Анализ и роль инвестиционной деятельности в экономике РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы – определить роль прямых инвестиций в экономике РФ.
При написании данной работы я поставил перед собой следующие задачи:
1) рассмотреть прямые иностранные инвестиции как одна их форм зарубежных инвестиций;
2) проанализировать и выявить роль инвестиционной деятельности в экономике РФ;
3) определить перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Прямые иностранные инвестиции как одна их форм зарубежных инвестиций…………………………………………………………………………5
1.1 Прямые иностранные инвестиции: сущность и особенности………5
1.2 Концепции прямых иностранных инвестиций……………………….11
Глава 2 Анализ и роль инвестиционной деятельности в экономике РФ…15
2.1 Объем и динамика прямых иностранных инвестиций в РФ……15
2.2 Место прямых иностранных инвестиций в российской модернизации……………………………………………………………………..17
Глава 3 Перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России……………………………………………………………………………...28
3.1 Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций в РФ….28
3.2 Перспективы привлечения иностранных инвестиций в условиях членства РФ в ВТО………………………………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………………...36
Список использованных источников……………………………………………38

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 526.00 Кб (Скачать файл)

В основе этого  метода лежит идея о необходимости  реформирования существующей системы хозяйственного управления.

Необходимо  также решить проблему низкой финансово-хозяйственной  дисциплины предприятий и развязать  узлы взаимных задолженностей, в том  числе связанные с бюджетными долгами и долгами энергетикам.

Консолидация  производственного потенциала в рамках совокупности инвестиционных корпораций региональных уровней позволит предприятиям улучшить систему планирования и взаимодействия, повысить свою инвестиционную привлекательность, реализовывать совместные проекты по развитию транспортной и социальной инфраструктуры, ресурсосбережению и экологии.

В рамках ИК для  достижения общих целей должны объединиться средства государства, предпринимателей и населения. Финансовые пирамиды уходят в прошлое. Основу стабильного развития должны составить вложения в реальный сектор экономики.

Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций, осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков.

Важное условие, необходимое  для частных капиталовложений (как  отечественных, так и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор  догм и правил, сформулированных таким  образом, чтобы потенциальные инвесторы  могли понимать и предвидеть, что  эти правила будут применяться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен.

 Потребность страны  в иностранных инвестициях составляет 10 - 12 млрд. долл. в год. Однако для  того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате. В ближайшей перспективе законодательная база функционирования иностранных инвестиций будет усовершенствована принятием новой редакцией Закона об инвестициях, Закона о концессиях и Закона о свободных экономических зонах. Большую роль сыграет также законодательное определение прав собственности на землю.

Для облегчения доступа  иностранных инвесторов к информации о положении на российском рынке  инвестиций был образован Государственный информационный центр содействия инвестициям, формирующий банк предложений российской стороны по объектам инвестирования.

Для стабилизации экономики  и улучшения инвестиционного  климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.

Среди мер общего характера  в качестве первоочередных следует назвать:

  • достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;
  • ускорение работы Государственной думы над Гражданским кодексом и уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;
  • радикализация борьбы с преступностью;
  • торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;
  • пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;
  • мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
  • внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
  • запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
  • предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности.

В числе мер по активизации  инвестиций надо отметить:

  • срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;
  • принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
  • создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок «под ключ»;
  • создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России.19

 

3.2 Перспективы привлечения  иностранных инвестиций в условиях членства РФ в ВТО

 

Членство в ВТО  делает Россию нормальным рынком  инвестиций . А спустя некоторое время российские компании поневоле будут работать эффективнее и станут конкурентоспособными. За рубежом  членство  России  в   ВТО  принесет наибольшую выгоду транснациональным компаниям, которые базируются в ЕС - крупнейшем торговом партнере России. Кроме того, начнется процесс снижения некоторых пошлин, допуска ТНК на российский рынок и постепенного прекращения субсидирования отечественных отраслей.

Сленство в ВТО позволит значительно укрепить положение России в качестве ключевого и стремительно развивающегося игрока в сфере глобальной экономики. «Членство  в   ВТО  будет способствовать интеграции России в современную мировую торговую систему и укрепит уверенность  иностранных  и отечественных инвесторов в том, что Россия будет придерживаться правил и норм крупнейшей торговой организации в мире.

За последние несколько лет активность международных инвестиционных компаний приобрела широчайшие масштабы. Высокий уровень доходности многих развивающихся рынков при снижающихся рисках привлекает международные компании: крупные западные инвестиционные фонды и девелоперы (Fleming Family and Partners, Rodamco Europe, Immoeast, Ovental Investments и др.) уже осуществили несколько крупных сделок и заявили о дальнейшем расширении деятельности.

Стандартные правила  ВТО  в их сегодняшнем виде предоставляют  ее членам достаточно инструментов и свободы в их использовании для защиты национальных производителей финансовых услуг.

