Социальные инвестиции в здравоохранение: показатели измерения и направления развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:08, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования определяется повышенным вниманием общества к проблемам воспроизводства человеческого капитала как основного фактора экономического роста. Изучение простого или расширенного воспроизводства человеческого капитала, где человек рассматривается, в первую очередь, как трудовой ресурс, не отвечает постоянно изменяющимся и усложняющимся критериям современного общества, которое отводит приоритетное место развитию здравоохранения, образования, науки, укреплению экономической базы социальной сферы, расширению возможностей человеческого потенциала

Файлы: 1 файл

doc.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

Теоретическая и практическая значимость  диссертационного исследования состоит в разработке теоретических положений, выводов и практических рекомендаций, которые могут быть применены при реализации  национального проекта развития здравоохранения в России на уровне субъекта Федерации и отдельных организации.

Полученные результаты исследования могут быть использованы как методический и учебный материал в курсах «Экономика предприятия», «Инвестиционный менеджмент», «Экономическая теория», «Управление проектами».

Апробация результатов  исследования. Основные концептуально-теоретические положения, выводы диссертационного исследования и прикладные рекомендации обсуждались на региональных конференциях молодых исследователей Волгоградской области (2005 г.), на научной сессии волгоградского государственного университета (2004 г.), на научных конференциях студентов и аспирантов базовых кафедр Южного научного центра РАН (2005-2006 гг.), докладывались в процессе проведения круглых столов, посвященных перспективам экономического развития страны и региона, проводимых в рамках реализации Программы подготовки управленческих кадров для предприятий и организаций РФ (2005 г.).

Публикации. По теме диссертации автором опубликовано семь научных работ объемом авторского вклада 1,4 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения двух глав, заключения, библиографии.

Во введении обосновывается выбор и актуальность темы исследования, анализируется степень разработанности проблемы, формируются цель, задачи и положения, характеризующие научную новизну, определяется теоретическая и практическая значимость, показана апробация результатов.

В первой главе диссертации «Концептуальное представление теории социального инвестирования» проанализировано становление теории, рассмотрены содержание, классификация, субъектно-объектная характеристика социальных инвестиций, показаны критерии и показатели их измерения, исследовано одно из приоритетных направлений социального инвестирования – охрана здоровья человека.

 Во второй главе «Социальные инвестиции как фактор модернизации системы здравоохранения» проведен анализ особенностей государственной и негосударственной формы охраны здоровья человека как в целом в России, так и отдельно в Волгоградской области. Дана оценка здравоохранению как отрасли национальной экономики, нуждающейся в модернизации, показан государственный инвестиционный проект и предложены дополнительные мероприятия по привлечению в процесс социального инвестирования в здравоохранение бизнеса и средств населения.

В заключении диссертации сформулированы основные выводы и предложения по проблеме исследования.

ОСНОВНЫЕ  ИДЕИ И ВЫВОДЫ ДИССЕРТАЦИИ

Социальные инвестиции - это вложения материальных, информационных, управленческих, технологических ресурсов, а также финансовых средств в расширенное воспроизводство человеческого капитала с целью повышения качества жизни и роста социально-экономической эффективности национальной экономики.

Современное общество отводит человеку центральное место не только традиционно в духовной сфере общественной жизни, но и в кругообороте воспроизводственных связей, исходит из признания, что человек является и исходным и конечным пунктами социально-экономического развития. Человеческое, или социальное, измерение этого развития становится его определяющей доминантой, а материально-вещный потенциал - условием этого развития. Так появляется экономическая категория социальных инвестиций.

 Субъектами социального инвестирования  могут являться государство, коммерческие и некоммерческие организации, домохозяйства. Объектом социального инвестирования выступает человеческий капитал.



 

 



 

 

 


 



 

Инфраструктура




 

Экология





 


 


 

 

Рис 1. Субъектно-объектная  характеристика социальных инвестиций (сост. авт.)

 Социальные инвестиции классифицируются  по следующим признакам: по  объектам вложения, по характеру  участия в инвестировании, по  периоду инвестирования, по формам  собственности инвестиционных ресурсов, по способу вложения.

Показателями измерения социальных инвестиций выступают количественные и качественный индексы.

