Бюджетное финансирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Сентября 2013 в 20:50, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы - рассмотреть особенности бюджетного финансирования экономики муниципального образования на примере г. Брянска. В соответствии с целью исследования были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть экономическое содержание и функции бюджета, бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации, основные направления развития бюджетных отношений в РФ в современных условиях
- рассмотреть особенности бюджетного финансирования муниципальных образований, особенности формирования и исполнения местных бюджетов, наиболее перспективные способы финансового оздоровления и государственного регулирования экономики муниципальных образований.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ
1.1 Экономическое содержание и функции бюджета государства
1.2 Бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации
1.3 Основные направления развития бюджетных отношений в РФ в современных условиях
2. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
2.1 Бюджетное финансирование: понятие и принципы
2.2 Местный бюджет: понятие, структура, принципы формирования
2.3 Реализация финансовых основ Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»
3. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ И ИСПОЛНЕНИЯ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ
3.1 Особенности формирования и исполнения местных бюджетов в 2005 – 2009 годах
3.2 Экономическая основа местного самоуправления г.Брянска
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

бюдж финанс.doc

— 235.00 Кб (Скачать файл)

Таким образом:

- Бюджет Российской  Федерации является важнейшим  звеном финансовой системы страны. Отражая содержание процессов  производства и распределения общественного продукта и национального дохода, бюджет представляет собой экономическую форму образования и использования основного централизованного фонда денежных средств государства.

- Бюджет РФ как финансовый  план государства базируется на показателях прогноза социально-экономического развития страны на очередной год. Общие показатели и структура доходов и расходов органически связаны с объемами общественного продукта и национального дохода и определяются налоговой системой и бюджетно-финансовой политикой государства.

- Доходы бюджета представляют  собой финансовые каналы аккумуляции  в бюджетной системе страны  значительной части денежных  поступлений, выражающих экономические  отношения между государством (органами  власти), с одной стороны, и юридическими лицами и гражданами, с другой.

- Экономическое содержание  доходов бюджета определяется  объектами денежных отношений,  являющихся источниками формирования  доходной базы бюджетной системы: ВВП, части которого в форме прибыли и заработной платы выступают источником безвозмездного формирования (посредством налогового механизма) бюджетных доходов; национальное богатство, часть которого служит источником безвозмездного формирования бюджетных доходов посредством механизмов приватизации объектов государственной и муниципальной собственности, реализации золотовалютных резервов; временно свободные денежные средства предприятий, и сбережения населения, привлекаемые государством на возмездной основе и в кредитной форме (посредством продажи на финансовом рынке ценных бумаг, получения кредита, под залог государственного пакета акций крупных предприятий для пополнения бюджетных доходов), иностранный финансовый капитал, привлекаемый государством на возмездной основе в кредитной форме (посредством получения займов от отдельных государств, либо международных финансово-кредитных учреждений для пополнения бюджетных доходов).

- Экономическая сущность  бюджетных расходов по их общественному  назначению отражает состав выполняемых  государством функций. В зависимости от роли в процессе общественного воспроизводства бюджетные расходы подразделяются на текущие (связаны с обеспечением функционирования) и капитальные (финансовые вложения в основной капитал и прирост материальных оборотных средств).

 

1.2 Бюджетный процесс, его содержание, задачи и принципы организации

 

Выполнение государством возложенных на него функций связано  с наличием у него необходимых  финансовых ресурсов, а это, в свою очередь, требует концентрации в  бюджете части денежных средств, создаваемых в государстве. В ходе мобилизации в бюджет этих средств и их использования возникают финансовые отношения между государством, налогоплательщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами власти. Финансово-бюджетная политика включает действия государственных и территориальных органов власти в налоговой, денежно-кредитной, ценовой и др. областях финансов.

Финансово-бюджетная  политика - это совокупность действий и мероприятий, проводимых органами власти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой. Финансово-бюджетная политика предполагает определение целей и задач в области финансов, разработку механизма мобилизации денежных средств в бюджет, выбор направлений использования бюджетных средств, управление финансами и бюджетной системой, организацию с помощью финансово-бюджетных инструментов регулирования экономических и социальных процессов. Финансово-бюджетная политика осуществляется главным образом в ходе работ, производимых органами власти по мобилизации средств в бюджет и их использованию, т.е. в ходе бюджетного процесса. Совокупность действий исполнительных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управлению бюджетной системой и есть бюджетный процесс.

