Франчайзинг как источник финансирования инвестиционной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 23:12, курсовая работа

Описание работы

Свидетельством успешности франчайзинговой деятельности является большое количество предприятий, использующих данную стратегию, как на глобальном, так и национальных рынках.
Франчайзинг позволяет1:
интегрировать интересы крупного, среднего и мелкого бизнеса;
продвигать отечественных производителей и их товары;
формировать системы контроля качества товаров и услуг, стандартов поведения;
создавать новые рабочие места.

Содержание работы

Введение
Теоретические основы франчайзинга
Сущность франчайзинга. Правовые и экономические отношения в системе франчайзинга
Формы франчайзинга
Преимущества и недостатки франчайзинга
2. Развитие франчайзинга на примере отдельных отраслей
2.1 Развитие франчайзинга на примере сетей общественного питания
2.2 Новые сферы развития франчайзинга в России
2.3 Развитие и продвижение франчайзингово предпринимательства на примере Мурманской области
3. Рекомендации

Файлы: 1 файл

САМА КУРСОВАЯ.doc

— 1.24 Мб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное бюджетное  учреждение высшего профессионального  образования

 

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

филиал в г. Мурманске

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине <<Инвестиции>>

на тему: Франчайзинг как источник финансирования инвестиционной деятельности

(на примере Мурманской области)

 

Выполнила студентка 4 курса                                  Сипачева

очного отделения группы Ф-5-09                             Юлия Игоревна

по специальности “Финансы и кредит”

 

Научный руководитель       Скотаренко

к. э. н., доцент        Оксана Вячеславовна

кафедры экономики и финансового  права

ФРГСУ в г. Мурманске

 

Допущена к защите <<___>>___________2013 г.

____________________________________

 

Мурманск - 2013

 

Оглавление

 

Введение

  1. Теоретические основы франчайзинга
    1. Сущность франчайзинга.  Правовые и экономические отношения в системе франчайзинга
    2. Формы франчайзинга
    3. Преимущества и недостатки франчайзинга

2. Развитие франчайзинга на примере отдельных отраслей

2.1 Развитие франчайзинга на примере сетей общественного питания

2.2 Новые сферы развития франчайзинга в России

2.3 Развитие и продвижение франчайзингово предпринимательства на примере Мурманской области

3. Рекомендации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Современное состояние  экономики обуславливает необходимость разработки организационно-экономических основ формирования интегрированных форм бизнеса. Одним из приоритетных направлений является разработка организационного механизма формирования и развития франчайзинговой формы организации бизнеса.

Предпринимательство, основанное по формату франчайзинга, является высокоэффективной формой организации  коммерческой деятельности, обладающей высоким уровне прибыльности и достаточно низким уровнем риска.

Франчайзинг, как бизнес-модель, представляет собой организацию с фиксированными нормами, гарантирующими качество предоставляемых услуг, соблюдающими технологические и санитарно-гигиенические требования, которые в предпринимательской деятельности являются одной из главных проблем ведения бизнеса.

Свидетельством успешности франчайзинговой деятельности является большое количество предприятий, использующих данную стратегию, как на глобальном, так и национальных рынках.

Франчайзинг позволяет1:

  • интегрировать интересы крупного, среднего и мелкого бизнеса;
  • продвигать отечественных производителей и их товары;
  • формировать системы контроля качества товаров и услуг, стандартов поведения;
  • создавать новые рабочие места.

 

Однако отсутствие методических оснований и концептуальных подходов систематизации такого рода деятельности в России привело к потере контроля данного рынка, который в большинстве своем представлен франчайзинговыми сетями американского и европейского происхождения. В соответствии с этим особенное значение приобретает необходимость изучение данной модели (связать с инвестиц.) 

Таким образом, всё вышесказанное  обусловливает актуальность данной темы.

Предметом исследования в данной работе является франчайзинг  как вид бизнеса,  а объектом исследования – роль  франчайзинга в развитии бизнеса в России.

Цель данной работы – изучение структуры франчайзинга и разработка практических рекомендаций по развитию и продвижению франчайзингово предпринимательства.

