Технология создания орнамента, декоративных мотивов в этнической композиции витража

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Июня 2015 в 11:37, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Витражи и витражные потолки в современном дизайне очень актуальны. Технологии производства витражей постоянно улучшаются. В связи с этим их применение становится востребованным. С помощью витражей можно разделить помещение на зоны, не используя при этом громоздких перегородок; можно скрыть за окном неприглядный вид, одновременно не лишая помещения естественного света; а также создать изумительной красоты витражный потолок или нишу в стене, подсветив ее изнутри. Силу воздействия витража на архитектурную среду трудно переоценить. Для формирования новых интерьеров с использованием витражей необходимо изучение европейского опыта использования витражей в архитектуре.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……….……3
Глава I. Исторические этапы развития дизайна интерьера и способов его декорирования………………………………………...………………….…..…...5
Этностили в истории дизайна....…………………………………...…............5
История формирования этностиля в дизайне интерьера……………..........7
Глава II.Технология создания орнамента, декоративных мотивов в этнической композиции витража………………………………………….......15
Технология изготовления витражей…………………..…….…..….…...…..15
Виды витража………………………………………………………..…..........22
2.3 Выбор витража для интерьера…………………………………....................28
2.4 Современная техника витража…………………………………..…….…......33
Глава III. Создание творческого проекта.…………………………..….........34
Предпроектный анализ условий перед разработкой стиля ……..….........34
3.2 Концептуальная характеристика дизайна витража для выставочного зала……………………………………………….……..……….………………....34
3.3 Разработка дизайна витража………………………………………................36
3.4 Ход работы над проектом……………………………..…………….....…….37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………..………………………..……….…39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.........................…

Файлы: 1 файл

пвсевдовитоаж курсовая.docx

— 45.43 Кб (Скачать файл)

ДЕРЖАНИЕ 
  
  
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……….……3 
Глава I. Исторические этапы развития дизайна интерьера и способов его декорирования………………………………………...………………….…..…...5 

Этностили в истории дизайна....…………………………………...…............5 
История формирования этностиля в дизайне интерьера……………..........7

Глава II.Технология создания орнамента, декоративных мотивов в этнической композиции витража………………………………………….......15 

Технология изготовления витражей…………………..…….…..….…...…..15 
Виды витража………………………………………………………..…..........22

2.3 Выбор витража для  интерьера…………………………………....................28 
2.4 Современная техника  витража…………………………………..…….…......33 
Глава III. Создание творческого проекта.…………………………..….........34 

Предпроектный анализ условий перед разработкой стиля ……..….........34

3.2 Концептуальная  характеристика дизайна витража  для выставочного зала……………………………………………….……..……….………………....34 
3.3 Разработка дизайна витража………………………………………................36 
3.4 Ход работы над проектом……………………………..…………….....…….37 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………..………………………..……….…39 
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.........................……...…..…41 
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………..…………………….......42 
  
  
  
  
  
ВВЕДЕНИЕ 
Актуальность. Витражи и витражные  потолки в современном дизайне  очень актуальны. Технологии производства витражей постоянно улучшаются. В связи с этим их применение становится востребованным. С помощью витражей  можно разделить помещение на зоны, не используя при этом громоздких перегородок; можно скрыть за окном неприглядный вид, одновременно не лишая помещения естественного света; а также создать изумительной красоты витражный потолок или нишу в стене, подсветив ее изнутри. Силу воздействия витража на архитектурную среду трудно переоценить. Для формирования новых интерьеров с использованием витражей необходимо изучение европейского опыта использования витражей в архитектуре. Это стало актуальной проблемой, требующей глубокого и всестороннего исследования.        
Цель: создать дизайн-проект витража для выставочного зала, изучить композиционную взаимосвязь витража с архитектурным пространством. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи: 

изучить историю возникновения витража 
рассмотреть витраж как самоценный соподчиненный элемент в интерьере 
выявить и сформулировать основные требования к решению создания витража 
определить характерные черты и приемы композиционного решения витража, осуществляющие его взаимосвязь с дизайном интерьера 
раскрыть понятия: «смальта», «моллирование», «фьюзинг», «тиффани» 
ознакомиться с  видами  витражей 
изучить технологии изготовления витражей.

-изучить особенности  витражного искусства в историческом  аспекте; 
-рассмотреть современные  направления и виды в технике  витраж; 
-ознакомиться с  вариантами использования техники  витража в современном интерьере; 
-провести эксперимент  по освоению различных приёмов  росписи стекла; 

 

Для достижения поставленных целей использовались следующие  методы исследования: 
Практическая  значимость: данная работа будет полезна студентам художественных специальностей, а также людям, заинтересованным в подобной теме и специализирующимся в данной технологии. 

 

           Новизна  исследования: состоит в самой  постановке проблемы изучения  витража в контексте его взаимосвязи с архитектурой, что предпринимается в отечественном искусствознании впервые.

 

        Методы  исследования:  
- анализ данных, собранных  из различных источников: литература, сайтов; 
- классификация (типология)  теоретических данных; 
- метод сравнения разнообразных терминологических определений по вопросам исследований; 
- метод обобщения полученных  данных; 
- практическая реализация проекта – дизайна; 
- эксперимент с цветом. 
В данной работе исследованы композиционные закономерности взаимосвязи витража с предметно-пространственной средой интерьера, выявлена роль витража в формировании его художественного образа. Показаны взаимозависимость и взаимообусловленность интерьера и витража в системе синтеза искусств, выявлены исходные устойчивые пространственные структуры, определяющие композиционные связи. 
  
