Японская модель организации и регулирования инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 20:33, реферат

Описание работы

Инновационный потенциал - предполагаемые или уже мобилизованные на достижение инновационной цели ресурсы и технологию деятельности и организационную структуру. Учитываются функциональный производственный (научно-технический, маркетинговый и др.), системный (опыт, миссия, организационная культура, ценностные ориентации), ресурсный (человеческий, технологический, материально-технический, информационный, финансовый, организационно-структурный), и проектный (концентрация в рамках определенного проекта) потенциалы.

Содержание работы

Основные понятия..............................................................................................................................3
Введение..............................................................................................................................................5
Исторические аспекты и особенности японского менеджмента
1.1. История и развитие инновационной деятельности в Японии.........................................6
1.2. Отличительные особенности японского менеджмента......................................................8
2. Направления и организация инновационной деятельности
2.1. Особенности и направления инноваций Японии..............................................................11
2.2. Организация НИОКР в компаниях.....................................................................................12
3. Финансирование инноваций Японии
3.1. Структура финансирования НИОКР..................................................................................15
3.2. Государственная политика в сфере НИОКР......................................................................17
Заключение........................................................................................................................................20
Список литературы...........................................................................................................................21

Файлы: 1 файл

ДКБ Курсовая, Лазарев Е. В..docx

— 195.38 Кб (Скачать файл)

Одним из других видов межкорпоративной организации научных исследований являются комитеты по связи,  осуществляющие деятельность под контролем одного из банков и имещих название "группы" надлежащего банка. Имеются следующие разновидности групповой формы.

Первая форма - объединение  групп в одну целую или метагруппу, которая менее зависима от банковского капитала.

Вторая форма - группа как  взаимосвязь между поставщиками узлов и деталей, а также сборщиками конечной продукции.

Третья форма - как результат  отделения или разделения отделов  под влиянием изменений в деятельности компании. При этом родительская компания выполняет основные функции управления НИОКР.

Четвертая форма - связь корпоративных  групп и торговых компаний.

Для проведения работ по новым темам научного исследования, некоторые компании объединяются через  имеющиеся межкорпоративные группы, образуя тем самым общие проекты. Но при этом каждая компания специализируется на какой-то определенной части проекта, поставив перед собой вполне конкретные цели.

Как показывает опыт японских компаний, в данном отношении не существует каких-либо конкретных организационных  открытий или неизвестных форм. В  основном действует рациональное и  известное правило: применяются  такие формы организации НИОКР, которые отвечают практическим потребностям, как с точки зрения перспективы, так и текущей практики.

 

3.  Финансирование инноваций Японии

3.1.  Структура финансирования НИОКР

Удельный вес государственных  ассигнований на НИОКР составляет в  Японии 25% от общих расходов, в то время как в других развитых странах  – эта цифра достигает 50%. Тем  не менее прямые сравнения мало о  чем говорят, так как расходы  государства на военные цели в США превышают соответствующие расходы в Японии более чем в 100 раз. Отсутствие подавления гражданских исследований военными НИОКР значительно увеличивает эффективность влияния государства на научно-исследовательскую деятельность в Японии.

Государственные субсидии в  Японии почти полностью сосредоточиваются  в университетах и государственных исследовательских учреждениях, и лишь очень небольшая часть ассигнований направляется в лаборатории частных компаний, хотя они, работают гораздо эффективнее, в частности, в области сроков и стоимости осуществления исследований. К примеру, в 1980 году правительство Японии покрывало всего лишь 2% затрат на НИОКР в частном секторе.

Статистика финансирования НИОКР по стадиям научно-исследовательской  деятельности выделяет следующие виды:

- фундаментальные исследования;

- прикладные исследования;

- опытно-конструкторские разработки.

В Японии существенную долю расходов на НИОКР несет частный  сектор, который заинтересован преимущественно  в их прикладном характере.

В 1965 году затраты на фундаментальные  исследования составляли 30,3% всех расходов Японии на НИОКР, но в 70-е годы эта доля снизилась почти вдвое и на этом уровне стабилизировалась. Также увеличилась доля затрат на опытно-конструкторские разработки, что тем самым стимулировало резкое внедрение в практику достижение прикладных и фундаментальных исследований.

