, что поступило заявок на сумму более 1,5 млрд. Финансовое положение предприятий заметно ухудшилось и пришлось ужесточить к ним требования, что привело к значительному количеству отказов в финансировании.

Лизинговые компании не только подняли стоимость финансирования, но и сократили сроки. Значительно  ужесточились требования к клиенту  и в плане объема финансирования. Если раньше в сфере розничного лизинга  считали, что максимальным для предприятия  является объем, который не превышает  среднеквартальную выручку, то сейчас стараются не инвестировать суммы, превышающие месячный доход предприятия.

Основная проблема сейчас, конечно, это просроченная задолженность. Она связана с состоянием рынка  и ошибками в принятии решений  по сделкам на этапе безудержного роста. Кроме того у целого ряда лизинговых компаний проблемы с ликвидностью. Еще 5-7 лет назад практически у  всех лизинговых компаний по срокам пассивы  с активами были сбалансированы, т.е. если финансируется сделка на 4 года, то и кредит берется на этот же срок. Однако такие долгосрочные кредиты  и раньше, и сейчас дороже, чем  деньги, взятые на более короткое время, скажем, до года.

Возьмите сейчас любую  лизинговую компанию из десятки крупнейших – это, по сути, мини-банк, со своим казначейством, диверсифицированными источниками, резервами, значительным капиталом, ведущий отчетность по международным стандартам. Такие компании готовы брать риски по инвестиционным проектам, когда возврат инвестиций гарантируется запуском нового производства.

Поэтому лизинговые компании начали вести себя как банки: использовать короткое финансирование в расчете  на последующее перекредитование. А это сейчас является проблемой.

Франчайзинг представляет собой  передачу или продажу фирмой, широко известной на рынке, лицензии на ведение  бизнеса под своим товарным знаком другой фирме за определенное вознаграждение.

Фирма, передающая право  на ведение деятельности под своим  товарным знаком за вознаграждение, - франчайзор; фирма, получающая это право за вознаграждение и обязующаяся соблюдать требуемые стандарты качества, - франчайзодержатель (франчайзиат).

Основным интересом головной компании (франчайзора), как правило, является распространение собственного бизнеса, повышение узнаваемости бренда (торговой марки) и, соответственно, увеличение прибыли; интересом франчайзи (малой компании, предпринимателя) - возможность начать свой бизнес «в тепличных условиях» - в рамках крупной компании, используя ее бренд (торговую марку), технологии, методы производства, маркетинговые механизмы и другие преимущества.

В свою очередь франшизой  является контракт, заключаемый между  франчайзором и франчайзи, содержащий условия ведения бизнеса с использованием конкретной торговой марки и фирменных технологий франчайзора, т.е. дающий право франчайзи на продажу определенной продукции / услуг на условиях франчайзора.

Предприятия, работающие по франчайзу, получили значительное распространение в таких отраслях, как общественное питание, автоуслуги, автопрокат, гостиничное хозяйство.

Несмотря на свою относительную  новизну для российского рынка, франчайзинг в России пользуется заслуженным интересом, как среди  начинающих, так и среди опытных  предпринимателей. Все больше компаний осознают преимущества развития бизнеса  по системе франчайзинга, поскольку  данный вид развития бизнеса позволяет  не только «идти в ногу» с быстроразвивающимся  российским рынком, но и существенно  сокращать при этом риски, связанные  с открытием своего бизнеса.

Что же касается компаний-франчайзеров, то их интерес в развитии своего бизнеса на территории России связан, прежде всего, с тем, что Россия обладает огромной территорией, и перспектива открытия франшизных точек на территории всей России уже само по себе позволяет сделать бизнес одним из крупнейших в мире. Фактически на данный момент на российском рынке франчайзинг является одним из наиболее быстрых и эффективных способов достижения лидерства в выбранной отрасли.

Сегодня эксперты говорят  об уклоне курса франчайзинга в сторону  национального: все больше российских брэндов применяют франчайзинговую политику для расширения своего бизнеса в регионы («ЭКОНИКА», «Ростикс», «SELA», «РИГЛА», «Красный куб», «Шоколадница», Персона Lab, «Ёлки-Палки», «Копейка», «Лукойл», «Конфаэль», «СПОРТЛАНДИЯ» и многие другие).