 

 
   

 

 
 
 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
ГЛАВА I. Этапы развития дизайна интерьера и способов его декорирования 
1.1 Этностили в истории дизайна 
          Чаще всего со словом «витраж»  ассоциируются огромные разноцветные  панно в церквях, костелах и  старинных средневековых домах.  Но сегодня витражи широко  распространились по всему свету  и их можно увидеть везде  – в магазинах и супермаркетах,  офисах и бизнес -центрах, квартирах и частных домах. Без всякого сомнения, витраж является одним из самых интересных элементов, украшающих современный интерьер. 
          Искусство витража возникло еще  во времена Римской империи. Витражи производили из небольших кусочков цветного (голубого, зеленого, желтого, красного, фиолетового) стекла, которые сплавляли между собой. Такие витражи оформляли обычно тонкой рамкой из красной меди. 
         Самой первой такие изделия  стала использовать католическая  церковь. Произошло так, скорее  всего потому, что свет, проходя  через такое стекло, окрашивается  в его цвета и создает особую  эмоциональную атмосферу, что  особенно важно именно в храмах. Один из самых первых известных  нам витражей был обнаружен  в монастыре Святого Павла  в Англии. Он датируется 686 годом  н.э. 
          В 1930 году археологами при раскопках  были обнаружены три стеклянных  фрагмента изображения Иисуса  Христа с крестообразным нимбом. Считается, что дата изготовления  этих фрагментов относится примерно  к 540 году н.э. Ну, а самым древним из уцелевших образцов считается изображение головы Христа из Вейссембургского аббатства в Эльзасе, Германия. 
Самыми старыми законченными витражами Европы считаются пять фрагментов из Аугсбургского Собора. Эти витражи сделаны из ярких  стекол разного цвета с использованием техники закрашивания и тонального оттенения. 
         В начале первого тысячелетия  нашей эры (так называемый Романский  период) в архитектуре стало значительно  больше элементов с использованием  витражей. И появились они опять-таки  в соборах: толстые стены вынуждали  делать большие окна. Вот их-то  в первую очередь и стали  украшать витражами. 
         Наиболее типичен для того  времени ансамбль из трех окон, символизирующих Святую Троицу. Вначале в таких витражах использовался  все тот же растительный орнамент  с преобладанием красного и  синего цветов. Постепенно рисунок  усложнялся, в нем появились человеческие  фигуры. Примером может служить  большое Распятие на кресте  из собора в Poitier (1165–1170 г.г.) или  большие фигуры из собора в  Canterbury (около 1200 г). Процесс развития витражного искусства продолжался, и новым этапом стали витражи в Королевской церкви аббатства     Сен-3Дени. Здесь в витражные панно были включены не только фигуры, но и текстовые жизнеописания Христа, Марии и прочих святых. 
         В эпоху Возрождения витражи  в полной мере становятся картинами  с реалистической передачей объема. Они создаются как живопись  на стекле на основе полотен  известных художников. В XVI в. получили  распространение небольшие кабинетные  витражи для украшения комнат. 
          В Россию стеклянное искусство  пришло из Европы, и применение  изделий у нас началось значительно  позднее. Произошло это в эпоху  правления Петра I. Но, так же  как и в Европе, витражи устанавливали,  в основном, в церквях. Позднее  их стали применять и для  декоративного оформления внутренних  интерьеров частных домов. Надо  сказать, что витражи у нас  никогда широко не применялись,  поскольку во все времена были  изделиями дорогостоящими. 
          В конце  19 - начале 20 века витраж  перестал быть атрибутом «церковно-готических»  интерьеров, и приобрел популярность  в домах аристократов. Расширенное  применение витражей в оформлении  светских интерьеров послужило  стимулом для развития стекольной  промышленности, плодами которой  мы пользуемся и сейчас. Нередко витраж вызывает ассоциации с классическими интерьерами, роскошными и элегантными. 
          В наше время витраж уже  нельзя назвать атрибутом только  классических интерьеров. Смешение  стилей, появление новых тенденций  в интерьерах - все это меняет  само представление о витражах  и, конечно, их внешний вид.  Сейчас витражи или витражные  элементы нередко используются  в любых стилях интерьера. Дизайнеры,  создающие авторские эскизы витражей, имеют возможность воплотить  практически любую идею. Ради  этого производители витражных  стекол изобретают новые оттенки  и фактуры стекла, позволяющие  приспособить классические технологии  к разным интерьерным решениям.  
  
