Анализ и роль инвестиционной деятельности в экономике РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Июня 2013 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы – определить роль прямых инвестиций в экономике РФ.
При написании данной работы я поставил перед собой следующие задачи:
1) рассмотреть прямые иностранные инвестиции как одна их форм зарубежных инвестиций;
2) проанализировать и выявить роль инвестиционной деятельности в экономике РФ;
3) определить перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………….3
Глава 1. Прямые иностранные инвестиции как одна их форм зарубежных инвестиций…………………………………………………………………………5
1.1 Прямые иностранные инвестиции: сущность и особенности………5
1.2 Концепции прямых иностранных инвестиций……………………….11
Глава 2 Анализ и роль инвестиционной деятельности в экономике РФ…15
2.1 Объем и динамика прямых иностранных инвестиций в РФ……15
2.2 Место прямых иностранных инвестиций в российской модернизации……………………………………………………………………..17
Глава 3 Перспективы привлечения иностранных инвестиций в экономику России……………………………………………………………………………...28
3.1 Пути и меры по привлечению иностранных инвестиций в РФ….28
3.2 Перспективы привлечения иностранных инвестиций в условиях членства РФ в ВТО………………………………………………………………..33
Заключение………………………………………………………………………...36
Список использованных источников……………………………………………38

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 526.00 Кб (Скачать файл)

- ПИИ, как правило, стремятся концентрироваться в определенных отраслях (таких как электроника, химическая и пищевая промышленность) в различных странах, а не в различных отраслях определенной страны.

- ПИИ характеризуются большей степенью риска и большим объемом, нежели портфельные инвестиции.

- ПИИ имеют длительный срок капиталовложений.

- ПИИ более предпочтительны для стран - импортеров иностранного капитала.

При ПИИ инвесторы, как правило, лишаются возможности  быстрого ухода с рынка.

Правительства государств могут стимулировать  привлечение прямых иностранных  инвестиций по разным причинам, в зависимости  от их цели, например, увеличение занятости и социальная стабильность (Франция, Великобритания), реструктуризация промышленности и освоение природных ресурсов (Бразилия, Чили, Венесуэла), развитие экспорта и заимствование профессиональных навыков (Китай), развитие сельского хозяйства и добывающих секторов (Аргентина, Австралия), давление международных "доноров", таких как МВФ (Индия, Филиппины), потребность в немедленном вливании капитала (Мексика, Таиланд, Индонезия) - Часто правительственные решения о стимулировании ПИИ являются следствием комбинации указанных и иных причин и факторов.

В настоящее  время трудно найти более противоречивый объект для обсуждения, чем прямые иностранные инвестиции. Сторонники усиления экономической интеграции посредством свободной торговли и ПИИ столкнулись с жестким  сопротивлением со стороны политикой, желающих защищать отечественную промышленность, ограничивая влияние и деятельность мульти-национальных компаний.

В подавляющем  большинстве стран мира сложилось  благожелательное отношение к иностранным  инвестициям. Тем не менее почти всюду существуют определенные ограничения деятельности иностранного капитала, во многих странах процедура создания и регистрации компаний с зарубежным капиталом связана с их проверкой.3

 

1.2 Концепции прямых иностранных инвестиций

 

Как уже отмечалось выше специфическая особенность прямых иностранных инвестиций (по сравнению с портфельными) состоит в том, что они дают инвестору право контроля вложений, делая их более надежными. На внешних рынках международные фирмы действуют в условиях несовершенной конкуренции (или несовершенного рынка), и ПИИ - это стратегический ответ фирмы на существование несовершенства рынка и одновременно инструмент для преодоления этого несовершенства.

Действуя в  условиях несовершенных рынков, фирма  должна обладать преимуществами по сравнению с местными фирмами в принимающей стране. Путем организации зарубежной деятельности в форме ПИИ инвестирующая фирма стремится к удержанию и расширению своих преимуществ, поскольку именно контроль, присущий ПИИ, дает возможность наиболее эффективно использовать эти преимущества и не "делиться" ими с местными фирмами.

Контроль, осуществляемый иностранным инвестором, это не только желание осторожного, благоразумного использования активов, а стратегический шаг с целью устранения конкуренции  между инвестирующим предприятием и предприятиями в принимающей стране. Говоря другими словами, контроль необходим для того, чтобы полностью извлекать экономическую ренту из определенных умений, навыков и возможностей, т.е. преимуществ, которыми владеет инвестирующее предприятие.

Эклектическая парадигма, объясняющая виды и модели деятельности компаний в сфере ПИИ, была сформулирована в 1981 г. экономистом  Редингского университета Дж. Даннингом4. Согласно этой парадигме, склонность стран привлекать или не привлекать ПИИ, а также объем иностранных активов, имеющийся в наличии и контролируемый мультинациональными фирмами в любой момент времени, определяется тремя объективными типами OLI-преимуществ:

1. Природа и  набор специфических преимуществ  владения собственностью (или конкурентных преимуществ, включающих существенные элементы бизнеса и теории стратегического управления посредством О-преимуществ (ownership) для иностранных инвесторов, особенно в сравнении с национальными операторами.

