Типы банковских систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 08:41, реферат

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение типов банковских систем и особенностей их развития на современном этапе.
Задачами курсовой работы являются:
рассмотрение понятия и структуры банковской системы, характеристика нормативно-правовой базы функционирования банковской системы;
анализ современных типов банковских систем и особенностей развития западных и мусульманских типов банковских систем;
определение проблем и перспектив развития банковской системы России.

Файлы: 1 файл

Курсовая ДКБ Типы Банковских систем.doc

— 718.00 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем, сегодня  исламские банки выполняют практически  все традиционные банковские операции — депозитные, кредитные, аккредитивные, учет и переучет векселей, другие расчетные и платежные операции, инвестируют средства в промышленность, сельскохозяйственный сектор, кредитуют торговлю, сферу услуг, финансируют социальные проекты. В своей деятельности они используют разные методы финансирования, реализуют кредитное обслуживание прямых инвестиций, осуществляют кредитные операции на базе лизинга, аренды. Такие банки принимают долевое участие в современных предприятиях, кредитуют торговые сделки, в том числе с рассрочкой платежа, проводят комплексное расчетное обслуживание своих клиентов. Некоторые из исламских банков достаточно широко занимаются инвестированием в производственную сферу, предварительно проводя всесторонний анализ инвестиционного проекта, контролируя ход его осуществления, а затем и деятельность предприятия11.

Финансовые инструменты, не основанные на кредитном проценте, отвечают требованиям исламской этики и могут быть классифицированы следующим образом (рис. 2.2):

  • прямое финансовое участие;
  • косвенное финансовое участие;
  • благотворительное участие.

Рис. 2.2. Беспроцентные финансовые инструменты12

Анализ характеристик  традиционных и исламских (беспроцентных) финансовых инструментов позволяет сделать вывод о том, что специфика исламского финансирования главным образом связана с отсутствием процентной ставки на вложенный капитал, независимо от результатов его использования. Аналогичный подход частично практикуется в европейских финансовых институтах, например, при венчурном финансировании, оперативном лизинге и др.

Очевидно, что роль банков в финансировании деятельности предприятия первостепенна. Главное же отличие исламских банков от традиционных (европейских) состоит в использовании партнерских схем взаимоотношений между банком и его клиентами, что стимулирует поиски этических разрешений возникающих проблем, а также существенно содействует росту экономики в целом. Основное преимущество исламского банка состоит в том, что вкладчик непосредственно может участвовать в проектах банка и тем самым контролировать использование своих средств. В таких условиях растет уровень доверительности партнерских отношений13.

В свою очередь, банковская система Малайзии является уникальной и единственной в своем роде, т.к. в ней параллельно успешно функционирует традиционная и исламская банковские системы. Морфологическая структура банковской системы Малайзии включает: Центральный банки Малайзии (Банк Негара Малайзия), исламские банки, традиционные банки, банковскую инфраструктуру и клиентов исламских и традиционных банков.

Тенденции в развитии рассмотренных типов банковских систем складываются под влиянием современной глобализации мирохозяйственных связей, интеграции всех типов банковских систем в современную мировую экономическую систему и особенно более быстрым в последние годы вовлечением в эти процессы банковских систем развивающихся, в том числе мусульманских стран. Развитие банковской системы любой страны, будь то переходная, развивающаяся, мусульманская или западная происходит в своем индивидуальном русле, обусловленное историческими, географическими, экономическими, политическими, социальными и культурными причинами. Однако это не приводит к уходу от складывающейся тенденции в мировой экономике, одновременно с вовлечением в мировое хозяйство происходит развитие как общепринятых и общеустановленных международных стандартов, так и традиционных для конкретной страны.

Выделим следующие основные тенденции, характерные для современного западного типа банковской системы14:

  1. Усиление процессов специализации в банковской деятельности наряду с увеличением предоставляемых новых видов банковских продуктов и услуг в условиях необходимости диверсифицировать деятельность под воздействием усиливающихся рисков внешней среды;
  2. Усиление глобализации и либерализации финансовых рынков;
  3. Укрупнение кредитных институтов путем их слияний и поглощений, трансформация банков в транснациональные мегахолдинги;
  4. Увеличение масштабов секъюритизации на финансовых рынках;
  5. Трансформация филиалов кредитных учреждений в высоко-компьютеризированные дифференцированные системы продажи банковских продуктов и услуг, на основе активной информатизации и электронизации деятельности банковских структур.

