Анализ инвестиционного потенциала Волгоградской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 23:50, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ инвестиционного потенциала Волгоградской области, задачами – изучение социально-экономических показателей области, результатов инвестиционной деятельности за 2011 год, рейтинга области по России, анализ составляющих инвестиционный потенциал и предложение возможных путей повышения инвестиционного потенциала.

Файлы: 1 файл

СГиМУ курсовик.docx

— 212.00 Кб (Скачать файл)

- инфраструктурный ранг  не изменил своих позиций;

- природно-ресурсный ранг  также упал с 29 до 34 места, что  говорит об уменьшении меры  обеспеченности запасами природными  ресурсами, причиной чего может  выступать увеличившиеся объемы  добычи полезных ископаемых;

- туристический ранг  показывает положительную тенденцию:  рост с 38 до 36 места: помимо  благоприятного климата и наличия  культурно-исторических памятников, причиной роста служит реализованные  проекты: лыжный комплекс, тренировочная  база по пейнтболу, база экологического туризма в в Волго-Ахтубинской пойме, туристический комплекс «Казачий городок» и другие.

Проанализировав составляющие инвестиционного  потенциала, делаю вывод, что:

- исследуемому  региону необходимо поддерживать  благоприятную динамику роста  некоторых составляющих рангов;

- также   органам власти субъекта нужно  особое внимание уделить тем  составляющим, которые дают отрицательный  рост, чтобы в дальнейшем позволить  области занять наиболее высокий  ранг в общероссийском рейтинге;

- при  разработке мероприятий по повышению  инвестиционной привлекательности,  должен иметь место учет наиболее  перспективных направлений развития  инвестиционной деятельности, чтобы  наиболее полно раскрыть потенциал  области. Таковыми направлениями,  по моему мнению, являются:

  • АПК: животноводство (в том числе: свиноводство, птицеводство); овощеводство (в том числе: бахчевые); перерабатывающие производства;
  • промышленность (металлопереработка, нефтепереработка, химическое производство, машиностроение);
  • строительная индустрия (строительство жилья, производство строительных материалов);
  • реализация инфраструктурных проектов (инфраструктурное обустройство «площадок» для производственных объектов на периферии);
  • развитие инновационной деятельности (формирование конкурентоспособных кластеров);
  • туристическая сфера (Волгоградская область имеет богатое историко-культурное наследие)

Хотелось бы особо выделить тот  факт, что наиболее перспективными в ближайшее время будут строительная  индустрия и туризм.  Это можно  объяснить тем, что приближается 2018 год, в котором, как мы знаем, Российская Федерация будет страной-организатором  чемпионата мира по футболу. Исходя из данной ситуации, разумнее было бы сделать  инвестиционный акцент  двух выше указанных  направлениях: имеются достаточные  мощности и площади для постройки  стадиона, также на руку правительству  сыграет достаточно благоприятный  климат и относительная удаленность  от «горячих точек» (этот факт может  привести к меньшим рискам инвесторов); также плюсом является историко-культурное наследие: организация различных  экскурсий, постройка различных  баз отдыха и отелей позволит организовать не только досуг  болельщикам, но и  разместить большее количество гостей и, соответственно, футбольных команд.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОГО  ПОТЕНЦИАЛА ВОЛГОГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ.

 

    1. Проблемы, сдерживающие рост инвестиционного потенциала.

 

Неустойчивые тенденции развития инвестиционной сферы в экономике  Волгоградской области и имеющие  место противоречия по вопросам несовершенства форм управления инвестиционной деятельности - все это говорит о необходимости  принятия комплексных мер по оптимизации  инвестиционного климата области  со стороны органов государственной  власти.

Волгоградская область по своему инвестиционному  имиджу находится во второй десятке  наиболее привлекательных для крупных  и средних отечественных и  зарубежных инвесторов: это один из наиболее динамично развивающихся  регионов Поволжья. Область располагает крупным научным и производственным потенциалом, многоотраслевой промышленностью, разветвленной инфраструктурой и транспортными коммуникациями.

На территории области сосредоточено  большое количество полезных ископаемых, добываются: нефть, природный газ, бишофит, фосфорит, строительный песок, минеральные воды - более 280 месторождений.

На  территории области расположены  ведущие предприятия российской химической и нефтехимической промышленности, топливно-энергетического комплекса; производство строительных материалов, черной и цветной металлургии, машиностроения и приборостроения, легкой промышленности, строительной индустрии, пищевой и  перерабатывающей промышленности. Волгоградская область представляет собой природно-производственный комплекс, обладающий признаками самодостаточности, где сложился профессионально-кадровый потенциал, имеются перспективные инвестиционные проекты, накоплен достаточно мощный интеллектуальный потенциал. Все это является необходимыми предпосылками для стабилизации экономического положения предприятий, отраслей и сфер хозяйствования, создания производственной инфраструктуры, качественного повышения благосостояния основной массы населения.

