Экономическая сущность иностранных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

На практике истина лежит посередине. Суть этой «золотой середины» состоит в следующем:
1) международная миграция капитала — это общемировой процесс, когда капитал, перетекая из страны в страну, «приходит» и «уходит», а Россия является составной частью мирового хозяйства и, соответственно, участницей процесса международной миграции капитала. Поэтому иностранные инвестиции в принципе можно и нужно привлекать в экономику страны;
2) однако, привлекая иностранные инвестиции, государство должно контролировать и регулировать этот процесс (например, не следует допускать иностранный капитал в некоторые стратегически важные отрасли оборонно-промышленного комплекса, не следует забывать и о задачах поддержки отечественного бизнеса, его конкурентоспособности и др.).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………. 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения инвестиций и инвестиционного климата.
Сущность и основные понятия инвестиций. ………………………………………………………. 5
Классификация инвестиций. ……………………………………………………………………….. 7
Составляющие инвестиционного климата. ……………………………………………………….. 9
Глава 2. Внутренние инвестиции. …………………………………………………………………………. 12
Глава 3. Экономическая сущность иностранных инвестиций.
Место и роль иностранных инвестиций в экономике России …………………………………. 15
3.2. Законодательная, нормативно-правовая база привлечения и использования иностранных инвестиций в России ………………………………………………………………………………………….. 20

Файлы: 1 файл

Новая курсовая.doc

— 290.00 Кб (Скачать файл)

Перечни участков недр, право  пользования которыми на условиях раздела продукции может быть предоставлено в соответствии с положениями Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции», устанавливаются федеральными законами. В 1997— 2001 гг. принято 9 федеральных законов об участках недр, право использования которыми может быть предоставлено на условиях СРП. Всего выделено 25 таких участков.

В соответствии с Федеральным  законом «О соглашениях о разделе продукции» субъекты Российской Федерации (в пределах полномочий, установленных Конституцией РФ и федеральными законами) осуществляют законодательное регулирование своего участия в СРП при пользовании участками недр на своих территориях.

Разработка условий  пользования недрами и подготовка проекта СРП по каждому конкретному объекту недропользования осуществляется комиссией, создаваемой Правительством РФ по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Решение о подписании СРП со стороны государства принимается Правительством РФ и органом исполнительной власти соответствующего субъекта РФ или (в указанных выше особых случаях) Правительством РФ по согласованию с субъектом Российской Федерации.

В СРП фиксируется  целый ряд условий:

•  соблюдение требований законодательства Российской Федерации;

•  соблюдение соответствующих  стандартов, норм, правил по безопасному  ведению работ, охране недр, окружающей среды и здоровья населения;

•  обязанность инвестора  при прочих равных условиях предоставлять преимущественное право на участие в работах по СРП российским юридическим лицам;

• обязанность инвестора  страховать ответственность по возмещению ущерба в случае аварий (если они повлекли за собой загрязнение окружающей среды);

• обязанность инвестора  ликвидировать все сооружения и  т. п. по завершению работ и очистить от загрязнения территорию, на которой проводились работы по СРП.

В Федеральном законе «О соглашениях о разделе продукции» имеется положение ст. 7 п. 2, в соответствии с которым инвестор обязуется размещать заказы на изготовление оборудования, технических средств и материалов, необходимых для геологического изучения, добычи и первичной переработки полезных ископаемых, в объемах не менее чем 70 % общей стоимости таких заказов между российскими юридическими или иностранными юридическими лицами, осуществляющими соответствующую деятельность и зарегистрированными в качестве налогоплательщиков на территории России. Кроме положений об инвесторе в Федеральном законе «О соглашениях о разделе продукции» разработано положение об операторе (соответствующей фирме или ее филиале), который по поручению инвестора ведет всю организацию работы по СРП.

