Государственное регулирование инвестиционной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 05:26, курсовая работа

Описание работы

Цель выполнения данной работы – изучение российского законодательства в области регулирования инвестиционной деятельности. При выполнении данной работы ставились следующие задачи:
-исследовать современную законодательную базу в области инвестиционной деятельности;
-изучить формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности;
-сравнить государственное регулирование инвестиционной деятельности в РФ и некоторых зарубежных странах

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 4
1.1.Понятие государственного регулирования инвестиционной деятельности 4
1.2.Необходимость государственного управления инвестиционными
процессами 10
1.3.Правовые основы инвестиционной деятельности в Российской Федерации 13
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО
РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ 18
2.1. Формы и методы государственного регулирования инвестиционной
деятельности 18
2.2. Функции государственного регулирования инвестиционной
деятельности 21
Глава 3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 24
3.1. Проблемы законодательного регулирования инвестиционной
деятельности 24
3.2. Пути совершенствования законодательного регулирования
инвестиционной деятельности 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 31
Список использованных источников 33

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 89.11 Кб (Скачать файл)

Многими законами РФ в недостаточной  степени учитываются экономические интересы инвесторов. Вместо всеобъемлющего учета они поддерживают интересы только отдельных экономических групп.

Не менее важным, чем  принятие надежных правовых положений, является применение на практике разработанных правовых норм. К сожалению, сложившаяся в РФ административная практика не способствует установлению отношений сотрудничества, основанных на доверии.18

Административные органы, прежде всего таможенные и налоговые, часто не соблюдают принципы, признанные в западных странах в качестве основополагающих. Речь, в частности, идет о равенстве всех перед законом, соразмерности административных мер, запрете произвольных действий. Особый ущерб деятельности иностранных инвесторов наносит безоговорочное придание обратной силы правовым актам. Поэтому первым шагом по пресечению подобных действий могло бы стать принятие закона о регулировании административной деятельности, в котором должны содержаться положения об административной соразмерности при рассмотрении вопросов, по которым законодательство не обеспечивает полного регулирования, а также об ответственности государства за нарушение его структурами законов и других правовых актов. Предусмотренная в этом случае ответственность побудит исполнителей к строго правовым действиям.

Препятствием на пути капиталов  в Россию является также недостаточная защищенность инвестора от экономических преступлений и коррупции.

 

3.2. Пути совершенствования  законодательного регулирования

инвестиционной деятельности

 

Пытаясь преодолеть несовершенство федерального инвестиционного законодательства и непоследовательность государственной инвестиционной политики, стремясь увеличить приток инвестиций в локальных рамках определенной территории, региональные органы власти проявляют значительную активность в управлении региональными инвестиционными процессами, улучшении инвестиционного климата, предоставлении различных налоговых льгот и кредитной поддержки субъектам инвестиционной деятельности. Но, несмотря на повышенное внимание, уделяемое этой проблеме, в российской экономике она далека от разрешения. Об этом свидетельствует неудовлетворительное развитие инвестиционных процессов в ряде регионов.19

Из сказанного следуют  два важных вывода. Первый из них  — необходимость поиска принципиально новых инструментов государственного регулирования инвестиционной сферы и создания благоприятного климата капиталовложений, адекватных кардинально изменившейся общеэкономической ситуации и задачам стимулирования сбережений. Второй - отсутствие реальных альтернатив решению инвестиционных проблем вне опоры на ресурсы накоплений субъектов рынка.

Сегодня крайне важно с  помощью государства направить  на рыночных принципах имеющийся  потенциал накоплений частнопредпринимательского сектора на решение неотложных задач восстановления экономики.

Инструментом решения  перечисленных задач и осуществления  долгосрочной структурной политики должно стать индикативное регулирование инвестиционной деятельности, направленное на согласование приоритетов государственной политики в этой области с программами развития крупного национального капитала.20

Действенным средством гармонизации федерального законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации  может стать создание модельных  правовых актов для субъектов  Российской Федерации в качестве типовых образцов правового решения  самого широкого круга проблем, в  том числе и регулирования  инвестиционной деятельности. Для этого  необходимо определить основные полномочия субъектов Российской Федерации  в области законодательного регулирования инвестиционной деятельности на территории субъекта Российской Федерации, а также четко определить понятийный состав используемых терминов.

Представляется жизненно необходимым, причем не только по экономическим, но и по политическим, в том числе внешнеполитическим мотивам создать систему силовой государственной защиты инвестиций и собственности, вплоть до создания специализированной спецслужбы на базе подразделений борьбы с экономическими преступлениями различных силовых ведомств.