В настоящее время  активно ведется работа по обновлению нормативно-законодательной базы регулирующей инвестиционную деятельность в Волгоградской  области. В работе участвуют, не только представители органов государственной  власти и регионального управления, но и ведущие консалтинговые группы региона. Это позволит в необходимой мере учесть интересы всех слоев и инвесторов, и производственников. Пересмотр основополагающих механизмов, приоритетных направлений и разработка мер, адекватных современной экономической ситуации позволит максимально адаптироваться к реальной экономической ситуации.

Основная проблема, которая  тормозит инвестиционное развитие региона - это неготовность и нежелание  отдельных предприятий и отраслей к серьезным внешним заимствованиям. Это, во-первых, обусловлено отсутствием  серьезным маркетинговых и консалтинговых проработок у субъектов инвестиционной деятельности. Также имеет место  недоверие и у ведущих менеджеров предприятия, которые имели негативный опыт работы с мало предсказуемой  кредитной политикой типа "предприятие - банк".  Во-вторых, наши отечественные  предприятия, располагают оборудованием, на котором возможно производить  продукцию, к сожалению, не конкурентоспособную  и рынок сбыта ограничен рамками России. В-третьих, есть серьезные претензии и к подготовке специалистов по инвестиционному проектированию на местах. Однако экономисты при Администрации Волгоградской области проводят консультации и оказывают реальную помощь при составлении и оформлении инвестиционных проектов. Реально к данной работе привлекаются и частные консультационные группы. Сейчас, например, уже имеется ценный опыт специалистов Администрации Волгоградской области при поддержке Волгоградской торгово-промышленной палаты по разработке каталога "Инвестиционные предложения Волгоградской области", а также "Закона об инвестиционной деятельности в Волгоградской области" при сотрудничестве с НК "Кулагин и Партнеры" При непосредственном участии Волгоградской областной Администрации в рамках федеральных целевых программ ведется строительство опытных химических заводов АООТ "Каустик", производство экологически чистого кормового белка из отходов зернопроизводства АООТ "Волгобиосинтез"; осуществляется реконструкция производства хладонов на АООТ "Каустик" и ОАО "Химпром". Ведется работа по созданию зоны экономического развития на территории ОАО "Волгоградский Завод ЖБИ-1". Кроме прочего в структуре областного бюджета предусмотрена статья "бюджет развития области", направленная на финансирование успешно работающих предприятий Волгоградской области. Средства данной статьи распределяются на конкурсной основе на условиях срочности, возвратности и платности. Это, безусловно, очень важно.

В настоящее время областные  структуры осуществляют программные  мероприятия к созданию благоприятных  условий для активизации инвестиционной деятельности в области. Для внедрения  данной программы необходимо решить некоторые задачи. Наиболее важная из них - это оценка уровня инвестиционной привлекательности региона на базе соотношения рисковых факторов финансовых вложений инвестиционного потенциала области. Для этого необходима комплексная система мер по оказанию целевой, реальной помощи субъектам инвестиционной деятельности.

Риск вложения инвестиций, как частных, так и государственных, по области экономического региона  определен в соответствии с экспертными  оценками российских рейтинговых агентств по данным "Эксперта" (учитывается  также: экономические; социальные; экологические; криминогенные; законодательные риски, оказывающие влияние на возможную степень отклонения итоговых результатов процесса инвестирования от проекта).

 

 

 

Таблица 3.Соотношение показателей инвестиционного потенциала и уровня риска по областям.

 

 

На основе результатов  можно сделать заключение, что  Волгоградская область характеризуется  высоким инвестиционным потенциалом  и умеренным экономическим риском. Это признак высокого уровня инвестиционной привлекательности[14].

Соотношение показатели инвестиционного  потенциала и уровня риска по областям представлены нами в нижеследующей  таблице: Область/регион

Место по потенциалу (с max)

Место по уровню риска (с  min)

Астраханская область 

7

2

Волгоградская область 

3-4

7

Калмыкия 

8

8

Пензенская область 

5-6

6

Самарская область 

3-4

3

Саратовская область 

1-2

5

Татарстан

1-2

1

Ульяновская область 

5-6

4




 

    1. Способы повышения инвестиционного потенциала.

 

В Волгоградской области  весьма развитая экономическая основа для осуществления масштабных инвестиционных преобразований. Однако по ряду объективных  и субъективных причин область отстает  по показателям, характеризующим приток инвестиционного капитала. Поэтому  необходимо серьезное совершенствование  форм и методов управления инвестиционными  потоками, а также серьезная доработка  инвестиционного законодательства.

