Анализ инвестиционного потенциала Волгоградской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 23:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ инвестиционного потенциала Волгоградской области, задачами – изучение социально-экономических показателей области, результатов инвестиционной деятельности за 2011 год, рейтинга области по России, анализ составляющих инвестиционный потенциал и предложение возможных путей повышения инвестиционного потенциала.

Файлы: 1 файл

СГиМУ курсовик.docx

— 212.00 Кб (Скачать файл)
  • политический, зависящий от устойчивости (неустойчивости) региональной власти и политической поляризации населения;
  • экономический, связанный с динамикой экономических процессов в регионе; социальный, характеризующийся уровнем социальной напряженности;
  • криминальный, определяемый уровнем преступности в регионе с учетом тяжести преступлений;
  • экологический, рассчитываемый как интегральный уровень загрязнения окружающей среды;
  • финансовый, отражающий напряженность регионального бюджета и совокупные финансовые результаты деятельности предприятий региона;
  • законодательный, характеризующий совокупность правовых норм, регулирующих экономические отношения на территории (местные налоги, льготы, ограничения и т.п.).

В качестве основных методологических принципов оценки инвестиционного потенциала региона следующие:

- во-первых, необходимым условием  осуществления инвестиционной деятельности  следует считать максимальную  ликвидность активов, используемых  в качестве инвестиций, т. е.  любые активы постольку можно  считать инвестиционными ресурсами,  поскольку они имеют финансовое  обеспечение;

- во-вторых, нарушение тождественности  потоков финансовых и материальных  активов (сбережений и капитальных  вложений) обусловливает снижение  возможности осуществления инвестиций  экономическими агентами и, следовательно,  может служить критерием эффективности  организации инвестиционного процесса. Для решения задачи оценки  инвестиционного потенциала региона  в контексте данного подхода  необходимым условием является  четкое определение терминологического  аппарата. Исходя из вышеизложенного,  под инвестиционным потенциалом  региона предлагается понимать  совокупность объективных предпосылок  для осуществления инвестиционной  деятельности, зависящую прежде всего от обеспеченности региона инвестиционными ресурсами, а также учитывающую эффективность системы их аккумуляции, распределения и использования, т. е. уровень организации инвестиционной сферы региона как системы.

 

1.3. Государственное регулирование  инвестиционных процессов.

 

Государство и в рыночной экономике, являясь хозяйствующим  субъектом, выполняет чисто управленческие функции в отношении принадлежащей  ему собственности. В связи с  тем что в России экономика является многоукладной и государственный сектор является неотъемлемой частью всей национальной экономики, употребление понятия "регулирование" при исследовании вопроса соотношения государства и экономики не охватывает и не объясняет полностью роли государства в экономических процессах.

При рыночных отношениях, даже в случае полного разгосударствления, экономика не может функционировать  должным образом без определенного  вмешательства государства и  его законодательства - частного права. Частное право - это право, созданное  государством и поддерживаемое им. Как и любая отрасль права, частное право опирается на государство  и без его поддержки не может  функционировать и, в частности, не может обойтись без государственного принуждения. В гражданском праве  России немало мер, которые используются в принудительном порядке. К примеру, деятельность арбитражных судов  и судов общей юрисдикции по гражданским  делам состоит в том, чтобы  от имени государства санкционировать  использование и применение государственного принуждения, обеспечивающего реализацию гражданско-правовых норм, регулирующих деятельность в сфере экономики.

Формы и методы государственного регулирования инвестиционной деятельности были отражены в ст. 10 Закона об инвестиционной деятельности. Регулирование инвестиционной деятельности формулируется в нем следующим образом: проведение инвестиционной политики, направленной на социально-экономическое и научно-техническое развитие РСФСР, обеспечивается государственными органами РСФСР, республик в составе РСФСР, местными Советами народных депутатов в пределах их компетенции. Таким образом, инвестиционная политика государства должна быть направлена на улучшение благосостояния общества, подъем производства, поддержание и развитие научной деятельности, образование и медицинское обслуживание населения.

