Японская модель организации и регулирования инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 20:33, реферат

Описание работы

Инновационный потенциал - предполагаемые или уже мобилизованные на достижение инновационной цели ресурсы и технологию деятельности и организационную структуру. Учитываются функциональный производственный (научно-технический, маркетинговый и др.), системный (опыт, миссия, организационная культура, ценностные ориентации), ресурсный (человеческий, технологический, материально-технический, информационный, финансовый, организационно-структурный), и проектный (концентрация в рамках определенного проекта) потенциалы.

Содержание работы

Основные понятия..............................................................................................................................3
Введение..............................................................................................................................................5
Исторические аспекты и особенности японского менеджмента
1.1. История и развитие инновационной деятельности в Японии.........................................6
1.2. Отличительные особенности японского менеджмента......................................................8
2. Направления и организация инновационной деятельности
2.1. Особенности и направления инноваций Японии..............................................................11
2.2. Организация НИОКР в компаниях.....................................................................................12
3. Финансирование инноваций Японии
3.1. Структура финансирования НИОКР..................................................................................15
3.2. Государственная политика в сфере НИОКР......................................................................17
Заключение........................................................................................................................................20
Список литературы...........................................................................................................................21

Файлы: 1 файл

ДКБ Курсовая, Лазарев Е. В..docx

— 195.38 Кб (Скачать файл)

Согласно распространенной точке зрения, отмечается единственно  правильный и наилучший способ организации экономической деятельности, согласно которой корпорация, которая отказывается принять этот способ, вынуждена уйти с рынка. Несомненно, что такая позиция представляет собой навязчивую идею, создающую ошибочное представление об экономике и о ведении бизнеса.

Хотя японский менеджмент был лучшей формой в 1980-е гг., трудно понять, почему он не действовал в 1990-е  гг. Удивляет тот факт, что неяпонские компании, пытавшиеся ввести у себя знаменитую японскую практику менеджмента, такую как надбавки за выслугу  лет и пожизненный наем на работу, не сумели обойти своих конкурентов, которые сохранили традиционные для Запада методы менеджмента.

В рамках традиционных западных теорий, менеджмент - способ систематического управления факторов производства. Японский менеджмент также стремится к  управлению этими факторами. Несомненно, что всегда есть более предпочтительный способ управления факторами производства, и всё-таки трудно согласиться, что  существует только один наилучший вариант.

Коммерческие организации  в капиталистическом обществе сталкиваются как с местными, так и с зарубежными конкурентами. На домашнем рынке конкуренты действуют в равных условиях, влияющих на обеспечение факторов производства и осуществляющих управление ими.

Таким образом, здесь важнее управление факторами производства, чем обеспечение ими. Но на мировом  рынке фирмы не обязательно попадают в подобные условия. Одни страны имеют лучшие ресурсы, чем другие. Это превосходство в ресурсах экономисты называют конкурентным преимуществом.

В процессе прогресса капиталистической  экономики, наблюдающегося в течение  нескольких столетий, коммерческие фирмы поняли, что одно только конкурентное преимущество не даёт гарантию полной победы в конкурентной борьбе над компаниями из стран, имеющих ресурсов меньше. Германия, Корея, Тайвань и Япония подтвердили правоту этого утверждения. Эти страны доказали, что для экономического развития большое значение имеют и управление, и обеспечение производственными факторами.

Если не существует наилучшего способа организации и управления бизнесом, то компании могут бесконечно стремиться к созданию новых форм организаций, чтобы быть более инновационными и эффективными, чем их конкуренты. Японский менеджмент, не стал исключением, когда опередил все остальные корпорации на глобальном рынке в 1980-е гг. Экономисты пытались найти организационное доказательство эффективности японских корпораций, считая, что они должны отличаться от своих американских и европейских конкурентов. Сложив результаты исследований, мы можем представить следующие характеристики японского менеджмента.

Первое и самое главное  – японский менеджмент достиг больших  успехов за счет низких цен и высокого качества товаров и услуг. Западные менеджеры и ученые обвиняют японские корпорации в снижении цен и в нарушении таким образом несокрушимого закона капитализма: прибыль, полученная в результате производства товаров и услуг, недоступна многим, если государство не будет перераспределять ее, поддерживая личные доходы людей. Фактически, среднестатистическая европейская или американская семья, представляющая рабочий класс, не имела возможности купить обыкновенный телевизор без перераспределения прибыли, которое представляло из себя форму кредитов или покупок в рассрочку. Такая ситуация сохранялась до тех пор, пока на глобальных рынках не появились японские телевизоры, которые снизившие цены на бытовую технику более чем на половину. Попытка западных экономистов связать низкие цены с дешевым рабочим трудом, так ни к чему и не привела, так как они так и не сумели объяснить, почему качество товаров было высоким, а цены низкими.

