Бюджетное финансирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 12:23, доклад

Описание работы

Основная часть расходов на народное хозяйство направляется на развитие промышленности, ее базовых отраслей. Центральное место в расходах государства занимают также расходы на финансирование агропромышленного комплекса, мелиорацию земель. Вложения денежных средств (инвестиции) в отрасли и сферы народного хозяйства производятся государственными органами и самими предприятиями. Инвестиции в создание и воспроизводство основных фондов, осуществляемые в форме государственных централизованных капитальных вложений, финансируются из бюджетов и обеспечивают структурную перестройку народного хозяйства, сохранение и развитие производственного и непроизводственного потенциала России.

Файлы: 1 файл

Бюджетное финансирование.docx

— 23.27 Кб (Скачать файл)

Бюджетное финансирование - предоставленное в безвозвратном порядке денежное обеспечение, выделение (ассигнование) денежных средств из государственного (местного) бюджета на расходы, связанные с осуществлением государственных заказов, выполнением государственных программ, содержанием государственных организаций. Бюджетное финансирование осуществляется в форме выделения денежных средств (бюджетных ассигнований) по определенному назначению для достижения общегосударственных целей или для покрытия расходов отраслей, предприятий, организаций, находящихся на полном либо частичном государственном денежном обеспечении. Например, за счет средств государственного и местного бюджетов осуществляется содержание государственного аппарата, органов управления, армии, милиции, полиции, суда, частично организаций, учреждений науки, культуры, образования, здравоохранения, обороны.

 

Бюджетное финансирование основано на определенных принципах, характеризуется  специфическими формами и методами предоставления средств.

Принципы бюджетного финансирования играют важную роль в организации  рациональной системы бюджетного финансирования. К ним относятся:

1) Получение максимального  эффекта при минимуме затрат. Бюджетные средства могут и  должны предоставляться при условии,  что эффект от их использования  будет максимальным. Этот эффект  может выражаться двояким образом.  Во-первых, в решении максимального  количества задач социально-экономического  развития страны при заданном  объеме денежных средств. Во-вторых, в увеличении притока в бюджет  денежных средств за счет роста  доходов получателей бюджетных  ассигнований.

2) Целевой характер использования  бюджетных ассигнований. Он обеспечивается  за счет выделения бюджетных  средств конкретным получателям.  Юридические лица получают средства  из бюджета только на заранее  обусловленные цели, что строго  контролируется. Соблюдение этого  принципа препятствует неэффективному  использованию бюджетных ассигнований.

3) Предоставление бюджетных  средств только в меру использования  ранее выделенных ассигнований. Это позволяет финансовым органам,  с одной стороны, осуществлять  действенный и эффективный контроль  за деятельностью предприятий,  организаций, учреждений. С другой  стороны, более рационально распоряжаться  ограниченными бюджетными средствами.

4) Безвозвратность бюджетных  ассигнований. Предоставление бюджетных  средств осуществляется без условий  их обязательного возврата в  госбюджет.

5) Бесплатность бюджетных  ассигнований означает, что за  выделенные бюджетные средства  получатели бюджетных ассигнований  не обязаны платить государству  какие-либо средства в виде  процентов, части доходов и  т.п.

Основная часть расходов на народное хозяйство направляется на развитие промышленности, ее базовых отраслей. Центральное место в расходах государства занимают также расходы на финансирование агропромышленного комплекса, мелиорацию земель. Вложения денежных средств (инвестиции) в отрасли и сферы народного хозяйства производятся государственными органами и самими предприятиями. Инвестиции в создание и воспроизводство основных фондов, осуществляемые в форме государственных централизованных капитальных вложений, финансируются из бюджетов и обеспечивают структурную перестройку народного хозяйства, сохранение и развитие производственного и непроизводственного потенциала России.

Приоритетные направления, для которых необходима государственная поддержка за счет средств федерального бюджета, определяются Министерством экономики РФ, Министерством финансов Российской Федерации с учетом интересов других федеральных органов исполнительной власти.

В практике бюджетного финансирования используются следующие методы финансирования:

1) сметное финансирование;

2) программное финансирование;

3) финансирование на покрытие  части издержек, возмещение которых  не обеспечивается за счет  цены продукции (услуги);

4) финансирование капиталовложений.

Наибольшее распространение  в практике бюджетного финансирования имеет сметное финансирование. Этот метод получил широкое распространение  при финансировании государством сферы  образования, культуры, искусства, здравоохранения, физической культуры, спорта и социального  обеспечения. При сметном финансировании объем расходов определяется на основе взаимосвязанных смет, которые разрабатываются  применительно к каждому бюджетному учреждению. Сметы, в свою очередь, разрабатываются  на основе утвержденных норм расходов на одну счетную единицу, которая  определяется применительно к каждому  бюджетному учреждению в зависимости  от основного вида его деятельности. Например, это может быть количество учеников, число больничных коек, проведенных  операций и т.п.

Смета — это финансово-плановый акт, определяющий целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, предусмотренных на содержание учреждений и организаций. Смета не имеет доходной части, а является подтверждением необходимости финансирования тех расходов, которые в ней определены. На основе смет финансовые органы определяют общий объем расходов.

Таким образом, сметно-бюджетное  финансирование — это безвозвратный  и безвозмездный отпуск денежных средств на основе общих принципов  финансирования.