Структура финансового  рынка России четко делится на четыре основных сектора: предоставление инвестиционных, банковских, страховых  и консалтинговых услуг, которые существенно различаются по уровню своего развития. Рынок консалтинговых услуг в силу его наибольшей либерализации и отсутствия фактического регулирования со стороны государства при вступлении России  в   ВТО  не будет испытывать ощутимых изменений.

Вступление России  в   ВТО  может обеспечить свободный  доступ  иностранных  инвесторов и девелоперов на рынок недвижимости. Ситуация, когда  иностранные  банки, которые смогут кредитовать девелоперов  под более низкий процент, нежели это делают отечественные банки, приведет к появлению значительного количества "дешевых" денег" на рынке. Многие эксперты полагают, что появление доступных финансовых ресурсов приведет к росту стоимости жилой недвижимости в долгосрочной перспективе. Это объясняется понижением ставок по кредитам, в том числе ипотечным, что вызовет повышенный спрос на жилую недвижимость, в то время как объем предложения остается достаточно ограниченным. Малый объем предложения определяет несоответствие объемов жилищного строительства спросу на недвижимость, что также усугубляется устареванием и выбытием жилищного фонда.

Банковский и страховой  рынок подвержены наибольшему влиянию  от присоединения к  ВТО .

Уже сейчас  иностранные  структуры частично скупают доли российских банков. Если границы будут открыты, то отечественные структуры не смогут конкурировать на открытом рынке. Спекулятивная ориентация, незначительность масштабов, ограниченность спектра предоставляемых услуг и низкое качество менеджмента, характерное для российской банковской системы, делает ее заведомо неконкурентоспособной при столкновении с эффективными зарубежными банками.

Рынок инвестиционных услуг  более либеральный. В целом рынок  инвестиционных услуг с момента  своего создания был открыт для  иностранного  капитала, являясь  частью мировой системы финансовых рынков. Многие ограничения были сняты в последнее время, в частности ограничения на свободный вывоз и ввоз капитала, что сделало финансовую систему намного эффективней.

Членство  в   ВТО  сделает Россию нормальным рынком  инвестиций . А спустя некоторое время российские компании поневоле будут работать эффективнее и станут конкурентоспособными.20

 

Заключение

 

В данной работе мною были рассмотрены понятие прямых инвестиций, их виды, сущность иностранных инвестиций, особенности инвестиционной ситуации в России. Особое внимание уделено анализу структуры иностранных инвестиций по их виду, по виду экономической деятельности, также были рассмотрены основные страны, которые направляют свой капитал в экономику России.

Экономика Российской федерации близка к восстановлению на докризисный уровень. Одним из критериев для данной оценки стало отмеченное увеличение интереса зарубежного бизнеса к российским рынкам.

Его дальнейшее стимулирование было поставлено Президентом РФ Д.А. Медведевым и премьер-министром Путиным в качестве первоочередной задачи правительству в рамках программы по созданию в стране так называемого благоприятного инвест-климата, инициированной в целях вывода экономики страны из кризиса.

Поскольку привлечение  иностранных инвестиций имеет большое значение для экономики России, то в данной работе были также рассмотрены проблемы привлечения иностранных инвестиций и пути их решения.

Итак, на основе проанализированного  мною материала, можно сделать следующие  выводы.

Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью. Для эффективного развития экономики страны национальных средств недостаточно, рано или поздно страна столкнется с необходимостью привлечения иностранных инвестиций.

Наша страна привлекает капитал, в основном, в форме прямых и портфельных инвестиций, в виде ссудных капиталовложений и путем размещения облигационных займов на международном рынке капиталов.

В общем объеме иностранных  инвестиций преобладают прочие инвестиции, а именно кредиты. Так как кредитные вложения рано или поздно подлежат возврату, то объем их оттока из России сопоставим с объемом притока. Т.е. эти вложения инвестициями можно назвать с большой оговоркой.

Для улучшения ситуации в стране государство должно активно  привлекать прямые инвестиции, т.к. они способствуют развитию производительных сил, увеличивают занятость, обеспечивают доступ к новым технологиям, способствуют росту экспорта и национального дохода.

Российская экономика  большую часть иностранных инвестиций получает из Кипра, Великобритании, Люксембурга, Германии. Капитал из этих стран в основном направляется в добычу полезных ископаемых, обрабатывающие производства, финансовую деятельность.

Наиболее привлекательные отрасли для иностранных инвестиций – это топливно-энергетический комплекс, обрабатывающие производства, оптовая и розничная торговля, т.е. отрасли, имеющие гарантированный спрос на внутреннем и внешнем рынке. Отрасли, ориентированные на внутренний рынок, испытывают нехватку иностранных инвестиций. Такие отрасли как обязательное социальное обеспечение, образование, здравоохранение и предоставление социальных услуг, сельское хозяйство практически не получают иностранных инвестиций.