Существует три разновидности количественного индекса:

  • индекс удельных социальных инвестиций IL, представляющий собой величину социальных инвестиций на одного работника для компании, на душу населения для государства и на одного члена семьи для домохозяйства:

                                          IL = C / L                                          (1)

где C – объем социальных инвестиций,

L – численность населения, работников или количество членов семьи для домохозяйства;

  • доля социальных инвестиций IS в суммарном объеме продаж для компаний, в объеме федерального бюджета для государства и в объеме расходов для домохозяйства:

                                    IS = ( C / S )100%                                  (2)

где C – объем социальных инвестиций,

S – валовой объем продаж компании, совокупные расходы федерального бюджета, объем совокупных расходов домохозяйства.

Для компаний еще может быть доля социальных инвестиций к суммарному объему их прибылей (до налогообложения) IP. Данный индекс определяется по формуле, аналогичной расчету индекса IS.

Идея качественного индекса  состоит в учете факта наличия (или отсутствия) позитивных параметров у респондента:


где X – переменная, принимающая значение 1, если j-ый признак присутствует, и равна 0, если этот признак отсутствует;

m – число признаков, по которым оценивается социальная деятельность.

Предложенная система количественных и качественных показателей измерения необходима для оценки социальных инвестиционных проектов: экологических, здравоохранительных, образовательных, культурно-ценностных и инфраструктурных проектов, которые представляют собой виды социального инвестирования.

Одним из приоритетных направлений социального инвестирования является здравоохранение, так как здоровье вместе с природно-климатическими факторами формирует естественный капитал человека, создавая условия для развития способностей, знаний, умений и навыков, без которых снижается эффективность применения и использования технического капитала (институционального, информационного и финансового), окружающего, развивающего, защищающего человека, образующего второе условие формирования человеческого капитала.

Здоровье человека  - это, с одной стороны, наследственный капитал, а с другой – приобретенный в результате затрат самого человека и общества. Социальные инвестиции, связанные с охраной здоровья, способны замедлить процесс износа такой составной части человеческого капитала, как здоровье. Более того, они обеспечивают достижение одной из главных целей любой нации – «максимально достижимый» уровень здоровья и направлены в трудовой ресурс, то есть повышают эффективность экономики.

Оценка здравоохранительных проектов рассматривается с точки зрения медицинской, экономической и социальной эффективности. Медицинская эффективность – это степень достижения поставленных задач в области профилактики, диагностики, лечения и реабилитации. Социальная эффективность – оценка улучшения здоровья населения. Экономическая эффективность – прямые и косвенные выгоды от затрат на здравоохранительные проекты.

При реализации проектов на макроэкономическом уровне социальная эффективность занимает первое место, второе – медицинская, и третье – экономическая. На микроуровне приоритетным может оказаться медицинская или экономическая эффективность. На сегодняшний  день основным субъектом социального инвестирования в здравоохранение является государство.

В России сформировалась система здравоохранения, основанная на обязательном медицинском страховании, которое представляет собой один из наиболее важных элементов системы социальной защиты населения в части охраны здоровья и получения необходимой медицинской помощи в случае заболевания.

Основная цель ОМС состоит в сборе страховых взносов и предоставлении за счет собранных средств медицинской помощи всем  категориям граждан на законодательно установленных условиях и в гарантированных размерах. Существует три группы субъектов управления организацией и финансированием ОМС, которые представляют собой двухуровневую систему. К первому федеральному уровню относится Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, ко  второму уровню относится Территориальный фонд обязательного медицинского страхования и страховые медицинские организации.

Однако система ОМС  не справляется с возложенными на нее задачами:

  • по ликвидации дефицита, образовавшегося за счет бюджетов субъектов РФ, финансирования территориальных программ государственных гарантий населению бесплатной медицинской помощи (см. таблицу);
  • по устранению скрытой коммерциализации государственных и муниципальных больниц и лечебниц;
  • по улучшению состояния медицинских учреждений за счет дополнительных инвестиций в основные фонды;
  • по повышению мотивации и стимулов для  медицинского персонала, а также формированию квалифицированных экономистов здравоохранения и управленческих кадров в поликлинические и больничные структуры;
  • по развитию отечественной фармацевтической промышленности, которая оказалась неспособной обеспечить население необходимым объемом и ассортиментом лекарственных препаратов, и поэтому в большой степени рынок полагается на дорогостоящие импортируемые лекарства;

 

 

Таблица

Уровень  финансовой  обеспеченности  территориальных  программ 

в  2004  году, %.