Инвестиционный процесс  реализуется в форме:

- государственных инвестиционных  программ (инвестирование государством  средств в отрасли промышленности, науки, образования и т.д.);

- прямого управления государственными  инвестициями;

- введения системы налогов  с дифференцированием налоговых  ставок и льгот. Для привлечения  в экономику страны частных  и иностранных инвестиций необходимо  введение для них льготных  ставок налогов и таможенных  пошлин;

- предоставления финансовой  помощи в виде дотаций, субсидий, субвенций, бюджетных ссуд на  развитие отдельных территорий, отраслей, производств. Такие средства  должны предоставляться не только  государственным предприятиям, но  и частным производителям товаров  и услуг, а также сфере образования,  малому и среднему бизнесу.  Таким образом, можно привлечь  частный капитал в экономику  государства, создать здоровую  конкуренцию на рынке товаров  и услуг и тем самым повысить  их качество;

- проведения финансовой  и кредитной политики, политики  ценообразования (в том числе  выпуска в обращение ценных  бумаг), амортизационной политики[5].

Для регулирования деятельности инвесторов на территории Российской Федерации государство использует следующие методы.

1. Контроль за соблюдением государственных норм и стандартов, а также за соблюдением правил обязательной сертификации, т.е. согласно Закону об инвестиционной деятельности субъекты инвестиционной деятельности обязаны соблюдать нормы и стандарты, установленные национальным законодательством. Если инвестиционная деятельность требует получения государственного сертификата на ее осуществление, государство контролирует получение такого сертификата.

2. Антимонопольные меры, приватизацию объектов государственной  собственности, в том числе  объектов незавершенного строительства.  Таким образом, для инвестирования  того или иного направления  экономики государство создает  равные условия для всех участников  инвестиционной деятельности, не  допускает монополизации отдельных  участков экономики одним инвестором  или их группой. В отдельных  случаях должен происходить конкурсный  отбор инвестора (объявляться  тендер) на инвестирование того  или иного сектора экономики.

3. Экспертизу инвестиционных  проектов, т.е. оценку экономической  и иной целесообразности инвестиций  в данный проект, отрасль или  инвестиционную программу.

Законом об инвестиционной деятельности в форме капитальных  вложений установлены также следующие  формы и методы регулирования  инвестиционной деятельности:

1) создание в муниципальных  образованиях благоприятных условий  для развития инвестиционной  деятельности, осуществляемой в  форме капитальных вложений, путем:

- установления субъектам  инвестиционной деятельности льгот  по уплате местных налогов;

- защиты интересов инвесторов;

- предоставления субъектам  инвестиционной деятельности не  противоречащих законодательству  РФ льготных условий пользования  землей и другими природными  ресурсами, находящимися в муниципальной  собственности;

- расширения использования  средств населения и иных внебюджетных  источников финансирования жилищного  строительства и строительства  объектов социально-культурного  назначения;

- прямого участия органов  местного самоуправления в инвестиционной  деятельности, осуществляемой в  форме капитальных вложений, путем:

разработки, утверждения  и финансирования инвестиционных проектов, осуществляемых муниципальными образованиями;

размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов. Размещение указанных средств  осуществляется на возвратной и срочной  основах с уплатой процентов  за пользование ими в размерах, определяемых нормативными правовыми  актами о местных бюджетах, либо на условиях закрепления в муниципальной собственности соответствующей части акций создаваемого акционерного общества, которые реализуются через определенный срок на рынке ценных бумаг с направлением выручки от реализации в доходы местных бюджетов. Порядок размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов для финансирования инвестиционных проектов утверждается представительным органом местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ;

- выпуска муниципальных  займов в соответствии с законодательством  Российской Федерации;

