Активизация государственной инвестиционной политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2013 в 19:59, курсовая работа

Описание работы

Основная цель курсовой работы – исследование государственной инвестиционной политики, а также определение приоритетных направлений инвестиционной политики в России.
Задачи работы:
Дать основные понятия государственной инвестиционной политики
Изучить основные методы государственного регулирования инвестиционной активности
Проанализировать показатели состояния инвестиционной политики РФ
Исследовать сложившуюся ситуацию инвестиционной политики в регионах
Выявить проблемы инвестиционной политики в современной экономике России
Предложить направления совершенствования государственной инвестиционной политики.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические основы инвестиционной политики. 4
1.1.Государственная инвестиционная политика: понятие, значение 4
1.2. Методы государственного регулирования инвестиционной активности 8
Глава 2. Характеристика сложившейся ситуации в инвестиционной политике государства 15
2.1.Показатели состояния инвестиционной политики РФ 15
2.2.Исследование сложившейся ситуации инвестиционной политики в регионах 21
Глава 3. Направления активизации инвестиционной политики РФ 28
3.1. Проблемы инвестиционной политики в современной экономике России 28
3.2.Направления совершенствования государственной инвестиционной политики 30
Заключение 37
Библиографический список 38

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 459.00 Кб (Скачать файл)

Одним из инструментов инвестиционной политики регионов, направленной на улучшение  инвестиционного климата, выступает  законодательная деятельность.

В последние годы акценты в правовом регулировании переместились на региональный уровень. Это обусловлено усилением роли субъектов Федерации в экономической и правовой сферах, острой потребностью регионов в инвестиционных ресурсах и отсутствием достаточно внятной стратегии государства по привлечению частных инвестиций в отечественную экономику.

При этом решаются следующие  первоочередные задачи субъектов Федерации: устранение законодательным путем  препятствий на пути доступа частных  инвесторов к хозяйственной деятельности на территории региона,  создание эффективного механизма предоставления инвесторам на уровне субъектов Федерации льгот и привилегий, а также защита интересов региона на внутреннем и внешнем рынках от недобросовестной конкуренции и монополизации.

Правовое регулирование инвестиционной деятельности в субъекте Федерации, как правило, включает в себя следующие нормативные правовые акты:

- о гарантиях осуществления  и мерах государственной поддержки  инвестиционной деятельности, предоставляемых  субъектом Федерации; - о налоговых льготах, предоставляемых субъектами Федерации при осуществлении инвестиционной деятельности;

- о порядке предоставления  гарантий и льгот при реализации  инвестиционной деятельности;

- о порядке проведения  экспертизы инвестиционных проектов;

- о порядке  государственной регистрации создания, преобразования и ликвидации предприятии с иностранными инвестициями;

- о размере регистрационного  сбора, взимаемого за регистрацию  создания, преобразования и ликвидации  предприятии с иностранными инвестициями.

Законы об инвестиционной деятельности рассматриваемых субъектов Федерации содержат перечень форм поддержки региональных властей. Данная поддержка заключается в предоставлении гарантий  и различных льгот. Во многих регионах разрабатывается инвестиционная программа, включение в которую обеспечивает инвестору режим наибольшего благоприятствования.

Законы об инвестиционной деятельности гарантируют предоставление финансовых средств из регионального  бюджета. Данная помощь может происходить  в виде предоставления инвестиционного кредита на льготных условиях (Республика Карелия, Псковская, Самарская области), и/или в виде прямого инвестирования за счет средств бюджета (Ярославская, Тюменская области).

В целом можно утверждать, что на региональном уровне эти и  другие конкретные вопросы стимулирования инвестиций прорабатываются лучше, нежели на федеральном, что свидетельствует о заинтересованном отношении властей к притоку капитала. Практика, однако, показывает: для предпринимателей, инвестирующих средства в российские регионы, более важными, нежели предоставляемые конкретные льготы и региональные гарантии, являются общие для страны стабильность правовых и хозяйственных условий и прозрачность экономических процессов, в решающей мере определяющие надежность вложений.

В целом, с одной стороны, многие регионы России за короткий срок сформировали более цельную и последовательную, чем на федеральном уровне, инвестиционную политику. С другой стороны, качественного перелома не происходит: масштабного притока инвестиций нет притом,  что развивается довольно напряженная конкурентная борьба между регионами за инвестора путем предоставления все новых льгот, гарантий и т.п.

Без объединения усилий  федеральных, региональных и местных органов власти, государственного и альтернативного секторов экономики трудно рассчитывать на переход экономики в стадию устойчивого экономического роста.

Таким образом, инвестиционная политика играет немаловажную роль в увеличении возможностей регионов в привлечении  инвестиционных ресурсов. Вопрос заключается в том, какие принятые решения в области инвестиций будут более эффективно работать; насколько инвестиционное законодательство учитывает региональную специфику.

 

Глава 3. Направления активизации инвестиционной политики РФ

3.1. Проблемы инвестиционной политики в современной экономике России

От модернизации экономики  на современной технологической  основе зависит не только будущее  России, но и её статус как промышленной державы. Основная проблема - обеспечение  устойчивого экономического роста. Удвоение ВВП к 2010 году – цель, которая объективно требует всё больших усилий и трудно достижима, – продолжает рассматриваться руководством страны как главная задача. Поэтому особо остро стоит вопрос о поиске инвестиционного механизма. Отсюда вытекает необходимость масштабных притоков инвестиций – отечественных и иностранных.

Одна из важнейших  проблем реформирования российской экономики - привлечение иностранных инвестиций. Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы способствовать развитию отечественных инвестиций. При этом иностранные инвесторы ориентируются на инвестиционный климат России, который служит для указания на эффективность вложений в стране.