1.2 Историческое формирование этностиля в дизайне интерьера 
      Витраж (от лат. vitrum - стекло), орнаментальная или сюжетная декоративная композиция из стекла или другого материала, пропускающего свет. Витраж входит в современную жизнь как неотъемлемая часть интерьера, которая несет в себе не только функциональность, но и придает ему уникальность и изящество.  
       Витражи стали ярким и оригинальным дополнением в оформлении дома, они вызывают игру света и теней, цветные световые эффекты которые создает естественное освещение, бесконечно сменяющееся на протяжении дня и в течение года.  
     Витраж проживает неповторимую жизнь от рассвета до заката солнца. Лучи, преломляясь в неровностях цветного фактурного стекла, всякий раз придают интерьеру новый, ни с чем несравнимый, неповторимый шарм. Проникающий сквозь стекло окрашенный свет наполняет дом атмосферой таинственности, сказки.  
      Художественный витраж можно применить где угодно:  
    • потолочные  витражи;  
    • элементы  перегородок, которые одновременно  и разграничивают пространство  и делают эту границу очаровательно  прозрачной;  
    • настенные  панно;  
    • мебельные  витражи - оформление стеклянных  элементов кухонь, шкафов, шкафов-купе;  
    • вставки в  двери - витражные межкомнатные  двери хорошо подходят для  небольших помещений, где необходимо  зрительно увеличить пространство. Совершенно необязательно такой  витраж должен быть прозрачным. За стеклом может угадываться  лишь контур; 
    • светильники,  люстры, бра - плафоны, выполненные  в технике витража, это потрясающее  по красоте решение светового  оформления дома; 
    • витраж удобно  применить там, где невыгодно  выглядят внешние решетки, или  вид из окна желает лучшего; 
    • в глухих  длинных стенах можно сделать  имитацию окна, тем самым добавить  свет и увеличить пространство.  
       Приобретение витражей, выполненных в традиционных техниках, сегодня становится надёжным вложением денег. Настоящий витраж долговечен и может радовать красотой и уникальностью не одно поколение семьи владельца.  
      Начиная с XI-XII веков витражи стали неотъемлемой частью католических соборов. Мастеров и духовников привлекала возможность наполнить храм с помощью витражей эдакой музыкой света, которая помогала почувствовать каждому, входящему в дом божий, свою причастность к чему-то великому, испытать духовный экстаз. Именно эта цветовая симфония вкупе с величественной архитектурой привлекает многих туристов в течение многих десятилетий. 
Разнообразны и формы  оконных проемов, которые заполнялись  витражом. Это и стрельчатые окна, и медальоны различных форм, и, конечно же, всем известные витражные  розы на фасадах готических соборов. Тематика витражей была самой различной: начиная от растительных орнаментов, религиозных сюжетов и заканчивая изображениями самих мастеров за работой. Часто витражи собора составляли единую композицию, повествующую о  жизни святого, или описывающую  какой-либо сюжет из библии.  
    В середине XVII века витражи теряют свою актуальность. Жизнь, набирающая обороты в  различных областях науки, требует  «быстрого» искусства, а не  вдумчивого созерцания. Возрождение  витража началось в XIX веке, однако  он утрачивает свою религиозную  и королевскую принадлежность, теперь  витражами украшают общественные  здания, частные дома. 
       Витражное  искусство в эпоху Ренессанс,  коренным образом отличалось  от витражного искусства мрачноватой  готики. Прежде всего, это обусловлено  тем, что впервые, за всю  историю цивилизации после принятия  христианства, искусство отдалилось  от церковной жизни, и приблизилось  к светской. 
      В витражной  живописи такое изменение, конечно  же, сразу отразилось на изображаемом  сюжете. Если раньше изображались  только библейские и евангельские  сцены, то в эпоху Ренессанса, на витражах все чаще можно  увидеть изображение королей,  вельмож и даже сцены из  жизни простого народа. 
     Но изменился  не только изображаемый сюжет,  но и способ нанесения краски  на стекло. Теперь цвета стали  живее и ярче, благодаря изобретению  серебряной протравы, которая позволяла  получать (при смешивании) любые  оттенки от желтого до красно-оранжевого. Что смотрелось особенно выгодно, когда изображались различные символы власти (короны и скипетры). Серебряная протрава позволяла не только получать оригинальные яркие цвета, но и усиливать отражение цвета (как сусальное золото). 
     В большой  квартире или доме витраж станет  прекрасным организующим началом.  Главное здесь, как и во всяком  деле, не переборщить. В противном  случае, цветные блики на всем  начнут просто-напросто нервировать.  Для простоты сравнения можно  предложить такой вариант: все  восхищаются картинными галереями  Эрмитажа и Третьяковской галереи,  но представьте себе, что вам  предложили жить среди всей  этой красоты. Желающих принять  такое предложение скорей всего  не окажется. Тоже самое касается  и витражей. Так что при оформлении  дома лучше помнить, что «хорошего  много не бывает» и стараться  соблюдать меру. Пусть это будет  всего лишь одна перегородка  или потолочный плафон, но обязательно  выполненный хорошими мастерами  и из лучших материалов. Именно  в этом случае вам будет  чем гордиться.  
Витраж ( от лат. vitrum - стекло ), орнаментальная или сюжетная декоративная композиция из стекла или другого  материала, пропускающего свет. Витраж входит в современную жизнь как  неотъемлемая часть интерьера, которая  несет в себе не только функциональность, но и придает ему уникальность и изящество.  
    Витраж проживает  неповторимую жизнь от рассвета  до заката солнца. Лучи, преломляясь  в неровностях цветного фактурного  стекла, всякий раз придают интерьеру  новый, ни с чем не сравнимый,  неповторимый шарм. Проникающий  сквозь стекло окрашенный свет  наполняет дом атмосферой таинственности, сказки.  
    Художественный  витраж можно применить где  угодно:  
    • потолочные  витражи;  
    • элементы  перегородок, которые одновременно  и разграничивают пространство  и делают эту границу очаровательно  прозрачной;  
    • настенные  панно;  
    • мебельные  витражи - оформление стеклянных  элементов кухонь, шкафов, шкафов-купе;  
    • вставки в  двери - витражные межкомнатные  двери хорошо подходят для  небольших помещений, где необходимо  зрительно увеличить пространство. Совершенно необязательно такой  витраж должен быть прозрачным. За стеклом может угадываться  лишь контур; 
    • светильники,  люстры, бра - плафоны, выполненные  в технике витража, это потрясающее  по красоте решение светового  оформления дома; 
    • витраж удобно  применить там, где невыгодно  выглядят внешние решетки, или  вид из окна желает лучшего; 
    • в глухих  длинных стенах можно сделать  имитацию окна, тем самым добавить  свет и увеличить пространство.  
    Приобретение  витражей, выполненных в традиционных  техниках, сегодня становится надёжным  вложением денег. Настоящий витраж  долговечен и может радовать  красотой и уникальностью не  одно поколение семьи владельца.  
Какие бывают витражи и  как их разместить в интерьере. 
Что навело людей на мысль  создания витража сейчас сказать  трудно. Возможно, это были глиняные сосуды со вставленными в дно прозрачными  камешками, которые археологи датируют I тыс. до н. э. А может принципиальное решение было подсказано ювелирами, вставлявшими драгоценные камни  в золотую или серебряную оправу. 
Доподлинно известно, что  плоское стекло научились делать только в раннем Средневековье. В  готических храмах витражное искусство  получило свое наивысшее воплощение. Первые сведения о процессе создания витража датируются XII веком. До нас  они дошли в описании германского  монаха Теофила. Ранний витраж делался  на свинцовом каркасе, который был  не очень твердым, со временем окислялся  и покрывался мелкими точками. Разноцветные стекла, сваренные в сферических  печах, были несовершенны, имели затемнения и пузырьки. Впрочем, со временем стали  считать, что эти изъяны придают  старым витражам особую прелесть. На Востоке  тоже делались витражи, но кусочки стекла скреплялись при помощи специального раствора, похожего на цементный. В  России предшественниками витража  были слюдяные оконца, украшавшие царские  палаты и боярские терема. 
СТЕКЛО 
Настоящий наборный витраж состоит из цветных стекол и каркаса. Российское стекло самое дешевое  и достаточно качественное. Но оно  не очень интересно художникам-витражистам  из-за бедности фактуры и малого количества цветов (их всего 10-15). Многие мастера используют эффектное американское силикатное стекло (фирмы Spectrum, например), некоторые образцы которого напоминают структуру камня. Так, например, в "палитре" студии "Александрия" сейчас более 150 цветов и оттенков. Американским стеклом пользуются все серьезные европейские витражисты, включая итальянцев, у которых есть свои фирмы-производители красивого фактурного стекла. Необходимо иметь в виду, что в витражное стекло делается фактурным только с одной стороны, которая считается изнаночной. Это важно учитывать при монтаже, потому что многие заказчики предпочитают делать фактурную поверхность лицевой. В нашем климате предпочтительно использование для витража более светлых стекол, пропускающих большое количество солнечного света. 
  
