Тенденции развития банковского обслуживания клиентов Сбербанка России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Сентября 2013 в 17:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в исследовании современных способов банковского обслуживания клиентов банка.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть примеры дистанционного банковского обслуживания;
- охарактеризовать современные банковские операции с пластиковыми картами;
- изучить примеры персонального банковского обслуживания и финансового консалтинга

Содержание работы

Введение
3
Глава 1. Современные способы банковского обслуживания
6
1.1. Дистанционное банковское обслуживание
6
1.2. Банковские операции с пластиковыми картами
10
1.3. Персональное банковское обслуживание и финансовый консалтинг
18
Глава 2. Тенденции развития банковского обслуживания клиентов Сбербанка России

24
2.1. Организационно-экономическая характеристика банка
24
2.2. Анализ применения Сбербанком России современных способов банковского обслуживания за 2011- 2012 гг.

29
2.3. Перспективы развития банковского обслуживания клиентов Сбербанка России
34
Заключение
38
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

курсовая оригинал.doc

— 401.50 Кб (Скачать файл)

5) предоставление  в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей;

6) лизинговые операции;

7) оказание консультационных и информационных услуг.

Банк вправе осуществлять иные сделки в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Органы управления Сбербанка:

1) Общее собрание акционеров — высший руководящий орган Сбербанка России. На Общем собрании акционеров принимаются решения по основным вопросам деятельности Банка. 

2) Наблюдательный совет Банка состоит из 17 директоров, среди которых 6 представителей Банка России, 2 представителя Сбербанка России, 1 внешний и 8 независимых директоров.

3) Правление Банка состоит из 13 членов. Возглавляет Правление Банка Президент, Председатель Правления Банка. [17]

Основные технико-экономические показатели деятельности ОАО “Cбербанк России” (за три года) представлены в таблице 2.1. Источниками информации для расчетов послужили данные бухгалтерской отчетности Сбербанка России за 2010-2011 гг. (см. Приложение 1, Приложение 2, Приложение 3)

Таблица 2.1

 Основные технико-экономические показатели деятельности ОАО “Cбербанк России” за 2010-2012 гг.

ПОКАЗАТЕЛИ  ЗА ГОД, млрд руб.

2012

2011

измен.

2010

Операционные доходы до резервов

920,8

736,3

25,10%

648

Расходы по резервам под  обесценение кредитного портфеля

-21,5

1,2

 — 

-153,8

Операционные доходы

899,3

737,5

21,90%

494,2

Операционные расходы

-451,4

-341,8

32,10%

-264,1

Прибыль до налогообложения

447,9

395,7

13,20%

230,1

Чистая прибыль

347,9

315,9

10,10%

181,6

ПОКАЗАТЕЛИ  НА 31 ДЕКАБРЯ, млрд руб.

       

Кредиты и авансы клиентам, нетто

10 499

7 720

36,00%

5 489

Кредиты и авансы клиентам до резервов под обесценение

11 064

8 382

32,00%

6 192

Итого активов

15 097

10 835

39,30%

8 629

Средства физических лиц и корпоративных клиентов

10 179

7 932

28,30%

6 651

Итого обязательств

13 474

9 567

40,80%

7 641

Итого собственных  средств

1 624

1 268

28,10%

987

ПОКАЗАТЕЛИ  НА АКЦИЮ, руб. на акцию

       

Базовая и разводненная прибыль

16

14,6

9,60%

8,4

Дивиденды на обыкновенную акцию, объявленные в течение  года

2,1

0,9

133,30%

0,1

Чистые активы на обыкновенную акцию

75,2

58,7

28,10%

45,7

ФИНАНСОВЫЕ  ПОКАЗАТЕЛИ, %

       

Показатели  рентабельности

       

Рентабельность среднегодовых  активов (ROА)

2,7

3,2

–0,5 п п 

2,3

Рентабельность капитала (ROE)

24,2

28

–3,8 п п 

20,6

Спред (доходность активов  минус стоимость заимствований)

5,8

6,1

–0,3 п п 

5,9

Чистая процентная маржа (чистый процентный доход к среднегодовым  активам)