В настоящее время, пропорциональное соотношение финансирования прикладных, фундаментальных исследований, и  опытно-конструкторских разработок в Японии составляет соответственно 25%, 13% и 62%. В начале 80-х годов ХХ века затраты на фундаментальные  исследования японской частной промышленности составляли 5,5% всех средств на НИОКР, на разработки – 72,6%, а на прикладные исследования – 21,9%. Продолжительная  стабильность таких пропорций финансирования НИОКР дала Японии максимальные успехи именно в тех направлениях технического прогресса, которые связаны с производством массовых товаров широкой номенклатуры.

Также следует отметить, что в абсолютном большинстве  японских фирм, расходы на НИОКР  превышают размеры инвестиций в  машины и оборудование.

По увеличению числа фирменных  научных учреждений можно судить о курсе на ускоренное развитие собственных фундаментальных исследований. Учитывая данную тенденцию, в 1984 году Совет по промышленной структуре Японии предложил применить дополнительные финансовые и налоговые стимулы для частных фирм Японии, ведущих работы в области фундаментальных исследований.

 

Распределение расходов по отраслям науки на НИОКР 

(по исследовательским  органам в млрд. иен) изображено в таблице 2.

Таблица 2

Таким образом, одной из особенностей структуры расходов на НИОКР кроме  основной прикладной направленности является концентрация главным образом в  области технических наук.

 

3.2. Государственная политика в сфере НИОКР

Правительством Японии финансируется  примерно 1/4 от общего объёма НИОКР, выполняемых в стране. И при этом, главным образом финансируются исследования, осуществляемые в интересах гражданского общества. Основная доля финансирования со стороны бюджета государства приходится на университеты и государственные научные организации. Также, фундаментальные исследования финансируются главным образом за счет государства.

Преимущественное развитие получили косвенные формы государственного финансирования инновационного предпринимательства. Те фирмы, которые занимаются НИОКР, если и получают прямую финансовую поддержку, то только частично. В основном для таких компаний предусматриваются налоговые льготы. Помимо этого, государство стимулирует малое инновационное предпринимательство через всевозможные контракты и государственные заказы на разработку новых технических решений и изделий.

Правительство Японии создало  систему финансирования НИР и  ОКР, позволяющую сосредоточивать  средства кредитно-финансовых учреждений страны в приоритетные производства и отрасли экономики. Для этого в государственной промышленной политике предусмотрены прямое и косвенное распределение кредитно-финансовых ресурсов, внедрение практики перекредитования, а также применяется стратегия заниженного уровня процентных ставок, создаются согласительные советы "банк - правительство - субъект экономии", координирующие кредитование по специально выделяемым кредитным линиям.

Существенный объем работ  по реализации государственной программы  займов и инвестиций для развития инновационного предпринимательства в Японии выполняют Японский банк развития и Бюро трастовых фондов. Государственная инвестиционная программа отличается гибкостью, подвержена изменениям с учетом экономических процессов, происходящих в стране.

Основными направлениями  комплексного государственного к инновациям и научно-инновационной деятельности являются:

- финансирование частных компаний, занимающихся НИОКР, с последующим или одновременным предоставлением государственного госзаказа;

- государственные дотации крупным компаниям для закупки лицензий на использование ноу-хау;

- национализация отдельных отраслей промышленности с последующей передачей их в частное владение по достижении ими прибыльности и финансовой устойчивости;

- создание условий для получения новых технологий из других стран;

- защита японского производителя от конкуренции с другими странами;

- привлечение внебюджетных источников финансирования НИОКР;

- льготное кредитование перспективных НИОКР;

- согласование государственной инвестиционной программы с интересами национальной промышленности;

- льготное налогообложение или освобождение от налогов научно-исследовательской и производственной деятельности в области перспективных НИОКР.

Организации, поддерживающие малое инновационное предпринимательство:

- Японский центр ключевых технологий - помогает малому и среднему инновационному бизнесу в установлении необходимых им деловых связей, финансирует фундаментальные и прикладные разработки;

- Организация по развитию новых источников энергии - способствует созданию научных центров для частных предпринимателей и организует международные коллективы предпринимателей для проведения совместных исследований.