На волне успеха японских корпораций, снижавших цены на товары и услуги, ученые невольно создали  миф о сопутствующем их технологическом  развитии. Среди западных экономистов было распространено мнение, что технологические инновации проходят легко только в том случае, если сопровождаются снижением доходности капитала и нарушением авторских прав (пиратством).

Тем не менее японские корпорации всегда осуществляли научные исследования и разработку продуктов и внедряли технологические инновации, обеспечивающихся преимущественно за счет частного вклада, а не являлись следствием снижения прибыли или пиратства. Хотя правительственный в ряде секторов вклад был весьма существенным, но технологический прогресс в основном охватил частный сектор.

Технологическое развитие помогло  японским корпорациям максимизировать  их рыночные доли, потому что передовые технологии позволили обеспечить высокое качество и низкие цены. Изучавшие японские инновации, западные аналитики  не могли не учесть тот факт, что Япония преуспела благодаря своей превосходной системе образования. Они утверждали, что образование в Японии дает глубокие знания в области математики и естественных наук, тем самым создавая фундамент для технологического прогресса. При этом западные аналитики так и не сумели раскрыть институциональный секрет низкого коэффициента прогулов (абсентизма) и отсутствия пиратства.

 

2. Направления и организация инновационной деятельности

2.1. Особенности и направления инноваций Японии

Не оставляет сомнений высокий уровень научно-технического развития и инновационного потенциала Японии. Напряженная внутри страны конкуренция делает постоянные инновации ключевым условием выживания и успеха на рынке. Высокая способность частных компаний к внедрению и коммерческому применению результатов научных исследований и высокий уровень развития прикладной научно-исследовательской базы, а также гибкость и бездефектность производственной системы дают возможность японским компаниям активно осуществлять инновационную деятельность.

Таким образом, Япония является одним из ведущих мировых лидеров  в научно-технической области  с высокой долей высокотехнологичной  продукции в экспорте, а также  крупнейшим экспортером технологий в виде продажи лицензий.

В то же время обращают на себя внимание и некоторые слабые стороны инновационной системы Японии. Прежде всего это чрезмерное увлечение японских компаний прикладными исследованиям, при недостаточном внимании к фундаментальным. Во-вторых, существенным препятствием на пути дальнейшего научно-технического и инновационного развития является недостаточный уровень доступности венчурного капитала, который является основным двигателем инновационного процесса в США и Европе, «беря на себя» весьма рискованные проекты.

По скорости разработок и  запуска в производство, Япония сильно опережает другие страны. Японская автомобильная индустрия выходит  на рынок через месяц после  начала производства. Европейским странам  для этого требуется 2 месяца, США - 4 месяца. По скорости доработки нового продукта в период рыночной его жизни, новые участники международного технологического бизнеса также превосходят своих конкурентов. Японцам, например, достаточно 4 месяцев для достижения нормального уровня качества. США требуется 5 месяцев для выхода на  нормальную производительность и 11 месяцев - для достижения нормального уровня качества.

Число малых предприятий  в Японии составляет около 99% от их общего числа. Малых и средних инновационных  предприятий  в Японии около 6,5 млн. Занято на них 54 млн. человек, т.е. 79% всей рабочей силы Японии.

Японцы в значительной степени благодарны малым предприятиям. Эти предприятия осуществляет свою дальнейшую государственную политику по их поддержке в связи с тем, что сразу после Второй мировой  войны их рост, экспорт их продукции  помогли восстановлению экономики страны в целом: существенные долларовые инъекции, заработанные малыми предприятиями, шли не столько на их будущее развитие, сколько на восстановление крупных промышленных предприятий Японии.

Основные направления  японской политики в области науки  и технологий:

- передача технологий развивающимся странам для ускорения их экономического развития;

- привлечение молодых учёных в региональные технологические центры;

- развитие технологической политики на развитие регионов;

- расширение центров технологического развития, созданных на основе международного сотрудничества с участием бизнеса, правительства и университетов;

- развитие науки и технологий в гармонии с населением и природой;

- создание региональной системы продвижения технологий;

- определение приоритетов в инновационной политике;

- технологии на поддержку пожилых людей;

- технологии, связанные с человечеством и общественно-культурной жизнью;

- совершенствование региональной политики планирования и координации мероприятий;

- технологии на охрану природы и повышение уровня жизни;

- углубление фундаментальных и прикладных исследований;

- стимулирование исследований в промышленности;

- продвижение технологической политики посредством расширения внешних связей;

- участие в международном обмене технологиями в целях решения глобальных проблем;

- расширение международного сотрудничества в сфере научных исследований.

