Инвестиционный климат

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 00:11, реферат

Описание работы

В настоящее время ни одно государство в мире не может успешно
развиваться без интеграции в мировую экономику. Причём прослеживается
прямая пропорциональная зависимость между степенью интеграции в
мировое хозяйство и уровнем развития внутренней экономики. Как правило,
чем более интегрирована страна в мировое экономическое пространство, тем
выше уровень развития её внутренней экономики, и наоборот.

Содержание работы

Введение 3
1. Сущность инвестиционного климата 4
2. Факторы, воздействующие на инвестиционный климат 8
3. Состояние инвестиционного климата в России и пути его стабилизации 17
Заключение 23
Список литературы 24

Файлы: 1 файл

Ин_инв-климат.doc

— 145.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время ни одно государство  в мире не может успешно  
развиваться без интеграции в мировую экономику. Причём прослеживается  
прямая пропорциональная зависимость между степенью интеграции в  
мировое хозяйство и уровнем развития внутренней экономики. Как правило,  
чем более интегрирована страна в мировое экономическое пространство, тем  
выше уровень развития её внутренней экономики, и наоборот. 
В современном мировом хозяйстве внешнеэкономические связи являются  
важным экзогенным фактором, который оказывает значительное влияние на  
динамику и устойчивость развития национальной экономики, формирование  
её структуры, эффективность функционирования.

Для многих стран мира динамичное развитие внешнеэкономических  
связей стало катализатором внутреннего экономического роста. В частности,  
для новых индустриальных стран внешнеэкономические связи явились  
основным структурообразующим фактором в процессе формирования в них  
динамичной модели устойчивого экономического развития. Особую роль играют внешнеэкономические связи в глобальных интеграционных процессах. Для современного этапа развития мировых хозяйственных связей характерны динамизм, либерализация, диверсификация форм и видов внешнеэкономической деятельности. Одной из важных тенденций в развитии мировых хозяйственных  
связей является диверсификация форм сотрудничества.

 

1. Сущность инвестиционного климата

 

В современной экономической науке  существуют два достаточно тесно  связанных между собой понятия  – инвестиционный климат и инвестиционный имидж (репутация). Первое достаточно широко известно, второе в увязке со словом «инвестиционный» распространено значительно меньше.

Инвестиционный  климат представляет собой комплекс объективных условий инвестирования, включающий как экономические, так и политические и социальные компоненты, в том числе природные ресурсы, рабочую силу, законодательство и т. д. Некоторые из этих факторов в значительной мере зависят от действий властей, другие не связаны с ними, например, географическое положение, предпочтения населения, конъюнктура на внешних рынках и ряд других. Главное, что нужно знать о нем, заключается в том, что благоприятный инвестиционный климат часто приводит к притоку иностранных, в том числе и прямых, инвестиций.

Инвестиционный  имидж – комплексное отражение различных аспектов инвестиционного климата в представлениях инвесторов. Три главных и взаимосвязанных фактора формируют такой имидж: 1) состояние инвестиционного климата; 2) представления (предпочтения) инвесторов; 3) информация о положении дел в стране и, главное, ее экономике.

Поскольку состояние инвестиционного  климата представляет собой особую проблему, а представления инвесторов формируются во многом не только под влиянием экономических явлений, остановимся подробно на третьем факторе – информационном. Роль информации в процессе улучшения инвестиционного имиджа страны достаточно велика. Отсутствие автоматически воспроизводящегося, устойчивого соответствия между инвестиционным климатом и инвестиционным имиджем дает основание для постановки вопроса о необходимости и возможности осуществления целенаправленных действий по восстановлению такого соответствия.

Базовые соотношения между инвестиционным климатом и инвестиционным имиджем можно условно представить в виде четырех групп ситуаций.

Матрица соотношения инвестиционного  климата и инвестиционного имиджа

 

Инвестиционный имидж

Благоприятный

Неблагоприятный

Инвестиционный климат

Благоприятный

1.1

1.2

Неблагоприятный

2.1

2.2


 

 

Понимая, что представленная классификации  слишком проста и условна, поскольку  в реальной жизни часто существуют «промежуточные» варианты, попробуем показать, в каких случаях работа по созданию или улучшению инвестиционного имиджа может давать наибольшую отдачу.

Случай 1.1. Благоприятный инвестиционный климат соответствует благоприятному инвестиционному имиджу. Это нормальная, типичная ситуация в мировой экономике, характерная, к примеру, для большинства экономически развитых стран. В этой ситуации источники создания благоприятного инвестиционного имиджа не рассматриваются, предполагается, что он уже сложился.

