Анализ инвестиционного потенциала Волгоградской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 23:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ инвестиционного потенциала Волгоградской области, задачами – изучение социально-экономических показателей области, результатов инвестиционной деятельности за 2011 год, рейтинга области по России, анализ составляющих инвестиционный потенциал и предложение возможных путей повышения инвестиционного потенциала.

Файлы: 1 файл

СГиМУ курсовик.docx

— 212.00 Кб (Скачать файл)

По мнению Минэкономразвития, общий рост инвестиций в 2010-2012 годах  прогнозируется темпами около 10% в  год. В 2010 году рост инвестиций составил 11%, благодаря направлению на инвестиции части средств, оставляемых у  предприятий в результате осуществления  налоговых новаций с 2010 года. Кроме  того, решение о реализации стратегий  отраслей и участия государства  в их финансировании явится сигналом для частных инвесторов и положительно повлияет на инвестиционный климат, что  в свою очередь будет способствовать приросту как отечественных, так  и прямых инвестиций, отмечается в  документе.

Присвоение России инвестиционного  рейтинга тремя ведущими рейтинговыми агентствами (Россия по итогам 2009 года заняла 15 место по размеру принимаемых  прямых инвестиций и 16 место по вложению капитала за рубеж) является мощным стимулом для прихода в страну наиболее консервативных инвестиционных фондов с портфельными инвестициями, - отмечается в основных направлениях развития. – Ожидаемое вступление России в  ВТО должно оказать значительное позитивное влияние уже на стратегических, а не портфельных инвесторов и  увеличить приток прямых инвестиций.

 Минэкономразвития ожидал  основного притока прямых инвестиций  в 2010 и 2011 годах, благодаря которым  уровень инвестиций относительно  ВВП может повыситься с 1,6% в  2008 году, до примерно 2,5% ВВП в 2012 году. При этом критически отмечают  разработчики документа, несмотря  на увеличение прямых инвестиций  в долларовом выражении за  четыре года более чем вдвое,  их относительный уровень по-прежнему  значительно уступает параметрам  стран Восточной Европы и Юго-Восточной  Азии. В I полугодии 2010г. в экономику  России поступило 23,4 млрд. долларов  иностранных инвестиций, что на 41,9% больше, чем в I полугодии 2009 года.

Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих  случаях инвестор желает получить прибыль  за счет владения акциями доходной компании. Однако при осуществлении  портфельных инвестиций инвестор заинтересован  не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход  за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный  инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство  предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия – самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться  либо на российском потребительском  рынке (пример ресторанов Макдоналдс), либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую авиационно-космическую  промышленность). России необходимо прилагать  все усилия к привлечению обоих  видов инвестиций, ибо каждая из них способствует будущему увеличению производительной мощи экономики.

Иностранный капитал может  иметь доступ во все сферы экономики (за исключением тех, которые находятся  в государственной монополии) без  ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией  национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и  т.п.), телекоммуникационную и спутниковую  связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в частности США. В перечисленных  отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям  формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя  государственного долга, привлечение  их было бы оправданным, во-первых, с  точки зрения соблюдения национальных интересов и, во-вторых – быстрая  окупаемость капиталовложений в  названные сферы.

Однако для этого необходимо создать эффективную систему  управления использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный капитал  в форме предприятий со 100-процентным иностранным участием целесообразно  привлекать в производство и переработку  сельскохозяйственной продукции, производство строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры, стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны, и в первую очередь связанных с добычей ресурсов.

Федеральным законом «Об  иностранных инвестициях в Российской Федерации» установлен приоритетный инвестиционный проект, суммарный объем иностранных  инвестиций, в который составляет не менее 1 млрд. руб. (не менее эквивалентной  суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка РФ на день вступления в силу федерального закона), или инвестиционный проект, в котором  минимальная доля (вклад) иностранных  инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации  с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн. руб. (не менее эквивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Центрального банка Российской Федерации)[10].

Проанализируем далее, из каких государств преимущественно привлекаются иностранные инвестиции в Российскую экономику, инвесторы каких государств предпочитают использовать благоприятные условия инвестирования в России.

В 2010 г. в России были зарегистрированы иностранные инвестиции из 108 стран  мира. Основными инвесторами капитала в экономику России являются промышленно  развитые страны, среди которых доминируют немецкие, американские и западноевропейские компании. Основные страны-инвесторы  в I полугодии 2010г. – Великобритания, Нидерланды, Кипр, Франция, Люксембург, Германия, Швейцария, Индия, США. На долю этих стран приходится 83,6% от общего объема иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых – 84,7% от общего объема накопленных прямых иностранных инвестицийПо состоянию на конец июня 2010г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 128,0 млрд. долларов США, что на 40,9% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) – 50,1% (на конец июня 2009г. – 52,1%), доля прямых инвестиций составила 48,1% (46,1%), доля портфельных не изменилась и составила 1,8.

Как показывает мировой опыт, привлечение зарубежных инвестиций положительно влияет на экономику принимающих  стран. Рациональное использование  зарубежных капиталовложений способствует развитию производства, передаче передовых  технологий, созданию новых рабочих  мест, росту производительности труда, повышению конкурентоспособности  продукции на мировом рынке, развитию отсталых регионов и др.

