Государственная инвестиционная политика в условиях переходной экономики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Июня 2013 в 20:47, контрольная работа

Описание работы

В условиях острого инвестиционного кризиса страны с переходной экономикой взяли на вооружение многие инструменты инвестиционной политики развитых стран. В некоторых странах острота спада и осознание ключевой роли инвестиций привели к тому, что государство пыталось делать «всё сразу» - стимулировать частные инвестиции финансировать инвестиции в социальную сферу, предоставлять льготное финансирование частным инвестиционным проектам.
Другие страны быстро отказались от попыток влиять на все стороны инвестиционного процесса и контролировать финансирование большинства инвестиционных проектов, и сосредоточили внимание на создании благоприятного инвестиционного климата и на финансировании исключительно капиталовложений в социальную сферу и отрасли инфраструктуры.

Содержание работы

1. Структура и эффективность инвестиций в переходной экономике 3
1.1 Инвестиционный климат в странах переходной экономики 3
1.2 Особенности инвестиционной деятельности в переходной экономике в России. 8
Список использованной литературы 14

Файлы: 1 файл

самостоят работа.docx

— 39.14 Кб (Скачать файл)

 Противоречия  кризисного развития российской  экономики особенно болезненно  проявили себя в инвестиционной  сфере, что нашло целый ряд  острых проявлений.

* Во-первых, происходит опережающий по сравнению  с общим падением производства  спад в инвестиционной деятельности. В результате объем инвестиций  в 1999 г. составил всего 23,4% от  уровня 1990 г. Столь глубокое падение  инвестиций в экономику беспрецедентно  и имеет серьезные последствия  — подрыв условий не только  расширенного, но и простого воспроизводства,  резкое отставание в совершенствовании  капиталоемких отраслей и техническом  перевооружении производства.

 Во-вторых, сокращается доля валового накопления  в использованном ВВП. Валовое  накопление в целом по экономике  показывает чистое приобретение  резидентами товаров и слуг, произведенных  или поступивших по импорту  в текущем периоде, но не  потребленных в нем. Данный  показатель включает накопление  основного капитала, изменение запасов  материальных оборотных средств  и чистое приобретение ценностей.  В 1995 г. доля валового накопления  в использованном ВВП России  составила 25,3%, в 1997 г. — 22,9%, в 1999 г. — 15,5%.

В-третьих, большие объемы недоинвестирования привели к возникновению воспроизводственных проблем — образовалась значительная масса обесцененных кризисом, физически и морально изношенных производственных фондов. Средний возраст машин и оборудования в промышленности (по крупным и средним предприятиям) в 1998 г. превысил 17 лет, причем подавляющая часть фондов морально устарела и эксплуатируется за пределами сроков морального и физического износа. Около 45% фондов не отвечают современному техническому и технологическому уровню производства и превратились в фактор снижения его эффективности. Так, степень износа основных фондов (по крупным и средним предприятиям) в целом по народному хозяйству на начало 1999 г. , составила 43,5%, в промышленности — 52,9%, в сельском хозяйстве — 48,8%, в строительстве — 40,7%, в том числе степень износа машин и оборудования составила в промышленности 68,1%, в сельском хозяйстве — 66,9%, в строительстве — 65,3%.

В 1999 г. коэффициент  обновления основных фондов (отношение  стоимости основных фондов, введенных  в действие в течение года, к  стоимости основных фондов на конец  года, в процентах) составил 2%, а коэффициент  выбытия основных фондов (отношение  ликвидированных за год основных фондов к их наличию на начало года, в процентах) — 3%.

В-четвертых, технологическая структура капитальных  вложений не способствует процессам  обновления фондов. Доля затрат на оборудование имеет тенденцию к уменьшению.

В-пятых, углубилась дифференциация регионов по их инвестиционной активности.