В данной работе поставлены следующие задачи:

  1. Рассмотреть понятие и сущность франчайзинга;
  2. Охарактеризовать  виды франчайзинга;
  3. Рассмотреть преимущества и недостатки франчайзинга;
  4. Охарактеризовать и описать правовые и экономические отношения в системе франчайзинга;
  5. Проанализировать факторы и роль  франчайзинга в развитии бизнеса в РФ;
  6. Дать оценку современного состояния франчайзинга в России, а также характеристику совершенствования и перспектив франчайзинга в развитии бизнеса в России;
  7. Рассмотреть и описать развитие франчайзинга в России на примере конкретных сетей и компаний;

При выполнении данной дипломной работы использовались статистические данные 2009-2011 гг., нормативно-правовые источники, учебники, монографии, брошюры, периодические издания, а также электронные ресурсы. 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы франчайзинга
  2. 1.1 Сущность франчайзинга. Правовые и экономические отношения в системе франчайзинга

 

Важным составным элементом  успеха является четкое и полное знание предпринимателем сущности франчайзинга, его разновидности, структуры, преимуществ  и возможных рисков при его  использовании. Франчайзинг может быть определен как способ доставки продукции или услуг потребителю, способ развития бизнеса и завоевании рынка на основе кооперации материальных и финансовых средств и усилий различных предприятий. Франчайзинг может рассматриваться также и как соглашение, при котором производитель или единоличный распространитель продукта или услуги, защищенных торговой маркой, дает эксклюзивные права на распространение на данной территории своей продукции или услуг независимым предпринимателям (розничным торговцам) в обмен на получение от них платежей при условии соблюдения технологий производственных и обслуживающих операций. (1) Суть франчайзинга заключается в поддержании и распространении концепций, которые имеют вес и признание на рынке, а также в том, чтобы помочь предпринимателям, начинающим бизнесменам и инвесторам, создающем свое новое дело избежать затруднений и неустойчивости, сопутствующих новым проектам.     

В России в сфере франчайзинга существует достаточного много проблем  правового характера. Так, в российском законодательстве отсутствует термин «франчайзинг». Наиболее близкий к нему по смыслу термин – «коммерческая концессия. (ГК РФ гл.54 п. 1 ст.1027) Под коммерческой концессией понимается договор, при котором одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий:

1) право на товарный знак, знак обслуживания;

2) права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности на коммерческое обозначение, секрет производства (ноу-хау).

Согласно ст. 432 ГК РФ одним  из условий договора является достигнутое  между сторонами соглашение по всем существенным условиям. По договору же коммерческой концессии такими условиями являются:

1) вознаграждение;

2) передача прав на товарный знак и знак обслуживания;

3) передача иных исключительных прав.

Таким образом, если не соблюдать  одно из данных условий, то данный договор не будет считаться договором коммерческой концессии. Согласно российскому законодательству правообладатель по договору коммерческой концессии (то есть франчайзер) обязан:

1) предоставить пользователю (франчайзи) комплекс исключительных прав, техническую и коммерческую документацию;

2) проинструктировать франчайзи и его работников по вопросам, связанным с осуществлением этих прав;

3) выдать франчайзи лицензии, обеспечив их оформление в установленном порядке;

4) зарегистрировать договор;

5) оказывать франчайзи постоянное техническое и консультационное содействие, включая содействие в обучении и повышении квалификации работников;

6) контролировать качество товаров, работ или услуг, осуществляемых франчайзи.

В свою очередь, франчайзи обязан:

1) уплатить вознаграждение франчайзеру;

2) использовать исключительные права, полученные от франчайзера;

3) обеспечить качество продукции;

4) соблюдать указания франчайзера по использованию комплекса исключительных прав;

5) информировать покупателей о том, что средства индивидуализации используются в соответствии с договором;

6) предоставить оговоренное количество субконцессий;

7) не конкурировать с франчайзером на территории, на которую распространяется действие договора.

Характерной чертой коммерческой концессии является возможность субконцессии, то есть передача франчайзи исключительных прав или части этих прав, по согласованию с франчайзером. Данная норма выгодна как франчайзеру, который приобретает новых франчайзи, так и франчайзеру, получающему вознаграждение от субконцессии. Однако ГК РФ предусматривает недействительность договора коммерческой субконцессии в случае недействительности договора концессии, однако никак не защищает права добросовестных субфранчайзи.

Другая важная черта  коммерческой концессии - продолжение действия договора в случае изменения франчайзером коммерческого обозначения, фирменного наименования и других элементов исключительных прав. Однако в таком случае франчайзи может потребовать расторжения договора и уменьшить вознаграждение, причитающееся франчайзеру.

К правовым проблемам  франчайзинга относится сложность механизма контроля франчайзера за франчайзи. Государственный контроль и надзор за деятельностью франчайзи не осуществляется по той причине, что отношения по поводу франчайзинга по своей правовой природе являются партнерскими и предполагают доверительные взаимоотношения между компаниями. Однако культура ведения бизнеса в форме франчайзинга в России еще не сложилась, и время от времени франчайзи пытаются внести определенные инновации, которые могут существенно навредить франчайзеру. Рост региональной сети франчайзера существенно ослабляет контроль. Так, например, российская компания «Крошка-Картошка» к 2004 году имела 13 партнеров-франчайзи, из них 6 партнеров были в регионах (в Санкт-Петербурге, Киеве, Нижнем Новгороде, Тюмени, Екатеринбурге и Сургуте). В результате контроль за всеми франчайзи ослаб и многие компании стали отходить от технологий, предусмотренных договором.