Несмотря на относительно устойчивую тенденцию роста, удельный вес иностранных инвестиций в  общем объеме внутренних долгосрочных капиталовложений в российскую экономику  остается незначительным. Доля продукции, выпускаемой на предприятиях с участием иностранного капитала, в общем объеме промышленного производства России возросла лишь с 3% в 2007 г. до 15% в 2010 г

Приведенные данные наглядно свидетельствуют о довольно незначительной доле иностранного капитала в российской экономике в целом и во внешнеэкономической  сфере в частности. В РФ экономический  и инвестиционный рост происходит весьма неравномерно в региональном разрезе. Неравномерное распределение инвестиций в основной капитал между регионами  России отражает исторические реалии советского периода и тенденции  постсоветского развития. Субъекты Федерации  значительно различаются по отраслевой и воспроизводственной структуре  инвестиций, видам инвестируемых  основных фондов, источникам инвестиций и т.д.

Среди субъектов России по инвестиционной активности заметно  выделяется небольшая ведущая группа регионов (табл. 2), в которых сконцентрировано более 60% всех инвестиций в основной капитал России; они лидируют также  по величине капиталовложений на душу населения. Данный кластер финансово  сильных регионов с крупной промышленностью, взявших курс на формирование экономических  реформ, характеризуется также высокими показателями затрат на технологические  инновации.

Такой высокий уровень  концентрации инвестиций в небольшой  группе субъектов Федерации означает, что большинстве остальных регионов инвестиционная ситуация складывается хуже. Наименьшие объемы инвестиций привлекают регионы с низким уровнем экономического развития – преимущественно аграрно-индустриальные республики Северного Кавказа и  национальные образования Сибири и  Дальнего Востока, в которых незначительна  роль добывающей промышленности.

 

Таблица 2. Ведущие  по объему инвестиций в основной капитал  российские регионы, 2006-2010 гг.

Субъект федерации

В фактически действовавших  ценах; млн. руб.

2006

2007

2008

2009

2010

г. Москва

269588

358531

456025

555784

700572

ХМАО – Югра

163212

192205

223318

298428

377844

Московская область

105176

154969

181260

225033

372018

г. Санкт-Петербург

111678

117762

156854

177994

296699

ЯНАО

165420

164647

141234

172191

269525

Краснодарский край

78041

96438

113917

148821

224893

Республика Татарстан

70302

99552

139361

158937

210064

Свердловская область

53700

75901

91019

133775

187660

Республика Башкортостан

54777

67421

84471

104108

148002

Ленинградская область

49704

68561

82859

122592

128260

Самарская область

46458

60491

67206

82622

126735


Продолжение таблицы 2.

Ростовская область

39376

52124

60145

90619

126259

Челябинская область

36663

59004

72848

83388

122667

Красноярский край

37199

49089

71388

89568

118002

Пермский край

39679

50973

56800

73044

101813


 

Заметно различаются российские регионы и по источникам финансирования инвестиций. В относительно благополучных в экономическом отношении регионах с развитой промышленностью и значительным количеством успешно работающих компаний более высока доля собственных средств в инвестировании (Татарстан, Пермский край и Самарская область, Ханты-Мансийский АО и др.). В Москве велика доля бюджетного финансирования, то есть поддержка инвестирования из столичного бюджета. Для Санкт-Петербурга, где хорошо развита финансово-кредитная инфраструктура, характерна большая доля в источниках инвестирования заемных средств. Роль заемных средств также высока в экспортно-ориентированных регионах (Астраханской, Белгородской, Сахалинской, Томской областях, Ямало-Ненецком АО), предприятиям которых банки и иные кредитные организации предоставляют кредиты, так как они обеспечены и, как правило, возвращают в срок. Наиболее высока доля бюджетных источников финансирования капиталовложений в слаборазвитых регионах, так как они малопривлекательны для частных инвесторов. Наибольшее число высокодотационных регионов входит с состав Южного (7), Сибирского (8) и Дальневосточного (5) федеральных округов (рис.3). В период 1995-1997 гг. целый ряд отечественных ученых коллективов сумел создать основательные оригинальные методики оценки различных аспектов инвестиционного климата в регионах России. К числу наиболее заметных разработок того времени, сформулировавших впоследствии основные научные подходы к проведению межрегиональных инвестиционных сопоставлений в РФ относится «Рейтинг инвестиционной привлекательности регионов России», ежегодно (начиная с 1996г.) выполняемый Эксперт –РА.

По результатам данного  рейтинга, важнейшей особенностью в 2008 году является новое перераспределение  рисков между региональным и федеральным  уровнем, связанное с изменением политической ситуации в стране. Завершены  политическая и административная реформы  – в регионах практически не осталось глав, избранных всеобщим голосованием. Муниципальная власть стала намного  более зависима от региональных властей  в силу слабости их собственной экономической  базы, постоянного бюджетного дефицита и недостаточной квалификации муниципальных  служащих[12].

 

 

 

Рисунок 3. Структура инвестиций в основной капитал по источникам финансирования в федеральных округах (в % от общего объема инвестиций в основной капитал) за 2009 год.

 

Новое перераспределение  рисков делает российские регионы в  целом более привлекательными для  инвесторов, но может негативно повлиять на международный рейтинг страны в целом.

Информация о работе Анализ инвестиционного потенциала Волгоградской области