Случай 1.2. Благоприятный инвестиционный климат не соответствует имиджу: последний хуже первого. Эта ситуация на первый взгляд представляется гипотетической, но в реальности иногда имеет место на практике. Обычно она обусловлена плохой информацией (которая является неполной и/или неадекватной, вводящей в заблуждение) о реальном состоянии дел в экономике и жизни страны в целом. Подобная ситуация, к примеру, характерна для ряда российских регионов, обладающих неплохими условиями инвестирования, о которых иностранные инвесторы плохо осведомлены.

Данная ситуация соответствует максимальной потенциальной отдаче от создания и поддержания благоприятного инвестиционного имиджа.

Случай 2.1. Благоприятный инвестиционный имидж в условиях неблагоприятного инвестиционного климата – почти нереальное явление на практике. Вместе с тем он иногда может быть создан в результате значительных инвестиций в неценовую конкуренцию между экономиками. Речь идет не об издержках ведения бизнеса, которые имеют непосредственное отношение к инвестиционному климату, а об издержках создания мнения инвесторов относительно ведения бизнеса на соответствующей территории.

Случай 2.2. Неблагоприятным является как инвестиционный климат, так и инвестиционный имидж. Как и в случае 1.1, предполагается, что не существует асимметрии в условиях для инвестирования и восприятии данных условий инвесторами. Эта ситуация также нормальная и широко распространенная в мировой практике. В этом случае потенциальная отдача от создания благоприятного инвестиционного имиджа минимальна, поскольку требуется не столько его поддержание, сколько создание. Более того, в этих условиях в первую очередь нужно направлять основные усилия не столько на создание благоприятного имиджа, сколько на улучшение инвестиционного климата.

Перечисленный выше набор ситуаций относится не только к национальной экономике в целом, но и к отдельным регионам или компаниям. Следует подчеркнуть, что в долгосрочном периоде действующим и потенциальным инвесторам становится известно реальное положение с инвестиционным климатом и, следовательно, инвестиции в инвестиционный имидж без улучшения инвестиционного климата обеспечивают минимальную отдачу.

Соотношение инвестиционного  климата и инвестиционного имиджа в РФ, по-нашему мнению, довольно близко к случаю 2.2 (неблагоприятный климат – неблагоприятный имидж). Вместе с тем, это не «чистый» случай такого рода, а, скорее, некий промежуточный вариант. Он обусловлен тем, что в России в настоящее время весьма средний по мировым меркам климат. Его характерные черты – неоднородность (одни составляющие – очень хорошие, другие – очень плохие), большая изменчивость и неустойчивость. Одновременно у России и весьма непростой инвестиционный имидж. Его нельзя однозначно трактовать в терминах «плохой» или «хороший», скорее он также «средний».

Из этого «промежуточного» варианта соотношения инвестиционного климата и инвестиционного имиджа вытекают следующие практические выводы:

а) имидж нужно и можно улучшать, поскольку существуют положительные черты в инвестиционном климате, о которых можно информировать инвесторов и другие заинтересованные стороны;

б) как и в случае 2.2, улучшать имидж можно только в связке с  улучшением инвестиционного климата. Положительным моментом здесь является тот факт, что определенные действия в направлении улучшения инвестиционного климата уже предпринимаются;

в) учитывая, что в долгосрочном периоде определяющую роль, как упоминалось выше, играет инвестиционный климат (а не имидж), можно сформулировать тезис о том, что необходимо создавать у инвесторов максимально реалистичные представления об инвестиционном климате. Иными словами, инвестиционный имидж должен в максимальной степени соответствовать инвестиционному климату, пусть и не очень благоприятному;

г) еще один вывод для экономической  политики, касающийся создания инвестиционного имиджа, связан с глобальной конкуренцией за инвестиционные ресурсы, одним из инструментов которой является информационная политика. Целесообразно в долгосрочном выстраивании реалистичного инвестиционного имиджа предусмотреть механизм оперативной реакции на информационные выпады конкурентов за инвестиционные ресурсы.

С другой стороны, отмеченные выше черты  инвестиционного климата РФ очень  плохо влияют на инвестиционный имидж  страны. Это обусловлено тем, что инвесторы иногда лучше воспринимают плохие, но устойчивые условия инвестирования, чем плохие, но неустойчивые, или даже относительно благоприятный климат (с точки зрения требований к инвесторам, отраженным в нормативно-правовых актах), но с бесконечными переменами в инвестиционной политике, законодательстве и прочих составляющих такого климата.