Область

Финансовое обеспечение  территориальных программ, %

Область

Финансовое обеспечение  территориальных программ, %

Тюменская область

112,7

Сахалинская область

79,9

Ростовская область

110,5

Вологодская область

79,9

Чувашская Республика

109,7

Республика Марий Эл

79,6

Липецкая область

105,9

Нижегородская область

79,4

Новосибирская область

105,8

Республика Северная Осетия - Алания

79,4

Еврейская а.о.

102,6

Ульяновская область

78,9

Удмуртская Республика

102,6

Орловская область

78,1

Ханты Мансийский а.о.

101,7

Карачаево-Черкесская Республика

77,6

Свердловская область 

101,7

Алтайский край

76,8

Республика Алтай

99,8

Владимирская область

76,6

Республика Татарстан

98,9

Красноярский край

74,2

Ямало-Ненецкий а.о.

96,7

Волгоградская область

73,8

Республика Тыва

91,8

Пензенская область

73,6

Пермская область

91,8

Коми-Пермяцкий а.о.

71,8

Московская область

91,8

Республика Коми

71,2

Оренбургская область

91,8

Брянская область

70,0

Калининградская область

89,9

Самарская область

70,0

Омская область

89,4

Ивановская область

70,0

Ленинградская область

88,8

Курская область

69,7

Краснодарский край

86,8

Астраханская область

69,7

Ярославская область

86,8

Воронежская область

69,0

Республика Адыгея

86,2

Тамбовская область

68,2

Псковская область

85,8

Челябинская область

68,0

Костромская область

85,5

г.Санкт-Петербург

65,2

Республика Башкортостан

85,4

Усть-Ордынский Бурятский а.о.

65,0

Белгородская область

85,3

Приморский край

65,0

Тульская область

83,0

Республика Бурятия

65,0

Мурманская область

82,1

Томская область

61,0

Читинская область

81,8

Кабардино-Балкарская Республика

51,3

Рязанская область

81,0

Ставропольский край

48,0

Кемеровская область

81,0

Республика Дагестан

44,8

Иркутская область

80,0

   

 

Источник: Шишкин С.В., Заборовская А.С., Чернец В.А. Организация финансирования и управления здравоохранением в регионах России. Общая характеристика / Независимый институт социальной политики - http://www.socpol.ru/research_projects/pdf/proj14_report.pdf

 

  • по субсидированию научно-исследовательской работы в области медицины;
  • по созданию развитой профилактической подсистемы здравоохранения, а также заинтересованности граждан в поддержании и улучшении своего здоровья;
  • по формированию единого федерального регистра застрахованных, который дал бы гражданам свободу выбора врача и лечебно-профилактического учреждения не только внутри субъекта РФ, но и по всей России;
  • по развитию сектора  платных услуг в здравоохранении, созданию условий способствующих увеличению его объема и развитию как высокотехнологичной медицины, участию граждан в софинансировании медицинских услуг.

К негосударственным  здравоохранительным системам относятся добровольное медицинское страхование и чистая коммерческая медицина.

Добровольное медицинское страхование  осуществляется за счет прибыли (доходов) предприятий и личных средств граждан путем заключения договора со страховой медицинской организацией. В России ДМС может частично решить проблему качества медицинского обслуживания. Так как в настоящее время к услугам ДМС обращаются в первую очередь для проведения дорогостоящих видов лечения и диагностики, применения наиболее современных медицинских технологий, обеспечения комфортных условий лечения.

Однако этот рынок в России имеет небольшой объем и почти не развивается. Главным ограничением остается нынешняя концепция государственного здравоохранения, когда всем гражданам РФ гарантируют полностью бесплатную медицинскую помощь.

Тормозит распространение  ДМС и то, что в России нет  традиции страхования медицинских рисков. Около 90% застрахованных по программе ДМС — это корпоративные клиенты (крупные российские и зарубежные компании, которые хорошо работают над своим социальным пакетом).

Существует еще одно серьезное препятствие на пути к качественному лечению: в России нет конкурентного рынка медицинских услуг. Коммерческая медицина в чистом виде представлена небольшими частными клиниками. В подавляющем большинстве они специализируются на стоматологии, гинекологии, урологии, косметологии, что связанно с низкими инфраструктурными издержками при создании таких учреждений, так как не нужны большие помещения и очень дорогостоящее оборудование.

Информация о работе Социальные инвестиции в здравоохранение: показатели измерения и направления развития