Активизация государственной инвестиционной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы – исследование государственной инвестиционной политики, а также определение приоритетных направлений инвестиционной политики в России.
Задачи работы:
Дать основные понятия государственной инвестиционной политики
Изучить основные методы государственного регулирования инвестиционной активности
Проанализировать показатели состояния инвестиционной политики РФ
Исследовать сложившуюся ситуацию инвестиционной политики в регионах
Выявить проблемы инвестиционной политики в современной экономике России
Предложить направления совершенствования государственной инвестиционной политики.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы инвестиционной политики. 4
1.1.Государственная инвестиционная политика: понятие, значение 4
1.2. Методы государственного регулирования инвестиционной активности 8
Глава 2. Характеристика сложившейся ситуации в инвестиционной политике государства 15
2.1.Показатели состояния инвестиционной политики РФ 15
2.2.Исследование сложившейся ситуации инвестиционной политики в регионах 21
Глава 3. Направления активизации инвестиционной политики РФ 28
3.1. Проблемы инвестиционной политики в современной экономике России 28
3.2.Направления совершенствования государственной инвестиционной политики 30
Заключение 37
Библиографический список 38

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 459.00 Кб (Скачать файл)


РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ

КАФЕДРА ПРИКЛАДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ  ДИСЦИПЛИН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Инвестиции»

на тему: «Активизация государственной инвестиционной политики»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2011

 

Оглавление

 

Введение

Актуальность инвестиционной политики с каждым годом приобретает все больший размах. Это связанно с тем, что инвестиционная сфера в последние годы всё более становится объектом внимания российских властей, деловых кругов и общества в целом.

Опыт развитых стран  свидетельствует о необходимости участия государства в управлении инвестиционными процессами. При любом уровне развития рыночных отношений автоматического регулирования инвестиционного процесса не происходит. Государственное регулирование экономических отношений представляет собой не что иное, как целенаправленную деятельность государства по обеспечению стабильности национальной экономики.

Растёт количество научных  исследований, конференций и «круглых столов», публикаций в средствах  массовой информации, которые направлены на анализ инвестиционной политики в различных отраслях хозяйствования, поиск путей повышения эффективности инвестиций, оптимизацию инвестиционных процессов.

Учитывая многоплановость проблемы инвестиционной политики, ее взаимосвязь со всеми аспектами функционирования экономической системы на макро-, мезо-, микроэкономическом уровнях были посвящены труды классиков экономической теории: К. Грегори, Дж. Гэлбрейта, Дж. М. Кейнса, К. Маркса, A. Mapшалла, Дж. С. Милля, В. Ойкена, Д. Рикардо, А. Смита, Ж. Б. Сэя, М. Фридмена, Ф. Хайека и др. Разработка отдельных аспектов становления и развития рыночных механизмов в инвестиционной политике и инвестиционных процессах содержится также в работах отечественных ученых, в частности СЮ. Глазьева, А.Е. Ивантера, В.В. Куликова, Д.С. Львова, В.Т. Рязанова, М.А. Сажиной, К.А. Хубиева, Г.Г. Чибрикова, Ю.В. Яковца и др.

Основная цель курсовой работы – исследование государственной инвестиционной политики, а также определение приоритетных направлений инвестиционной политики в России.

Задачи работы:

    • Дать основные понятия государственной инвестиционной политики
    • Изучить основные методы государственного регулирования инвестиционной активности
    • Проанализировать показатели состояния инвестиционной политики РФ
    • Исследовать сложившуюся ситуацию инвестиционной политики в регионах
    • Выявить проблемы инвестиционной политики в современной экономике России
    • Предложить направления совершенствования государственной инвестиционной политики.

Объект исследования является инвестиционная политика России.

Предмет исследования является проблемы государственного регулирования инвестиционной активности в России.

В ходе исследования были применены методы системного и сопоставительного анализа, статистико-экономический метод, метод экспертных оценок, др.

Курсовая состоит из введения, трех глав по два пункта в каждом, заключения и библиографического списка.

В первой главе были изучены  теоретической основы инвестиционной политики РФ.