Финансово-бюджетная  политика государства ежегодно определяется в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Правительству Российской Федерации. На территориальном уровне она определяется решениями соответствующих органов власти. Эта политика реализуется в деятельности финансовых и налоговых органов, органа денежно-кредитного регулирования (Банк России), контрольно-счетных органов (контрольно-счетные палаты РФ и субъектов РФ) [9. с. 106-114].

В Российской Федерации бюджетный период, т.е. время совершения процесса исполнения бюджета, установлен с 1 января по 31 декабря и совпадает с календарным годом. Продолжительность бюджетного процесса значительно больше бюджетного периода, так как в бюджетный процесс включается время, необходимое для бюджетного планирования, последующего бюджетного контроля и других действий. Органы, наделенные в соответствии с законодательством бюджетными полномочиями, т.е. правами и обязанностями участников бюджетного процесса, осуществляют этот процесс. Такими полномочиями наделены:

- органы представительной  и исполнительной власти;

- финансовые и налоговые  органы;

- органы денежно-кредитного  регулирования и органы государственного финансового контроля;

- главные распорядители  и распорядители бюджетных средств;

- государственные целевые  внебюджетные фонды.

Представительные органы власти рассматривают и утверждают проекты бюджетов и отчетов об их исполнении. Исполнительные органы власти осуществляют сводное финансовое планирование, составление проектов бюджетов, внесение проектов бюджетов на рассмотрение представительных органов власти, исполнение бюджетов, анализ и контроль за исполнением бюджетов. Банк РФ совместно с Правительством России разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики государства, обслуживает денежные счета Казначейства РФ, счета государственных целевых внебюджетных фондов, счета территориальных бюджетов.

Главный распорядитель  бюджетных средств - это орган исполнительной власти, первый прямой получатель бюджетных средств имеющий право распределять средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Он готовит роспись бюджетных расходов по распорядителям бюджетных средств и бюджетополучателям, доводит до них уведомления о бюджетных назначениях, утверждает им сметы доходов и расходов, изменяет в случае необходимости распределение средств между статьями утвержденной для них сметы, осуществляет контроль за рациональным, целевым использованием бюджетополучателем бюджетных средств. Распорядитель бюджетных средств - это орган исполнительной власти, распределяющий средства между бюджетополучателями, он доводит до них уведомления о бюджетных ассигнованиях, утверждает сметы доходов и расходов бюджетополучателей, контролирует целевое использование ими бюджетных средств. Бюджетополучатель (бюджетное учреждение) — это организация, созданная органом исполнительной власти для осуществления функций некоммерческого характера (управление, оборона, социально-культурные мероприятия и др.) и финансируемая в сметном порядке из бюджета или внебюджетных фондов. Контрольно-счетные органы (Счетная Палата РФ, контрольно-счетные палаты субъектов РФ и муниципальных образований) осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, проводят внешний аудит отчетов об исполнении бюджетов и внебюджетных фондов [9. с. 106-114].

Все перечисленные выше органы власти и учреждения являются участниками бюджетного процесса. Бюджетный процесс включает:

- сводное финансовое  планирование и прогнозирование;

- составление, рассмотрение  и утверждение проекта бюджета;

- исполнение бюджета в течение бюджетного года;

- анализ и контроль  исполнения бюджета.

Сводное финансовое планирование.