6,1

6,4

–0,3 п п 

6,4

Операционные расходы  к операционному доходу до резервов

49

46,4

2,6 п п 

40,9

Отношение кредитов и  авансов клиентам после вычета резервов под обесценение к средствам физических лиц и корпоративных клиентов

103,1

97,3

5,8 п п 

82,5

Коэффициенты  достаточности капитала

       

Коэффициент достаточности  основного капитала  (капитал 1-го уровня)

10,4

11,6

–1,2 п п 

11,9

Коэффициент достаточности  общего капитала   (капитал 1-го и 2-го уровня)

13,7

15,2

–1,5 п п 

16,8

Отношение собственных  средств к активам

10,8

11,7

–0,9 п п 

11,4

Показатели  качества активов, %

       

Доля неработающих кредитов в кредитном портфеле

3,2

4,9

–1,7 п п 

7,3

Отношение резервов под обесценение по кредитам и авансам  
клиентов к неработающим кредитам, разы

1,6

1,6

0,0 п п 

1,6

Отношение резервов под  обесценение по кредитам и авансам  
клиентов к кредитному портфелю до резервов под обесценение

5,1

7,9

–2,8 п п 

11,3


Проанализировав некоторые данные таблицы 2.1 видно, что чистая  прибыль  в  2012  году  выросла до 347,9 млрд  руб , что на 10,1% превышает показатель 2011  года.  Приобретение активов в 2012  году  (VBI, DenizBank и Cetelem)  сократило чистую прибыль на  уровне Группы на 4,0 млрд руб. 

Операционные  доходы , до вычета резервов, в 2012 году увеличились на 25,1% — до 920,8 млрд руб — в основном за счет чистого процентного дохода и чистого комиссионного дохода от банковского бизнеса.

Операционные  расходы  за  2012  год увеличились на  32,1% — до  451,4  млрд  руб ,  что обусловлено увеличением расходов на персонал и продолжающимися инвестициями в модернизацию, сети и ИТ-систем

В  2012  году  Сбербанк  увеличил  резервы под обесценение  кредитного  портфеля  на 21,5 млрд руб , почти половина этого объема приходится на недавно приобретенный VBI. 

 

 

2.2. Анализ  применения Сбербанком России  современных способов банковского обслуживания за 2010- 2012 гг.

 

 

В рамках реализации стратегии развития Сбербанка значительное повышение качества обслуживания является приоритетной задачей. На постоянной основе в Сбербанке проводятся исследования удовлетворенности клиентов по различным сегментам. Так, в 2010 году были проведены масштабное исследование в розничном секторе, пробное исследование по корпоративным клиентам и опрос клиентов, воспользовавшихся услугами колл-центра.  На основании результатов исследований создаются программы повышения качества..

Исходя из требований потребителей, в Сбербанке разработаны стандарты качества обслуживания. Программа повышения качества обслуживания клиентов включает набор различных инструментов, позволяющих отслеживать динамику улучшений в различных точках взаимодействия с клиентами:

- регулярный мониторинг качества обслуживания методом «Таинственный покупатель» в точках обслуживания и колл-центре;

- внутренние проверки качества обслуживания в точках обслуживания;

- тестирование удобства и функциональности дистанционных каналов обслуживания;

В 2010 году в целях  улучшения качества обслуживания клиентов на сайте Банка была открыта «Биржа идей». Каждый клиент может не просто предложить Сбербанку свою идею по улучшению качества обслуживания, но и проследить за тем, какую оценку получает его инициатива со стороны других клиентов, и каждый этап ее рассмотрения.

Одним из важнейших достижений в 2010 году стало создание Единого Распределенного Контактного Центра (ЕРКЦ), состоящего из нескольких площадок: в Воронеже, Москве, Санкт-Петербурге и Екатеринбурге. Его основной целью является информационно-консультационная и техническая поддержка клиентов банка в режиме 24*7*365. ЕРКЦ также работает с обращениями и жалобами клиентов.