 

2.2. Организация НИОКР в компаниях

Большая часть НИОКР в  Японии сосредоточена в промышленных компаниях, где появляется, около 80% значительных нововведений и изобретений в области технологии и техники.

В японских компаниях можно  выделить несколько типов организации  управления НИОКР:

Первый вид характеризуется составом лабораторий, специализация которых соответствует специализации заводов, которые выпускают ту или иную продукцию.

Второй вид включает лаборатории общих исследований с внутренней специализацией по стратегическим направлениям и лаборатории, специализирующихся на решении прикладных задач.

Третий вид отличается составом лабораторий и отделов, специализирующихся на предметных разработках,  действующих автономно. Структурно лаборатории состоят из отделов, а отделы включают лаборатории. Научно-исследовательские лаборатории объединены Центром НИР. Такой Центр, кроме своей основной стратегической функции, ориентации на перспективные разработки, может выполнять и другие функции, связанные, к примеру, с подбором персонала, со сбытом и т.д.

Другой важной чертой японской системы организации НИОКР является существенное внимание к информации по поводу технологических процессов  и стремление снять заботу о финансах с руководителей научно-исследовательских  подразделений.

Технологическая информация становится объектом как стратегических, так и решений тактических. Прогнозы в области технологии - одни из главных  звеньев, так как они формируют необходимую ориентацию как у руководителей, так и у сотрудников научно-исследовательских подразделений.

В 1988 году японская фирма "Нихон Кэйдзай Симбун Инк" и американская консультативная фирма "Буз-Аллен энд Хамилтон Инк" провели опрос среди менеджеров из 95 японских, 102 американских, 79 западноевропейских компаний, и 27 компаний азиатского региона по вопросу развития технологий до 2008 года.

Менеджеры стран Западной Европы и  промышленных кругов Японии отвечая на вопрос об эффективных средствах форсирования этого развития, в первую очередь отметили расширение научно-технических коммуникаций и совершенствование системы обучения управленческих кадров, а также укрепление научно-исследовательского партнерства  и рост размеров государственного финансирования. Американские представители считают, что наиболее значимым является развитие форм межфирменной кооперации в области НИОКР, а также расширение сотрудничества с университетами, и только после этого размеры финансирования со стороны государства. Менеджеры из стран Азии посчитали что государственное финансирование, является наиболее эффективным для ускорения научно-технического прогресса в ближайшие 15 лет.

Мнение большинства менеджеров сходится на том, что только компании, которые реализуют мощные программы научных исследований и разработок, могут рассчитывать на успех в борьбе за рынки в ХХI веке. Такую оценку дали 81,7 % японских руководителей и соответственно 72,3 и 61,4 % менеджеров из стран США и Западной Европы.

Также ведущее место в  организации НИОКР принадлежит  межкорпорационным формам. В период, после окончания войны, такие формы стали иметь профессиональные научные общества, большинство из которых - промышленные компании. В дальнейшем на смену которых пришли промышленные союзы, где наиболее важные функции выполняют делегированные компаниями на определенный период времени работники.

Благодаря этим союзам в  Японии осуществляются национальные научно-исследовательские  проекты, которые затем служат основой  для работы промышленных компаний.

Прогнозы наиболее высоких  темпов технологического прогресса  для научно-технических областей с 1988 г. по 2008 г. изображено в таблице 1.

Таблица 1

Примечание: цифра, находящаяся вне скобок, означает место, которое отдают менеджеры данной страны той или иной области; % в скобках - число менеджеров, отдавших предпочтение соответствующей области.

Как уже отмечалось, существенная доля финансирования для выполнения НИОКР приходится на частный сектор, а государство при этом выступает "незначительным финансистом". И благодаря этому многие компании Японии, выполняя собственные научно-исследовательские работы, одновременно разрабатывают тематику в соответствии с национальными проектами, способствуя, таким образом, их финансовой, кадровой и материальной поддержке.

Правительство Японии создает  также на половину частные и на половину общественные организации с финансовой поддержкой со стороны промышленности. В этих организациях на основе временного перевода работают сотрудники из компаний, а также служащие правительственного аппарата ушедшие на пенсию. Тематика научных исследований в таких организациях может быть достаточно разнообразной и объемной, с которой в одиночку не справилась бы какая-либо компания.

Информация о работе Японская модель организации и регулирования инновационной деятельности