Социальные инвестиции в здравоохранение: показатели измерения и направления развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 19:08, автореферат

Описание работы

Актуальность темы исследования определяется повышенным вниманием общества к проблемам воспроизводства человеческого капитала как основного фактора экономического роста. Изучение простого или расширенного воспроизводства человеческого капитала, где человек рассматривается, в первую очередь, как трудовой ресурс, не отвечает постоянно изменяющимся и усложняющимся критериям современного общества, которое отводит приоритетное место развитию здравоохранения, образования, науки, укреплению экономической базы социальной сферы, расширению возможностей человеческого потенциала

Файлы: 1 файл

doc.doc

— 192.50 Кб (Скачать файл)

Работать с муниципальными медицинскими учреждениями сложнее, чем с коммерческими, так как большая часть их доходов формируется в виде ассигнований из государственных бюджетов различного уровня, и, следовательно, мотивация к хорошему обслуживанию платных клиентов у  таких лечебных учреждениях ниже. Более того, клиентов страховых компаний так же не устраивают обычные поликлиники и больницы.

 Таким образом, частная медицина не может являться альтернативой государственной и муниципальной, так как реализуется на тех же мощностях и теми же специалистами, а коммерческая медицина представляет только отдельные направления отрасли.

Исследование российского здравоохранения позволяет сделать вывод о необходимости реформирования и модернизации отрасли.

Для решения всех выше перечисленных  задач в 2003 г. была разработана Концепция  модернизации системы обязательного  медицинского страхования в Российской Федерации, реализация которой позволит:

  1. Укрепить первичное звено медицинской помощи по средствам:
  • оптимизации сети медицинских организаций, то есть перепрофилирование части из них на стационаро-замещающие технологии;
  • изменения структуры расходов в здравоохранении с переносом акцента на амбулаторно-поликлиническую помощь;
  • внедрения общеврачебных практик (семейного врача), развития медико-санитарной помощи.
  1. Ввести в действие новые механизмы сочетания добровольного и обязательного медицинского страхования, привлечь дополнительные источники финансирования для оплаты медицинских услуг.
  1. Создать возможности для осуществления платных медицинских услуг в государственных лечебно-профилактических учреждениях.
  2. Обеспечить сбалансированность доходов системы ОМС и ее обязательств по предоставлению гарантированной медицинской помощи застрахованным гражданам Российской Федерации за счет:
  • введения медико-экономических стандартов,
  • осуществления перехода на систему государственных и муниципальных заказов, предоставления организациями здравоохранения медицинской помощи населению в рамках бюджетной части Программы государственных гарантий.
  1. Ввести в действие новые методы оплаты труда медицинских работников: увеличить заработную плату позволит преобразование медицинских учреждений в иные организационно-правовые формы.
  1. Обеспечить равную доступность граждан к получению медицинской помощи в рамках базовой программы ОМС.
  2. Повысить доступность для населения информации о правах на медицинскую помощь, состоянии своего здоровья и сведений об объемах оказанной медицинской помощи и финансовых расходах за медицинские услуги в системе ОМС.

Бесспорно, что сам факт появления данной концепции говорит  о существовании проблемы в области  здравоохранения и является попыткой  к улучшению сложившейся ситуации в отрасли. Однако, не все направления данной концепции реализовались в законы. В рамках концепции разработан законопроект «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации», основная идея которого заключается в создании сильной как обязательной, так и добровольной страховой системы охраны здоровья граждан.

В сложившейся  ситуации в отрасли косвенное  участие государства в процессе модернизации системы здравоохранения  в виде законодательного и контролирующего  органа недостаточно, поэтому, осознавая  необходимость своего присутствия, государство выступает основным прямым инвестором в развитие приоритетных направлений отрасли, ответственность за которые нельзя возлагать на страховую медицину.

Первым инвестиционным проектом стала программа дополнительного  лекарственного обеспечения, на реализацию которой в 2005 г. государство потратило 31 млрд. руб. федеральных средств. Благодаря программе дополнительного лекарственного обеспечения в 2005 г. повысился уровень выписываемых рецептов в 2-3 раза  по сравнению с аналогичным периодом в 2004 г., что позволило определенной категории граждан, имеющей право на получение набора социальных услуг, получить доступ к современным эффективным лекарственным средствам на этапе амбулаторного лечения, что снизило уровень госпитализации этой категорий граждан на 10 – 15 %, вследствие чего уменьшилась потребность в необоснованной, дорогостоящей стационарной медицинской помощи.