Кругооборот ВВП совершается в материально-вещественной и стоимостной форме. В ходе оборота валового продукта в стоимостной форме возникают финансовые отношения по поводу создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов. Управление процессами создания, распределения, перераспределения и потребления финансовых ресурсов осуществляется с помощью финансового планирования, объектом которого являются фонды денежных средств. Благодаря финансовому планированию обеспечивается сбалансированность народнохозяйственных, межотраслевых пропорций, определяются пути рационального использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов. Финансовое планирование на общегосударственном и территориальных уровнях обеспечивается системой финансовых планов, которые увязываются с материальными и трудовыми балансами в стоимостном выражении. Каждый финансовый план решает задачи организации и управления финансами в конкретном звене управления. В систему финансовых планов входят: перспективные финансовые планы; сводные финансовые балансы, составляемые на общегосударственном и территориальных уровнях управления. Координация и концентрация средств в регионе, повышение эффективности их использования положительно отражаются на финансовом планировании, содействуют уменьшению потребности в финансовых ресурсах, выделяемых из бюджета.

Бюджетное прогнозирование.

Под прогнозом развития бюджета подразумевается комплекс вероятностных оценок возможных  путей развития его доходной и  расходной частей. Цель бюджетного прогнозирования - на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению. Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства, региона. Расчет прогнозируемых бюджетных показателей основан на иных методологических подходах, нежели расчеты показателей годового бюджета.

Если показатели годовых  и квартальных бюджетов определяются на базе прямых расчетов экономических  и финансовых параметров, то при  определении прогнозных бюджетных  показателей, как правило, такой  возможности нет из-за отсутствия необходимых статистических и отчетных данных. Финансово-бюджетное прогнозирование является сравнительно молодой отраслью финансовой науки. Ее развитие было связано с необходимостью составления сводных финансовых балансов на перспективу. Бюджетное прогнозирование и в первую очередь прогнозирование территориальных бюджетов связано с распространением в 70-е годы практики разработки перспективных комплексных планов экономического и социального развития территорий, в которых необходимо было производить прогнозные расчеты бюджетных показателей как основы планирования финансового обеспечения мероприятий, предусмотренных этими планами.

При разработке прогноза развития бюджета могут быть использованы различные методы.

1) Метод экстраполяции, т.е. составление перспективы исходя из практики предшествующих периодов. Однако этот метод пригоден для прогнозирования лишь некоторых статей расходов и доходов бюджета, имеющих более или менее стабильный характер.

2) Метод экспертных оценок, т.е. прогноз, строящийся на базе оценок, сделанных и обоснованных компетентными специалистами в отдельных отраслях науки и народного хозяйства, также не лишен недостатков, поскольку имеет элемент субъективизма.

3) Применение этих  двух методов одновременно; при  этом используются как объективные тенденции развития, так и мнения экспертов [9. с. 106-114].

Для расчетов основных показателей  федерального бюджета на перспективу  могут быть использованы корреляционные связи между объемом доходов федерального бюджета и двумя переменными: произведенным национальным доходом и валовой продукцией промышленности и сельского хозяйства

 

1.3 Основные направления развития бюджетных отношений в РФ в современных условиях

 

Концепции использования  бюджета.

Использование государством бюджета в качестве одного из рычагов воздействия на экономику опирается на теоретические концепции. На протяжении многих десятилетий в развитых странах господствовала концепция «нейтрального бюджета», отвечающая интересам экономики только в том случае, если не требовалось коренного изменения сложившегося под воздействием рынка «естественного порядка». Концепция «нейтрального бюджета» привязывала всю бюджетную политику государства к задаче обеспечения сбалансированности бюджета и предусматривала «нейтральное» отношение к ходу воспроизводственного процесса. Считалось, что нормальное функционирование финансов и есть эффективное функционирование экономики. Собственно бюджет решал чисто финансовые задачи (изъятие и распределение денежных средств). Но политика жесткого соизмерения расходов и доходов бюджета имела свои недостатки:

а) ограничивала размах экономических  операций, время их проведения (крупномасштабные и долговременные операции);

б) снижала эффективность  экономических операций, так как  налоговые льготы предприятиям зачастую уравновешивались действенными с финансовой, но не с экономической точки зрения операциями;

в) снижала эластичность государственного бюджета, лишала возможности  быстро реагировать на изменение  экономической обстановки;

г) сокращение государственных  расходов в период спада увеличивало вероятность депрессий, а уменьшение в фазе подъема вело к «перегреву» экономики [7. с. 48-55].

Информация о работе Бюджетное финансирование