Каждая фирма  обладает своими специфическими, присущими только ей О-преимуществами.

О-преимущества характеризуются:

- величиной компании и ее позицией на отечественном и зарубежном рынке;

- менеджментом и умением лидировать;

- продуктовыми ноу-хау;

- производственными технологиями, квалификацией технического персонала и масштабом НИОКР;

- уровнем монополизированности (олигополизированности), определяющим вид доступа к трудовым, естественно-природным и другим ресурсам (эксклюзивный или привилегированный);

- уровнем имиджа торговых марок;

- системой организации бизнеса и маркетинга.

2. Природа и  набор местных факторов и рынков, предлагаемых отдельными странами  иностранным инвесторам, что добавляет  вес к их уже существующим  конкурентным преимуществам. Местные  преимущества - L-преимущества (location), относящиеся к стране-реципиенту или стране-донору, включают:

- географическое распределение ресурсов и рынков;

- конкуренцию цен на ресурсы - рабочую силу, энергию, сырье, компоненты, транспорт, связь;

- политическую стабильность, баланс власти;

- политический либерализм - низкие тарифы, налоговые ставки, стимулирующие механизмы для осуществления ПИИ, благоприятный инвестиционный климат;

- стабильную правовую систему;

- развитую инфраструктуру - автомобильные, железные дороги, аэропорты, телекоммуникации;

- социально-культурную близость - язык, историю, менталитет, деловые отношения;

- долгосрочный рыночный потенциал (возможность экономии на масштабе).

3. Степень, до  которой компании могут интернализироваться  (преимущества (internal) - защита от колебания рынка и возможность контроля активов), т.е. контролировать собственные конкурентные преимущества, а не переносить и не предлагать их зарубежным фирмам, например, путем экспорта или лицензирования. I-преимущества могут развиваться, если:

- интерес покупателей к природе и стоимости продаваемых продуктов и технологий непостоянен;

- рынок не допускает ценовую дискриминацию;

- продавцу необходимо защитить качество продукции.

I-преимущества  позволяют:

  • снижать издержки, связанные с исследованием рынка, переговорами и мониторингом;
  • добиваться экономии на масштабе деятельности;
  • компенсировать плохую перспективу развития рынка;
  • преодолевать или использовать государственные "барьеры" в виде квот, тарифов, ценового контроля, налоговой дифференциации;
  • контролировать поставщиков и условия приобретения используемых ресурсов (включая технологии);
  • контролировать рынки сбыта (включая те, которые могут использоваться конкурентами);
  • использовать возможность субсидирования филиалов и влияния на ценообразование, чтобы прибыль облагалась налогом в тех странах, где он меньше.

Совокупность OLI-преимуществ  содержит в себе объективные и  субъективные составляющие, поскольку  зависит от вида деятельности, специфики  компании и ожидаемой и реальной выгоды, предоставляемой инвестору страной-реципиентом. Желание корпораций инвестировать капитал за рубежом возрастает при наличии О-преимуществ, которые необходимо оценить в сравнении с преимуществами конкурентов, а также с ростом дохода или выгоды, определяемых L-преимуществами в стране-реципиенте.

Компания, обладающая как сравнительными (О), так и интернализационными (I) преимуществами, решает инвестировать  средства за границу, в случае если L-преимущества существуют вне страны ее происхождения. И наоборот, компания с теми же ОI-преимуществами предпочитает экспортировать товары и услуги, если потенциальная страна-реципиент обладает слабыми L-преимуществами. Если фирма не может защитить свои конкурентные преимущества, она, возможно, будет вынуждена продавать лицензии иностранным предприятиям, поддерживая объем производства на национальном рынке.

Необходимо  изучать и развивать ключевые составляющие L-преимуществ для обеспечения  возможности систематического привлечения  капитала и ноу-хау, необходимых  для улучшения конкурентоспособности  промышленности и повышения занятости. Эконометрические исследования L-преимуществ и недостатков разных стран показали их ключевую роль в привлечении ПИИ. Потоки ПИИ имеют тенденцию сосредоточиваться в тех странах, где сравнительные преимущества выражаются не только в форме естественных ресурсов и низкой себестоимости производства, но также в виде эффективного экономического управления, надежной законодательной базы и хорошей перспективы поддержания экономического роста и развития.

В России реализация инвестиционных проектов регулируется законодательно, а в исполнительной ветви власти присутствует государственный орган, ответственный за выработку государственной политики в области инвестиций. На региональном уровне также создаются собственные структуры по работе с инвесторами. Так например, в Санкт-Петербурге создан Комитет по инвестициям и стратегическим проектам, а также Санкт-Петербургское агентство прямых инвестиций.5

Федеральные законы, регулирующие реализацию инвестиционных проектов в России, в первую очередь с участием ПИИ:

Федеральный закон  от 09.07.1999 г. № 160-ФЗ "Об иностранных  инвестициях в Российской Федерации";

Федеральный закон  от 29.04.2008 г. № 57-ФЗ "О порядке осуществления  иностранных инвестиций в хозяйственные  общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".

