Экономическая сущность иностранных инвестиций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:22, курсовая работа

Описание работы

На практике истина лежит посередине. Суть этой «золотой середины» состоит в следующем:
1) международная миграция капитала — это общемировой процесс, когда капитал, перетекая из страны в страну, «приходит» и «уходит», а Россия является составной частью мирового хозяйства и, соответственно, участницей процесса международной миграции капитала. Поэтому иностранные инвестиции в принципе можно и нужно привлекать в экономику страны;
2) однако, привлекая иностранные инвестиции, государство должно контролировать и регулировать этот процесс (например, не следует допускать иностранный капитал в некоторые стратегически важные отрасли оборонно-промышленного комплекса, не следует забывать и о задачах поддержки отечественного бизнеса, его конкурентоспособности и др.).

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………………………………. 2
Глава 1. Теоретические аспекты изучения инвестиций и инвестиционного климата.
Сущность и основные понятия инвестиций. ………………………………………………………. 5
Классификация инвестиций. ……………………………………………………………………….. 7
Составляющие инвестиционного климата. ……………………………………………………….. 9
Глава 2. Внутренние инвестиции. …………………………………………………………………………. 12
Глава 3. Экономическая сущность иностранных инвестиций.
Место и роль иностранных инвестиций в экономике России …………………………………. 15
3.2. Законодательная, нормативно-правовая база привлечения и использования иностранных инвестиций в России ………………………………………………………………………………………….. 20

Файлы: 1 файл

Новая курсовая.doc

— 290.00 Кб (Скачать файл)

В промышленность РФ были направлены 37% всех иностранных инвестиций в 2002 г.. Из них 26,4 % составили прямые иностранные инвестиции, 71,5% — прочие и 2,1% — портфельные иностранные инвестиции. При этом самыми привлекательными для иностранных инвесторов были цветная металлургия — 12,5 % всех иностранных инвестиций, топливная промышленность — 9,8 %, пищевая промышленность — 6,1 %.

Традиционно большие  иностранные инвестиции направляются в общую коммерческую деятельность по обслуживанию рынка, а также в транспорт и связь (соответственно 6,9 % и 3,1 % иностранных инвестиций в Россию в 2002 г.). Существенной проблемой является привлечение и использование иностранных инвестиций в техно- и наукоемких отраслях промышленности, в том числе и экспортно-ориентированных, а также в аграрно-промышленном комплексе страны.

В целом распределение  иностранных инвестиций между основными отраслями (сферами) экономики России в период с начала 90-х гг. по 2003 г. выглядит неудовлетворительно, поскольку крайне незначительна в их структуре доля реального сектора экономики. Но эта структура иностранных инвестиций сложилась не только в результате политики иностранных инвесторов, но и определенной непоследовательности (а нередко и ошибочности) экономической политики в самой России. В настоящее время в нее вносятся необходимые коррективы.

В 2003 г. в России были сняты  существовавшие ранее ограничения для иностранного банковского капитала, однако сохранились ограничения для поступления иностранного капитала в страховой бизнес страны в связи с недостаточной конкурентоспособностью отечественных страховых компаний.

Наиболее привлекательными для иностранных инвесторов являются следующие регионы России: города Москва и Санкт-Петербург, области Сахалинская, Тюменская, Московская, Нижегородская, Иркутская, Омская, Челябинская, Ленинградская, Краснодарский край, Республика Коми, Республика Татарстан. Недостаток региональной структуры иностранных инвестиций состоит в том, что их основная часть сосредоточена в небольшом числе регионов, что сдерживает выравнивание уровней их социально-экономического развития.

В 2002 г. в Россию были инвестированы средства из 107 стран. При этом по всем накопленным инвестициям в Россию первое место занимала Германия (19% всех накопленных иностранных инвестиций в РФ), далее - Кипр (13,1 %), США (12,9%), Великобритания (11,8%), Франция (7,1%), Нидерланды (6,6%).

Характерно то, что в число ведущих стран-инвесторов в Россию в начале 2000-х гг. входили не только ведущие развитые страны с рыночной экономикой (Германия, США, Франция, Великобритания и др.), обладающие значительными инвестиционными ресурсами, но и такие страны, как Кипр (не опускавшийся в 2000 — 2002 гг. ниже третьего места в списке ведущих стран-инвесторов в РФ), Гибралтар, Антильские острова, Виргинские острова, Люксембург. Все они не относятся к разряду ведущих стран с рыночной экономикой, но в течение продолжительного времени выступают как наиболее известные оффшорные центры или зоны.

Анализ показывает, что  в данном случае мы имеем дело в  значительной мере с российским капиталом, ранее ушедшим в указанные оффшорные центры, а теперь возвращающимся в Россию уже под маркой иностранных инвестиций. Причины этого связаны как с улучшением инвестиционного климата в самой России, повышением выгодности вложений капитала и снижением риска этих вложений, так и повышением прозрачности финансовых отношений в некоторых из указанных стран (в частности, на Кипре) и формированием в них более жесткого налогового режима.

