Анализ инвестиционного климата современной Республики Армения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 23:48, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение и рассмотрение инвестиционного климата Республики Армения, о проблемах в этой области и методах их решения, также будут рассмотрены иностранные инвестиции и пути их привлечения в экономику Армении. Для достижения цели определены следующие задачи:
Дать общую актуальную характеристику инвестиционной ситуации в Республике Армения;
Определить роль иностранных инвестиций как фактора экономического развития Армении;
Провести анализ качественный и количественный анализ инвестиционного климата РА;
Сформулировать практические рекомендации по улучшению инвестиционного климата Армении;

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………..…3
Глава 1. Глава 1. Инвестиции и инвестиционный климат……………………...5
Понятие инвестиций и их классификация………………………………..5
Понятие инвестиционного климата и его составляющих…………….....9
Глава 2. Инвестиционная ситуация в Республике Армения……….…………13
Качественная оценка инвестиционного климата в Республике Армения………………………………………………………………..……………….14
Количественная оценка инвестиционного климата Республики Армения……………………………………………………..………………………….16
Глава 3. Инвестиционный потенциал Республики Армения…………………18
3.1. Негативные факторы инвестиционного климата в Республики Армения...........................................................................................................................21
3.2. Меры по улучшению инвестиционного климата в Республики Армения………………………………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………..…………….......30
Список использованных источников…………………………………..……….32
Приложения……………………………………………………………………...33

Файлы: 1 файл

Titulnik.docx

— 151.54 Кб (Скачать файл)

 

3.2. Меры по улучшению  инвестиционного климата в Республики  Армения.

Модель рыночного управления в  Республике Армения только начинает складываться, и это представляет собой реальное препятствие для  нормального развития инвестиционного процесса с широким участием иностранного капитала. Таким образом, при характеристике инвестиционного климата в Республике Армения, вероятно, еще достаточно долго придется считаться с существованием значительных различий в условиях инвестирования в зависимости от реальной социально-экономической обстановки в регионах и степени готовности отдельных предприятий – и даже отраслей – к эффективному использованию инвестиционных ресурсов. Не вызывает сомнений, что без создания адекватной правовой базы невозможно создать благоприятный инвестиционный климат. А без этого не может быть обеспечено и прекращение в Республике Армения затяжного инвестиционного кризиса, создание необходимых условий для масштабного притока имеющихся в стране накоплений в реальный сектор экономики, в том числе стимулирование возврата ранее вывезенного капитала. Отмечая отставание в формировании четкой и ясной правовой базы инвестиционной политики в Армении, нельзя отрицать, однако, и тот факт, что в стране в последние годы все же удалось заложить основы федерального инвестиционного законодательства, все более соответствующего мировой практике. Теперь речь идет скорее о преодолении сохраняющейся его незавершенности, недостаточной «прозрачности» и стабильности, слабой координации этой работы между федеральными и региональными органами власти. Зa период 1991–2010 гг. было принято более 60 федеральных законов, указов Президента, постановлений Правительства, не считая других нормативных и правовых актов, имеющих косвенное отношение к формированию инвестиционного климата в стране. Вместе с тем, если проанализировать содержание принятых законов, то можно убедиться, что по ряду аспектов они все-таки нередко не выдерживают сравнения с аналогичными правовыми актами, действующими в зарубежных странах. К тому же в Армении механизмы их применения, как правило, проработаны недостаточно. Зафиксированные в них нормы часто не подкрепляются в должной мере конкретным подзаконными актами, вводимыми в действие после принятия соответствующих законов, а временами даже ослабляются или неправильно интерпретируются в таких актах, что порождает крайне нежелательную путаницу и снижает общую эффективность последующего использования создаваемой правовой базы. В последние годы в Республике Армения было улучшено налоговое законодательство, оно было существенно приближено к зарубежным стандартам. Впервые, в частности, был прописан принцип презумпции невиновности налогоплательщика.