Для повышения  качества работы Сбербанк активно развивает институт клиентских менеджеров. Клиентские менеджеры — это профессиональные и высококвалифицированные сотрудники банка, обладающие глубоким пониманием, видением и анализом бизнеса закрепленных за ними клиентов. Менеджер является основной точкой контактов для клиентов банка: обращаясь к нему, клиент получает возможность выбрать продукт, удовлетворяющий его потребностям. В настоящее время функционирует и развивается институт клиентских менеджеров для корпоративных клиентов всех целевых сегментов.

В 2010 году было завершено формирование соответствующей  организационной структуры для обслуживания крупнейших и крупных клиентов, а также для среднего бизнеса.

С целью повышения  эффективности обслуживания розничных клиентов Сбербанк осуществляет их перевод на универсальный договор банковского обслуживания. Он определяет порядок предоставления комплексного обслуживания, облегчая клиенту пользование основными продуктами и услугами, экономя его усилия и время. Выданная при заключении договора банковская карта предназначается для доступа к счетам и операциям как в точках обслуживания банка, так и через удаленные каналы.

Развитие услуг, предоставляемых корпоративным клиентам на комиссионной основе, нацелено на повышение качества обслуживания банка и снижение издержек. Сбербанк продолжает развивать различные каналы дистанционного обслуживания корпоративных клиентов. Это делается в целях снижения доли трудоемких операций, основанных на бумажном документообороте, а также  перевода  стандартных операций в удаленные каналы обслуживания. Благодаря этим усилиям в 2012 году наблюдался быстрый рост пользователей интернет-платформы банковских услуг Сбербанк Бизнес ОнЛ@йн — их число увеличилось более чем в два раза относительно уровня 2011 года. В IV квартале 2011 года число клиентов составило 247 тыс., а в конце 2012 года – 605 тыс. Число клиентов “Сбербанк Бизнес ОнЛ@йн” за 2011-2012 гг. показано на рисунке 2.1.

Рис. 2.1. Число клиентов “Сбербанк Бизнес ОнЛ@йн”

Структура транзакций по каналам изображена на рисунке 2.2. Доля бумажных транзакций в 2012 году снизилась  до 17 % c 29 % в 2010 г.  А доля операций, проводимых с помощью каналов дистанционного обслуживания возросла на 12 % по сравнению с 2010 годом, в котором она составляла 71 %.

Рис. 2.2. Структура транзакций по каналам

В 2012 году розничный  бизнес был в центре внимания всей банковской системы России в первую очередь в связи с быстрым увеличением объемов розничного кредитования, в результате которого темп роста рынка достиг впечатляющего уровня — 39,4% . На этом фоне Сбербанк сумел увеличить свою долю на рынке розничного кредитования, при этом самого высокого темпа роста банк добился в сегменте кредитных карт.

Наряду с  ростом объемов кредитования и ужесточением конкуренции за привлечение депозитов 2012 год стал для Банка периодом очень быстрого увеличения объемов и повышения качества услуг по расчетно-кассовому обслуживанию розничных клиентов. Ряд мер был направлен на расширение и развитие каналов удаленного обслуживания и принес заметные результаты: укрепились позиции Сбербанка на стремительно растущем рынке банковских карт, успешно внедрены инновационные расчетные системы для розничных клиентов.

Бизнес Сбербанка, связанный с кредитными картами, значительно вырос в 2012 году.  За год объем ссудной задолженности по кредитным картам  увеличился  на  139% — до 153 млрд руб , а количество выпущенных карт выросло почти вдвое — до 8,5 млн штук. В результате в 2012 году Сбербанк стал лидером рынка кредитных карт. Количество выданных кредитных карт за 2011-2012 гг. показано на рисунке 2.3.

Рис.2.3. Количество выданных кредитных карт за 2011-2012 гг.

Комиссионный доход от операций по банковским картам в 2012 году увеличился на 56% по сравнению с 2011 годом. Таким образом, операции с банковскими картами стали основным фактором роста комиссионных доходов Сбербанка: за последние два года поступления от них возросли более чем в два раза. Количество активно используемых банковских карт, эмитированных Сбербанком, с начала 2011 года практически удвоилось — до 54 млн на конец 2012 года. По сравнению с 2011годом среднемесячный оборот по карте (без учета менее доходных операций снятия наличных средств в банкоматах) увеличился на 44%.  В декабре 2012 года данный показатель достиг 2,7 тыс  руб  в месяц.