 

2. Факторы, воздействующие на инвестиционный климат

 

Факторы, воздействующие на инвестиционный климат:

а) Нормативно-правовые (качество и  стабильность законодательной базы, соответствие федерального и регионального  законодательства, политика центральных и местных властей, защита прав собственности, защита интересов инвесторов, уровень монополизации в экономике, открытость экономики, уровень соблюдения законности и правопорядка, административные барьеры входа на инвестиционный рынок, уровень корпоративного управления).

б) Макроэкономические (динамика ВВП, уровень инфляции и процентных ставок, доля сбережений в ВВП).

в) Налогообложение (качество налоговой  системы и уровень налогового бремени).

г) Информационное обеспечение (формирование системы информационного обеспечения, полнота и доступность информации об инвестиционных возможностях в стране в целом, о компаниях в частности, актуальность сведений, доверие к источнику информации, проведение рекламно-информационных кампаний в СМИ, организация инвестиционных выставок, презентаций, семинаров, инвестиционных миссий).

д) Непредсказуемость, непрозрачность страны для инвесторов (непрозрачность страны для инвесторов понимается как отсутствие четких, облеченных в формальные процедуры общепринятых правил ведения деятельности на мировых и национальных рынках капитала). Количественная оценка непрозрачности разработана известной аудиторской компанией Price Waterhouse Coopers . Оценка проводится по таким критериям, как непрозрачность законодательной базы, системы экономики и финансовой политики, стандартов бухучета и отношений в бизнесе. По каждому критерию стране присваивается определенное количество баллов (от 0 до 150) и выводится среднеарифметическая величина, называемая индексом непрозрачности ( opacity index ).

е)   Задолженность по внешним обязательствам международным экономическим и финансовым организациям. Данный фактор играет важную роль в характеристике инвестиционного климата в стране. Наиболее полно отражается в так называемом показателе платежеспособности,  определяемом  известным  деловым  журналом Euromoney . Интегральный показатель платежеспособности страны включает девять составляющих: политический риск, экономические перспективы, показатель внешней задолженности, долг в связи с дефолтом или реструктуризацией долга, кредитный рейтинг, доступ к банковским ресурсам, доступ к краткосрочным финансовым ресурсам, доступ на рынки капиталов, доступ к форфейтинговым услугам. Максимальная итоговая оценка для страны 100 баллов. Указанные факторы могут оказывать как стимулирующее, так и тормозящее воздействие на инвестиционную деятельность. Так, сокращение реального объема ВВП сказывается на промышленном производстве, вызывает, как правило, его спад, нестабильное состояние экономики в стране в целом и вследствие этого – снижение инвестиционной активности.

Высокий уровень инфляции отрицательно влияет на инвестиционные возможности предприятий, т.к. происходит обесценивание амортизации, рост реальной ставки налогообложения прибыли. Инфляция приводит также к необходимости увеличения заработной платы работникам и к росту потребностей в оборотных фондах. В результате сужаются возможности инвестирования за счет собственных средств предприятий.

Высокие процентные и  налоговые ставки ухудшают условия  инвестирования в реальный сектор. Инвестиционная деятельность активно развивается в условиях роста ВВП, низкого уровня инфляции, низких процентных ставок и увеличения сбережений населения. В последние годы в нашей стране наметились тенденции к улучшению инвестиционного климата – достигнута политическая стабильность, происходит рост ВВП и промышленного производства, снизился уровень инфляции, принят ряд законодательных актов, обеспечивающих активизацию инвестиционного процесса, проведена налоговая реформа и др.

На нынешнем этапе благоприятный инвестиционный климат становится главной задачей, с помощью которого обеспечивается экономический рост и сохраняется научно-технический потенциал для поддержания статуса России как индустриально развитой страны.

Учитывая все благоприятные тенденции развития инвестиционного климата в стране с 1992 г., он остается весьма непривлекательным. Поэтому необходимо радикальное улучшение инвестиционного климата в течение короткого периода времени;

Но приведенный выше обзор показывает, что быстро и кардинально решить эту проблему практически невозможно. Так как многие процессы как, например, борьба с преступностью, обеспечение надежной работы судебной системы и другие меры стабилизации экономики требуют длительного времени.

Информация о работе Инвестиционный климат