Типы банковских систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 08:41, реферат

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение типов банковских систем и особенностей их развития на современном этапе.
Задачами курсовой работы являются:
рассмотрение понятия и структуры банковской системы, характеристика нормативно-правовой базы функционирования банковской системы;
анализ современных типов банковских систем и особенностей развития западных и мусульманских типов банковских систем;
определение проблем и перспектив развития банковской системы России.

Файлы: 1 файл

Курсовая ДКБ Типы Банковских систем.doc

— 718.00 Кб (Скачать файл)

В странах с развитой рыночной экономикой банковская система  сложнее и организационно более  многообразна и состоит из трех звеньев (рис. 1.2).

 

Рис. 1.2. Структура трехуровневой  банковской системы

Системообразующие связи и отношения определяются, прежде всего, через специфические банковские операции, на осуществление которых имеют право только кредитные организации в целом и банки в частности. В российской практике они определены в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности». Это:

  • привлечение вкладов; предоставление кредитов; ведение счетов клиентов;
  • осуществление расчетов по поручению клиентов и банков-корреспондентов;
  • финансирование капитальных вложений по поручению владельцев или распорядителей инвестируемых средств, а также за счет собственных средств;
  • привлечение вкладов; предоставление кредитов; ведение счетов клиентов;
  • осуществление расчетов по поручению клиентов и банков-корреспондентов;
  • финансирование капитальных вложений по поручению владельцев или распорядителей инвестируемых средств, а также за счет собственных средств;
  • выпуск платежных документов (чеков, аккредитивов, пластиковых карт и др.);
  • покупка у организаций и граждан и продажа им иностранной валюты;
  • покупка и продажа в России и за границей драгоценных металлов, природных драгоценных камней, а также изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;
  • привлечение и размещение драгоценных металлов на счета и во вклады и иные операции с этими ценностями;
  • трастовые операции (привлечение и размещение средств, управление ценными бумагами и др.) по поручению клиентов;
  • кассовое исполнение бюджетов всех уровней.

Систематизирующий характер банковских операций и услуг для  банковской системы косвенно определяется статьей 178 Уголовного Кодекса РФ, согласно которой уголовно преследуются те, кто занимается банковскими операциями незаконно, тем самым фиксируется исключительный характер отношений и связей, в которые банки могут вступать.

Упорядоченность элементов  и связей проявляется в возможности  выделения подсистем, для которых в целом характерны основные системные свойства.

Основания для выделения  таких подсистем могут быть различны. Это может быть региональный аспект, когда рассматриваются региональные банковские системы. В качестве признака выделения подсистемы могут выступать3:

  • организационно-правовая форма банка (частный, государственный, муниципальный и т. д.);
  • отдельные виды осуществляемых банком банковских операций (инвестиционные, экспортно-импортные и др.);
  • отрасли и сферы, на которые ориентированы банки;
  • размеры банков (крупные, средние, мелкие);
  • социально-экономическая роль банков (Сберегательный банк 
    РФ, Агропромбанк и др.);
  • рейтинг банков и т. д.

Взаимодействие со средой банковской системы страны проявляется в том, что на современном этапе она уже способна реагировать на общее состояние российской экономики. Наличие процессов управления в банковской системе проявляется особенно наглядно. С одной стороны, это процессы управления, связанные с законодательно закрепленной ролью Центрального банка в регулировании деятельности коммерческих банков. С другой — все существеннее управленческая роль банковских ассоциаций — Ассоциации российских банков и региональных ассоциаций, которые все в большей степени координируют деятельность коммерческих банков, их филиалов и представительств в интересах банковской системы в целом.

В целом российская банковская система может рассматриваться  как определенная целостность. При этом процесс формирования банковской системы далеко не закончен, и как он будет протекать, зависит от многих факторов, и в первую очередь от характера экономической и социальной политики, проводимой правительством.

1.2. Нормативно-правовая база функционирования банковской системы

В интересах  обеспечения хозяйственной стабильности государство стремится к регламентации  деятельности банков, стараясь подчинить их интересам развития экономики в целом, инициировать создание объединений банков, новых кредитных учреждений, способных финансировать государственные программы развития отраслей и регионов. Регламентируя банковскую деятельность, государство всегда было вынуждено балансировать между тем, как сделать банки послушными правительству и в то же время самостоятельными, активными и ликвидными и не затруднить нормальную конкуренцию между кредитными институтами.

Любое государство  заинтересовано в крупных и сильных банках и не хочет их банкротства, так как это вызывает сокращение финансовой помощи, замедление экономического оборота, негативно сказывается на экономическом ритме страны. Законы, относящиеся к банковскому сектору, содержат юридические нормы, которые, с одной стороны, должны содействовать банковской активности, с другой — сдерживать банки там, где это мешает государству в экономическом регулировании.

Современное банковское законодательство условно  можно разделить на три яруса:

  • законы о центральном (эмиссионном) банке и законы, регулирующие деятельность отдельных деловых банков;
  • законы, относящиеся к регулированию параллельно действующих институтов и затрагивающие банковскую деятельность;
  • законы всеобщего действия.

Первый ярус содержит два блока: а) законы о центральном (эмиссионном) банке; б) законы, регулирующие деятельность отдельных деловых банков. Один блок законов регулирует деятельность отдельных кредитных институтов. Другой блок банковских законов охватывает положение, регулирующее деятельность деловых (коммерческих) банков. Это могут быть отдельные законы, регулирующие кредитные, валютные операции, вексельное обращение, порядок при банкротстве банков, платежах и др. Первый и второй блоки законов — это законы, регулирующие как деятельность банков в целом, так и проведение их отдельных операций.