В 2006-2007 гг. планируется расширять  программу дополнительного лекарственного обеспечения включить в перечень изделия медицинского назначения и спецпитание для детей-инвалидов, законодательно предусмотреть возможность выписки по индивидуальным показаниям  лекарственных средств, не включенных в перечень лекарственных средств, предоставляемых получателям набора социальных услуг, ввести 50%-ую скидку на приобретение необходимых лекарственных средств, назначенных гражданам  при диспансеризации. Данные мероприятия необходимы для усиления первичного звена медицинской помощи, развитию которого уделяется сейчас особенное внимание Министерства здравоохранения и социального развития РФ, о чем свидетельствует появление в 2006 году национального проекта «Здоровье», составной частью которого с 2006 г. является программа дополнительного лекарственного обеспечения.

Национальный проект «Здоровье» - более масштабный инвестиционный проект,  один из четырех приоритетов государственной политики России, на реализацию которого планируется затратить из федеральных средств 88,4 млрд. рублей. 

Основные цели национального проекта в здравоохранении:

    • укрепление здоровья населения России, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности;
    • повышение доступности и качества медицинской помощи;
    • укрепление первичного звена здравоохранения, создание условий для оказания эффективной медицинской помощи на поликлиническом этапе;
    • развитие профилактической направленности здравоохранения;
    • удовлетворение потребности населения в высокотехнологичных видах медицинской помощи.

 

   Постановка целей  проекта связана с реализацией  ряда стратегических задач по модернизации отечественной системы здравоохранения, которые имеют три направления.

Первое направление – это  развитие первичной медицинской  помощи, предусматривающее мероприятия  по подготовке и переподготовке врачей общей (семейной) практики, участковых  врачей-терапевтов и педиатров;  увеличению заработной платы медицинским работникам первичного звена, фельдшерско-акушерских пунктов и «скорой помощи»;  укреплению материально-технической базы диагностической службы первичной медицинской помощи, скорой медицинской помощи; профилактике ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С, выявление и лечение больных ВИЧ;  дополнительной иммунизация населения в рамках национального календаря прививок;  дополнительной диспансеризации работающего населения.

Второе направление связано  с поддержкой материнства и здоровья детей, которое включает в себя оказание медицинской помощи женщинам в период беременности и родов в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и введение новых программ обследования новорожденных детей.

Третье направление – это высокотехнологичная медицинская помощь, выполняемая с использованием сложных и уникальных медицинских технологий, основанных на современных достижениях науки и техники, высококвалифицированными медицинскими кадрами. Это, в первую очередь, операции на открытом сердце, трансплантация сердца, печени, почек, нейрохирургические вмешательства при опухолях головного мозга, лечение наследственных и системных заболеваний, лейкозов, тяжелых форм эндокринной  патологии, хирургические вмешательства высокой степени сложности.

В долгосрочном плане от реализации здравоохранительного проекта ожидаются  социально-экономические последствия  в виде:

  • снижения показателей смертности и инвалидности населения Российской Федерации за счёт повышения доступности и качества медицинской помощи;
  • удовлетворения потребности населения Российской Федерации в бесплатной высокотехнологичной медицинской помощи;
  • приближения отечественного здравоохранения к европейским стандартам оказания медицинской помощи населению (оборудование, технологии, уровень медицинского сервиса, квалификация медицинских работников);
  • укрепления позиций России на внутреннем и международном рынке медицинских услуг и медицинских технологий (экономические и профессиональные стимулы для реализации  отечественных разработок на международном уровне и привлечения иностранных пациентов в российские клиники);
  • улучшения качества жизни больных, нуждающихся в высокотехнологичной медицинской помощи (снижение времени ожидания услуги до минимума; сохранение частичной или полной трудоспособности);
  • решения социальных проблем в части медицинского обеспечения граждан, нуждающихся в государственной социальной поддержке.
  • снижения экономических потерь за счёт восстановления трудового потенциала, уменьшения финансовых затрат на выплаты пенсий по инвалидности, пособий по временной нетрудоспособности.

