Японская модель организации и регулирования инновационной деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 20:33, реферат

Описание работы

Инновационный потенциал - предполагаемые или уже мобилизованные на достижение инновационной цели ресурсы и технологию деятельности и организационную структуру. Учитываются функциональный производственный (научно-технический, маркетинговый и др.), системный (опыт, миссия, организационная культура, ценностные ориентации), ресурсный (человеческий, технологический, материально-технический, информационный, финансовый, организационно-структурный), и проектный (концентрация в рамках определенного проекта) потенциалы.

Содержание работы

Основные понятия..............................................................................................................................3
Введение..............................................................................................................................................5
Исторические аспекты и особенности японского менеджмента
1.1. История и развитие инновационной деятельности в Японии.........................................6
1.2. Отличительные особенности японского менеджмента......................................................8
2. Направления и организация инновационной деятельности
2.1. Особенности и направления инноваций Японии..............................................................11
2.2. Организация НИОКР в компаниях.....................................................................................12
3. Финансирование инноваций Японии
3.1. Структура финансирования НИОКР..................................................................................15
3.2. Государственная политика в сфере НИОКР......................................................................17
Заключение........................................................................................................................................20
Список литературы...........................................................................................................................21

Файлы: 1 файл

ДКБ Курсовая, Лазарев Е. В..docx

— 195.38 Кб (Скачать файл)

Исследовательская работа по инновационному менеджменту

Министерство образования  Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Поволжский  государственный технологический  университет»

 

 

 

 

 

Кафедра экономики и финансов

 

 

Реферат по дисциплине «Инновационный менеджмент»

на тему «Японская модель организации и регулирования инновационной деятельности»

 

 

 

 

Выполнил: студент гр. ФК-31 Лазарев Евгений

Проверила: к.э.н., доцент Родионова Е.В.

 

 

 

 

 

 

Йошкар-Ола

2013

Основные понятия..............................................................................................................................3

Введение..............................................................................................................................................5

  1. Исторические аспекты и особенности японского менеджмента

1.1. История и развитие инновационной деятельности в Японии.........................................6

1.2. Отличительные особенности японского менеджмента......................................................8

2. Направления и организация инновационной деятельности

2.1. Особенности и направления инноваций Японии..............................................................11

2.2. Организация НИОКР в компаниях.....................................................................................12

3.  Финансирование инноваций Японии

3.1.  Структура финансирования НИОКР..................................................................................15

3.2. Государственная политика в сфере НИОКР......................................................................17

Заключение........................................................................................................................................20

Список литературы...........................................................................................................................21

 

Основные понятия

Инновационная деятельность - это процесс, который направлен на разработку инноваций, исполнение конечных результатов законченных научных исследований и разработок, либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки.

Инновационный потенциал - предполагаемые или уже мобилизованные на достижение инновационной цели ресурсы и  технологию деятельности и организационную структуру. Учитываются функциональный производственный (научно-технический, маркетинговый и др.), системный (опыт, миссия, организационная культура, ценностные ориентации), ресурсный (человеческий, технологический, материально-технический, информационный, финансовый, организационно-структурный), и проектный (концентрация в рамках определенного проекта) потенциалы.

Инновационный проект - это  система взаимоувязанных целей  и программ их достижения, представляющих собой комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, организационных, финансовых, коммерческих и других мероприятий, соответствующим образом организованных, оформленных комплектом проектной документации и обеспечивающих эффективное решении конкретной инновационной проблемы, выраженной в количественных показателях. Инновационный проект - это проект целенаправленного изменения или создания новой технической или социально-экономической системы.

Инновационная политика государства  — совокупность форм, методов и  направлений воздействия государства  на производстве с целью выпуска  новых видов продукции, технологий и расширение на этой основе рынков сбыта отечественных товаров.

Технополис - специально учрежденный комплекс в одном регионе недалеко от центра научных идей.

Инновационный процесс состоит из совокупности работ в области инновационной деятельности, регламентированных этапами их организации, возможностями пользования ресурсами, этапами эволюции научного знания от зарождения перспективной идеи создания новой техники или новой продукции до их коммерциализации в условиях конкуренции.