Однако ему свойственны  и специфические принципы, а именно:

• отпуск средств на обеспечение  деятельности учреждений и организаций  из бюджета, соответствующего их подчиненности;

• отпуск средств в соответствии с программами и планами экономического и социального развития на каждый бюджетный год и в меру их выполнения;

• планирование и финансирование на основе научно обоснованных экономических нормативов с применением технических норм либо на конкурсной основе с выбором приоритетных направлений и контрактного выполнения при соблюдении режима экономии.

Программное финансирование как метод бюджетного финансирования широко используется при финансировании научных учреждений. В соответствии с этим методом общий объем  выделяемых средств определяется не на основе составленной сметы, а в  зависимости от значимости той или  иной научной темы. Общий объем  денежных средств по каждой теме выделяется непосредственно научным учреждениям - Российской академии наук, отраслевым академиям, учебным заведениям и  др., которые, в свою очередь, исходя из объемов общей суммы составляют конкретные сметы расходов.

Метод финансирования на покрытие части издержек, возмещение которых  не обеспечивается за счет цены продукции (услуги), широко используется в отношении  зрелищных учреждений, услуги которых  являются платными. Это театры, кинотеатры, художественные галереи и т.п. Поскольку  эти учреждения имеют особую социальную значимость, цены на их услуги не могут  быть установлены на уровне, позволяющем  возмещать все затраты. Поэтому  государство дотирует их деятельность из бюджета, но не в полном объеме, а  в объеме тех средств, которых  недостаточно для покрытия затрат. Объем этих дотаций определяется исходя из реальной разницы доходов  и затрат, возникающих на конец  текущего финансового года.

Финансирование капиталовложений - это предоставление денежных средств  на создание новых, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение действующих  основных фондов производственного  и непроизводственного назначения. Как метод бюджетного финансирования широко используется в различных  отраслях народного хозяйства. При  финансировании капиталовложений средства выделяются на ограниченный круг объектов, вошедший в специальный перечень строек, утвержденных Правительством РФ. Именно правительство определяет приоритетные направления, для которых  необходима государственная поддержка  за счет средств федерального бюджета. Эти средства могут предоставляться  на безвозвратной и возвратной основах.

Для открытия финансирования на безвозвратной основе государственные  заказчики предоставляют Министерству финансов РФ выписки из утвержденного  перечня строек и объектов с указанием  объемов капиталовложений и государственные  контракты (договоры подряда) на сооружение объектов для федеральных нужд. Открытие финансирования государственным заказчикам производится Минфином РФ путем перечисления средств после утверждения объемов  централизованных капиталовложений и  перечня строек для федеральных  нужд. В свою очередь, государственные  заказчики перечисляют средства федерального бюджета непосредственно  заказчикам (застройщикам) в пределах выделенных сумм.

Начиная с 1997 г. Правительство  РФ выделяет средства из федерального бюджета на безвозмездной основе для строительства, реконструкции  и технического перевооружения негосударственным  предприятиям только при условии  оформления этой части средств в  качестве доли государственной собственности.

Существуют два канала финансового обеспечения - ведомственно-корпоративный  и территориальный.

Ведомственно-корпоративный  принцип обеспечения финансовыми  ресурсами используется для наделения  средствами предприятий в рамках решаемых ими производственных задач  и для обеспечения их работников необходимым объемом социально-бытовых  услуг.

В соответствии с территориальным  принципом средства на социально-бытовую  инфраструктуру выделяются территориальным  органам власти для развития административно-территориальных единиц, обеспечения их жителей услугами предприятий и учреждений социально-бытовой инфраструктуры.

В широком смысле расходы  бюджетных средств есть система  распределения имеющихся в распоряжении государства доходов этого государства. Такое предоставление бюджетных  средств может осуществляться только строго юридически установленным способом:

- в виде ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

- в виде средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам (в рамках поставок для государственных или муниципальных нужд);

- в виде различных по своим целям трансфертов, включающих в себя ассигнования на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством РФ, законодательством субъектов РФ, правовыми актами предоставленных органами местного самоуправления;

- в виде ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, предоставляемых на другие уровни власти;

- в виде ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов и уменьшению бюджетных доходов;

- в виде бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

- в виде субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

- в виде инвестиций  в уставный капитал действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

- в виде бюджетных ссуд, дотаций, субвенций и субсидий бюджетам других уровней бюджетной системы РФ, государственным внебюджетным фондам;

- в виде кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований; реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

- осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти.

- в виде кредитов иностранным государствам;

- ценных бумаг.

Рассмотрим подробнее некоторые формы бюджетного финансирования.

Трансферты - бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению - пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством  Российской Федерации, законодательством  субъектов Российской Федерации, правовыми  актами органов местного самоуправления.

Бюджетные ассигнования - это  бюджетные средства, выделяемые в  соответствии с бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных  средств. Они могут предоставляться  на:

- содержание бюджетных  учреждений;

- оплату товаров, работ  и услуг, выполняемых физическими  и юридическими лицами по государственным  или муниципальным контрактам;

Субвенция - это бюджетные  средства, предоставляемые бюджету  другого уровня бюджетной системы  Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной  основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия - это бюджетные  средства, предоставляемые бюджету  другого уровня бюджетной системы  Российской Федерации, физическому  или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Возврату в соответствующий  бюджет подлежат субсидии и субвенции  в случаях их нецелевого использования  в сроки, устанавливаемые уполномоченными  органами исполнительной власти, а  также в случаях их неиспользования  в установленные сроки.

Информация о работе Бюджетное финансирование