Необходимо провести ревизию  всех действующих механизмов, направленных на ограничение притока иностранного капитала в экономику, и снять как необоснованные все действующие ограничения, направленные на противодействию движению капиталов.

Сегодняшняя ситуация, при  которой иностранному инвестору  надо потратить как минимум около полугода на сбор необходимых разрешений, представляется абсолютно нетерпимой и подрывающей жизненно важные национальные интересы России.



 

 




 



 

 






 

 


 


 

 

 

Рис. 4 Основные направления активизации инвестиционной деятельности в регионе21

Следует в кратчайшие сроки  улучшить законодательное регулирование инвестиционной деятельности в России по трем основным направлениям:

1)Устранить противоречивость  и дублирование между тремя  основными регламентирующими инвестиции законами («Об инвестиционной деятельности в РФ», «Об иностранных инвестициях», «Об осуществлении инвестиций в форме капитальных вложений»), для чего принять единый закон об инвестициях, свободный от бессодержательных деклараций;

2)устранить противоречия  между законодательными актами, регламентирующие различные аспекты хозяйственной деятельности. В частности, в первую очередь надо гармонизировать положения Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции» и положения Налогового кодекса.

Некоторые эксперты выступают  за разработку Инвестиционного кодекса РФ.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Переход России к рыночной системе ведения хозяйства сопровождался формированием новой модели инвестиционного процесса, основанной на многообразии форм собственности, на существенном изменении правового режима инвестиций и правового статуса участников инвестиционной деятельности.     Последовательно осуществляется децентрализация инвестиционной деятельности, в составе инвестиций повышается роль внутренних источников накоплений предприятий Усилен государственный контроль за целевым расходованием средств федерального бюджета, используемых в качестве инвестиций.

Весьма значительным сдерживающим фактором является несовершенство инвестиционного законодательства.

Для изменения сложившейся  ситуации, улучшения инвестиционного  климата необходима стабилизация экономической и политической обстановки, скорректированная налоговая и таможенная политика, снижение уровня инфляции, совершенствование управления инвестиционными процессами, необходимо радикальное улучшение экономических и правовых условий деятельности инвесторов.

Поскольку одной их основных причин неудовлетворительного положения дел с привлечением в российскую экономику инвестиций является низкий качественный уровень законодательной базы, создание благоприятного инвестиционного климата должно начинаться с совершенствования правового регулирования инвестиций и инвестиционной деятельности. Опыт других стран показывает, что даже при сложностях в экономике и политической нестабильности посредством надлежащего правового регулирования, создания для инвесторов благоприятного правового режима, удается привлечь значительные по объему инвестиции.

Нельзя не отметить в этой связи и еще один момент. На основании  сравнительного анализа правового режима инвестиционной деятельности, характерного для национального законодательства и правоприменительной практики зарубежных стран, с одной стороны, и сегодняшней Российской Федерации -     с другой, следует признать, что критикуемое многими зарубежными (а еще больше нашими, отечественными) экспертами и прессой современное российское законодательство во многих своих положениях в значительной мере схоже с положениями законодательных актов названных и многих других стран и уж во всяком случае не может и не должно рассматриваться как ущербное или драконовское по отношению к тем же иностранным инвесторам.

Подобное утверждение  основано на результатах исследования зарубежного опыта и оценки правового режима инвестиционной деятельности по единым обобщающим критериям, таким, как: наличие или отсутствие официально провозглашенной и стабильной государственной инвестиционной политики; целостного инвестиционного законодательства; налоговых льгот и преференций для инвесторов; льгот в национальном таможенном режиме; стимулов и гарантий, поощряющих отечественные и зарубежные инвестиции в отдельные отрасли экономики; стимулов для работы иностранных инвесторов на внутреннем рынке; режим и порядок ввоза и вывоза капитала (свободный или ограниченный); ограничений на размер иностранных инвестиций в национальные предприятия и возможный контроль над ними; на занятие иностранным инвестором или его официальными представителями руководящих должностей в составе органов управления этих предприятий, а также другие, более частные, критерии.

Одной из основных целей  государственного регулирования должна быть при этом защита прав и законных интересов инвесторов, создание гарантий инвестиционной деятельности, обеспечение защищенности инвестиций.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Нормативно-правовые акты:

1. Конституция РФ от 12.12.93. (принята на всенародном голосовании  12 декабря 1993 г.)  // Российская газета, 25.12.1993.

2. Федеральный закон от 25.02.1999 N 39-ФЗ (ред. от 12.12.2011)  "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений"// "Российская газета", N 41-42, 04.03.1999.