  
 КАРКАС 
Крепление протяжкой. 
     В зависимости от типа каркаса различают две технологии изготовления витража: крепление протяжкой и техника Тиффани. Протяжкой называется металлический прут н-образного профиля. В его пазы с двух сторон вставляются стекла, а затем края, плотно охватывающие стекло, крепко сжимаются. Чаще всего в витраже используют стекло толщиной 4 мм, но протяжка способна надежно удерживать стекло толщиной 3-6 мм и даже 10 мм. Металлический прут делают из латуни, меди, бронзы, а в последнее время даже из мельхиора. Выбор металла для протяжки продиктован, как правило, соображениями эстетики. Самый ходовой материал - золотистая латунь. С мельхиором работать сложней, сама протяжка дороже, однако на общую стоимость работ это влияет незначительно. В протяжке имеет смысл делать витражи, основу которых составляют геометрические композиции. Они выглядят очень стильно, свежо и без труда монтируется практически в любой интерьер. Стоит такой витраж от 700 $ м2. 
  
Техника Тиффани. 
Под техникой Тиффани подразумевается  изготовление паяного каркаса. Кусочки  стекла оборачиваются по контуру  медной фольгой, стыкуются и заливаются оловом. Оловянный стык в витраже  выглядит не очень красиво, поэтому  обычно его покрывают черной или  медной патиной. Такой витраж хорошо смотрится даже в небольших помещениях, потому что пайкой можно выполнить  контур толщиной всего в 1-2 мм. Совсем тонкие узорные линии наносятся  особой краской. При последующем  обжиге краска вплавляется в структуру  стекла и становится долговечной. Это  старая техника, прорисовка деталей  часто использовалась в классических витражах для изображения лиц. Немецкие витражисты со свойственным нации педантизмом  тщательно выписывали красками мельчайшие листочки. 
Техника Тиффани в большей  степени позволяет почувствовать  рукотворность витража, потому что  линии, проведенные паяльником, имеют  неодинаковую толщину, более пластичны  и выразительны. Своим происхождением она обязана Льюису Комфорт Тиффани - сыну известного ювелира, который  в конце 19 в вместе с Джоном Ла Фаржем разработал технологию получения  стекла разных оттенков и степени  прозрачности. В отличие от стекол чистых цветов, популярных в средневековье, Тиффани научился получать фактурные  стекла (которые впоследствии стали  носить его имя), экспериментируя с разными добавками. У наших мастеров есть специальные сеточки, которые позволяют воспроизводить стрекозиные крылья и тончайшие переплетения орнаментов "от Тиффани". Подлинные витражи и светильники в стиле великого мастера и по сей день являются желанной добычей просвещенных антикваров. 
  