- «Программа распространения научных знаний» - создание для частных компаний-подрядчиков научные центры в префектурах;

- «Основополагающий закон по науке и технологиям» -  основная цель  создание ученым-разработчикам благоприятных условий и обеспечение государственных гарантий финансовой поддержки и финансовой помощи при разработке НИОКР.

В целом, в Японии не обеспечивается наилучшего, с точки зрения всего  общества, финансирования исследований и разработок со стороны частного сектора.

Во-первых, фундаментальные исследования, сами по своей природе весьма рискованное предприятие, и рискуют, главным образом, корпорации, поскольку им приходится инвестировать средства под эти исследования.

Во-вторых, результаты фундаментальных  исследований часто непредсказуемы, область их коммерческого применения может выходить за рамки коммерческих интересов фирмы. В таком случае фирмы, в основном, финансируют исследования, результатами которых уже пользуются другие фирмы. Внешние потери не позволяют  фирме-инноватору получать все выгоды от своих изобретений.

Вследствие этого неопределенность результатов НИОКР удерживает многие фирмы от затрат своих ресурсов. Всё же, компании также готовы вложить  в него часть средств, если их идеи можно осуществить в ходе проекта, поддерживаемого государством.

 

Заключение 

В условиях современности  невозможна успешная конкуренция с  ведущими игроками мирового рынка без  создания и непрерывного совершенствования  национальной инновационной систем. И в большинстве моделей национальных инновационных систем основным или одним из ключевых игроков является государство.

Развитие высокотехнологичной  отрасли промышленной политики Японии происходит не столько за счет использования рыночного механизма, сколько путём вовлечения компаний в проекты, которые  частично финансируются государством.

Все более активную роль играет государство в стимулировании коллективных промышленных исследований и разработок в частном секторе. Это тем самым создает определенные преимущества на этапе коммерческого освоения нововведений, но при этом отрицательно сказывается на генерировании и апробации принципиально новых идей.

В последнее время наблюдается  тенденция к усилению регламентации  финансирования НИОКР и увеличение в их структуре доли расходов на фундаментальные исследования, и также склонность Японии проводить свою научно-техническую политику и за рубежом.

Можно с точностью сказать, что концентрация усилий на внедрении  новых технологий в сочетании с проведением активной промышленной политики, на основе первоочередного финансирования приоритетных отраслей, стало базой для экономического возрождения Японии.

 

Список литературы

  1. Зайцев, В.  Инновационная система Японии: реформы и современные возможности / В. Зайцев // Мировая экономика и международные отношения. - 2010.
  2. Саори М. Японские правила успеха продуктовых инноваций / М. Саори // Маркетинг. - 2008.
  3. Масленников, Н.  Научно-техническое сотрудничество промышленности, науки и государства: опыт Японии / Н.Масленников  // Вестник  Института экономики РАН. - 2008.
  4. Масленников Н.  Финансовое стимулирование научно-исследовательской деятельности  корпораций / Н.Масленников.  Экономика Японии.  Учебное пособие,  М.: Восточная литература РАН, 2008.
  5. Масленников Н.  Методология «оценки знаний» и инновационный  потенциал Японии / Н.Масленников. -  Москва: ИВ РАН,  2007.
  6. Фатхутдинов Р. А. Инновационный менеджмент/ Р. А. Фатхутдинов - Москва: ЗАО Бизнес-школа "Интел-Синтез",  2009. 
  7. Твисс Б., Управление научно-техническими нововведениями/ Б. Твисс - Москва: Экономика, 2007.
  8. Инновационный  менеджмент:  Учебник  для  вузов /  Абрамешин  А.Е.,  Воронина  Т.П., Молчанова О.П., Тихонова Е.А., Шленов Ю.В. - М., 2010.
  9. Ивасенко А.Г., Никонова Я.И., Сизова А.О., Инновационный менеджмент: учебное пособие / А.Г. Ивасенко, Я.И. Никонова, А.О. Сизова. – М., 2009.
  10. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник./ И.Н. Герчикова - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2010.

 


Информация о работе Японская модель организации и регулирования инновационной деятельности