3. Федеральный закон от 09.07.1999 N 160-ФЗ (ред. от 06.12.2011) "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации"(с изм. и доп., вступающими в силу с 18.12.2011)// "Российская газета", N 134, 14.07.1999

4. Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об инвестиционных фондах"// "Российская газета", N 237-238, 04.12.2001.

Научная и учебная  литература:

1. Барбаумов В.Е. и др. Финансовые инвестиции: Учебник/ В.Е. Барбаумов, И.М. Гладких, А.С. Чуйко. – М.: Финансы и статистика, 2005. – 544с.: ил.

2. Вахрин П.И. Инвестиции: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2002. – 384с.

3. Дива А.И. Инвестиции: Учебное пособие для вузов/ А.И. Дива. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Экзамен», 2005. – 400с.

4.Жилина В.И. Инвестиционная деятельность в переходной экономике: учебное пособие.-Волгоград: Вол-ГУ.2003. с. 24-25

5. Игонина Л.Л. Инвестиции: Учеб. Пособие/ Л.Л. Игонина; под ред. д –ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. – М.: Экономист, 2004. – 478с.

6. Игошин Н.В. Инвестиции. Организация управления и финансирования: Учебник для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004. -  413с.

7. Инвестиции: Учеб. пособие /Под ред. М.В. Чиненова. – М.: КноРус, 2011 - 368с.

8. Кузнецов Б.Т. Инвестиции Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010 - 624с.

9. Меркулов, Я.С. Инвестиции: учебное пособие /Я.С. Меркулов.- М.: ИНФРА-М, 2010 - 420с.

10. Нешитой А.С. Инвестиции: Учебник. – 6-е изд., перераб. и испр. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 372с.

11. Сергеев И.В. и др. Организация и финансирование инвестиций: Учеб. Пособие. – 2-е изд., перераб. и доп./ И.В Сергеев, И.И. Веретенникова, В.В. Яновский. – М.: Финансы и статистика, 2003. – 400с.: ил.

Статьи:

1. Астапов К.Л. Законодательное регулирование инвестиций в российской Федерации на федеральном и региональном уровнях // Право, политика, экономика.-№5.-2004.-с.21-25

2. Блинов А.О. Гарантийные механизмы и инвестиционный процесс // Финансы.-№4.-2005-.с.21-23

3. Белякова М.Ю. Государственное регулирование инвестиционной деятельности // Справочник экономиста.-№6.-2006.-с.49-56

4. Духаев  А.Д. Совершенствование методов государственного регулирования структурно-инвестиционных процессов // Финансы и кредит.-№14.- 2005.- с.61-65

5. Данилина М.В. Современная ситуация в инвестиционной сфере России//  Экономический анализ: теория и практика.-2005.-№7.- с.65-67

6. Жукова Г. Состояние и особенности российского инвестиционного рынка // Предпринимательство.-2007.-№2.- с. 25-34

7. Зверев В.А. Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности // Справочник экономиста.-№6.-2006.-с.50-56

8. Коровяковский Д.Г. Правовые и экономические аспекты привлечения иностранных инвестиций в экономику России// Финансы и кредит.-№10.-2007.-с.70-80

9. Ленник Л. Регулирование иностранных инвестиций в России // Вопросы экономики.-2005.№5.- с.147-148

10. Никитина В.Г. Взаимодействие государственных и региональных интересов в инвестиционном процессе// Финансы и кредит.-2007.-№15.-с.56-65

11. Никитина Е.А. Проблемы  государственного регулирования  инвестиционной деятельности// Финансы.-№9.-2005-.с.19-21

12. Самогородская М.И. Основные направления повышения активизации и повышения эффективности государственного управления  инвестиционной деятельностью в регионе // Финансы и кредит.-2005.-№10. –с. 56-63

13. Хорошилова О. Прямые иностранные инвестиции в России и возможности //Инвестиции в России.-№4.-2007.- с.15-19

14. Шин Н.И. Особенности регулирования инвестиционных процессов на региональном уровне // Инвестиции в России.-№5.-2005.- с.31-33

 

1 Барбаумов В.Е. и др. Финансовые инвестиции: Учебник/ В.Е. Барбаумов, И.М. Гладких, А.С. Чуйко. – М.: Финансы и статистика, 2005. - 150 с.

2 Игонина Л.Л. Инвестиции: Учеб. Пособие/ Л.Л. Игонина; под ред. д –ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. – М.: Экономист, 2004 - 210 с.

3 Кузнецов Б.Т. Инвестиции Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 358 с.

Информация о работе Государственное регулирование инвестиционной деятельности