Однако основная суть СРП состоит именно в разделе продукции. Поэтому специальная статья указанного Федерального закона посвящена этим вопросам, а именно:

•  определение общего объема произведенной продукции  и ее стоимости;

•  определение части  произведенной продукции, которая передается в собственность инвестора для возмещения его затрат на выполнение работ по СРП (это так называемая компенсационная продукция);

•  раздел между государством и инвестором прибыльной продукции (произведенная продукция за вычетом той ее части, которая идет на уплату платежей за пользование недрами, и компенсационной продукции);

•  передача государству  принадлежащей ему в соответствии с СРП части произведенной  продукции (или ее стоимостного эквивалента);

•  получение инвестором произведенной продукции, принадлежащей ему в соответствии с условиями Соглашения. Эта часть продукции может быть вывезена за границу (в нее входит и компенсационная продукция) без количественных ограничений экспорта (если при этом нет ограничений в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности»).

При исполнении СРП инвестор платит налог на прибыль и платежи  за пользование недрами, но в течение  срока действия СРП освобождается  от взимания налогов, сборов, акцизов и других обязательных платежей, предусмотренных законодательством РФ (взимание заменяется разделом продукции на условиях СРП в соответствии с Федеральным законом «О соглашениях о разделе продукции».

Государство гарантирует  инвесторам их имущественные и иные права, приобретенные и осуществляемые ими в соответствии с СРП.

В указанном Федеральном  законе зафиксированы также другие важные положения: о контроле за исполнением СРП, об ответственности сторон по СРП, о прекращении действия СРП, о разрешении споров и др.

Вместе с тем в  настоящее время реализация Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» связана с рядом противоречий, к числу которых относятся:

• противоречия между  иностранными и отечественными инвесторами;

•  противоречия между  центральными и региональными органами власти (Центр — субъекты РФ);

• противоречия в вопросе  о том, какой должна быть компания-оператор: отечественной или иностранной.

Большое значение имеет  и вопрос о сроках освоения месторождений (осваивать ли их в настоящее время или «придержать» на более благоприятное, с точки зрения мировой конъюнктуры, будущее).

В развитие Федерального закона «О соглашениях о разделе  продукции» Правительством РФ было принято постановление «О мерах по совершенствованию деятельности федеральных органов исполнительной власти по подготовке, заключению и реализации соглашений о разделе продукции, а также по контролю за их реализацией» от 2 февраля 2001 г. № 86, которым было утверждено «Положение о разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области подготовки, заключения и реализации соглашений о разделе продукции, а также по контролю за их реализацией». В соответствии с указанными документами права и обязанности Российской Федерации по соглашениям о разделе продукции в отношении участников недр и месторождений всех видов минерального сырья возлагаются на Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

 

Глава 4. Анализ объемов иностранных инвестиций за 2005г.

 

По данным Росстата за январь-сентябрь 2005 г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 96.5 млрд. долларов США, что на 31.4% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) – 53.1% (на конец сентября 2004 года – 57.5%), доля прямых инвестиций составила 44.9% (40.5%), портфельных – 2.0% (2.0 процента)(табл. 2)[13].

Таблица 2

Объем накопленных  иностранных инвестиций в экономике  России  
по основным странам-инвесторам на конец  сентября 2005 года                                                                                                                                                                 млн. долларов США

 

Накоплено

В том числе

Справочно

всего

в % к 
итогу

прямые

порт- 
фельные

прочие

поступило  
в январе-сентябре 2005г.

Всего инвестиций

96474

100

43330

1888

51256

26829

    из них по  основным 
     странам-инвесторам

84997

88.1

37376

1632

45989

21976

      в том  числе:

           

   Кипр                                                 

17576

18.2

12682

888

4006

3255

   Люксембург

16101

16.7

399

1

15701

3630

   Нидерланды 

15586

16.1

12085

31

3470

4055

   Великобритания

9642

10.0

1802

144

7696

5003

    Германия

9321

9.7

2587

15

6719

1388

   США

7157

7.4

4361

402

2394

1167

   Франция

3483

3.6

424

0.0

3059

540

   Швейцария  

2179

2.3

1015

86

1078

1546

   Виргинские о-ва (Брит.)