В современной практике также встречается проблема, заключающаяся в наличии пробела в патентном праве. На примере той же «Крошки-Картошки», которая не имела патента на свою технологию из-за широкого распространения блюд из картофеля в разных странах, видно, как компании-франчайзи стали копировать технологию франчайзера. Так на свет появились компании «Чудо-картошка» и «Картофельный папа». Пример компании «Крошка-Картошка» говорит о необходимости усиления контроля и внимательного отношения к условиям договора .

Следует отметить, что  разработка положений гл. 54 ГК велась в начале 90-х годов прошлого века, когда еще отсутствовала какая-либо отечественная практика франчайзинга. По мере развития рыночных отношений выяснилось, что ряд запретительных статей этой главы препятствует формированию франчайзинговых сетей в России.

Консультации с зарубежными  коллегами из объединяющего 47 стран  Всемирного Cовета по франчайзингу (WFC) показали, что прежнее положение  ГК РФ, обязывающее продлять срочный  договор на тех же самых условиях, является уникальным исключением в  мировой практике франчайзинга.

  Само по себе пожелание стабильности договорных отношений справедливо по отношению к франчайзи и способствует эффективности франчайзинговой модели. Для его реализации в новой редакции гл. 54 был выбран прием, хорошо себя зарекомендовавший в отечественной практике аренды недвижимости. Там в аналогичной ситуации, согласно  ст. 621 Гражданского Кодекса РФ после окончания срока аренды арендодатель вправе изменить условия, но текущий арендатор, надлежащим образом исполнявший свои обязанности,  имеет преимущественное перед другими возможными арендаторами право на заключение договора аренды на новый срок на изменившихся условиях.

Развитие франчайзинга будет связано с необходимостью усиления защиты прав на торговые марки. Уже сейчас появляются реальные случаи мошенничества и лжепредпринимательства в области франчайзинга, фантастические сайты «магазинов франшиз» в интернете и т.д. Следует согласиться, что ослабление требований к регистрации прав на интеллектуальную собственность могло бы войти в противоречие с потребностью усиления защиты прав франчайзингового бизнеса.

 

 

1.2 Формы франчайзинга

 

Характер отношений  между франчайзером и франчайзи  в значительной степени зависит  от вида франчайзингового соглашения. В зависимости от уровня эксклюзивности предоставляемых прав франшиза делится на исключительную (эксклюзивное право франчайзи использовать франшизу на определенной территории) или неисключительную, предполагающую возможность конкуренции на определенной территории нескольких франчайзи одной и той же сети и непосредственного франчайзера. Как правило, крупные международные франчайзеры используют следующую схему развития франчайзинговой сети в той или иной стране: на первом этапе создается собственное представительство, которое в течение нескольких лет, наряду с изучением рынка, осуществляет основную деятельность с использованием стандартных подходов, тем самым апробируя его в новых условиях и, если это необходимо, адаптируя. Если в результате делается вывод о соответствии бизнес-подхода компании условиям рынка и о готовности местных компаний работать по франшизе, представительство начинает осуществлять поиск и отбор франчайзи, в полной мере обеспечивая поддержку и контроль их деятельности без привлечения головного офиса. В зависимости от содержания франшизы (франчайзингового пакета) выделяются такие виды франчайзинга:

1)Производственный. Производственный  франчайзинг предполагает передачу  франчайзером запатентованных технологий  и сырья для производства определенного  продукта. Чаще всего при этом франчайзер производит и поставляет франчайзи определенные ингредиенты, технология производства которых не разглашается. В наибольшей степени этот вид франчайзинга представлен в производстве безалкогольных напитков. Практически все предприятия, осуществляющие разлив и упаковку продукции таких известных компаний, как Coca Cola, Pepsicola и другие, осуществляют свою деятельность в рамках производственного франчайзинга. При этом франчайзер продает франчайзи необходимые для производства концентраты. Франчайзи затем распределяет готовую продукцию среди местных дилеров. Производственный франчайзинг имеет много общих черт с лицензионным соглашением. Однако франчайзи в отличие от лицензиата во взаимоотношениях с потребителями, работая под фирменным наименованием или товарным знаком франчайзера, ассоциируется с ним и является представителем его товаров (услуг). В рамках производственного франчайзинга предметом соглашения является продажа на льготных условиях специального оборудования для производства определенной продукции. При этом франчайзинговый пакет, как правило, включает в себя: требования к производственным и складским помещениям, руководство по организации производства и инструкции по управлению производственным персоналом, право использования защищенных патентами технологий и торговой марки.

Информация о работе Франчайзинг как источник финансирования инвестиционной деятельности