Инвестиционная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:33, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: изучение и закрепление знаний по проблеме инвестиционной политики государства, а также определение приоритетных направлений инвестиционной политики в России.
В рамках поставленной цели выделено ряд задач:
1. Изучить и изложить теоретические основы инвестиций и инвестиционных процессов;
2. Раскрыть основные принципы инвестиционной политики в современной России;
3. Провести анализ инвестиционных процессов в РФ;
4. Показать проблемы и пути совершенствования в регулировании инвестиционной деятельности РФ;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы инвестиционной политики государства
1.1 Инвестиции, инвестиционная деятельность 5
1.2 Инвестиционная политика как инструмент макроэкономического регулирования
Глава 2. Анализ инвестиционной политики в РФ
2.1 Регулирование инвестиционной деятельности в России
2.2 Оценка инвестиционной ситуации в РФ
Глава 3. Проблемы и пути повышения эффективности регулирования инвестиционной деятельности РФ
3.1 Проблемы и пути совершенствования правового регулирования инвестиционной деятельности
3.2 Мероприятия, направленные на совершенствование инвестиционной деятельности в регионах России
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ИП РФ.doc

— 462.50 Кб (Скачать файл)

В январе-сентябре 2008 г. за счёт бюджетных средств было профинансировано 658,2 млрд.руб. инвестиций в основной капитал, что составило 16,8% общего объёма инвестиций в основной капитал в целом по экономике, в том числе средств федерального бюджета – 10,0%. В октябре-декабре 2008 г. при абсолютном сокращении объёма инвестиций по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года увеличение объёмов и доли средств федерального бюджета в источниках финансирования инвестиций в основной капитал явилось одним из условий смягчения негативных последствий резкого ограничения собственных средств предприятий. В 4 квартале 2008 г. за счёт средств федерального бюджета профинансировано 295,5 млрд.руб. инвестиций в основной капитал против 214,9 млрд.руб за первые 9 месяцев того же года.

Таблица 2.210

Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования, % к итогу (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности)

Показатели

2007

2008

В том числе

Январь-сентябрь

Октябрь-ноябрь

Инвестиции в основной капитал - всего

100

100

100

100

В том числе по источникам инвестирования

       

Собственные средства из них

40,4

40,0

42,8

35,8

Прибыль

19,4

18,6

20,1

16,1

Привлечённые  средства из них

59,6

60,0

57,2

64,7

Кредиты банков

10,4

11,1

11,0

11,0

В том числе иностранных  банков

1,7

2,4

1,7

3,7

Заёмные средства других организаций

7,1

6,5

6,8

6,1

Бюджетные средства

21,5

21,0

16,8

28,1

Федерального бюджета

8,3

8,1

5,5

12,6

Бюджетов субъектов  РФ и местных бюджетов

11,7

10,4

10,0

13,7

Прочие

20,1

21,1

22,3

19,1

Из них средства, полученные на долевое участие в строительстве

3,7

3,3

3,5

2,9

В том числе средства населения

1,5

1,5

1,7

1,0

Из общего объёма инвестиций в основной капитал инвестиции из-за рубежа

4,3

4,6

5,2

3,7


В 2008 г. Федеральной адресной инвестиционной программой (ФАИП) было предусмотрено финансирование 2801 стройки, объектов и мероприятий, из них к вводу в том же году предусмотрено 1349 объектов. На 1 января 2009 г. полностью профинансированы 1075 объектов; техническую готовность от 51,0 до 99,9% имели 583 объекта.

По  итогам 2008 г. введён 371 объект, при этом 301 стройка на полную мощность, и на 70 объектах осуществлён частичный ввод мощностей.

В течение 2008 г. в Перечень строек и объектов были внесены изменения, в результате которых общий объём бюджетных  ассигнований, предусмотренных на финансирование ФАИП в 2008 г., составил 533,1 млрд.руб. против первоначально предусмотренных средств федерального бюджета в размере 517,7 млрд.руб. Объём бюджетных ассигнований, предусмотренных на строительство объектов капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, в 2008 г. увеличился по сравнению с 2007 г. на 85,2 млрд.руб., или на 19,0%. Указанное увеличение бюджетных ассигнований практически полностью приходилось на программную часть ФАИП.

Заметим, что в 2008 г. капитальные вложения за счёт средств федерального бюджета направлялись только в объекты капитального строительства государственной собственности Российской Федерации, а также открытых акционерных обществ. Объекты собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности в Перечень строек и объектов на 2008 г. не были включены.

В рамках федеральных целевых программ ФАИП предусмотрено 289,5 млрд.руб., по объектам внепрограммной части – 130,7 млрд.руб. Объём средств, предусмотренных  на финансирование специальных работ, входящих в государственный оборонный заказ, составляет 112,9 млрд.руб.