Малые инновационные (венчурные) фирмы - небольшие фирмы в области нововведений, для которых характерны следующие черты:

- высокая степень риска, которая обусловлена особенностями инновационной деятельности и высокой зависимостью малого бизнеса от изменений внешней среды;

- узкая специализация их научных поисков и небольшая номенклатура выполняемых разработок;

- они быстрее внедряют результаты НИОКР в процесс производства;

- разработка ведется на отдельных этапах, где не требуется значительных затрат ресурсов.

 

Введение

На современном этапе  мирового экономического развития, отличающимся ускорением научно-технологического прогресса, все большую значимость в качестве показателя состояния и перспектив экономического развития приобретает международная конкурентоспособность товаров, предприятий и стран. Она, в свою очередь, во многом зависит от способности того или иного государства осуществлять инновации.

Признание исключительной важности инновация с точки зрения обретения, удержания и усиления конкурентных позиций страны на мировом рынке  привело к тому, что понятия  «инновационная деятельность» и  «международная конкурентоспособность» практически стали однородными.

Конкурентоспособность компаний во многом зависит от того, насколько  эффективно выстроена их инновационная  деятельность, которая включает в  себя систему управления персоналом компании, занятым в разработке инновационной  продукции, НИОКР, и систему сбора  и обработки информации, необходимой  для осуществления инноваций.

Таким образом, основной задачей  для государственных органов  страны и частного сектора, которая рассчитывает занять достойное место на мировой экономической арене является выработка наиболее эффективной и продуктивной системы организации инновационной деятельности.

Данная проблема актуальна  для такой страны как Японии, которой  в период XX и ХХI столетий пришлось столкнуться с ожесточенной конкуренцией со стороны быстро развивающихся азиатских соседей и западных стран.

 

1. Исторические аспекты и особенности японского менеджмента

1.1. История и развитие инновационной деятельности в Японии

В период после окончания  войны ситуация в Японской экономике  во многом напоминала Россию в период после либеральных реформ. Маленькая островная страна, оказалась на грани разрухи, вызванной демилитаризацией экономики, разгромом флота, колоссальной безработицей. Негде было взять ресурсы, чтобы накормить население в котором было более 100 млн. человек и при этом не сорваться в пропасть социально-политических потрясений.

О росте экономики даже не было и речи, т.к. западные эксперты были уверены, что Япония навсегда останется  мировой экономической окраиной. Но именно внедрение новых технологий сыграло важнейшую роль экономического роста страны в послевоенный период. В большей степени, использование  новых технологий  инициировали частные компании, сталкиваясь с  проблемой ограниченности ресурсов.

Именно технологические  нововведения стали основным толчком  бурного инвестиционного процесса, позволяя снять ряд ограничений: на рабочую силу, на энергоносители, основой которой являлась нефть, на выполнение норм экологии. Косвенным эффектом согласованных действий частных компаний и государства было решение общей социально-экономической проблемы, которая создавала угрозу жизнедеятельности всей страны. Таким образом, совместное решение жизненно важных проблем стало ещё одним фактором социально-политической устойчивости.

В Японии, развитие НИОКР  можно разделить на 2 этапа: первый, это окончание Второй мировой войны (1945)  - мировой энергетический кризис (1973) и второй с 1973 года - по настоящее время.

Чем обусловлена такая  периодизация?

Во-первых, временными границами, отражающими как историю в  области в экономике страны, так  и состояние в сфере НИОКР.

Во-вторых, методологическим положением о том, что динамичная страна, которая стремится к достижению высоких показателей в социально-экономической  и научно-технической областях, сначала  находится "на старте", затем "разгоняется" и начинает "набирать высоту", достигая определенных результатов.

В-третьих, соотнесение различных  количественных данных применительно  к НИОКР дает основание для  определения двух этапов с их характерными чертами.

Первый этап 1945 - 1973 гг.

Эти годы называют "заимствованием" того, что было достигнуто в мире в области науки и техники промышленного производства.

С начала 50-х годов одним  из крупнейших в мире покупателей  новейших научных и технических  достижений становится Япония. В период с 1950 по 1978 гг., потратив около 7 млрд. долларов она приобрела приблизительно 26 тыс. иностранных патентов и лицензий, из которых 65% было закуплено в США, а 35 - в странах Западной Европы.

