Диагностика направленности личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 09:05, реферат

Описание работы

Предмет исследования – направленность личности курсантов Могилевского Колледжа МВД Республики Беларусь.
Как уже отмечалось, различные отношения человека к другим людям, к себе и к своему делу проявляются в соответствующих видах направленности его личности (личной, общественной, деловой) и обуславливают его жизнедеятельность. В связи с этим, мы предположили, что названные виды направленности, связанные с отношениями человека, представлены в содержании личностной направленности неодинаково.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….……….…3

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ПСИХОЛОГИИ……………….6
1.1. Направленность как интегральная характеристика личности ………6
1.2. Социально-психологическая характеристика юношеского возраста (от 17 до 20—23 лет)………………………………………………………....12
Выводы………………………………………………………………………19

ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ ………………………….20
2.1. Организация и методы исследования ………………………………. 20
Выводы ……………………………………………………………………. 36

ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………………37

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ……………………….38

Файлы: 1 файл

Диагностика направленности личности в юношеском возрасте.doc

— 160.50 Кб (Скачать файл)

В ходе статистической проверки гипотезы сначала изучалось соотношение деловой и личностной направленности, а затем соотношение направленностей общественной и личностной.

С целью изучения гипотезы были сформулированы нулевая и альтернативная гипотезы. Проведенные расчеты позволили отклонить нулевые гипотезы и принять альтернативные. Таким образом, было доказано, что деловая и общественная направленность курсантов преобладает над личной.

Следовательно, статистическая проверка гипотезы данного исследования подтвердилась. Различные виды направленности личности курсантов развиты неодинаково, преимущественно развиты деловая и общественная направленности.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В настоящем исследовании изучалась одна из наиболее актуальных проблем психологии – направленность личности в юношеском возрасте.

В первой главе были проанализированы теоретические аспекты изучаемой  проблемы и рассмотрены основные вопросы, характеризующие направленность личности, как психологическую проблему.

Направленность, являясь интегральным целостным свойством личности, рассматривается в психологии как совокупность ведущих, устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность личности и относительно независимы от наличных обстоятельств. Направленность личности определяет инициативное поведение человека, побуждает разных индивидов в одной и той же ситуации ставить перед собой различные задачи и формировать неслучайную последовательность целей. В зависимости от преобладания тех или иных мотивов различают три вида направленности личности: общественная, личная и деловая.

В связи с тем, что формирование общественно полезной и действенной направленности учащихся различных учреждений образования (вузов, колледжей и т.д.) является важнейшей воспитательной задачей, необходима своевременная диагностика этого важнейшего свойства личности.

Поэтому во второй главе работы описывается эмпирическое исследование, направленное на изучение особенностей направленности личности в юношеском возрасте на примере курсантов Могилевского Колледжа МВД Республики Беларусь.

В ходе исследовательской работы с помощью психодиагностических методов и методов статистической обработки данных было установлено, что различные виды направленности личности курсантов развиты неодинаково, преимущественно развиты деловая и общественная направленности. Это подтверждает гипотезу исследования и означает, что курсанты Могилевского Колледжа МВД Республики Беларусь, в большинстве своем ориентируются на деловое сотрудничество, способны отстаивать в интересах дела собственное мнение, которое полезно для достижения общей цели. Вместе с тем, они стремятся поддерживать отношения с людьми, ориентированы на социальное одобрение и зависимы от группы.

Подводя итоги исследовательской  работы, можно констатировать, что все поставленные задачи выполнены, гипотеза изучена, следовательно, цель настоящего исследования достигнута.

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

  1. Ананьев, Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания / Б.Г. Ананьев. – // Избр. психол. труды. – М.: Педагогика, 1980. – 271 с.
  2. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (Психологическое исследование) – Л.И. Божович. – М.: Просвещение, 1968. – 464 с.
  3. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. / Л.С. Выготский; редкол.: А.В. Запорожец (гл. ред.). – М.: Педагогика, 1984. – Т. 4: Детская психология /под ред. и послесл. Д.Б. Эльконина. – 432 с.
  4. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы – Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2000. – 278 с. – (Серия «Мастера психологии»).
  5. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития – Г. Крайг, Д. Бокум. – СПб.: Питер, 2005. – 940 с. – (Серия «Мастера психологии»).
  6. Кулагина, И.Ю., Колюцкий, В.Н. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. Учебное пособие. / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 464 с.
  7. Кулюткин Ю.В. Психология обучения взрослых – Ю. В. Кулюткин. – М.: Просвещение, 1985. – 128с.
  8. Ле Тхи Хоа. Направленность личности и успешность профессионального обучения учащихся СПТУ / Ле Тхи Хоа, А.К. Осницкий //Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. – М.: Педагогика, 1989. – № 1. – с. 66-70.
  9. Ливехуд, Б. Кризисы жизни – шансы жизни – Б. Ливехуд. – Калуга, 1994. – С. 41-92.
  10. Маклаков, А.Г. Общая психология. – А.Г. Маклаков. – СПб: Издательство «Питер», 2002. – 592 с.
  11. Мерлин, В.С.  Личность, как предмет психологического исследования /В.С. Мерлин. – Пермь, 1988. – 213 с.
  12. Мясищев, В.Н. Проблема отношений человека и ее место в психологии / В.Н. Мясищев. //Хрестоматия по психологии. / под ред. А.В. Петровского. – М.: Просвещение, 1987. – С. 146-152.
  13. Неймарк, М.С. Возрастная и педагогическая психология. Учебное пособие. – М.:Просвещение, 1973. – С.53-54.
  14. Немов, Р.С. Психология. В 3-х кн. – 4-е изд. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. – Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640 с. – С. 182-183.
  15. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе ОВД: Справочное пособие / Б.Г. Бовина [и др]; под общ. ред. Б.Г. Бовиной. – М: ЧеРо, 1997. – 324 с.
  16. Полещук, Ю.А. Профессиональная направленность учащихся в учебных заведениях нового типа /Ю.А. Полещук. //Псіхалогія. – №3, 2000. – С. 14-27.
  17. Психологические тесты / под ред. А.А. Карелина. – М.: ВЛАДОС, 1999. – Ч. 1. – С. 6-28.
  18. Психология развития: Учебное пособие / А. К. Болотова и О.Н. Молчанова. //под ред. А. К. Болотовой и О. Н. Молчановой. – М: ЧеРо, 2005. – 524 с.
  19. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии /С.Л. Рубинштейн. – СПб: Издательство «Питер», 2000. – 712 с.

 

 

 

 




Информация о работе Диагностика направленности личности