- вовлечения в инвестиционный  процесс временно приостановленных  и законсервированных строек  и объектов, находящихся в муниципальной  собственности;

2) органы местного самоуправления  предоставляют на конкурсной  основе муниципальные гарантии  по инвестиционным проектам за  счет средств местных бюджетов. Порядок предоставления муниципальных  гарантий за счет средств местных  бюджетов утверждается представительным  органом местного самоуправления  в соответствии с законодательством  РФ;

3) расходы на финансирование  инвестиционной деятельности, осуществляемой  в форме капитальных вложений  органами местного самоуправления, предусматриваются местными бюджетами.  Контроль за целевым и эффективным  использованием средств местных  бюджетов, направляемых на капитальные  вложения, осуществляют органы, уполномоченные  представительными органами местного  самоуправления;

4) в случае участия  органов местного самоуправления  в финансировании инвестиционных  проектов, осуществляемых Российской  Федерацией и субъектами РФ, разработка  и утверждение этих инвестиционных  проектов осуществляются по согласованию  с органами местного самоуправления;

5) при осуществлении инвестиционной  деятельности органы местного  самоуправления вправе взаимодействовать  с органами местного самоуправления  других муниципальных образований,  в том числе путем объединения  собственных и привлеченных средств  на основании договора между  ними и в соответствии с  законодательством РФ;

6) регулирование органами  местного самоуправления инвестиционной  деятельности, осуществляемой в  форме капитальных вложений, может  производиться с использованием  иных форм и методов в соответствии  с законодательством РФ[4].

Государство воздействует на инвестиционные отношения посредством  экономических и административных методов, в основе которых находится механизм гарантирования инвестиций. Основу правового регулирования инвестиционных отношений составляют государственные гарантии прав инвесторов, которые призваны обеспечить надлежащую защиту инвестиций в случае нарушения интересов собственников в ходе осуществления инвестиционной деятельности. При этом государство, как правило, гарантирует прежде всего стабильность прав, что очень важно при долгосрочных инвестициях.

Согласно нормам действующего инвестиционного законодательства РФ осуществление инвестиционной деятельности может быть приостановлено лишь в  случае стихийных бедствий, признания  инвестора банкротом, чрезвычайного  положения и экологических нарушений.

Для того чтобы установить значение понятия "государственные  гарантии в инвестиционном праве", необходимо иметь в виду, что они  являются разновидностью социальных гарантий. Под таковыми подразумеваются материальные и юридические средства, обеспечивающие реализацию социально-экономических  прав членов общества. Следовательно, юридические гарантии инвестиций - правовые средства, обеспечивающие реализацию прав инвесторов.

Что же такое гарантия? Под  этим термином в литературе подразумевается  условие, обеспечивающее реальность вероятного явления. Поскольку гарантия есть результат  гарантирования, т.е. определенной направленной человеческой деятельности, постольку  гарантия есть социальное условие - явление  или процесса.

Гарантия - это социально  необходимое условие реальности вероятного явления, а правовые гарантии - социально необходимые условия, создаваемые правовым регулированием, реальности прав и обязанностей, закрепленных в правовой норме.

Имеется другое мнение по этому  вопросу: под сущностью социальной гарантии понимаются материальные и  юридические средства, обеспечивающие реализацию социально-экономических  прав членов общества. Под материальной основой выступают социальные фонды  государства, часть национального  дохода, направляемая на удовлетворение социально приоритетных потребностей членов общества.

С.М. Братусь отмечает: "Мы полагаем, что употребление термина юридическая (то есть правовая) гарантия применения права затемняет суть дела, прежде всего, умаляет нормативность и, следовательно, обязательность и потенциальную принудительность права". Данная позиция весьма спорна, так как под гарантией подразумеваются социальные условия, содержащие поведенческий фактор, являющийся претворением правовых требований в жизнь.

Информация о работе Анализ инвестиционного потенциала Волгоградской области