Выбрав курс освоения передовых  технологий для технического обновления, Япония смогла выиграть время и сэкономить огромные средства, при перестройке  экономики, прежде всего таких отраслях как химическая промышленность, электротехническое и транспортное машиностроение, черная металлургия. Общий выигрыш страны от импортных лицензионных соглашений за период с 1950-1951 по 1968-1969 гг. составил порядка 70 млрд. долларов, или около 25% всей суммы валовых накоплений основного капитала за это же время.

Исследования, которые были проведены в начале 1970-х годов, показали, что каждая лицензия, в  среднем, на использование научно-технических  достижений потребовала бы расходов в размере 12,8 млн. долларов и 4-5 лет  НИОКР.

Второй этап - с 1973 г. по настоящее  время.

К началу 70-х годов для  достижения более высоких результатов  в области НИОКР, были созданы организационные, материальные и кадровые предпосылки. Исследования, разработки и использование энергоэкономичных технологий стимулировал начавшийся в 1973г. мировой энергетический кризис. Таким образом, при удвоении ВНП за 1973 -1984 гг. потребности в энергетических ресурсах возросли в Японии всего на 7-8 %.

В эти годы увеличились  расходы на НИОКР. В 1990 году по доле ассигнований в национальном доходе (3,51%) Япония начала опережать США (3,26%). При этом ассигнования на НИОКР распределялись с следующем процентном соотношении: 63,2% -на разработки, 24,2% - на прикладные исследования и 12,6% - на фундаментальные. По прикладным исследованиям и разработкам Япония находится на одном уровне с США или даже превосходит их, но при этом  в фундаментальной области США превосходит Японию.

Страна вышла на лидирующие позиции в судостроении, черной металлургии, автомобилестроении, оборудовании с числовым программным управлением, бытовой электротехнике, производстве полупроводников и интегральных схем. Появились и так называемые конкурентные результаты применительно к мировому рынку: в начале 1980-х годов доля Японии в мировом экспорте товаров высоких технологий достигла 25%  по сравнению с 13% в начале 1970-х годов.

Одним из важнейших показателей  для Японии является концентрация основной части расходов на НИОКР (около 70-75%) непосредственно в компаниях. Оставшиеся расходы приходятся на университеты. При этом  в промышленных компаниях  главной ориентацией затрат на НИОКР является коммерческая отдача. Также, важной характеристикой развития НИОКР является увеличение объема и значения научно-технической информации.

В Японии данная темпоритмическая характеристика имеет три важнейших  аспекта:

1. Организация и использование  информации в процессе НИОКР.  В данном случае речь идет  о самых разных уровнях управления - общегосударственном, отраслевом  или министерском и первичном, то есть применительно к данной компании. Без соответствующего уровня организации информации в той или иной области о патентах, открытиях, изобретениях (при прочих равных условиях) трудно рассчитывать на успех в цикле "исследования - разработки - производство".

2. Так называемый текущий  обмен информацией между различными  подразделениями компании.

3. Уровень подготовки  современных инженерных кадров, а также возможности для непрерывного пополнения, обновления и совершенствования своих знаний. Специалисты используют специальный термин - "период полураспада", то есть знания у "застывшего" выпускника технического вуза через пять лет устаревают, примерно, наполовину. Поэтому конкурентоспособные компании большое значение придают повышению квалификации своих научно-технических кадров и считают их золотым фондом.

 

1.2. Отличительные особенности японского менеджмента

Что же такое японский менеджмент и чем он отличается от западной или американской управленческой практики?

Бесспорно, есть ряд существенных отличий. Все коммерческие компании, которые действуют в условиях современного капиталистического мира, пытаются быть более конкурентоспособными по сравнению с конкурентами, частными или общественными. Чтобы сохранить конкурентоспособность предприятия, в капиталистических странах с развитой экономикой, менеджерам приходится тратить значительные ресурсы на выявление новых путей организации своей дистрибьютивной и производственной деятельности. Японские корпорации исключением из этого правила не являются. Они с успехом внедряют инновации в практику менеджмента. Однако организационные инновации в Японии и в странах Запада заметно отличаются друг от друга.

Информация о работе Японская модель организации и регулирования инновационной деятельности