БЕСКАРКАСНЫЙ, ЖИВОПИСНЫЙ ВИТРАЖ 
В последнее время достаточно популярными стали витражи в  технике пескоструйной гравировки, когда изображение получается нанесением матовой поверхности на прозрачное стекло (от 500 $ за 1 м2). Такой сдержанный по цвету ажурный витраж уместно  вводить в помещения, где уже  достаточно цветовых акцентов. 
Существует "бескаркасный", живописный витраж, который собирается из цветного стекла, расписанного керамическими  красками. После обжига краски спекаются  со стеклом и составляют одно целое. 
Упрощенные варианты витража  многочисленны и весьма многообразны. В одном случае умельцы делают пленочный псевдовитраж, в котором  рисунок создается прозрачной пленкой (250$ за 1 м2) . 
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
  
ГЛАВА II.Технология создания орнамента, декоративных мотивов в этнической композиции 
2.1  Технология изготовления  витражей 
Художественный витраж –  это произведение декоративно-прикладного  искусства, представляющее собой орнаментальную или сюжетную композицию, выполненную  из кусочков разноцветного стекла. Витражами называют и простое  панорамное остекление.  
Технология изготовления художественных витражей уходит в глубь  веков. К XIII веку техника их изготовления окончательно оформилась в ряде европейских  стран и практически без изменений  сохранилась до наших дней. Согласно классической технологии изготовления витражей, по рисунку витража в  натуральную величину вырезались стекла, которые соединялись между собой  специальным свинцовым профилем. Отдельные куски так называемой свинцовой протяжки на стыках также  спаивались между собой. Современные  технологии сделали шаг вперед в  технике изготовления художественных витражей, сделав декоративные качества художественных витражей еще более  высокими, а тонкость и красоту  игры цветного стекла - еще более  красивой.  
Сегодня художественные витражи  стали одним из наиболее оригинальных и интересных решений в оформлении помещений и дизайне. 
Технологии изготовления художественных витражей  можно  разделить на 4 группы: 
1. Художественные витражи  по классическим технологиям  (классические витражи). Технология  изготовления классических витражей  сохранилась с древних времен  без изменений. Художник делает  эскиз будущего витража, переносит  его на картон в натуральную  величину. Затем по шаблонам из  разных цветов стекла нарезаются  элементы рисунка. Когда все  элементы витража подобраны и  вырезаны (т.е. рисунок полностью  собран из кусочков стекла) кусочки  скрепляются между собой свинцовым  Н-образным профилем разной толщины.  Оправленные в металл стекла  спаивают в местах стыка с  обеих сторон витража. Затем  изделие по периметру одевают  в латунную боковую протяжку  для прочности конструкции и  (в большинстве случаев) обслуживают.  Весь свинцовый профиль пайки  патинируют, и витраж начинает  мерцать, как старая бронза (патина  может быть черной). 
 Сегодня существует  много способов изготовления  витражей, и мы остановимся на  них поподробнее. 
В классическом витраже отдельные  куски цветных стекол соединяются  между собой прокладками (шинами) из свинца, как наиболее мягкого  металла. Витражи выполняются из бесцветного или цветного стекла с росписью отдельных деталей  или всей плоскости материала  силикатными красками. Правда, технический  прогресс внес некоторые коррективы в технологию изготовления классических виражей – стеклянные детали теперь набираются не только с помощью свинцовых, но и латунных профилей, простых  и со стальной вставкой. Такие витражи  с успехом используются не только для украшения окон, но и потолочных плафонов и т. д. 
Классический свинцовый  витраж. Именно он считается самым  далеким “предком” современных  витражей. Это комбинация цветных  стекол различной фактуры, объединенная при помощи латунных, медных или  свинцовых профилей. Сейчас эта технология часто применяется в оформлении шкафов-библиотек или кухонной мебели. 
“Гризайль” - это разновидность  классического витража с элементами росписи темперными красками. 
“Фальш-витраж” - изделие, создаваемое  из монолитной поверхности стекла + участков специальной цветной (витражной) пленки, наложенной сверху. Эта пленка может быть любых цветов и оттенков, а также разной степени прозрачности. Это бюджетный вариант витража, применяемый для мебели или в  стеклопакетах. 
      “Заливной  витраж” - другая современная  технология. По контуру рисунка  наносится полимерное покрытие, имитирующее пайку, а оставшиеся  участки заливаются полимерными  красителями. Этот вид витража  вы можете увидеть на матовых  зеркалах в шкафах-купе. 
        “Витраж-коллаж”  - пока еще очень редкая в  России технология. Она оптимально  подходит для размещения за  пределами дома, например, в саду  и помещений с повышенной влажностью. Это модификация техники “тиффани”,  но без спайки. Рисунок из цветного  стекла собирается на прозрачное  стекло при помощи полимерной  заливки, что позволяет сделать  витраж влагостойким и антивандальным. 
При изготовлении витражей используются английские сертифицированные  материалы: 
·        Основой  для витража может служить  прозрачное, тонированное, либо химически  матированное непрозрачное стекло толщиной от 4 мм. По желанию заказчика, в целях  безопасности, используем и закаленное стекло; 
·        более 280 видов стеклянных фацетированных элементов-хрусталиков (бевели- искусственный  хрусталь); 
·        специальные  цветные пленки 70 видов различной  фактуры и УФ- фильтром против выгорания; 
·        свинцовые  протяжки шириной от 3 до 22 мм 7-ми цветов (натуральный, золото, латунь, графит, черный металлик, белый, платина). 
Современные технологии. 
          Классический витраж – дело  очень хлопотное. Каждый элемент  надо вырезать, обточить в размер, учесть припуски на окантовку,  согнуть по размерам и форме  отдельных деталей окантовку,  собрать конструкцию и спаять  ее элементы между собой, а  в результате попасть с готовым  изделием в необходимый габарит.  В общем, труд, прямо скажем, каторжный. 