Из стран СНГ значительные рублевые инвестиции в России приходились  на Казахстан, Украину и Узбекистан. Развитие инвестиционного сотрудничества является одной из наиболее актуальных проблем хозяйственного взаимодействия стран СНГ.

3.2. Законодательная, нормативно-правовая база привлечения и использования иностранных инвестиций в России

Нормативно-правовая база регулирования иностранных инвестиций в РФ начала создаваться еще во времена Советского Союза. В годы «перестройки» (1986 — 1987 гг.) был принят ряд постановлений, которые определили основные направления изменений во внешнеэкономической деятельности: прямой выход на внешний рынок широкого круга предприятий, переход от преимущественно торговых отношений к специализации и кооперированию производства. Было признано, что должны получить развитие новые формы участия в международном разделении труда: совместное предпринимательство, производственная кооперация с фирмами зарубежных стран, компенсационные сделки и т.д.

Первый российский Закон  «Об иностранных инвестициях в РСФСР» от 1991 г. был принят еще в рамках СССР и действовал до 1999 г., когда был принят новый российский закон об иностранных инвестициях.

В последующие годы был  принят целый ряд нормативных  актов общефедерального характера, определяющих политико-экономический статус страны, принципы и формы хозяйствования, становления и развития рыночных экономических отношений. Подобные документы не являются документами «прямого» действия в отношении иностранных инвестиций и, как правило, не содержат соответствующих норм. Однако деятельность иностранного капитала регламентируется этими актами. Имеются в виду прежде всего так называемые базисные законы — Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Таможенный кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ и другие законодательные акты по акционерным обществам, государственному регулированию внешнеторговой деятельности, валютному регулированию и контролю, финансово-промышленным группам и т. д.

Важными шагами в улучшении  условий деятельности иностранных инвесторов явилось принятие Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» от 30.12.95 № 220-ФЗ, Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.99 № 160-ФЗ и в 1997 — 2000 гг. нескольких законов об участках недр, которые могут разрабатываться на условиях соглашений о разделе продукции. Кроме указанных законов к 2000 г. вступили в силу законы, способствующие улучшению инвестиционного климата и активизации инвестиционной деятельности: «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.99 № 39-ФЗ, «О внесении изменений в Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 02.01.2000 № 22-ФЗ, «О внесении в законодательные акты Российской Федерации изменений и дополнений, вытекающих из Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» от 10.02.99 № 32-ФЗ. Однако к началу 2001 г. не были приняты законопроекты «О концессионных договорах, заключаемых с российскими и иностранными инвесторами» и «Об основах создания, функционирования и ликвидации свободных экономических зон в Российской Федерации»[4, c. 129].

В целом же в 2001 г. действовавшее  российское законодательство охватывало все основные сферы, связанные с привлечением и использованием иностранных инвестиций.

Федеральный закон «Об  иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.99 № 160-ФЗ определяет: основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль, а также условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории РФ. Одно из главных положений данного Федерального закона — обеспечение стабильных условий деятельности иностранных инвесторов и соблюдение правового режима иностранных инвестиций в России в соответствии с нормам международного права и международной практикой инвестиционного сотрудничества.

Существенным аспектом данного Федерального закона является то, что он не распространяется:

1.  На отношения,  связанные с вложениями иностранного капитала в банки и иные кредитные организации, а также страховые организации, которые регулируются соответственно законодательством РФ о банках и банковской деятельности и законодательством РФ о страховании («Закон об иностранных инвестициях» от 1991 г. распространялся на эти сферы, но вводил фактические ограничения, связанные с необходимостью получения лицензии в федеральных органах власти РФ на право заниматься такой деятельностью);

2.  На отношения,  связанные с вложениями иностранного капитала в некоммерческие организации для достижения какой-либо общественно полезной цели (образовательной, благотворительной, научной или религиозной), которые регулируются законодательством РФ о некоммерческих организациях.

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» от 09.07.99 г. № 160-ФЗ содержит целый ряд очень важных понятий:

а) «иностранный инвестор», которым в соответствии с указанным законом являются:

•  иностранные юридические  лица;

• иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, но которые вправе в соответствии с законодательством того государства, где они учреждены, осуществлять инвестиции на территории РФ;

• иностранные граждане, которые по своей гражданской  правоспособности и дееспособности в соответствии с законодательством «своего» государства могут осуществлять инвестиции на территории РФ;

•  лица без гражданства, постоянно проживающие за пределами РФ и имеющие право в соответствии с законодательством страны своего постоянного места жительства осуществлять инвестиции на территории РФ;

• международные организации, которые в соответствии с международным договором вправе осуществлять инвестиции на территории РФ;

•  иностранные государства;

б) к иностранным инвестициям согласно указанному закону относятся: денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, имущественные права; имеющие денежную оценку исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальная собственность), услуги и информация.

