Управления кредитным риском в коммерческих банках на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 23:21, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ управления кредитными рисками коммерческого банка с целью его совершенствования.
Исходя из поставленной цели, в работе были сформулированы следующие задачи:
изучить процесс кредитования коммерческими банками и проанализировать возникающие при этом кредитные риски;
рассмотреть возможность управления кредитными рисками коммерческих банков;
проанализировать политику коммерческого банка в области кредитования и управления рисками;
выявить основные проблемы кредитования и управления кредитными рисками, дать рекомендации по их совершенствованию.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….4

Глава 1. Управления кредитным риском в коммерческих банках на современном этапе………………………………………………………………………….7
Понятие и сущность кредитной политики коммерческого банка………..7
Кредитные риски в коммерческих банках и методы управления ими….14
1.3 Факторы и методики кредитоспособности, используемые коммерческими банками в управлении рисками ……………………………………………….25
1.4 Нормативно-правовые основы банковской деятельности в сфере кредитования………………………………………………………………………………35

Глава 2. Анализ механизма кредитной политики и управления риском в «ПромСтройБанке» …………………………………………………………….43
2.1 Общая характеристика предприятия и анализ его деятельности………..43
2.2 Кредитная политика банка…………………………………………………49
2.2.1 Организация процесса кредитования в банке………………………49
2.2.2 Потребительское кредитование……………………………………..57
2.2.3 Анализ оценки кредитоспособности заемщика, проводимой в банке (юридического лица)……………………………………………………………66
2.3 Страхование кредитных продуктов……………………………………….69

Глава 3. Проблемы, перспективы развития и пути совершенствования кредитной политики и снижения кредитного риска в «ПромСтройБанке»…………73
3.1 Проблемы кредитования и совершенствование кредитной политики в коммерческих банках…………………………………………………………………73
3.2 Минимизация риска при кредитовании индивидуального заемщика в «ПромСтройБанке»………………………………………………………………78
3.3 Минимизация кредитных рисков кредитной политики «ПромСтройБанка» для юридических лиц……………………………………………………82
3.4 Использование зарубежного опыта в процессе кредитования юридических лиц……………………………………………………………………………..100

Заключение……………………………………………………………………103
Список литературы……………………………………………………………108
Приложения……………………………………………………………………113

Файлы: 1 файл

Управление кредитным риском в коммерческом банке.doc

— 870.00 Кб (Скачать файл)

Вторая группа риска нестандартные ссуды, то есть просроченные до 30 дней недостаточно обеспеченные ссуды, а также просроченные от 30 до 60 дней обеспеченные ссуды. Коммерческие банки должны создавать резерв по нестандартным ссуды в размере 5 % от величины выданных ссуды.

Третья группа риска сомнительные ссуды просроченные до 30 дней необеспеченные ссуды, просроченные от 30 до 60 дней недостаточно обеспеченные ссуды, просроченные от 60 до 180 дней обеспеченные ссуды. Резерв по ним создается в размере 30 % от величины выданных ссуды.

Четвертая группа риска опасные ссуды пророченные  от 30 до 60 дней необеспеченные ссуды, просроченные от 60 до 180 дней недостаточно обеспеченные ссуды. Резерв на случай возможных потерь по этим ссуды равен 75 % от суммы выданного кредита.

Пятая группа риска  безнадежные ссуды просроченные от 60 до 180 дней необеспеченные ссуды  и все ссуды, просроченные свыше 180 дней. По ним банки обязаны создавать  резерв в размере 100 % от величины выданных ссуды.

 При классификации  ссуд предпочтительнее завысить, чем занизить предполагаемый риск.

Общая величина резерва (остатки на счетах по учету резерва  на возможные потери по ссудам) должна ежемесячно уточняться (регулироваться) в зависимости от суммы фактической ссудной задолженности, в том числе с учетом изменения сумы основного долга при изменении курса рубля по отношению к иностранным валютам на дату регулирования, и от группы риска, к которой отнесена та или иная ссуда (учтенный  банком вексель)20.

РВПС используется только на покрытие не погашенной клиентами (банками) ссудной задолженности по основному долгу, а по векселям - на вексельную сумму, за вычетом процента дисконта.

Комплексное управление рисками и  внутренний контроль в коммерческих банках при их надлежащей организации  и эффективности позволяют             банкам учитывать риски при принятии управленческих решений и осуществлении банковской деятельности, успешно преодолевать системные кризисы, минимизировать связанные с ними потери. В рамках системы комплексного управления банковскими рисками устанавливаются и совершенствуются системы норм, а также системы отслеживания и надзора. Система нормирования рисков путем расчета нормативных коэффициентов, в том числе по методике ЦБР.

Рассмотрим подробно систему предупреждения и контроля возникновения рисков.

            Эффективность системы характеризуется  количественными показателями выполнения установленных норм, а также результативностью немедленного реагирования на нарушения коммерческими банками норм в области рисков с целью предупреждения системного банковского кризиса.