В 2008 г. финансирование ФАИП без учёта строек и объектов, входящих в государственный  оборонный заказ, составило 286,4 млрд.руб, или 73,1% годового лимита.

Это выше показателей предыдущего года (70,1%), что во многом связано с утверждением Перечня строек и объектов на полтора месяца раньше, чем в 2007 г.

Согласно  отчётным данным Росстата, по стройкам и объектам ФАИП без учёта строек и объектов, входящих в государственный оборонный заказ, финансирование годового лимита государственных капитальных вложений составило 286,4 млрд.руб., в том числе за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации и прочих источников финансирования – 49,7 млрд.руб. Государственными заказчиками в 2008 г. использовано 285,9 млрд.руб государственных капитальных вложений, или 63,7% годового лимита средств, предусмотренных на их строительство. В среднем по России за 2008 г. было использовано 85,1% общего объёма профинансированных средств за счёт всех источников финансирования.

Существенно выше, чем в целом по стройкам и объектам для государственных  нужд, профинансирован годовой лимит  государственных капитальных вложений в рамках производственного (87,1%) и  специального комплексов (75,7%), а ниже среднего – социального комплекса (57,1%) (табл.2.3). Уровень освоения средств по различным комплексам существенно дифференцирован. Отметим, что уровень освоения средств в специальном комплексе значительно ниже среднего, что связано с финансированием ряда новых объектов, включенных в 4 квартале 2008 г. в Перечень строек и объектов.

Таблица 2.3.

Объекты, предусмотренные адресной инвестиционной программой на 2008 г.

Показатели

Количество  объектов

Введено в действие в январе-июле 2009 г.

Лимит государственных капитальных вложений, млрд.руб.

Профинансировано  из федерального бюджета, млрд.руб.

Использовано  инвестиций за счёт всех источников финансирования

Всего

2801

371

448,9

286,4

285,9

В том числе

         

Транспортный комплекс

418

36

152,9

131,4

123,7

Агропромышленный

462

75

13,3

8,1

8,7

Специальный комплекс

210

12

92,7

50,0

38,4

Социальный комплекс

1611

236

179,9

89,5

107,0

Другие объекты

100

12

10,1

7,4

8,0


В территориальном  разрезе в 2008 г. выше среднего по России лимит средств на финансирование строек и объектов ФАИП использован в Южном, Северо-Западном, Приволжском и Сибирском федеральных округах. В Центральном, Уральском и Дальневосточном федеральных округах освоение бюджетных инвестиций значительно ниже среднего (табл.2.4.).

Таблица 2.4.

Лимит государственных инвестиций и их фактическое использование за счёт всех источников финансирования по федеральным округам

Федеральный округ

Лимит государственных  инвестиций, выделенных из федерального бюджета на 2008 г., млрд.руб.

Фактически  использовано за счёт средств всех источников финансирования

Млрд.руб.

% от лимита  на год

РФ, всего:

391,5

285,9

63,7

Центральный

151,6

76,8

47,3

Северо-Западный

82,5

83,4

76,1

Южный

52,9

51,8

84,0

Приволжский

20,6

17,5

81,4

Уральский

20,1

11,6

53,7

Сибирский

23,1

18,2

75,3

Дальневосточный

40,7

26,5

55,5


Принципиально новым моментом экономического роста  в последние годы был сдвиг  от финансирования инвестиций в основной капитал за счёт собственных средств  предприятий и организаций к  расширению участия привлечённых средств. По итогам 2007 г. на долю привлечённых средств приходилось 59,6% общего объёма инвестиций в основной капитал. По итогам 2008 г. доля привлечённых средств в структуре источников финансирования инвестиций составила 60,0%, что соответствовало показателю предыдущего года.

Развитие  этого процесса обусловлено повышением активности банковского сектора, ростом вложений населения в жилищное строительство  и интенсивным притоком иностранного капитала. До последнего времени низкая реальная стоимость кредитных ресурсов обусловливала расширение круга предприятий-заёмщиков. Среди факторов, влияющих на динамику кредитов и других заёмных средств, можно выделить также рост организованных форм сбережения населения. Доля средств, направленных на долевое участие в строительстве, по итогам 2008 г. составила 3,3% общего объёма инвестиций в основной капитал, в том числе средства населения – 1,5%. Финансовый кризис определил особенности инвестиционного поведения инвесторов на рынке жилищного строительства. Если в январе-сентябре доля средств, полученных на долевое участие в строительстве, составляла 3,5%, в том числе средства населения – 1,7%, то в 4 квартале эти показатели составили соответственно 2,9 и 1,0%.

В 2008 г. в структуре инвестиционных ресурсов доля банков в кредитовании инвестиций повысилась до 11,0% против 10,4% в 2007 г. и 9,3% в 2006 г., однако в минувшем году не сохранилась тенденция к повышению участия страховых и инвестиционных компаний, промышленных и торговых предприятий в финансировании инвестиционной деятельности.