Совершенствование инвестиционного  законодательства Республики Армения  предполагает также существенное обновление и развитие уже действующих законов и других правовых актов, регулирующих валютно-финансовую, внешнеторговую и банковскую сферы, а также вопросы приватизации, антимонопольного и земельного права. Анализ международных соглашений в области инвестиционного сотрудничества позволяет выделить следующие наиболее существенные нормы инвестиционного режима, которые с небольшими модификациями содержатся практически во всех соглашениях:

- предоставление иностранным инвестициям  национального режима (НР) или режима  наибольшего благоприятствования  (РНБ), в зависимости от того, какой  из них является более благоприятным  для иностранного инвестора;

- принятие на себя сторонами  соглашения обязательств по поощрению  и взаимной защите капиталовложений, включая обязательства обеспечивать  иностранным инвестициям полную  защиту и безопасность, не допускать  принятия необоснованных, обязательных  к применению или дискриминационных мер в отношении управления, содержания, пользования, владения или распоряжения инвестициями. В ряде соглашений предусмотрено право инвестора нанимать руководящий управленческий и технический персонал по своему выбору, независимо от гражданства;

- твердое обязательство не прибегать  к национализации и экспроприации инвестиций или иным мерам, равным этому по последствиям, за исключением случаев, когда такие меры принимаются в общественных интересах, в установленном законодательством порядке, не являются дискриминационными и сопровождаются выплатой быстрой, адекватной и эффективной компенсации. При этом обычно фиксируется принцип определения размеров такой компенсации и предусматривается обязательство начислять проценты (на сумму компенсации) с момента экспроприации и до момента выплаты компенсации по коммерческой ставке, устанавливаемой на рыночной основе;

- применение HP или РНБ в отношении  возмещения ущерба инвестициям в результате войны, других вооруженных конфликтов, введения чрезвычайного положения или иных подобных обстоятельств;

- предоставление гарантий беспрепятственного  перевода за рубеж платежей, связанных с капиталовложениями, в свободно конвертируемой валюте по рыночному валютному курсу.

Для понижения возможных отрицательных воздействий политических рисков в Армении необходимо выработать ряд правил по применению страховых мер на частном и правительственном уровне, на внутреннем и межгосударственном уровне. В основе этого процесса лежит, безусловно, создание юридической базы, защищающей права инвесторов.

Как уже были сформулированы предложения по нормативно-правовой базе Армении, и, прежде всего в связи с законом Республики Армения «Об иностранных инвестициях», режим, установленный внутренним законодательством по защите иностранных инвесторов от политических рисков, последними не считается абсолютной гарантией. Государство, по сути, само «дарит» гарантии по отношению к хозяйственной деятельности собственников, и именно само государство (а не третья независимая сторона) контролирует качество предоставляемых гарантий. Более продуктивным методом на межправительственном двухстороннем уровне считается заключение соглашений по защите и стимулированию вкладов.

Еще одним продуктивным методом  сведения к минимуму политических рисков является существование независимых судебных систем.

Таким образом, система страхования от рисков инвестиционной деятельности является важной составляющей частью инвестиционного климата страны, которая создаст благоприятные условия для привлечения иностранных инвестиций в Армению.

Заключение

Приведен анализ политики, осуществляемой в Армении для улучшения инвестиционного климата, привлечения потока иностранного капитала и развития экономики страны. Анализ современной инвестиционной ситуации в Республике Армения свидетельствует, что имеется ряд факторов, препятствующих активизации процесса инвестирования в экономику страны, среди которых необходимо отметить следующие: коррупция и беззаконие, политическая нестабuльность, недоверие к банковской системе и ее неэффективность. В настоящее время политика государства направлена на улучшение инвестиционного климата, что привлечет новые потоки инвестиций.

Привлечение в широких  масштабах национальных и иностранных  инвестиций в армянскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в Республике Армения цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала. А иностранный капитал может привнести в Армению достижения научно-технического прогресса и передовой управленческий опыт. Поэтому включение Армении в мировое хозяйство и привлечение иностранного капитала - необходимое условие построения в стране современного гражданского общества. Привлечение иностранного капитала в материальное производство гораздо выгоднее, чем получение кредитов для покупки необходимых товаров, которые по-прежнему растрачиваются бессистемно и только умножают государственные долги. Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоление спада производства и ухудшения качества жизни граждан Республики Армения. При этом необходимо иметь в виду, что интересы армянского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторов - с другой, непосредственно не совпадают. Армения заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы естественно заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка Армении, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и ... даже ее экологической беспечности.