Приоритетным национальным проектом в сфере здравоохранения определены основные направления деятельности Министерства здравоохранения и социального развития России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Однако, анализ законопроекта «Об обязательном медицинском страховании», программы дополнительного лекарственного обеспечения и национального проекта «Здоровье» показал, что существует еще ряд мер, которые государству как основному субъекту социального инвестирования в здравоохранения необходимо предпринять, а именно:

    • инвестировать в научно-технические исследования медицинской отрасли; 
    • поддерживать российских производителей лекарственных средств;
    • развивать человеческие ресурсы здравоохранения и стимулировать кадровый потенциал к заинтересованности в оказании качественной медицинской помощи;
    • разрабатывать программы, содержащие привлекательные кредиты и льготное налогообложение для инвесторов в больничные комплексы, что приведет к развитию рынка платных услуг;
    • формировать здоровый образ жизни и мотивацию к сохранению здоровья у граждан.

Реализация данных мероприятий  приведет к привлечению в процесс  социального инвестирования в здравоохранение  представителей микроуровня: коммерческие структуры и домохозяйства.

Основные результаты диссертационного исследования нашли  свое отражение в следующих научных  публикациях:

  1. Багирова, Ю.Т. Некоторые аспекты определения категории «социальные инвестиции» [Текст] / Ю.Т. Багирова // Материалы научной сессии, г. Волгоград, 19-25 апреля 2004 г. / ВолГУ; редкол.: О.И. Сгибнева [и др.] – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. Вып. 1. Управление региональной экономикой. – С. 72-75. – 0,15 п.л.
  2. Багирова, Ю.Т. Содержание и субъектно-объектная характеристика социальных инвестиций [Текст] / Ю.Т. Багирова // Первая ежегодная научная конференция студентов и аспирантов базовых кафедр Южного научного центра РАН. Материалы молодежной конференции (Ростов-на-Дону, 15-21 апреля 2005 г.).; редкол.: Г.Г. Матишов [и др.] – Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2005. – С. 11-13. – 0,2 п.л.
  3. Багирова, Ю.Т. Реформирование системы здравоохранения как приоритетное направление социального инвестирования государством [Текст] / Ю.Т. Багирова // Вестник Калмыцкого института социально-экономических и правовых исследований / редкол.: Д.А. Манджиева [и др.] – Элиста, Изд-во Калмыцкого института социально-экономических и правовых исследований, №2. – 2005. – С. 26-31. – 0,5 п.л.
  4. Багирова, Ю.Т. Здравоохранение как направление социального инвестирования [Текст] / Ю.Т. Багирова // Х региональная конференция молодых исследователей Волгоградской области, 8-11 ноября 2005 г. / Ком. по делам молодежи администрации Волгогр. обл., Совет ректоров вузов, ВолГУ; редкол.: О.И. Сгибнева [и др.]  – Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2006. Вып. 1. Экономика и финансы. – С. 114-115. – 0,1 п.л.
  5. Багирова, Ю.Т. Социальные инвестиции: состояние и перспективы современного здравоохранения в России [Текст] / Ю.Т. Багирова, О.А.  Ломовцева // Президентская программа: вклад в развитие экономики региона, г. Волгоград, апрель 2005 г.: Материалы круглого стола / редкол.: О.А. Ломовцева, Л.В. Перекрестова, Э.В. Искренко. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2006. – С.85-94. - 0,4 п.л.
  6. Багирова, Ю.Т. Добровольное медицинское страхование – перспективная форма социальных инвестиций [Текст] / Ю.Т. Багирова // Вторая ежегодная научная конференция студентов и аспирантов базовых кафедр Южного научного центра РАН: Материалы молодежной конференции (Ростов-на-Дону, 5-26 апреля 2005 г.).; редкол.: Г.Г. Матишов [и др.] -  Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2006. – С.182-183. – 0,1 п.л.
  7. Багирова, Ю.Т. Теоретические основы и практическое применение категории «Социальные инвестиции» [Текст] / Ю.Т. Багирова, О.А.  Ломовцева // Известия ВолгГТУ. Серия «Актуальные проблемы реформирования российской экономики (теория, практика, перспектива)»: межвуз. сб. науч. статей / ВолгГТУ. – Волгоград, 2006. – Вып.3. - 0,3 п.л.

Информация о работе Социальные инвестиции в здравоохранение: показатели измерения и направления развития