Таблица 5 - Поступление иностранных инвестиций в РФ по основным странам10

 

2008

2009

2010

Страны

млн дол. США

%

млн дол. США

%

млн дол. США

%

Всего инвестиций

29699

100

40509

100

53651

100

в том числе из стран:

           

Люксембург

2240

7,5

8431

20,8

13841

25,8

Германия

4305

14,5

1733

4,3

3010

5,6

Великобритания

4620

15,6

6988

17,3

8588

16,0

Швейцария

1068

3,6

1558

3,8

2014

3,7

США

1125

3,8

1850

4,6

1554

2,9

Франция

3712

12,5

2332

5,8

1428

2,7


 

Этап экономического роста в России в 2006-2011г. характеризовался быстрым наращиванием экспорта и капиталовложений, началом многих инвестиционных проектов, повышением производительности труда.

В период экономической стабилизации после 2006 г. объем иностранных инвестиций остался практически неизменным, не превышая в среднем 4–4,5 млрд. долларов США в год, что составляет 0,4–0,5% доли глобальных потоков (для сравнения: доля Китая составляет почти 10% и продолжает расти). Но, по сравнению, с прошедшими годами можно наблюдать тенденции к заметному росту объема иностранных инвестиций.

Базовый закон ”Об иностранных инвестициях в Российской Федерации” предусматривает возможность предоставления льгот по крупным инвестициям и “приоритетным проектам”. Однако получить льготы практически нереально из-за отсутствия подзаконных актов.

Привлечение иностранных инвестиций тесно связаны с региональными проблемами. В России возможности экономической регионализации и ресурсы до сих пор должным образом не задействованы. Именно недостаточный учет региональных факторов стал одной из основных причин низкой результативности рыночных реформ. Отсюда вытекает недостаточная конкурентоспособность экономики.

Проблема конкурентоспособности  является многоуровневой. Но особого внимания заслуживает уровень, имеющий отраслевой и региональный характер, который особенно важен для России в связи с обширностью ее территории и многообразием условий. Вследствие отсутствия достаточно внятной региональной политики усиливается неравномерность регионального распределения иностранного капитала, что и отражено в Таблице 6.

 

Таблица 6 - Поступление иностранных инвестиций по субъектам РФ

(в %)11

 

2008 г.

2009 г.

2010 г.

Российская Федерация

100,0

100,0

100,0

в том числе по Федеральным округам

   

Северо-Западный

4,0

7,1

6,5

Центральный

52,7

44,6

53,9

Сибирский

7,2

7,8

12,6

Южный

2,3

1,7

1,8

Поволжский

3,2

5,9

4,1

Уральский

8,5

3,5

6,7

Дальневосточный

9,6

12,5

11,1


 

В территориальном распределении  иностранного капитала, как и в  отраслевом, немалую роль играют интересы инвесторов. Они вкладывают капитал  с целью скорейшего получения максимально возможной прибыли и направляют его в крупные города с развитым производственным потенциалом и рыночной инфрастуктурой. Прежде всего, это Москва, Санкт-Петербург и Екатеринбург.

Таким образом, потребность России в инвестициях нарастает. Ситуация становится таковой, что пауза в инвестиционном процессе может обернуться для России не только потерями темпов развития.

3.2.Направления совершенствования  государственной инвестиционной  политики

Совершенствование государством благоприятных условий для роста инвестиционной активности предполагает целенаправленное воздействие на воспроизводственные процессы на макро- и микроэкономических уровнях. Важнейшей областью, где должна по-новому и эффективно проявиться активизация инвестиционной роли государства на новом этапе экономических реформ, является денежно-кредитная сфера.

- Денежно-кредитные методы  стимулирования инвестиций

Обеспечение устойчивого  инвестиционного подъема  прежде всего предполагает рост монетаризации  экономики, ликвидацию диспропорций денежной массы, снижение процентных ставок, восстановлений платежной системы, повышение роли национальной валюты.

Важным инструментом целевого регулирования денежных потоков  является государственное воздействие на динамику процентных ставок. Так с целью активизации инвестирования поддержка производств и проектов, признанных приоритетными может производиться путем кредитования по льготным ставкам. При этом движение льготных кредитов должно осуществляться через систему государственных банков развития при установлении строгого контроля, исключающего нецелевое применение средств и финансовые спекуляции.

- Формирование эффективной  инфраструктуры финансового рынка

Воздействие на инвестиционную активность банков. Пересмотр прежней системы регулирования в соответствии с заявленными приоритетами экономической политики предполагает изменение форм  и методов воздействия на банковский сектор, реструктурирование банковской системы с учетом реализации инвестиционных функций банков в экономике. Реструктурированная банковская система должна отвечать требованиям высокой надежности, управляемости и инвестиционной направленности, гарантировать необходимый уровень предложения кредитных ресурсов по доступным для производственной сферы процентным ставкам. Однако для того чтобы банковская система смогла  обеспечить приток инвестиций в развитие производства, необходимо создание соответствующих макроэкономических условий.

Важное значение в  повышении инвестиционной активности  банковской системы имеет создание системы стимулирования и страхования инвестиций. Одним из условий предоставления банками долгосрочных займов на инвестиционные проекты при высоких кредитных и инвестиционных рисках производственной сферы является наличие государственных гарантий.

К числу мер, способствующих возрастанию производственных инвестиций коммерческих банков, можно также отнести снижение нормативов резервных отчислений и льготное налогообложение.

Информация о работе Активизация государственной инвестиционной политики