Развитие мусульманской  и западной моделей банковских систем происходит по-разному, но это не дает оснований предполагать, что у них нет общих черт. Обе модели развиваются под влиянием общемировой тенденции, хотя мусульманские страны видят свой особенный путь. Однако это не мешает развитию сближения между странами в области экономической и культурной интеграции, а наоборот, способствует взаимопониманию и поиску его новых форм сотрудничества, как на межгосударственном, так и на межкорпоративном уровне.

Анализ банковской системы мусульманских стран выявил следующие специфические тенденции в их развитии:

  1. Увеличение роли институтов ислама в функционировании банковских систем, а также увеличении интереса со стороны населения и экономических субъектов страны к исламским банковским продуктам и услугам;
  2. Расширение филиальных сетей исламских банков за рубежом при одновременном увеличений филиалов крупных конвенциональных банков в мусульманских странах;
  3. Разработка и применение исламских стандартов бухгалтерского учета и отчетности в исламских банках.

В свою очередь, развитие банковской системы в России происходило под влиянием национально-исторических факторов, экономических, политических, социальных и культурных особенностей страны, которые складывались с момента ее зарождения. Россия в своем историческом развитии имела не одно потрясение, которые имели место и в сфере финансово-экономических отношений, а именно, за последние полтора столетия Россия трижды переживала периоды существенных преобразований в банковской системе, которые были связаны с изменением ее институциональных основ. Причем эти реформы, которые проводились в 50-х — 60-х гг. XIX в., в 20-х — 30-х гг. XX в. и с середины 80-х гг. по настоящее время, каждый раз происходили в условиях переходного периода.

Формирование банковской системы в России показывает, что  она не раз находилась на переломных этапах, и каждый раз наблюдались определенные сходства в развитии, которые позволяют говорить о необходимости учета накопленного исторического опыта в теории и практике банковского дела для последующего поступательного и эффективного функционирования российской банковской системы.

 

3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

В развитии отношений  между банками и их клиентами  особая роль отводится правилам банковской практики, соблюдение которых, как это отмечается в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности», позволяет раскрыть сущность банка как кредитной организации. Характер этих правил сводится к следующему:

1. Банк не может выполнять отдельные банковские операции в тот или иной момент, тогда как каждый отдельный клиент может пользоваться ограниченным кругом услуг, но от этого конкретный банк не перестает быть банком. Сущность банка абстрактна, выражает совокупную характеристику своей реальной деятельности. Поэтому сущность банка, его отношения с клиентами целесообразно рассматривать с учетом его роли в развитии экономики в целом.

2. Отношения банка с клиентами должны быть объективными: независимо от многообразия форм и типов самих банков (коммерческий, эмиссионный, специализированный, универсальный и т.п.).

3. Сущность банка, его отношения с клиентами требует определения присущих ему специфических черт, особенностей, отличающих его от других экономических объектов.

В этом смысле банк является таким предприятием, которое производит продукт отличающийся от любого другого продукта сферы материального производства. Банк производит не просто продукт, а товар особого рода в виде денег. Деньги, выпущенные банком как единственным монополистом среди многих хозяйствующих субъектов, обслуживают как сферу производства, так и распределения, обмена и потребления и тем самым способствуют развитию денежно-кредитных отношений с клиентами.

Во всех этих сферах банк выполняет операции и услуги, направленные на увеличение банковской продукции, реализация, сбыт которой требует изучения различных сегментов рынка, где могут быть реализованы банковские продукты.

К ним относятся:

  • рынок кредитных услуг;
  • рынок операционных услуг;
  • рынок инвестиционных услуг;
  • рынок посреднических услуг;
  • рынок прочих услуг.