Доля безналичных  операций в общем объеме транзакций по банковским картам увеличивается второй год подряд.  В частности, в 2012 году данный показатель достиг 29%, а  в декабре  2012  года — 33%  (против  22%  в декабре  2011  года).

Сбербанк также  разработал и внедрил несколько  платформ удаленного обслуживания. В первую очередь это платформа интернет-банкинга Сбербанк-онЛ@йн.  Популярность этого сервиса в 2012  году  заметно возросла, а число активных пользователей системы увеличилось на 3,4 млн человек . Выручка от другой онлайн-системы Мобильный банк выросла на 62% благодаря увеличению числа пользователей системы и количества транзакций.

 

 

2.3. Перспективы  развития банковского обслуживания клиентов Сбербанка России

 

 

Сбербанк России определяет отношения с клиентами как ключевой фактор устойчивого развития банка. Он оказывает непосредственное влияние на развитие национальной экономики, ее здоровье и устойчивость. Это определяет взвешенную политику банка в отношении кредитования ключевых отраслей экономики, а также ответственное поведение в период различных кризисных ситуаций.

Поддержка Сбербанком малого бизнеса отражает уверенность в том, что без развития этого сегмента национальная экономика не сможет быть устойчивой и эффективной. Сбербанк России предоставляет финансовые услуги всем категориям клиентов независимо от размеров их активов и принадлежности к социальным группам. А также обеспечивает проведение государственных трансфертов частным лицам, проведение налоговых платежей, оплату коммунальных услуг. Важным направлением для банка является развитие кредитования населения на покупку жилья. Повышение качества и скорости обслуживания клиентов является приоритетным направлением развития услуг. Клиенты ожидают высококлассного сервиса, и, предоставляя его, Сбербанк может влиять на их общее эмоциональное состояние. Главное— это доверие клиентов. Сегодня доверие к Сбербанку находится на очень высоком уровне.

В соответствии с принятой стратегией Сбербанк продолжил работу по трансформации технологической платформы в целях более полного удовлетворения запросов клиентов и обеспечения стабильности бизнес-процессов. Основная работа велась в направлении развития ИТ-платформ, автоматизации бизнес-процессов, переформатирования филиальной сети и централизации функций бэк- и мидл- офисов.

В рамках общемирового тренда ИТ-инфраструктура российского банковского  сектора становится  все сложнее,  а требования  к ее  качеству — выше.   Успешная реализация ряда ключевых бизнес-инициатив Сбербанка в 2012 году является следствием сделанных ранее и  продолжающихся  инвестиций в информационные  технологии. Приняв в качестве одной из ключевых стратегических целей быстрый скачок в обеспечении клиентов  высокотехнологичными продуктами и  услугами, банк продолжает инвестировать в развитие информационных технологий.

Централизация и унификация ИТ-платформ во всех регионах — важнейшая технологическая задача Сбербанка.  Он интегрирует основные банковские функции (например, бухгалтерские) в выбранные ИТ-платформы, что обеспечивает большую стабильность систем в условиях возрастающей сложности операций и стремительного роста их числа.

Одним из шагов  по централизации технологий стало создание  МегаЦОД (Центр обработки данных), который начал занимать ключевое место в бизнес-процессах банка, так как позволяет увеличить надежность и пропускную способность по всем операциям.  Растущие объемы бизнеса, в особенности розничных операций, также требуют более мощных технологий, что станет еще одной важнейшей сферой инвестиций в информационные технологии Сбербанка.

В 2012  году  Сбербанк  достиг  значительных  успехов в модернизации ИТ-систем,  внедрив  ряд  новых  технологических решений. Выпущены новые  версии  мобильных банковских  приложений  для  владельцев  наиболее  популярных  видов  мобильных устройств.  В частности, добавлен новый функционал: перевод средств между счетами клиента, платежи по шаблонам, переводы клиентам Сбербанка по номеру карты и номеру телефона и т.д. В систему интернет-банкинга  включена  услуга персонального финансового планирования, которая позволяет повысить лояльность клиентов и увеличить продажи банковских продуктов.

Информация о работе Тенденции развития банковского обслуживания клиентов Сбербанка России