В Федеральном законе даются определения понятий прямых и портфельных инвестиций, инвестиционного проекта (в том числе приоритетного инвестиционного проекта), срока окупаемости инвестиционного проекта, реинвестирования, совокупной налоговой нагрузки и др.

В Федеральном законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» имеются также такие важные статьи, как правовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ, правовой режим деятельности иностранных инвесторов и коммерческих организаций с иностранными инвестициями, где фактически развиваются положения о национальном режиме деятельности иностранных инвесторов, в соответствии с которыми условия деятельности последних не могут быть менее благоприятными по сравнению с российскими юридическими лицами (за исключением ряда изъятий). Изъятия устанавливаются иными законодательными актами Российской Федерации.

Согласно российскому  законодательству имеются изъятия  как стимулирующего, так и ограничительного характера.

Таким образом, в Федеральном  законе не зафиксирован принцип неизменности правовых основ инвестирования, а лишь перечислены условия, факторы, которые определенное время могут оставаться неизменными. Понятно, что в условиях возможных изменений экспортных пошлин, регионального и местного законодательства, увеличения размера НДС, взносов в Пенсионный фонд РФ и т.д., о стабильности условий инвестирования говорить достаточно сложно.

Помимо этого в Федеральном  законе «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» содержатся статьи, которые специально посвящены льготам, предоставляемым иностранному инвестору и предприятиям с его участием. В частности, инвесторам и предприятиям с иностранными инвестициями, которые участвуют в реализации приоритетных инвестиционных проектов, предоставляются таможенные льготы. Это означает, что предоставление тарифных льгот возможно в отношении товаров, ввозимых на таможенную территорию РФ в качестве вклада в уставные капиталы предприятий с иностранными инвестициями, а также вывозимых этими предприятиями отдельных товаров собственного производства в случаях, предусмотренных соглашениями о разделе продукции, или в течение периода окупаемости иностранных инвестиций.

Таким образом, инвесторы  ввозят имущество, предназначенное для уставных капиталов предприятий с иностранными инвестициями, беспошлинно

Льготы иностранным  инвесторам могут быть предоставлены  и субъектами РФ в пределах их компетенции. Помимо льгот они могут давать инвесторам определенные гарантии, осуществлять их финансирование и оказывать другие виды поддержки за счет средств местных бюджетов и внебюджетных средств. Такая деятельность практикуется российскими регионами уже достаточно давно: практически половина субъектов РФ имела в 2000 г. свои законы или иные законодательные акты.

Льготы предоставляются и другими нормативными актами, которые напрямую не связаны с иностранными инвестициями, но на которые ПИИ могут рассчитывать. В частности, речь идет о части первой Налогового кодекса РФ (ст. 66 — 67), предусматривающего условия предоставления предприятиям инвестиционного налогового кредита, Федеральном законе «О лизинге», постановлении Правительства РФ «О лизинге машиностроительной продукции в агропромышленном комплексе РФ с использованием средств Федерального бюджета» от 26 февраля 1999 г. № 228 и некоторых других.

Инвестиционный налоговый  кредит представляет собою изменение срока уплаты налога, при котором организациям предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов в соответствии с условиями договора о предоставлении налогового кредита. На получение налогового кредита могут претендовать инвесторы, осуществляющие: НИОКР либо техническое перевооружение производства; внедренческую или инновационную деятельность; выполнение особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона, предоставление особо важных услуг населению.

Значительную роль в  привлечении и использовании  иностранных инвестиций в России играет и Федеральный закон «О соглашениях о разделе продукции». Это по сути синтетический закон, который был принят в развитие законодательства РФ в области использования недр России, «недропользования» и инвестиционной деятельности.

Данный Федеральный закон определяет правовые основы отношений, возникающих в процессе осуществления отечественных и иностранных инвестиций в поиски, разведку и добычу минерального сырья на территории РФ, а также на континентальном шельфе и (или) в пределах исключительной зоны РФ на условиях соглашений о разделе продукции.

Соглашение о разделе  продукции (СРП) — это договор, в  соответствии с которым РФ предоставляет инвестору на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиск, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в данном соглашении, и на ведение связанных с этим работ. При этом инвестор (отечественный или иностранный) обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск. СРП определяет все необходимые условия, связанные с пользованием недрами, в том числе условия и порядок раздела произведенной продукции между сторонами Соглашения в соответствии с положениями Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции».

Существенно при этом, что условия пользования недрами, установленные в СРП, не должны противоречить требованиям Закона РФ «О недрах».

Информация о работе Экономическая сущность иностранных инвестиций