Что касается иностранных  франшиз, 20-25% франчайзинговых технологий в России приходится на зарубежные брэнды, что уже дало России, по оценке экспертов, более $600 млн. инвестиций. Компании с мировым именем: «Kodak», «Subway», «World Class», «Xerox», «Baskin Robbins», «1 C», «Grillmaster», «Jani King», «EF English First», «Sbarro», «ZARA», «Pizza Hut», - предлагают российским предпринимателям свой опыт, имя и выход на международный уровень.

Однако, несмотря на большую  перспективность рынка, стоит сказать  и о трудностях развития франчайзинга в России. Одной из таких трудностей является отсутствие в российском законодательстве самого понятия франчайзинга, вместо него на данный момент существует понятие  коммерческая концессия. На практике это  приводит к усложнению оформления франшизы.

Второй трудностью, с которой  сталкиваются начинающие франчайзи – это необходимость стартового капитала для первого платежа франчайзеру. В странах, где франчайзинг уже получил признание, существуют  специальные программы кредитования, позволяющие банкам выдавать кредиты франчайзи на более льготных условиях, поскольку этот вид бизнеса обладает значительно меньшими рисками по сравнению с открытием собственного дела. При этом в России уже сейчас появляются отдельные банки, предоставляющие специализированные программы кредитования франчайзи, поэтому для предпринимателей, желающих открыть собственное дело и при этом существенно снизить риски уже сейчас, банковская система открывает все больше возможностей.

3.2. Венчурный  капитал как источник инвестиций

Понятие "венчурный капитал" (от англ. venture - риск) означает рисковые инвестиции. Венчурный капитал представляет собой инвестиции в новые сферы деятельности, связанные с большим риском. Финансируются обычно компании, работающие в области высоких технологий. К венчурным обычно относят небольшие предприятия, деятельность которых связана с большой степенью риска продвижения их продукции на рынке. Это предприятия, разрабатывающие новые виды продуктов или услуг, которые еще неизвестны потребителю, но имеют большой рыночный потенциал.

Венчурные инвесторы (физические лица и специализированные инвестиционные компании) вкладывают свои средства в  расчете на получение значительной прибыли.

Классическое венчурное  финансирование отличается следующими характеристиками:

• оно осуществляется непосредственно в акционерный капитал компаний;

• оно подразумевает высокий риск;

• существует долговременное отсутствие ликвидности;

• возврат по инвестициям осуществляется за счет продажи акций (доли в акционерном капитале) компаний.

Венчурные инвестиции осуществляются в форме приобретения части акций  венчурных предприятий, еще не котирующихся на биржах, а также предоставления ссуды или в других формах.

Инвестиции венчурных  фондов и компаний могут быть использованы :

Bridge Financing - ("наведение моста"). Этот тип финансирования может быть необходим компаниям, планирующим реструктурироваться в компании открытого типа и пытающимся зарегистрировать свои акции на фондовой бирже.

Management Buy-Out - ("выкуп управляющим"). Инвестиции, предоставляемые управляющим и инвесторам существующей компании для приобретения ими действующих производств или бизнеса в целом.

Management Buy-In - ("выкуп управляющими со стороны"). Финансовые ресурсы, предоставляемые венчурным инвестором управляющему или группе управляющих для приобретения ими компании.

Turnaround («переворот»). Финансирование компаний, испытывающих те или иные проблемы в своей торговой деятельности с целью обретения стабильности и более прочного финансового положения.

Replacement Capital ("замещающий капитал") или Secondary Purchase ("вторичная покупка"). Приобретение акций действующей компании другим венчурным инсититутом или другим акционером.

В случае успешного развития новых технологий и широкого распространения  производимой продукции венчурные  предприятия могут достигать  высокого уровня рентабельности производства. При средней ставке доходности по государственным казначейским обязательствам в 6% венчурные инвесторы вкладывают свои средства, рассчитывая на годовую  рентабельность, равную 20-25%.

Информация о работе Содержание и основные источники формирования инвестиционных ресурсов и их структура