В связи с этим необходимо выделить основополагающие задачи по привлечению государственных и  частных отечественных инвесторов, и зарубежных инвесторов, и, следовательно, активизировать инвестиционный процесс:

  • необходима разработка комплексного, полноценного, отрегулируемого и экономически благоприятного "поля" для инвестиционной деятельности: налоговые льготы, гарантии, поддержка инвестиционной активности, как со стороны органов областного управления, так и местных банков, государственное участие в финансировании инвестиционных проектов, разработка и презентация инвестиционных проектов и т. п.;
  • разработка мер по стабилизации и развитию регионального финансового рынка. Для этого на наш взгляд необходимо: Во-первых, повысить ликвидность акций предприятий региона с целью превращения акционерного капитала в источник дополнительных инвестиционных ресурсов в производство; Во-вторых, комплексная программа действий по подготовке эмиссии региональных и муниципальных займов, прежде всего на основе пакета инвестиционных проектов;
  • разработка и реализация целенаправленной политики в отношении предприятий в "предбанкротном" состоянии имеющих задолженность перед бюджетом всех уровней особенно в областной и местный. Главной целью подобной политики является предотвращение остановки хозяйственной деятельности данного предприятия за счет их реструктуризации и финансового оздоровления через модернизацию и выпуск продукции, востребованной на зарубежном и отечественном рынках;
  • подготовка реестра и формирование эффективных систем управления всеми объектами на территории области находящихся в Федеральной собственности и в собственности субъекта Федерации. Цель - мобилизация налогового потенциала. Аналогичный комплекс мер может быть реализован и в отношении природных богатств области, где предстоит четко обозначить границы и режимы использования природных объектов, находящихся в Федеральной, областной и муниципальной собственности;
  • выпуск региональных облигационных займов под жилищное и иное строительство. Это позволит создать региональный рынок ценных бумаг для финансирования нового жилья, газификации и решения прочих жизненно важных проблем региона.

Для увеличения  инвестиционного  потенциала в целом, на мой взгляд, необходимо повышать ранги, составляющие его.

Так путем повышения:

  • трудового ранга может выступать поддержка органами власти области сокращение уровня безработицы: предоставление новых рабочих мест, улучшение качества труда, также поддерживать рост экономически активного населения,  целесообразным будет осуществление контроля за уровнем миграции, чтобы не допустить не только застоя, но и ухудшения ситуации; также необходим контроль за численностью наиболее востребованных специалистов,
  • потребительского ранга является, по меньшей мере, удержание равновесия между заработной платой населения и ценами на продукцию, в идеале необходимо стремиться к соразмерному ценам увеличению заработной платы;
  • производственного ранга выступает дальнейшее совершенствование материально-технической базы, отнюдь не излишним будет и внедрение инновационных разработок инструментов промышленного назначения, новых видов сырья (на данный момент в области реализуются соответствующие проекты);
  • финансового ранга видится дальнейшее увеличение доли размещенных  средств; что касаемо консолидированного бюджета, то здесь складывается такая ситуация: если в дальнейшем будет иметь место профицит бюджета, то не лишним будет использование данных средств для создания своеобразного «банка гарантий» для инвесторов, или же часть таких средств инвестировать проекты, привлечение финансовых организаций и предоставление условий для размещения головных подразделений;
  • институционального ранга может выступить поддержка малого и среднего бизнеса, снижение налоговой ставки на прибыль, открытие бизнес-инкубаторов, обеспечение потребностей бизнеса и природных ресурсах, упрощение процедуры доступа бизнеса к инфраструктуре: снижение тарифов на услуги ЖКХ;
  • инновационного ранга  - формирование кластеров, что позволит на территории региона  решать не только отраслевые задачи, но и способствует  распределению точек роста по территории региона, и тем самым обеспечивает равномерность и сбалансированность пространственного развития. Формирование кластерной структуры экономики и создание системы ее развития являются шагом на пути становления современной инновационной экономики;
  • инфраструктурного ранга - осуществление системного градостроительного проектирования. Ряд проблем, препятствующих качественной разработке документов градостроительного проектирования и применению их решений органами местного самоуправления, позволяет преодолеть разработка комплексного проекта управления градостроительным развитием территории региона. Единовременная разработка   проекта позволит исключить противоречия между решениями стратегического социально-экономического планирования и градостроительного проектирования на территории, существенно сократить время подготовки всех необходимых для управления инфраструктурным потенциалом градостроительных документов, оперативно осуществлять текущее управление градостроительным развитием территории;
  • природно-ресурсного – внедрение новых технологий, позволяющих проводить более тщательную очистку руд, углеводородов и др., позволив, сократить  размеры добычи ископаемых; поддержка экспортно-импортных отношений для поставки недостающего сырья, разработка новых способов очистки окружающей среды, возможное ужесточение законодательства в сфере экологических «преступлений»,

Информация о работе Анализ инвестиционного потенциала Волгоградской области