Инвестиционная политика РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:33, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломной работы: изучение и закрепление знаний по проблеме инвестиционной политики государства, а также определение приоритетных направлений инвестиционной политики в России.
В рамках поставленной цели выделено ряд задач:
1. Изучить и изложить теоретические основы инвестиций и инвестиционных процессов;
2. Раскрыть основные принципы инвестиционной политики в современной России;
3. Провести анализ инвестиционных процессов в РФ;
4. Показать проблемы и пути совершенствования в регулировании инвестиционной деятельности РФ;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Теоретические основы инвестиционной политики государства
1.1 Инвестиции, инвестиционная деятельность 5
1.2 Инвестиционная политика как инструмент макроэкономического регулирования
Глава 2. Анализ инвестиционной политики в РФ
2.1 Регулирование инвестиционной деятельности в России
2.2 Оценка инвестиционной ситуации в РФ
Глава 3. Проблемы и пути повышения эффективности регулирования инвестиционной деятельности РФ
3.1 Проблемы и пути совершенствования правового регулирования инвестиционной деятельности
3.2 Мероприятия, направленные на совершенствование инвестиционной деятельности в регионах России
Заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

ИП РФ.doc

— 462.50 Кб (Скачать файл)
  • проведение децентрализации инвестиционного процесса, перенос центра тяжести на частные инвестиции, повышение роли собственных и привлечённых средств предприятий посредством проведения новой амортизационной политики, использования прибыли, вторичной эмиссии ценных бумаг, средств банков, институциональных инвесторов, населения;
  • переход от безвозвратного финансирования предприятий к кредитованию их на платной и возвратной основе;
  • усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета, направленных на инвестиции;
  • сохранение роли государства как стратегического инвестора в области важнейших жизнеобеспечивающих производств, социальной сфере, общественно значимых объектов, не привлекательных для частных инвесторов;
  • использование централизованных инвестиций на реализацию эффективных и быстро окупающихся проектов, расширение практики их долевого (государственного и частного) финансирования;
  • стимулирование частных и иностранных инвестиций, совершенствование нормативной базы, предоставление гарантий и страхование инвестиций.

В соответствии с принятым курсом экономических  реформ восстановление инвестиционного  процесса должно было осуществляться при минимальной роли государства. В качестве основных предполагаемых источников рассматривались: возросшие возможности предприятий за счёт снижения налогового бремени и роста амортизационных отчислений, перелив кредита с рынка государственных обязательств в реальный сектор, мобилизация валютных сбережений населения, находящихся вне банковского оборота, приток иностранного частного капитала.

Между тем, на базе рыночных методов регулирования  не удалось решить поставленные задачи, поскольку в российской экономике  не сложились условия, позволяющие  полностью отказаться от методов  государственного воздействия. В российских условиях воздействие монетарных импульсов на производство не принесло ожидаемых результатов. Жёсткие рестрикционные меры в области денежно-кредитной политики, хотя и облегчили в определённой мере адаптацию предприятий к изменяющейся рыночной конъюнктуре, но обнаружили свою несостоятельность в плане структурной перестройки производства и экономического оживления. Ухудшающееся финансовое состояние предприятий препятствовало с одной стороны, направлению собственных средств (прибыли и амортизации) на инвестиционные цели, а с другой – привлечению ресурсов фондового и кредитного рынков.

Не  были созданы макроэкономические предпосылки  для мобилизации сбережений населения  в форме иностранной наличной валюты, притока отечественного и  иностранного частного капитала в реальный сектор экономики. В результате проводимой политики покрытия дефицита государственного бюджета путём расширяющей эмиссии государственных обязательств накопление государственного долга и повышение стоимости его обслуживания вело к прогрессирующему сокращению возможностей бюджетного финансирования, которое усугублялось ростом напряжённости в бюджетно-налоговой сфере в условиях жёсткой фискальной политики и деформации платёжной системы.

В поисках  выхода из создавшейся ситуации осуществлялось постоянное урезание бюджетных расходов. Сокращение доходной части бюджета вело к перенапряжённости и неупорядоченности государственного финансирования, необеспеченности финансовыми ресурсами запланированных инвестиционных расходов, хроническому невыполнению федеральных инвестиционных программ.

Государственное финансирование инвестиционной деятельности было практически свёрнуто, между  тем масштабы частного инвестирования не смогли компенсировать снижение государственных  инвестиций. При повышении доли частных инвестиций в общем объёме источников финансирования (по формам собственности) совокупные инвестиционные ресурсы резко сократились. Если сокращение бюджетной поддержки производства по внешним признакам согласуется с сущностью рыночных преобразований, то почти полный отказ от государственного инвестирования противоречит закономерностям развития рыночной экономики.