Следует обратить внимание на особенности участия  иностранных банков в финансировании инвестиционной деятельности. Повышение  доли зарубежных инвестиций и роста  участия иностранных банков в  финансировании инвестиций в основной капитал в российской экономике наблюдалось с 2000 г. В январе-сентябре 2008 г. в общем объёме инвестиций в основной капитал инвестиции из-за рубежа составили 5,2%, а доля кредитов иностранных банков повысилась до 1,7% против 1,1% в аналогичный период предыдущего года. В 4 квартале при абсолютном уменьшении объёмов прямых иностранных инвестиций на 4,0% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года доля инвестиций из-за рубежа составила 3,7% общего объёма инвестиций в основной капитал в российскую экономику.

В отличие  от предыдущих лет в 2008 г. зафиксировался чистый отток капитала и иностранных инвестиций. По предварительной оценке ЦБ России, в 4 квартале 2008 г. чистый вывоз частного капитала составил 130,5 млрд.долл. (табл.2.5).

Таблица 2.511

Чистый ввоз/вывоз капитала частного сектора, по данным платёжного баланса, в млрд.долл. США

Годы

Чистый ввоз/вывоз  капитала частного сектора, всего

В том числе  источников финансирования

Чистый ввоз/вывоз  капитала банками

Чистый ввоз/вывоз  капитала нефинансовыми предприятиями  и домашними хозяйствами

1999

-20,8

-4,3

-16,5

2000

-24,8

-2,1

-22,8

2001

-15,0

-1,3

-16,2

2002

-8,1

2,5

-10,6

2003

-1,9

10,3

-12,2

2004

-8,9

3,5

-12,4

2005

0,1

5,9

-5,8

2006

41,8

27,5

14,3

2007

83,1

45,8

37,3

1 квартал

13,9

0,1

13,9

2 квартал

54,5

36,9

17,6

3 квартал

-7,0

-3,5

-3,5

4 квартал

21,7

12,3

9,3

2008

-129,9

-57,5

-72,5

1 квартал

-23,1

-9,9

-13,2

2 квартал

41,1

22,1

19,0

3 квартал

-17,4

-13,4

-4,0

4 квартал (оценка)

-130,5

-56,2

-74,3


В структуре  инвестиций в основной капитал по видам экономической деятельности на протяжении 2008 г. произошли довольно существенные сдвиги (табл.2.6). По итогам 2008 г. темпы инвестиций в промышленность сохранились в области положительных значений, в том числе прирост инвестиций в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых составил 4,6%, в обрабатывающие производства – 7,8%, производство и распределение электроэнергии, газа и воды – 11,3%. При этом отметим, что повышение концентрации инвестиционных ресурсов в январе-сентябре 2008 г. в промышленности до 44,1% общего объёма инвестиций в экономику в 4 квартале сменилось сокращением масштабов инвестиционной деятельности в добывающем и обрабатывающем производствах, а также в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды. В результате доля инвестиций в основной капитал в экономику за период октября-декабря составила 38,4%.

По  сравнению с 2007 г. фиксировалось  сокращение инвестиций в строительство  на 8,3%, торговлю – на 4,4% и связь  – на 4,9%. Инвестиции в транспорт  за счёт железнодорожного транспорта сохраняли достаточно высокую динамику – 112,4% к 2007 г.

Таблица 2.612

Структура инвестиций в основной капитал  по видам экономической деятельности (без субъектов малого предпринимательства  и параметров неформальной деятельности)

Показатели

2007

2008

В том числе

Январь-сентябрь

Октябрь-декабрь

Всего

100

100

100

100

В том числе по видам  экономической деятельности

       

Сельское хозяйство, охота  и лесной хозяйство

4,5

3,9

4,2

3,4

Промышленность

40,7

42,0

44,1

38,4

Добыча полезных ископаемых

16,8

16,6

18,3

13,7

В том числе добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

15,3

15,1

16,7

12,6

Обрабатывающие производства

15,6

16,5

17,5

14,8

Производство и распределение  электроэнергии, газа и воды

8,3

8,9

8,3

9,9

Строительство

2,7

2,4

2,7

2,0

Оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

3,6

2,7

2,7

2,7

Транспорт

18,9

21,9

20,4

24,2

Связь

4,7

4,1

4,1

4,1

Финансовая деятельность

1,4

1,2

1,2

1,2

Операции с недвижимым имуществом

12,8

11,7

11,9

11,3

Образование

2,4

2,2

1,8

2,8

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

2,1

2,0

1,6

2,7

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

2,8

2,6

2,0

3,5

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

2,8

2,9

2,8

3,4

Информация о работе Инвестиционная политика РФ