         Для его облегчения сейчас  используются самые современные  технологии, например лазерная или  водяная резка стекла, управляемая  компьютером. Чтобы не возиться  с металлической окантовкой, используются  специальные технологии и специальные  приборы для заполнения швов  между стеклянными элементами  – они прекрасно имитируют  классическую окантовку, как по  прочности, так и по цвету.  При этом вся конструкция становится  гораздо легче и прочнее. Потом  все наклеивается на цельное  стекло, и в результате получается  витраж, мало отличимый от настоящего  классического. Сверху такой "бутерброд"  может прижиматься вторым листом  стекла – в результате получается, так называемый, пакетный витраж. 
Для изготовления пленочных  витражей (точнее было бы сказать –  имитации витражей) сначала на том  же компьютере разрабатывается необходимый  рисунок. Затем на плоттере вырезаются отдельные элементы витража из цветной  пленки (сейчас в продаже пленки довольно много), и затем они собираются в единый рисунок и наклеиваются на стекло. Этот способ изготовления витража, пожалуй, самый быстрый и наиболее дешевый. Правда, витражи, изготовленные  по этой технологии, высокой долговечностью не отличаются.  
На самом же деле с использованием одной единственной технологии витражи  изготавливаются довольно редко. Все  большей популярностью, как у  изготовителей, так и у потребителей пользуются комбинированные витражи. Они наиболее оригинальны и получают их путем комбинации самых разных технологий. Например, используется комбинация техники гравировки, пескоструйной  обработки и раскраска керамическими  красками. 
Кстати, керамические краски за поверхность, обработанную песком или  гравированную, "цепляются" гораздо  лучше, чем за гладкую (необработанную) и смотрятся совсем по-другому. Хотя изготовление таких витражей дело кропотливое  и трудоемкое, но зато эти изделия  получаются, как правило, такими, что  просто невозможно глаза отвести. 
Что нежелательно:  
-размещение рядом с витражом крупной мебели, 
-нагромождения декоративных деталей отделки в плоскости, которую мы видим, когда смотрим на витраж (лепнины, крупных картин в тяжелых рамах и т.п.), 
-явно неподходящего по стилю декора, 
-крупный и многоцветный рисунок на обоях прилегающей стены. 
Интерьер - это всегда композиция из текстур и материалов. От того, насколько она гармонична, зависит  впечатление в целом и красота  отдельных элементов.  
Цвет и свет неразрывно связаны. Для витража это особенно очевидно, ведь именно через преломление  света создается неповторимое очарование. 
 Лаковый полимерный  витраж (контурный витраж). 
Эта технология изготовления витражей позволяет создавать рисунки  любой сложности. 
Витраж изготавливается  из полимерных акриловых лаков и  контура. Все элементы рисунка для  выполнения в этой технологии должны быть замкнутыми, так как не допускается  смешение красок разных частей рисунка  и плавных переходов цвета. Полимерный контур в данной технологии является имитацией свинцовой пайка классического  витража. 
В качестве основы для изготовления витража может быть использовано любое стекло или зеркало. Максимальный размер витражного полотна 1500 х 2800 мм. 
  Изготовление лакового  витража происходи в 2 этапа: 
Этап 1. С помощью программно управляемого станка наносится суперпрочный объемный контур рисунка толщиной от 2-8 мм. Цвет контура может быть серебряный, медный, золотой, черный и прозрачный. Процесс полимеризации контура  занимает 24 часа. 
Этап 2. После застывания контура, через 24 часа, мастер вручную  осуществляет заливку внутриконтурного пространства цветными лаками. При  этом лаки могут быть прозрачными  и непрозрачными. Внешне застывший  лак выглядит как эмаль. 
При изготовлении витражей в лаковой технологии используются высококачественные материалы производства Англии. Они обладают высокой степенью устойчивости к агрессивному воздействию окружающей среды (солнце, мороз, дождь). Витражи моются мягкими тряпочками с помощью любых моющих средств, не содержащих абразивных веществ и растворителей. Данные витражи являются экологически безопасным продуктом. 
Если мы планируем использовать  витраж в интерьере , то нужно учесть некоторые особенности: 
1. Даже простое оконное  стекло поглощает около 10% солнечного  света. Цветное же затемняет  помещение еще сильнее. Не делается  витражный плафон для освещения:  у него тот же смысл - интим  и украшение, все остальные  сделают настольные лампы, бра  и торшеры. Поэтому на юге,  где солнца много, предпочтение  отдается витражам, выполненным  из стекла темных, насыщенных  цветов, а для севера подойдут  стекла светлых оттенков и  более прозрачных. Нередко из-за  плотной застройки окна домов  смотрят в окна соседних зданий. Тогда спасением может стать  легкий витраж, который будет  пропускать дневной свет в  помещение. 
Если мы выбираем прозрачные стекла для ниш или потолка с подсветкой, то это приведет к просмотру электрики за стеклом. 
2. Классические витражи очень прочны и долговечны. Их, как фамильное серебро, передают по наследству. Учитывая, что это дорогие произведения искусства, подбирайте для витражей безопасные места. 
3. Необходимо еще правильно подобрать стекло по плотности, фактуре, светопроницаемости. Мастера-витражисты знают, как ведет себя стекло в зависимости от освещения. Правильно подобрав материал, можно достичь эффекта «игры света» и совершенно разного восприятия витража в зависимости от времени суток, яркости и направления освещения. Профессионалы, исходя из задумок заказчика, помогут вам в создании искрящегося, мерцающего эффекта, эффекта легкости и прозрачности или, наоборот, густой матовой поверхности. Порой на то, чтобы правильно подобрать фрагмент стекла для будущего произведения искусства и добиться того, чтобы витраж в двери «ожил», требуется больше времени, чем на сам процесс изготовления витража. Также на выбор предложат различные варианты пайки - скрепляющих элементы витража жил, которые по толщине в зависимости от выбранного стекла и техники исполнения могут колебаться от 2 до 9 миллиметров и имеют различные оттенки. В общем, простора для фантазии хватает. 
  