С целью  корректировки курса экономических  реформ и решения задач выхода страны из острого экономического кризиса  в ноябре 1998 г. Был принят совместный документ «О мерах Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации по стабилизации социально-экономического положения в стране», который исходил из необходимости усиления вмешательства государства в экономику, в том числе и её инвестиционную сферу. В нём предусмотрено повышение организующей роли государства в обеспечении повышения эффективности производства за счёт объединения «проблемных» организаций в крупные корпорации, в том числе с государственным участием, и оказания поддержки развитию мелкого и среднего бизнеса, создания конкурентной среды. Данный документ содержал ряд новых подходов к решению проблем оздоровления государственных финансов, банковской системы, восстановления рыночных механизмов реального сектора экономики, снижения налогового бремени, стимулирования экспорта, инвестиционной к инновационной активности, защиты внутреннего рынка, повышения эффективности управления государственным имуществом.

Были  определены приоритеты программ развития, через которые должна реализовываться государственная структурная и производственная политика:

  • наращивание производства в отраслях с быстрым оборотом капитала и высокой бюджетной активностью, обеспечивающих товарное наполнение потребительского рынка;
  • поддержка наукоёмких отраслей и высоких технологий, отраслей с высокой степенью обработки продукции, в том числе на базе развития кооперационных связей с иностранными компаниями;
  • производство конкурентоспособной машиностроительной продукции как основы технической реконструкции экономики;
  • сохранение и увеличение занятости населения.

Однако  реализация данных подходов осложнялась  сохранением существующих экономических  условий; преодоление же сложившихся  экономических проблем требовало  использования действенных механизмов мобилизации ресурсов и инвестиционного роста.

Так продолжалось сокращение государственных инвестиций и уменьшение доли средств, выделяемых на финансирование государственной  инвестиционной программы. Не получили государственной поддержки инвестиционные программы конверсии оборотной промышленности, а также большая часть объектов производственных комплексов. Было приостановлено выполнение большинства федеральных целевых программ. Сокращение инвестиционных расходов осуществлялось без детального анализа различных инвестиционных программ и их оценки с позиций соответствия приоритетным направлениям экономического роста.

Аналогичная ситуация наблюдалась и в области  государственного финансирования инновационной  деятельности. Реализация намерений  реструктурирования научно-технической сферы с целью приведения её в соответствии с реальным экономическим базисом, платёжеспособным спросом на научно-техническую продукцию на практике означала резкое сокращение доли государственных ассигнований на развитие инновационной деятельности. Необоснованность инвестиционной политики и противоречивость принимаемых мер обусловили невыполнимость целевых ориентиров и неэффективность их программного обеспечения.

Новые программные правительственные  документы, официально отражающие экономическую стратегию государства (план действия Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 2000-2001 гг., в основе которого была положена стратегия развития Российской Федерации до 2010 г. Фонда «Центр стратегических разработок»), декларируют смену приоритетов экономической политики, усиление её направленности на модернизацию и развитие реального сектора. В качестве основных средств достижения поставленных целей рассматриваются: улучшение инвестиционного и предпринимательского климата, условий для развития финансовых рынков, методы денежно-кредитной, бюджетной и налоговой политики.

Важнейшими  направлениями государственной  инвестиционной политики на современном  этапе являются: усиление государственной  поддержки приоритетных направлений экономического развития, создание институционально-правовой и экономической среды, стимулирующей инвестиции в реальный сектор экономики, согласование инвестиционной политики федерального центра и регионов.

Функции государственного регулирования инвестиционной деятельности

Осуществляя регулирование  инвестиционной деятельности, государство  выполняет ряд следующих функций:

1) установочную (целеполагающую);

2) мобилизующую;

3) стимулирующую;

4) контролирующую.

Установочная  функция государства заключается в определении стратегических целей и приоритетов, в постановке задач инвестиционной политики на предстоящий период. Формирование структуры целей и приоритетов предполагает анализ результатов, выявление наиболее острых социально-экономических и политических проблем, определение наиболее активных мероприятий государства по их решению.

Мобилизующая  функция государства заключается в поисках источников инвестиционных ресурсов, в определении путей их привлечения для решения поставленных задач. Осуществление этой функции связано с регулированием движения инвестиционных ресурсов, их распределением и перераспределением между структурными подразделениями национального хозяйства. Основными инструментами осуществления этой функции является монетарная политика, налоговое обложение, политика в области амортизационных отчислений, бюджетная политика, регулирование внебюджетных фондов.