В рамках каждого сегмента рынка изучается клиентская база, состоящая из юридических и физических лиц, банковских корреспондентов и различных учреждений. При этом банк выделяет наиболее интересующие его группы предприятий, населения или правительственных учреждений и работает с ними для максимального привлечения вкладов, наилучшего размещения кредитов, продажи наибольшего количества прочих услуг.

   Роль банков не зависит от  того, реализована она или нет  в России? Речь идет о назначении  банка. Роль банка выражается  в том, что он обеспечивает, во-первых, концентрацию свободных капиталов и ресурсов, необходимых для поддержания непрерывности ускорения производства; во-вторых, упорядочение рационализации денежного оборота. Реализуя общественное назначение, банки посредством денежных монетарных инструментов оказывают существенное влияние на состояние экономики и финансов, производство и обращение товаров.

    Важное значение для каждого банка имеют также единицы географической сегментации, расположенные в различных районах и зонах. Банк изучает, прежде всего, возможности близлежащих сегментов рынка и укрепляется на них.

Во всех этих случаях  банк может расширить свою клиентскую базу за счет многочисленных услуг, предоставляемых физическим и юридическим лицам, осуществляющим турпоездки, путешествия, предпринимательскую, хозяйственную или финансовую деятельность.

В процессе эволюционного развития рынка банковских услуг возникают и реализуются три типа кредитных отношений15:

  • непосредственные отношения между кредитором и заемщиком;
  • кредитные отношения с участием посредника;
  • регулируемые кредитные отношения.

Исторически и логически  первым, простейшим типом кредитных  отношений являются непосредственные отношения между кредитором и заемщиком, когда обладатель временно свободных средств и носитель временной потребности в дополнительных средствах вступают в контакт друг с другом без участия каких бы то ни было третьих лиц. Хотя это наиболее простые, примитивные отношения, они содержат в себе внутренние противоречия, которые служат источником дальнейшего развития кредитных отношений.

Аналогичную структуру  должен иметь и кредитный механизм. Он должен включать:

  • во-первых, организацию непосредственных отношений между кредитором и заемщиком (внебанковские формы кредитования);
  • во-вторых, систему посредников в кредите (банковскую систему);
  • в-третьих, механизм регулирования деятельности этой системы и кредитных отношений в целом. В противном случае невозможно избежать несоблюдения принципов кредитования, а, следовательно, нарушения возвратности ссужаемых средств, затруднений в воспроизводстве кредитных отношений.

В результате установления кредитных отношений между банком и его клиентами появляется ряд  прав и обязанностей, которые лежат  в основе практики этих отношений. В частности банк получает право:

  • взимать с клиентов умеренные комиссионные за оказание им услуг и проценты на выданные им кредиты;
  • взимать по требованию с клиентов долг по овердрафту, который был разрешен на текущем счете;
  • требовать компенсаций от клиентов за ответственность и расходы, понесенные в ходе выполнения операций для них;
  • накладывать арест на любые ценные бумаги клиента, находящиеся во владении банка, за исключением депонированных на безопасное хранение;
  • использовать по своему усмотрению деньги клиента, обеспечивая погашение действительных чеков клиента;
  • ожидать от клиентов проявления должной осмотрительности при выписывании чеков;
  • засчитывать или комбинировать счета. Другими словами, если клиент имеет более одного счета в банке, то банк вправе погасить овердрафт на счете путем перевода денег с одного кредитового остатка на другой.

По мере развития кредитных  отношений у банков появляются многочисленные обязанности, аккуратное выполнение которых способствует увеличению объема банковских услуг. Например, банк обязан:

1. Выполнять специальные поручения клиента, например такие, как приказ о регулярных платежах.

2. Погашать чеки клиентов. При этом чеки должны быть аккуратно выписаны и не просрочены. На оплату чеков не должны быть запреты судебных органов.

3. Банк не должен распространять информацию о состоянии дел клиента.

4. Периодически или по просьбе клиента банк обязан выдавать ему выписку из банковского лицевого счета, инкассировать общепринятые банковские инструменты, до закрытия счета выслать клиенту обоснованное уведомление.

Информация о работе Типы банковских систем