Моллирование стекла: гнутое стекло. 
Наше производство имеет  технологическое оборудование для  моллирования (сгибания) стекла. Подобные стекла используются для изготовления витражей к угловым фасадам мебели, радиусным перегородкам и т.д. 
Моллирование (от лат. mollio - делаю  мягким, плавлю) —  это метод термической  обработки стекла в специальной  печи, позволяющий гнуть стекло, придавая ему необходимый радиус изгиба при помощи металлической  формы.  
Процесс моллирования состоит  из нескольких шагов. Сначала стекло повергается предварительному нагреву  и готовиться металлическая форма, на которую положат плоское стекло. Затем, чтобы из плоского стекла получилось гнутое стекло, при специальных термических  условиях происходит моллирование то есть под собственным весом стекло прогибается и принимает заданную геометрическую форму. Для осуществления  данной стадии моллирования согласно технологии гнутое стекло выдерживают  в печи при температуре около 600 градусов по Цельсию. 
Следующий шаг в моллировании стекла— это охлаждение гнутого стекла с помощью подачи воздуха под давлением. Это ответственнейшая стадия моллирования стекла. В результате гнутое стекло закаляется и приобретает прочность. Мы тщательно следим за точным соблюдением технологии охлаждения гнутого стекла, потому как даже небольшие отклонения от установленных правил  могут привести к появлению внутренних напряжений на стекле и его последующему разрушению. Кстати качественно моллированные стекла отличаются хорошими оптическими и прочностными характеристиками. 
 В совокупности моллирование стекла занимает 2-20 часов, на скорость моллирования влияет толщина сгибаемого стекла и сложность его изгиба. 
Сегодня гнутое стекло имеет  широкую область применения: 
•автомобильные стекла; 
•аквариумы; 
•душевые кабины и другие перегородки; 
•мебельные фасады, дверцы, двери, витрины; 
•застекление помещений, остекление крыш и навесов. 
  
  
  