      При организации  систем комплексного управления  банковскими рисками             возникает много проблем. Например, необходимо принять сразу несколько решений: как выбирать источники финансовых ресурсов, оперативно управлять банком, его корреспондентскими счетами, активами и ресурсами; как управлять специфическими рисками реструктурируемого банка - налоговыми, гарантийными и прочими.

            Положением Банка России №  509 «Об организации внутреннего  контроля в банках» от 28.08.1997 г. и последующими методическими рекомендациями и нормативными документами предусматривается система контроля возникновения рисков. Успех процесса создания системы управления банковскими рисками достигается за счет осознанного применения персоналом банка стандартов, тщательно проработанных методик и процедур внутреннего контроля и внутреннего аудита, установленных для всех подразделений банка. Нередко банки не разделяют функции и обязанности между службами внутреннего контроля и аудита. При этом если внутренний контроль направлен на создание системы проверок, регулирования и оценок банковских рисков с целью минимизации потерь, возникающих в процессе баиковской деятельности и принятия эффективных управленческих решений, то внутренний аудит - периодическая и независимая оценка самой системы контроля.

            Одна из проблем - отсутствие  четкой методологической базы. В             результате на службу внутреннего  контроля часто возлагают не  свойственные ей функции, скажем, написание методик для других служб банка. Между тем обязанности службы внутреннего контроля включают написание методик проверок, т.е. определение методов, способов, видов проверок, определение перечня документов, используемых при этом. Однако служба внутреннего контроля не должна выполнять функции других банковских служб. Следующая причина, осложняющая нормальную работу банка, - неопределенность задач, которая связана с отсутствием или нечеткой постановкой во многих банках как стратегических, так и текущих, краткосрочных задач. Проблема заключается также в непроработанности процедур, рамок банковской политики, навыков оценки риска и контроля над ними, неопределенности функций, часто приводящей к слабой координации работы между подразделениями. Управление риском в ряде случаев стало выступать в качестве самостоятельного объекта деятельности.

            В ряде случаев в коммерческом  банке необходимо установить  двойной         контроль (оперативный и последующий), взаимосвязи  между ними, а также между отдельными  подразделениями, выполняющими  контрольные функции. Потребность в этом возникает в условиях нехватки специалистов, осуществляющих управление рисками, отсутствия служб по контролю над рисками в филиалах. Кроме того, не разработаны специальные показатели эффективности внутреннего контроля в рамках отдельных проверок, система критериев и показателей, оценивающих эффективность деятельности по управлению рисками. Проблему представляет также отсутствие современной технической поддержки,  т.е. специальных контрольных программ, оборудования и спецсвязи.

Для эффективной системы управления рисками необходим максимально             экономичный способ организации  внутреннего контроля, который, возможно, заключается в создании линейно-матричных систем внутреннего контроля. В этих системах будут задействованы руководители функциональных подразделений или специальные работники, выделенные в помощь службам внутреннего контроля или аудита.

Наиболее сложна система организации  службы внутреннего контроля в             многофилиальных банках, так как здесь возникают две взаимопротиворечащие проблемы: создание службы внутреннего контроля в каждом филиале слишком дорого; наличие службы внутреннего контроля только в головном банке приведет к потере эффекта мгновенного реагирования за операциями и процедурами в филиале.

            Рассмотрим подробнее сферу внутреннего  контроля в банке. Она             включает разные функции, которые  предполагают:

  • контроль рациональности постановки задач в области управления             рисками, т.е. на данном этапе внутренний контроль может определить,             правильно ли банк поставил перед собой задачу, проработана она или             нет, насколько она реальна, отвечает ли стратегическому развитию или             носит текущий, случайный характер;
  • анализ полноты обеспечения разделения рисков, т.е. разделение             рисков по видам, секторам, клиентам, видам деятельности, лимитам,             бюджетированию, планам, прогнозам и т.д.;
  • покрытие - определение, достаточно ли явных и скрытых резервов для             покрытия рисков и для достижения заданной рентабельности;
  • анализ правильности определения рейтинга риска по отдельной             операции банка и их совокупности;
  • исследование степени поддержки операций ресурсами или денежными             средствами;
  • анализ созданной системы делегирования полномочий - от нее зависят             контрольные функции, то, как будет работать контрольная служба;
  • анализ выполнения требований правовой и бухгалтерской документации  и данных управленческого учета, которые не везде разработаны в             должной мере и не всегда отвечают современным требованиям;
  • выяснение правомерности мониторинга или процесса отслеживания             рисков;
  • анализ полноты системы информации и контроля управления и             функционирования сквозных связей в процессе управления рисками.

Кроме определения направления  деятельности сферы внутреннего  контроля, необходимо выделить структурные  компоненты системы комплексного управления рисками, в том числе:

  • определить цель системы - как потребность коммерческого банка на             каждом этапе деятельности в защищенности от потерь;
  • сформулировать интересы самого банка;
  • определить средства для обеспечения покрытия банковских рисков;
  • выделить специальные подразделения банков.