Стимулирующая функция государства нацелена на безусловное и ускоренное решение ключевых приоритетных задач инвестиционной политики. Эта функция реализуется через посредство налоговых и финансовых льгот (субсидий, субвенций, дотаций), создание офшорных зон, кредитную и дисконтную (процентную) политику, иные инструменты.

Контрольная функция предполагает контроль со стороны государства за соблюдением хозяйствующими субъектами установленных государством экономических и правовых норм в процессе их хозяйственной деятельности. Государственный контроль осуществляется через соответствующие контрольные органы и органы управления различного уровня.

 

2.2 Оценка инвестиционной ситуации  в РФ

Основными показателями, характеризующими состояние  инвестиционной деятельности, являются «Инвестиции в основной капитал» и «Инвестиции из-за рубежа».

В российской экономике тенденция опережающего роста инвестиций в основной капитал по сравнению с динамикой ВВП фиксировалось с 2002 г. В 2008 г. это соотношение сохранилось, хотя по сравнению с 2007 г. наблюдается значительное замедление темпов роста как ВВП, так и инвестиций в основной капитал. Прирост ВВП в 2008 г. составил 5,6% против 8,1% в 2007 г. при росте инвестиций в основной капитал на уровне 9,8% против 21,1%

Замедление  темпов экономического роста изменило ситуацию в инвестиционном секторе. На протяжении 2008 г. наблюдается постепенное  замедление темпов роста инвестиций с 123,6% в 1 квартале до 117,4% во 2 квартале и 111,78% - в 3 квартале. За январь-сентябрь инвестиции в основной капитал увеличились на 13,1% против роста на 21,3% в аналогичный период 2007 г. На фоне финансового кризиса в ноябре 2008 г. зафиксировано снижение инвестиций в основной капитал на 0,9% и в декабре – на 7,5% относительно соответствующих месяцев 2007 г. В результате в 4 квартале впервые с 2000 г. темпы роста инвестиций перешли в область отрицательных значений и составили 97,7% к аналогичному периоду предыдущего года.

Характерным для 2008 г. явился опережающий рост строительства  производственных и инфраструктурных объектов на фоне резкого замедления темпов ввода общей площади жилых  домов. За январь-сентябрь 2008 г. при общем росте строительных работ на 14,5% прирост вводов жилой площади составил 4,0% против соответственно 18,1% и 30,9% в аналогичный период предыдущего года. Замедление в 4 квартале 2008 г. темпов работ в строительстве до 103,8% против 118,2% в 4 квартале 2007 г. было обусловлено стабилизацией объёмов ввода жилой площади в ноябре 2008 г. и объёмов производственного строительства в декабре 2008 г. на уровне аналогичных периодов 2007 г.

В структуре инвестиций в основной капитал доля вложений в строительство жилищ за 2008 г. сохранилась на уровне предыдущего года и составила 7,5% при увеличении доли расходов на строительство зданий и сооружений на 2,3 п.п. до 52,4%. Усилилась тенденция к снижению доли расходов на машины, оборудование: по итогам 2008 г. эта доля составила 33,0% и на 2,8 п.п. была ниже показателя предыдущего года.

Следует отметить, что наиболее значительные изменения  в структуре инвестиций по видам  основных фондов пришлись на 4 квартал 2008 г. (табл.2.1.).

Таблица 2.19.

Структура инвестиций в основной капитал по видам основных фондов в 2007-2008 гг., % к итогу

Показатели

2007

2008

В том числе

Январь-сентябрь

Октябрь-ноябрь

Инвестиции в основной капитал - всего

100

100

100

100

В том числе по видам  основных фондов жилища

7,5

7,5

7,6

7,3

Здания и сооружения

50,1

52,4

51,3

54,2

Машины и оборудования, транспортные средства

34,8

33,0

33,6

32,0

Прочие

7,6

7,1

7,5

6,5


Увеличились импортные поставки машин и оборудования при сдержанных темпах развития отечественного машиностроения относительно динамики инвестиционных расходов и характеристик  воспроизводства основного капитала. Инвестиции на приобретение импортных машин, оборудования, транспортных средств (без субъектов малого предпринимательства и параметров неформальной деятельности) в 2008 г. составили 414,1 млрд.руб., или 20,0% общего объёма инвестиций в машины, оборудование, транспортные средства против 17,8% в 2007 г.

С замедлением  темпов роста экономики наблюдается  изменение роли бюджетных средств  в источниках финансирования инвестиций в основной капитал (табл.2.2).

Информация о работе Инвестиционная политика РФ