 

 

Глава 2 Анализ и роль  инвестиционной деятельности в экономике РФ

 

2.1 Объем и динамика прямых иностранных инвестиций в РФ

 

Приток  прямых   иностранных   инвестиций  в  российскую экономику в 2010 году сократился на 13,2% по сравнению с 2009 годом,  поступление   иностранных   инвестиций   в   РФ  в целом за рассматриваемый период увеличилось на 40,1%, говорится в материалах Федеральная служба государственной статистики (Росстат).

В 2011г. в экономику России поступило 190,6 млрд.долларов иностранных инвестиций, что на 66,1% больше, чем в 2010 году.

По состоянию  на конец 2011г. накопленный иностранный  капитал в экономике России составил 347,2 млрд.долларов США, что на 15,7% больше по сравнению с предыдущим годом. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе - 57,1% (на конец 2010г. - 58,3%), доля прямых инвестиций составила 40,1% (38,7%), портфельных - 2,8% (3,0%).

Объем погашенных инвестиций, поступивших ранее в  Россию из-за рубежа, составил в 2011г. 165,2 млрд.долларов, или на 36,7% больше, чем  в 2010 году.

 

Таблица 1. Поступление  прямых иностранных инвестиций

(в млн. долларов  США)

 

2011г.

Справочно 
2010г.  
в % к

Справочно 
2009г.  
в % к

млн. 
долларов 
США

в % к

2010г.

итогу

2009г.

итогу

2008г.

итогу

Инвестиции

190643

166,1

100

140,1

100

79,0

100

из них:

             

прямые инвестиции

18415

133,3

9,7

86,8

12,1

58,9

19,4

в том числе:

             

взносы в капитал

9080

117,9

4,8

96,3

6,7

50,4

9,8

из них реинвестирование

2311

3,1р.

1,2

79,3

0,7

151,5

1,1

лизинг

163

150,7

0,1

105,4

0,1

60,8

0,1

кредиты, полученные от зарубежных совладельцев организаций

7495

162,6

3,9

71,6

4,1

65,8

7,8

прочие прямые инвестиции

1677

120,5

0,9

101,9

1,2

114,3

1,7


В. Путин на заседании  консультативного совета по иностранным  инвестициям 17 октября сообщил, что  прямые иностранные инвестиции в  Россию за период с 2009 г. по третий квартал  текущего года «перешагнули» за 100 млрд долл., причем за первые девять месяцев текущего года мы фиксируем почти 20%-ный рост прямых инвестиций.

 Приводя статистику  по прямым иностранным инвестициям  в Россию (ПИИ), премьер-министр имел  в виду, по всей видимости, данные  платежного баланса, согласно которым объем прямых иностранных инвестиций в российские банки и предприятия с 2009 г. составил около 108 млрд долл. Главным образом, это инвестиции в реальный сектор, поскольку из всего объема банковский сектор получил всего 12 млрд долл.

Рисунок 1. Динамика прямых иностранных инвестиций в Россию, млрд долл.

 

Более того, российские банки  в текущем году вообще не привлекли  прямых инвесторов из-за рубежа, тогда  как предприятия, как правильно  отметил В. Путин, действительно увеличили объем ПИИ почти на 20%. «Данные о росте прямых инвестиций показывают, что привлекательность самого российского рынка всё-таки растёт... Активное участие наших иностранных партнёров, друзей, инвесторов в модернизации российской экономики имеет двусторонний эффект. Так, Россия получает доступ к передовым технологиям, а иностранные компании открывают для себя крупный, высокорентабельный рынок», – отметил В. Путин. 

Однако мы не столь  оптимистично оцениваем количественные и качественные показатели прямых иностранных  инвестиций в Россию.

Объем  инвестиций  из России, накопленных за рубежом, на конец 2010 года составил 82,0 миллиарда  долларов. В 2010 году из России за рубеж  направлено 96,2 миллиарда долларов  иностранных   инвестиций , или  на 16,1% больше, чем в 2009 году. Объем  погашенных  инвестиций , направленных ранее из России за рубеж, составил 90,9 миллиарда долларов, или на 19,3% больше, чем в 2009 году.6

 

Таблица 2. Прямые инвестиции из России за рубеж

( млн. долларов США)

 

2008 г.

2009 г.

2010 г.

2011 г.

абс.знач

%к итогу

абс.знач

%к итогу

абс.знач

%к итогу

абс.знач

%к итогу

Инвестиции

31128

100

51978

100

74630

100

114284

100

в том числе:  
прямые инвестиции

               

из них:  
взносы в капитал

558

1,8

3208

6,2

9179

12,3

21818

19,1

из них реинвестирование

               

лизинг

371

1,2

3050

5,9

8972

12,0

15379

13,5

кредиты от зарубежных совладельцев организаций

107

0,3

4

0,0

133

0,2

6088

5,3

прочие прямые  
инвестиции

80

0,3

154

0,3

74

0,1

351

0,3

Информация о работе Анализ и роль инвестиционной деятельности в экономике РФ