Во второй главе был  проведен анализ сложившейся ситуации в инвестиционной политике государства, как в целом по стране, так и в разрезе регионов.

В третьей главе мы выявили основные проблемы государственной инвестиционной политики, а так же предложили направления по ее совершенствованию. 
Глава 1. Теоретические основы инвестиционной политики.

1.1.Государственная инвестиционная политика: понятие, значение

Государственная инвестиционная политика — составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инвестиционной деятельности, она:

1) определяет цели;

2) определяет направления;

3) определяет формы государственного управления инвестиционной деятельностью в Российской Федерации.

Основными целями государственной  инвестиционной политики являются:

- мобилизация финансовых ресурсов, необходимых для инвестиционной деятельности;

-      преодоление спада инвестиционной активности;

-  реализация государственных целевых комплексных программ строительства;

- обеспечение структурных преобразований и повышение эффективности капитальных вложений.

Инвестиционная политика охватывает как государственные инвестиции, так и инвестиции частных инвесторов и юридических лиц. 1

Объектами инвестиционной деятельности являются вновь создаваемые и модернизированные фонды и оборотные средства, ценные бумаги, целевые денежные вклады, научно-техническая продукция, имущественного права, права на интеллект собственность.

Субъектами инвестиционной деятельности являются инвесторы, заказчики, исполнители, пользователи объектов, поставщики, банковские, страховые и посреднические организации, инвестиционные биржи.

Инвестор – основной субъект, который осуществляет вложение собственных и заемных средств, и обеспечивает их целевое использование.

Инвесторами могут быть органы, уполномоченные управлять государственным и муниципальным имуществом или имущественными правами, отечественные физические(ФЛ) и юридические лица(ЮЛ), иностранные ФЛ и ЮЛ, государства, международные организации.

Заказчиками могут быть инвесторы, любые ФЛ и ЮЛ, уполномоченные инвестором осуществляющие реализацию инвестиционного проекта, не вмешиваясь при этом в предпринимательскую и иную деятельность другого участников инв. процесса.

Пользователями являются инвесторы, другие ФЛ и ЮЛ, государственные и муниципальные органы, иностранные государства, международные организации.

К основным принципам инвестиционной политики государства на современном этапе можно отнести:

- снижение реальных процентных ставок до уровня, соответствующего эффективности инвестиций в реальный сектор экономики на основе обеспечения сбалансированного бюджета и дальнейшего снижения инфляции;

- проведение налоговой реформы, предполагающей рассмотрение инвестиционных возможностей субъектов рынка на основе упорядочения, упрощения и структурной перестройки существующей налоговой системы, а также совершенствования амортизационной политики;

- осуществления процесса реформирования предприятий с целью повышения их инвестиционной привлекательности;

- формирование организационно-правовых предпосылок снижения инвестиционных рисков с целью стимулирования сбережений населения, прямых инвестиций внутренних и внешних инвесторов;

- повышение эффективности использования бюджетных инвестиционных ресурсов на основе их конкурсного размещения, смешанного государственно-коммерческого финансирования приоритетных инвестиционных проектов, представления государственных гарантий по частным инвестициям и усиления государственного контроля за целевым использованием бюджетных средств.2

Основные направления  инвестиционной политики:

1. Определение приоритетов  в инвестиционной деятельности. Приоритеты отдаются финансированию государственных целевых программ, социальным объектам, а также инвестициям на расширение и модернизацию основных фондов действующих производств и в меньшей степени во вновь начинаемое строительство объектов. Центр тяжести перенести с нового строительства на техническое перевооружение и реконструкцию предприятий.

2. Оптимизация затрат  на государственные программы  инвестиций с учетом реального  положения дел в экономике.  Предоставление субсидий из бюджета жизненно важным отраслям народного хозяйства.

3. Расширение прав  предприятий-инвесторов в инвестировании  средств, отчисляемых от прибыли и амортизационных отчислений.

4. Сокращение бюджетного  финансирования инвестиций и  соответственно увеличение сферы негосударственного инвестирования. Использование государственного заказа на капитальное строительство как одной из норм реализации инвестиционных государственных программ.