В-шестых, высокие инвестиционные риски в  результате завышенной цены инвестиционных ресурсов по сравнению с инфляцией  и низкая норма рентабельности все  еще делают недоступными инвестиции для реального сектора экономики. Вложения в реальный сектор являются малопривлекательными для банковского  капитала и других финансовых институтов. Потенциальные инвесторы предпочитают работать на рынке «коротких» денег  и вкладывать финансовые средства в  более надежные и доходные активы. Положение в инвестиционной сфере  также усугубляется низкими темпами  реструктуризации банковской системы. Ставка рефинансирования все еще  несопоставима с уровнем рентабельности (прибыльности) подавляющего большинства  организаций реального сектора  экономики. Это обусловливает недоступность  привлечения заемных средств  и, помимо других факторов, мотивацию  предприятий в части инвестиционной деятельности только на поддержание  и частичную замену устаревшего  производственного аппарата за счет ограниченных собственных финансовых ресурсов. В процессе активизации инвестиционной деятельности практически не задействованы банковская система и фондовый рынок. Удельный вес указанных секторов экономики в источниках финансирования инвестиций в основной капитал крайне незначителен и не превышает в настоящее время 5%.

В 1999 и  в 2000 гг. произошел позитивный сдвиг  в динамике инвестиций. Впервые за годы кризиса было зафиксировано  постепенное их увеличение на общем  фоне оживления производства. Закреплению  указанной тенденции противодействуют высокий государственный долг, высокий  уровень кредиторской задолженности  предприятий, значительный вывоз капитала из страны и ряд других факторов. Однако сложившаяся к настоящему времени макроэкономическая ситуация способствует созданию благоприятных  условий для оживления инвестиционного  процесса: существенно снизилась  инфляция, которая составила в 1999 г. 36,5% по сравнению с 84,4% в 1998 г. ; стабилизируется национальная валюта; растет производство в реальном секторе экономики.

Активизации инвестиционного процесса будут  способствовать сокращение доли средств, отвлекаемых с внутреннего рынка  для покрытия дефицита государственного бюджета; предоставление государством гарантий по возврату части заемных  средств с целью расширения источников финансирования; участие государства  в кредитовании инвестиционных проектов на основе разделения риска с инвестором и другими кредиторами; применение механизма санации и банкротства  предприятий для наиболее эффективного использования накоплений.

В условиях относительной финансовой стабилизации меняют свое отношение к инвестиционной деятельности и российские коммерческие банки. Они начинают вкладывать деньги в наиболее перспективные отрасли  экономики, выбирая проекты с  коротким сроком окупаемости. Предпочтение отдается проектам в области энергетики, машиностроения, электроники и переработки  сельхозпродукции.

Среди факторов, которые могут способствовать устойчивому  закреплению наметившейся позитивной тенденции и оживлению активности в инвестиционной сфере, можно выделить:

• улучшение  макроэкономической конъюнктуры и  инвестиционного климата для  отечественных и иностранных  инвесторов, обеспечение роста инвестиционной активности частного сектора и сектора  смешанной формы собственности. Для этого особое значение имеют  стабилизация инфляции на низком уровне, снижение процента за долгосрочный банковский кредит;

• развитие системы государственной поддержки  инвестиционной сферы, что предполагает предоставление гарантий, обеспечение  прав инвесторов, защиту их собственности;

 •  развитие организационно-правовых  условий для целевого использования  амортизации, создание налоговых  стимулов для капитализации прибыли  и переливов капитала для страхования  инвестиций, развитие ипотеки и  т. д.;

 •  меры для предотвращения утечки  капитала за рубеж и создание  условий для возврата отечественного  капитала в страну;

• стимулирование привлечения иностранных инвестиций.

 

Список использованной литературы

 

  1. Вахрин П. И. Инвестиции: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2005 – 384 с.
  2. Сидорович А.В.Курс экономической теории: Учебное пособие . – М.: ««Дело и Сервис»», 2001 – 717 с.

Информация о работе Государственная инвестиционная политика в условиях переходной экономики