Итак, проблема привлечения иностранных инвестиций весьма многогранна и имеет множество аспектов, поэтому требует к себе значительного внимания со стороны всех органов государственного управления.

Решение проблемы инвестиционной привлекательности России и недостатка иностранных инвестиционных ресурсов является необходимым, поскольку бездействие по данному вопросу может привести страну к еще более неблагоприятным условиям, что окажет сильное влияние на все стороны общественной жизни.

 

Список использованных источников

 

  1. Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в РФ» №160-ФЗ от 9 июля 2009г.//Нормативная база «Консультант Плюс».
  2. Амосов А. Результативны ли иностранные инвестиции? // Экономист 2009, №1, с.29-36
  3. Аскинадзи В.М. Инвестиционное дело. Учебное пособие/ В.М. Аскинадзи – М: ООО»Маркет ДС Корпорейшн», 2009. – 512 с.
  4. Бирюков Д. О некоторых аспектах валютного регулирования в сфере иностранных инвестиций // Хозяйство и право 2010, №9, с.104-112
  5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Учебник, 2-е издание/Е.Ф.Борисов – М: ТК «Велби», ООО «Изд.Проспект», 2009. – 544 с.
  6. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Инвестиции / М.: Дашков и К, 2005, 380с.
  7. Вознесенская Н.Н. Иностранные инвестиции: Россия и мировой опыт / М.: 2011, 115с.
  8. Воронина Л.А. Иностранные инвестиции как современный источник финансирования российской экономики/ Л.А.Воронина//Финансы и кредит. – 2010. - №9. – с.2-11
  9. Гусев К.Н. Иностранные инвестиции в России: новые рекорды //Банковское дело 2009, №5, с.23-30
  10. Гусев К.Н. Новые тенденции в притоке иностранных капиталов в Россию/ К.Н.Гусев//Банковской дело. – 2009. - №5. – с.19-24, №6. – с.31-34
  11. Дворецкая А.Е. Инвестиционный потенциал российской экономики/ А.Е. Дворецкая// Финансы и кредит. – 2009. - №16. – с.2-18
  12. Джанова З.А. Инвестиционная привлекательность России/ З.А. Джанова// Экономическое возрождение России. – 2010. - №4. – с.62-66
  13. Дякин.Д.Б. Иностранные инвестиции: мировой опыт – практика в России. Русско-английский словарь-справочник / М., 2009, 255с.
  14. Иванова Е. О понятии иностранных инвестиций // Право и экономика 2009, №9, с.99-100
  15. Иваненко В. Перспективы  привлечения  прямых  иностранных   инвестиций  при вступлении России  в   ВТО . Вопросы экономики. - 2008. - №10.
  16. Игонина Л.Л. Инвестиции / М.: Экономист, 2009, 133с.
  17. Киселева Н.В., Боровикова Т.В., Захарова Г.В. и др. // Под ред. Подшиваленко Г.П., Киселевой Н. В. Инвестиционная деятельность: Учебное пособие / – М.: КНОРУС, 2009. – С. 84-86.
  18. Коровяковский Д.Г. Правовые и экономические аспекты привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику // Финансы и кредит 2011, №10, с.70-80
  19. Орлова Е.Р. Инвестиции / М.: Омега-Л, 2009, 207с.
  20. Подшиваленко Г.П., Лахметкина Н.И., Макарова М.В. и др. Инвестиции: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: КНОРУС, 2009. – С. 35-40.
  21. Статистические данные Федеральной службы государственной статистики: [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.gks.ru
  22. Студенкина Ю. Россия как центр притока прямых иностранных инвестиций/ Ю.Студенкина// Консультант Директора. – 2009. - №18. – с.13-17
  23. Уголков Д. Иностранные инвестиции в Россию:прямые, портфельные и возвратные/ Д.Уголков// Инвестиции в России. – 2010. - №14. – с.28-30
  24. Фишер Пауль. Прямые иностранные инвестиции для России: стратегия возрождения промышленности. – М.: Финансы и статистика, 2009. – С. 488-489.
  25. Хорошилова О. Прямые иностранные инвестиции в России: ограничения и возможности/ О. Хорошилова// Инвестиции в России. – 2009. - №4. – с.14-21
  26. Шевченко И.В. Территориальная концентрация иностранных инвестиций в регионах России/ И.В.Шевченко// Региональная экономика: теория и практика. – 2011. - №10. – с.38-50
  27. Рамилова А. Прямые иностранные инвестиции как объект государственного регулирования // Российский экономический журнал - 2010- № 7
  28. Колтынюк Б. А. Инвестиционные проекты: Учебник. - Спб.: Издательство Михайлова В. А., 2009.
  29. Ложникова А. В. Инвестиционные механизмы в реальной экономике. - М.: МЗ Пресс, 20<span class="dash041e_0431_044b_0447_043d_044

Информация о работе Анализ и роль инвестиционной деятельности в экономике РФ