5. Повышение эффективности капитальных вложений сокращение сроков окупаемости затрат. В первую очередь инвестиции вкладывать в те объекты, которые дают более быструю окупаемость. 3

Законом "Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, 
осуществляемой в форме капитальных вложений", предусмотрено:

1) создание благоприятных  условий для развития инвестиционной  деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

• совершенствования  системы налогов, механизма начисления амортизации и использования  амортизационных отчислений;

• установления субъектам  инвестиционной деятельности специальных  налоговых режимов, не носящих индивидуального характера;

• защиты интересов инвесторов;

• предоставления субъектам  инвестиционной деятельности льготных условий пользования землей и  другими природными ресурсами, не противоречащих законодательству РФ;

• расширения использования средств населения и иных внебюджетных источников финансирования жилищного строительства и строительных объектов социально-культурного назначения;

• создания и развития сети информационно-аналитических центров, 
осуществляющих регулярное проведение рейтингов и публикацию рейтинговых оценок субъектов инвестиционной деятельности;

• принятия антимонопольных  мер;

• расширения возможностей использования залогов при осуществлении 
кредитования;

• развития финансового  лизинга в РФ;

• проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции;

• создания возможностей формирования субъектами инвестиционной деятельности собственных инвестиционных фондов;

2) прямое участие государства  в инвестиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений, путем:

• разработки, утверждения  и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых Российской Федерацией совместно с иностранными государствами, а также инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и средств бюджетов субъектов РФ;

• формирования перечня  строек и объектов технического перевооружения для федеральных государственных нужд и финансирования их за счет средств федерального бюджета;

• предоставления на конкурсной основе государственных гарантий по инвестиционным проектам за счет средств федерального бюджета, а также за счет средств бюджетов субъектов РФ;

• размещения на конкурсной основе средств федерального бюджета  и средств бюджетов субъектов  РФ для финансирования инвестиционных проектов;

• проведения экспертизы инвестиционных проектов;

• защиты российских организаций  от поставок морально устаревших и 
материалоемких, энергоемких и ненаукоемких технологий, оборудования, 
конструкций и материалов;

• разработки и утверждения  стандартов (норм и правил) и осуществления контроля за их соблюдением;

• вовлечения в инвестиционный процесс временно приостановленных и 
законсервированных строек и объектов, находящихся в государственной собственности;

• предоставления концессий  российским и иностранным инвесторам по итогам торгов в соответствии с законодательством РФ.4

Таким образом, под инвестиционной политикой государства понимается комплекс целенаправленных мероприятий по созданию благоприятных условий для всех субъектов хозяйствования с целью оживления инвестиционной деятельности, подъема экономики, повышения эффективности производства и решения социальных проблем. Основной целью инвестиционной политики является создание оптимальных условий для активизации инвестиционного потенциала.

1.2. Методы государственного регулирования инвестиционной активности

Государственное регулирование  экономики — это система мер  государства посредством, которых оно может воздействовать на социально-экономическое развитие общества.

Современная рыночная экономика  регулируется с помощью экономических (косвенных) и административных методов.5

- Косвенные (экономические)  методы:

При постоянно меняющемся их конкретном соотношении всегда преобладают экономические методы, так как они не сковывают свободу предпринимательства, не носят разрушительного характера и оказывают регулирующее воздействие на экономику через стимулирование или торможение деятельности субъектов рынка. Изменяя ставку кредита, процент по вкладам, норму обязательных резервов банков, проводя операции на открытом рынке, государство оказывает влияние на величину инвестиций, производство и занятость населения, динамику цен. В условиях спада производства государство применяет методы, стимулирующие экономическую активность. И, наоборот, при «перегреве» экономики вводит экономические меры, снижающие эту активность.

К экономическим методам, прежде всего, относятся: денежно-кредитная  и финансовая политика.

Денежно-кредитная политика представляет собой совокупность мер  в области денежного обращения  и кредита, направленная на обеспечение роста реального объема ВВП, стабильности цен, эффективной занятости и выравнивание платежного баланса. К основным направлениям денежно-кредитной политики относятся:

Информация о работе Активизация государственной инвестиционной политики