2151

2.2

1382

63

706

833

   Багамские о-ва

1801

1.9

639

2

1160

559


 

В январе-сентябре 2005 г. в  экономику России поступило 26.8 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 7.9% меньше, чем в январе-сентябре 2004 года. При сохранении темпов роста прямых иностранных инвестиций в экономику России на уровне прошлого года (январь-сентябрь 2005 г. – 18.1% против 19.8% в январе-сентябре 2004 г.) отмечается значительный рост доли прямых иностранных инвестиций в общем объеме иностранных инвестиций (на 5.4 п.п.), что отражает улучшение инвестиционного климата России(табл. 3)[13].

 

 

 

 

Таблица 3

Структура иностранных  инвестиций, поступивших в январе-сентябре 2005 года

млн. долларов США

 

Январь-сентябрь 2005 г.

Справочно 
Январь-сентябрь 2004 г. в % к

млн. 
долларов 
США

в % к

Январю-сентябрю 2004 г.

итогу

Январю-сентябрю 2003 г.

итогу

Инвестиции

26829

92.1

100

139.4

100

     из них:

         

 прямые  инвестиции

6602

118.1

24.6

119.8

19.2

      в том  числе:

         

    взносы в  капитал

4718

129.3

17.6

в 2.2р.

12.5

    лизинг

133

в 7.1р.

0.5

120.0

0.1

    кредиты, полученные  от зарубежных

    совладельцев организаций

1593

133.7

5.9

84.3

4.1

    прочие прямые  инвестиции

158

21.6

0.6

46.2

2.5

 портфельные  
инвестиции

365

160.5

1.4

в 2.8р

0.8

      в том  числе:

         

    акции и паи

262

125.3

1.0

в 3.2р.

0.7

    долговые ценные  
     бумаги организаций

103

в 5.5р.

0.4

118.4

0.1

 прочие  инвестиции

19862

85.2

74.0

144.4

80.0

      в том  числе:

         

    торговые кредиты

4276

162.2

15.9

117.2

9.0

    прочие кредиты

15377

75.5

57.3

148.6

69.9

          из них:

         

       на  срок до 180 дней

2034

59.9

7.6

111.9

11.7

       на  срок свыше  
        180 дней

13343

78.7

49.7

159.0

58.2

    прочее

209

64.4

0.8

159.4

1.1


 

Основные страны-инвесторы  в январе-сентябре 2005 г. - Кипр, Люксембург, Нидерланды, Великобритания, Германия,  США, Франция. На долю этих стран приходилось 81.7% от общего объема накопленных иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых приходилось 79.3% от общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций (табл. 4)[13].

 

 

 

Таблица 4

Иностранные инвестиции в экономику России в  январе-сентябре 2005 г.                                                                                                                                                    млн. долларов США

 

Поступило

Погашено 
(выбыло)

Переоценка  
и прочие  
изменения активов и обязательств

Накоплено на конец  
сентября 2005 г.

всего

в %

к итогу

Всего

26829

16402

2891

96474

100

      в том числе по организа- 
циям с основным видом  
деятельности:

сельское хозяйство, охота  
и лесное хозяйство

87

26

-1

593

0.6

рыболовство, рыбоводство

18

20

-1

150

0.2

добыча полезных ископаемых

4594

787

2

20715

21.5

   обрабатывающие  производства

7577

7625

2690

25659

26.6

   производство  и распределение  
электроэнергии, газа и воды

239

102

4

536

0.6

   строительство

135

53

1

716

0.7

   оптовая и розничная  торговля;  
ремонт автотранспортных  
средств, мотоциклов, бытовых  
изделий и предметов личного  
пользования

8586

5635

3

22656

23.5

   гостиницы и рестораны

48

15

-0.2

432

0.4

   транспорт и  связь

2253

489

16

8528

8.8

   финансовая деятельность

1376

628

155

5548

5.8

 операции с недвижимым   
  имуществом, аренда и  
  предоставление услуг

1823

882

-4

7810

8.1

   государственное  управление и  
обеспечение военной  
безопасности; обязательное  
социальное обеспечение

-

50

28

2672

2.8

   образование

0.1

-

-

2

0.0

   здравоохранение  и предостав- 
ление социальных услуг

8

26

-

33

0.0

предоставление прочих  
коммунальных, социальных  
и персональных услуг

85

64

-2

424

0.4

Информация о работе Экономическая сущность иностранных инвестиций