  После выделения структурных  компонентов системы управления банковскими рисками нужно выявить связи этих компонентов или функциональные компоненты:

  • диагностические - включающие в себя действия, связанные с накоплением, анализом новых сведений о банковских условиях реструктуризации, о банках, которые могут подвергнуться банкротству, и банках, которые пока от него далеки, анализом новых знаний, методик и информации;
  • прогнозные действия, связанные с планированием деятельности отделов внутреннего контроля и аудита в направлении достижения целей системы, которые на текущем этапе еще не определены;
  • конструктивные - действия по отбору и построению элементов влияния             на систему управления банковскими рисками со стороны руководства             банков, а также со стороны ЦБ РФ и других контролирующих органов;
  • коммуникативные - включающие в себя действия, связанные с установлением целесообразного взаимодействия между руководством банка, проверяемыми подразделениями и службами внутреннего контроля             и аудита. Этот вопрос очень важный, и, как показывает практика, он

            практически не решен сегодня  ни одним коммерческим банком.

В целом системе управления банковскими  рисками предъявляются             следующие требования:

            Связанность - предполагает ограничение  проверок, которые проводит             служба внутреннего контроля банка путем выделения существенных             зависимостей, выборок и разработок.

Стабильность подразумевает ежегодную, ежеквартальную ежемесячную             воспроизводимость системы внутреннего комплексного контроля над             банковскими рисками.

            Наблюдаемость - возможность фиксации  конкретных расчетов, а также             использования теоретических наработок  в практике коммерческих             банков, разработки специальных показателей эффективности внутреннего             контроля.

Все вышеуказанные компоненты необходимо обеспечить информационной базой при создании комплексной системы управления банковскими рисками.

        Однако следует  отметить, что руководство некоторых банков сегодня             отказалось от службы внутреннего контроля, так как считает, что данная служба мешает основной деятельности и не отвечает задачам функционирования банка.

1.3 Факторы и методики кредитоспособности, используемые коммерческими банками в управлении рисками

Большинство предлагаемых академической наукой методик оценки кредитоспособности схожи между собой по набору коэффициентов оценки финансового состояния заемщика. Отличие лишь в том, что оцениваемые показатели сгруппированы в разные агрегаты и к ним применяются отличные весовые коэффициенты. Как правило, методики содержат следующие группы финансовых коэффициентов:

  • анализ собственного капитала заемщика (К автономии, К мобильности, отношение капитала к общей задолженности);
  • анализ доходности заемщика (К рентабельности выручки, К рентабельности общего капитала, К рентабельности собственного капитала);
  • анализ платежеспособности заемщика (К покрытия, К мгновенной (абсолютной) ликвидности, К отношения дебиторской и кредиторской задолженности).21

Каждый коэффициент  соотносится с неким эмпирическим нормативным значением и в  зависимости от данного отклонения набирает определенное количество баллов. Такая процедура проводится с каждым коэффициентом всех групп. Сумма баллов коэффициентов входящих в одну группу суммируется. Каждая группа имеет свой собственный вес среди других групп в зависимости от оказываемого влияния на финансовое состояние ссудополучателя. Набранное количество баллов по каждой группе умножается на все группы. Полученные значения суммируются, и в зависимости от данной величины предприятию присваивается определенный рейтинг, отражающий рискованность предоставления клиенту кредитного продукта.

Исходя из указанного выше, методики оценки кредитоспособности односторонни и, в основном, сводятся к расчету финансовых коэффициентов, что по нашему мнению является недостаточным для принятия решения о целесообразности кредитования того или иного предприятия. Нельзя не учитывать и вторичные факторы кредитоспособности:

  • передаваемое в залог (заклад) обеспечение;
  • региональные риски (риски вложения средств в регион нахождения предприятия);
  • кредитная история предприятия;
  • субъективные факторы кредитоспособности22.

Первые два  вторичных фактора дают дополнительную количественную, два последние - качественную оценку кредитоспособности. Принимаемое  в залог обеспечение необходимо для погашения за счет него кредита и процентов по нему при невозможности погашения денежными средствами заемщика. Реализация имущества должна производиться оптом в короткие сроки и по выгодным для Банка ценам, чтобы вырученные средства полностью покрывали сумму основного долга и начисленных на него процентов. Для этого при заключении договора на предоставление кредита соответствующие специалисты Банка должны оценить рыночную стоимость передаваемого в залог имущества, его ликвидность и права заемщика на данное имущество. Однако организация банком такой службы в своем штате дорога, поэтому банкам было бы целесообразно заказывать у специалистов по оценке имущества периодические обзоры рынка основных товаров, принимаемых в залог и на основании этого делать вывод о целесообразности принятия в залог какого-либо имущества.

Информация о работе Управления кредитным риском в коммерческих банках на современном этапе