Вторым ярусом в системе банковского законодательства выступают законы, относящиеся к регулированию параллельно действующих институтов и затрагивающие банковскую деятельность. Такими законами, к примеру, могут быть законы о бирже, акциях и ценных бумагах, ипотеке, трастах и трастовых операциях, отдельные положения которых прямо относятся и к банкам. К данной группе законов можно отнести и законы, регулирующие деятельность финансово-промышленных компаний, инвестиционных фондов и др.

К третьему ярусу  относятся законы всеобщего действия, например Конституция как главный закон страны, Гражданский кодекс, хозяйственное право. Положения данных законов имеют основополагающее для банка значение, определяют идеологию его деятельности, место кредитных институтов в народном хозяйстве. Помимо собственно банковских законов, в структуре банковского законодательства присутствуют различного рода инструкции, положения, распоряжения и разъяснения Центрального банка Российской Федерации.

Законы, регулирующие банковскую деятельность, необходимы прежде всего для самих банков, поскольку определяют законодательные нормы, круг дозволенных и недозволенных операций, порядок лицензирования, ответственности и контроля. Банковские законы являются реакцией на экономические и политические события. Они призваны определять правила игры в денежной сфере. От того, насколько совершенны и полны эти законы, зависят и экономические результаты деятельности юридических и физических лиц.

Ряд банковских законов необходимо знать не только работникам банка, но и его клиентам. Клиент должен быть уверенным в том, что то или иное требование банка является не выдумкой, а имеет определенное юридическое основание. Закон о Банке России и закон о банках и банковской деятельности впервые были приняты в 1990 г. и являлись законами РСФСР (Закон РСФСР от 2.12.1990 № 394-1 «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» и Закон РСФСР от 2.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности в РСФСР»).

Банковское  законодательство с позиции мирового опыта хотя и отличается определенной стабильностью, однако под влиянием определенных причин может и должно меняться. Новая редакция банковских законов, регламентирующих деятельность банков, появилась в 1995 и 2002 гг. Это Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 26.04.1995 № 35-ФЗ и Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 21.03.2002.

Структура Федерального закона «О банках и банковской деятельности»4 имеет следующий вид:

Глава I. Общие  положения.

Глава II. Порядок  регистрации кредитных организаций  и выдача им лицензий на осуществление банковских операций.

Глава III. Обеспечение  стабильности банковской системы, защита прав, интересов вкладчиков и кредиторов кредитных организаций.

Глава IV. Межбанковские  отношения и обслуживание клиентов.

Глава V. Филиалы, представительства и дочерние организации  кредитной организации на территории иностранного государства.

Глава VI. Сберегательное дело.

Глава VII. Бухгалтерский  учет в кредитных организациях.

С позиции  законодательства банковские операции подразделяются как чисто банковские, дополнительные и небанковские операции (рис. 1.3).

 

Рис. 1.3. Классификация операций банка в соответствии с банковским законодательством5

Банк должен выполнять три операции, которые  получили название чисто банковских операций:

  • депозитная операция;
  • кредитная операция;
  • расчетная операция.

Деятельность  современного банка не ограничивается вышеперечисленными традиционными операциями. Банк выполняет и другие операции, получившие название дополнительных банковских операций. К их числу можно отнести:

  • кассовое обслуживание клиентов;
  • инкассацию денежных средств, векселей, платежных и рас 
    четных документов;
  • покупку или продажу иностранной валюты (в наличной или 
    безналичной форме);
  • выдачу банковских гарантий;
  • привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов.

Согласно  закону, эти операции могут выполнять  только банки.

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» разрешает банкам заниматься размещением, подпиской, покупкой, продажей, учетом и хранением ценных бумаг. Эти операции не имеют статуса банковских, как и следующие, называющиеся небанковскими операциями:

  • выдача поручительств за третьих лиц, предусматривающих исполнение обязательств в денежной форме;
  • доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лица ми (траст);
  • лизинговые операции;
  • приобретение права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме (факторинг);
  • осуществление операций с драгоценными металлами и камнями;
  • предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;
  • оказание консультационных и информационных услуг.

Приведенные выше операции и сделки составляют дополнительные виды деятельности, которыми банкам разрешено заниматься.

Закон также  обращает внимание на те виды деятельности, которыми банкам заниматься запрещено. К их числу относятся производственная, торговая и страховая деятельности. Подобное запрещение характерно для законодательства ряда стран, однако вопрос о запрете для банков заниматься производственной, торговой и страховой деятельностью не является бесспорным.

В Федеральном  законе «О банках и банковской деятельности» предусмотрены вопросы защиты прав клиентов, в том числе банковская тайна. Объектами банковской тайны являются сведения об операциях, счетах и вкладах клиентов. Это затрагивает достаточно широкий перечень операций, в том числе6:

  • привлечение вкладов (депозитов);
  • предоставление кредитов;
  • осуществление расчетов по поручению клиентов;
  • открытие и ведение счетов клиентов;
  • покупка, продажа, хранение ценных бумаг и управление ими;
  • выдача поручительства, гарантии за третьих лиц;
  • другие операции.

К банковской тайне также относятся сведения о личности клиентов, корреспондентов и лиц, упомянутых в контракте с банком. Это значит, что реквизиты клиента составляют также содержание банковских операций и являются банковской тайной. В уставе Государственного банка Российской империи было записано, что надо хранить в тайне все, касающееся вверяемых банку частных коммерческих дел и счетов.

Нарушение банковской тайны состоит в раскрытии  информации без согласия клиента или в использовании ее банковским служащим в своих интересах. Такие действия могут причинить моральный и материальный вред клиенту, за что банк несет ответственность перед клиентом в соответствии с договором и по закону.

Информация о работе Типы банковских систем