Поэтому перед этим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Привлекая иностранный капитал, нельзя допускать дискриминации в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к возникновению на месте бывших отечественных производств предприятий с формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение.

Нужно стремиться создать  благоприятный инвестиционный климат не только для иностранных инвесторов, но и для своих собственных. И речь не о том, чтобы найти им средства на осуществление инвестиций. Армянскому частному капиталу также нужны гарантии от принудительных изъятий и произвола властей, система страхования от некоммерческих рисков, а также стабильные условия работы при осуществлении долгосрочных капиталовложений. 

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Бочаров В.В. Инвестиции: Учебник для вузов. 2-е изд. – СПб.: Питер, 2008. – 150-152 с.
  2. Зубченко А. А. Иностранные инвестиции. – М. : Эксмо, 2006.
  3. Кузнецов Б.Т. Инвестиции: Учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. – 45-78 с
  4. Шакарян Т. Н. Стратегия привлечения иностранных инвестций в Республику Армения. – М. :Эксмо, 2008.
  5. Интервью постоянного представителя МВФ в Армении Гиермо Толоса, 2011
  6. http://blog.iese.edu/vcpeindex/armenia/
  7. http://russian.doingbusiness.org/rankings
  8. http://www.vneshmarket.ru/content/document_r_DD892658-22FE-4530-A069-52E85A6B1A97.html
  9. http://www.armstat.am- официальный сайт Национальной Статистической Службы Республики Армения
  10. WEF Global Competitiveness  Report 2010/2011
  11. http://www.express.am- официальный сайт экономической газеты Армении
  12. http://newsarmenia.ru/economy/20110124/42381206.html
  13. http://www. arminfo.info
  14. http://www.armenia-online.ru
  15. http://www.petekamutner.am- официальный сайт Комитета государственных доходов Республики Армения
  16. www.export.by
  17. www.Arka.am
  18. www.vesti.ru- официальный сайт телевизионной программы “Вести”
  19. www.noev-kovcheg.ru- Независимая информационно-аналитическая международная армянская газета

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Таблица 1

Глобальный индекс привлекательности  Республики Армения для инвесторов.

Республика 

Армения

Ранг

2009

Ранг

2011

Ранг

2013

Оценка

2013

Индекс инвестиционной привлекательности

92

92

88

35,8

Экономическая активность

100

107

104

55,2

Глубина рынка капитала

97

95

94

16,3

Налогообложение

102

105

61

84,0

Защита прав инвесторов и  корпоративное управление

 

80

 

74

 

51

 

62,2

Социальная среда

82

86

75

44,1

Культура предпринимательских  возможностей и сделки

 

83

 

65

 

61

 

44,7


 

Рисунок 2. Сравнительная сетевая паутина основных факторов индекса инвестиционной привлекательности.

 

Приложение 2

Рисунок 3. Индекс Doing Business, легкость ведения бизнеса в Армении для инвесторов.

 

Рисунок 4. Сетевая паутина  по методологии Doing Business. 

 

 

Приложение 3

Таблица 2

Основные экономические  показатели Республики Армения.

 

март 2013

по сравнению  с тем же периодом прошлого года (%)

по сравнению  с прошлым периодом (%)

Показатель экономической  активности

-

108.1

114.6

Объем промышленной продукции, млн. дрмов

99722.3

115.4

108.0

Объем валовой продукции  сельского хозяйства, млн. драмов

26140.1

102.4

123.0

Объем строительства, млн. драмов

20750.6

92.7

187.3

Оборот торговли, млн драмов

162585.3

106.1

113.6

Объем услуг, млн. драмов

78791.2

105.7

112.0

Индекс потребительских  цен, %

-

103.4

100.4

Внешнеторговый  оборот, млн. долларов США

444.7

93.4

95.8

Экспорт товаров, млн. долларов США

116.3

102.2

90.4

Импорт товаров, млн. долларов США

328.4

90.6

97.8

Среднемесячная  номинальная заработная плата, драмов

145812.0

104.2

103.6

Информация о работе Анализ инвестиционного климата современной Республики Армения