2.2  Виды витража 
 Витражи в технике  тиффани (витражи тиффани). 
 В 19 веке американец  Луис Комфорт Тиффани изобрел  новый вид стекла и усовершенствовал  способ соединения цветных стекол  разной формы. Их края обклеивали  медной фольгой, а затем спаивали. Так появилась возможность соединять  стекла не только в одной  плоскости, но им объемные формы.  Такая техника идеально подходит  для рисунка с тонкой деталировкой, когда мелкие кусочки стекла  нужно соединять по прихотливо  изогнутым линиям (известные на  весь мир абажуры для ламп  фирмы Тиффани). Витражи тиффани  универсальны, их можно использовать  в любых местах и конструкциях. Витражи тиффани самые популярные  в настоящее время витражи  - заказчика привлекают тонкие  и изящные линии пайки, сложная  деталировка и визуальный эффект. Благодаря технике витражи тиффани  возможно проектировать в потолочные  полусферические формы и сложные  несимметричные конструкции. Прочность  конструкции витража в технике  тиффани очень высокая и не  уступает свинцово-паечным витражам. С помощью техники тиффани  создают не только витражи,  но и различные декоративные  элементы и сувениры.     
 “Тиффани” -  молодая  технология витража. В ней фрагменты  витража соединяются между собой  элементами медной фольги с  последующей пайкой. Эти витражи  более креативны, воздушны. В них  можно изготовить детали любой  конфигурации, чего нельзя сделать  в классической технологии. Применимы  практически везде: окна, двери,  ниши и т.д 
     Техника изготовления  витражей Тиффани позволяет создавать  не только плоские витражные  стекла, но и объемные конструкции,  в частности люстры и торшеры.  Поскольку витражное стекло Тиффани  очень тонкое и прочное, такой  витраж можно разместить не  только в оконном проеме, но  и просто на стене, шкафу,  использовать как дополнительную  перегородку, существует масса  способов применения, в зависимости  от интерьера, и освещенности  конкретного. 
 Фьюзинговые витражи  - это витражи, получаемые методом спекания, или даже сплавления элементов стекла различного цвета. То есть из различных стекол вырезаются отдельные элементы, которые накладываются на цельную стеклянную подложку, и затем все это отправляется в печь. Из печи же достают практически монолитное изделие, в котором все заготовки сплавились с подложкой. Готовое изделие имеет довольно необычную волнистую поверхность. Его дизайн ограничен разве что фантазией художника, его создавшего. Самое большое отечественное цветное стекло ограничено размерами 1000х1300 мм (вызвано это, прежде всего, технологическими ограничениями). И, следовательно, размеры витража тоже будут ограничены именно этими размерами.  
   “Фьюзинг” - это современная модификация старинных технологий. Она становится прекрасным дополнением к любому витражу и используется самостоятельно. Стеклянный песок, крошка, элементы под воздействием высоких температур впекаются в основу, образуя монолитную конструкцию. Применяется как часть витражной композиции, для внешних работ или влажных помещений. 
 Витражи в технике  фьюзинг - это технология по  спеканию цветного стекла. Детали  рисунка вырезаются по шаблонам  из стекол, а так же используют  стеклянные гранулы, шихту и  затем помещают в печь с  температурой нагрева до 850°, где  спекается в единое целое. В  зависимости от особенностей  технологии и желаемого результата, слои могут растрескиваться или  нет, пятна смешиваются или  же остаются четко очерченными,  оказываются объемными или едва  выпуклыми. Так же возможно  придать изделию желаемую фактуру,  создать нужную толщину и рельеф. 
Витражи в технике мозаика 
Мозаика (фр. mosaico, от лат. musivum - букв. " посвящённое музам") - один из видов монументального искусства. В мозаике изображения и орнамент составляются из кусочков разноцветных натуральных камней, стекла (смальты), керамики, дерева и других материалов. Существуют два типа мозаики: составленные из малых кубиков смальты или  камня (античная техника называется римской мозаикой) и получаемые из тонких пластов разноцветных мраморов и яшм, вырезанных и составленных по контурам изображения (флорентийская  мозаика). В России в 18 веке технику  смальтовой мозаики возродил М.В.Ломоносов. Огромные мозаичные картины, точно  воспроизводящие живописные оригиналы, для Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге были выполнены во 2-й пол.19 века способом "обратного набора".. 
Смальта - это разновидность  стеклянной мозаики и представляет собой прокалённую непрозрачную стеклянную массу, обладающую особой прочностью. Благодаря этому смальтой можно  облицовывать полы в помещениях с  интенсивным движением. Все технические  качества, присущие стеклянной мозаике, относятся и к смальте. Кубики смальты всегда имеют некую толщину, не только боковые стороны, но и лицевая  поверхность может быть неровной. Это можно виртуозно обыграть при укладке рисунка. Мерцающий  эффект смальтовой мозаики достигается  именно за счёт грамотного распределения  кубиков. Безусловно, укладывать смальту  должен специалист. 
Витраж в технике мозаика  может иметь любой стиль и  любое цветовое решение. В качестве основы для панно из мозаики вы можете использовать любой сюжет (рисунок).  
Размер сегментов художник определяет в зависимости от размера  вашего пространства, художественного  решения, стиля интерьера и других составляющих. Крупные сегменты используют при монументальных панно больших  размеров с крупными элементами мозаики. Оно будет выглядеть словно картина, написанная широкими мазками.  
Фацетные витражи. Технология изготовления таких витражей очень  похожа на классическую, с той лишь разницей, что по краям использованных элементов (всех или некоторых) снят фацет. Снятие фацета позволяет получить дополнительную игру света в обработанных гранях элементов витража, и выглядят такие витражи, безусловно, еще более  красиво. 
    Зеркальные витражи.  Достаточно необычно смотрятся  виражи с зеркальным отражением. Изготавливается такой витраж  с помощью напыления на тыльную  поверхность нитрида титана или  подобного ему вещества. Причем, отражающая способность такого  зеркала может колебаться в  любых желаемых пределах. Также  можно изготовить зеркало с  односторонней прозрачностью. 
  Витраж, изготовленный пескоструйным методом. Это очень популярный сейчас метод изготовления витражей. Песок, подаваемый под давлением на стекло, выбивает на незащищенных участках частицы поверхности, делая ее матовой. Для того чтобы получить рисунок на стекле, его вырезают в виде трафарета. 
 Витраж в технике  пескоструйной гравировки представляет  собой стекло толщиной не менее  5 мм, на которое в несколько  слоев нанесен рисунок. С помощью  этого метода можно создать  матированный рисунок или придать  стеклу глубокорельефную структуру.  Это позволяет делать на стекле  всевозможные рисунки, надписи.  В основном, работы, выполненные  этим методом, ассоциируются с  композициями на "цветочно-виноградную  тему", также можно изображать  и абстрактные фигуры. Такой витраж  идеально подходит для интерьера  в классическом стиле. Здесь  могут использоваться самые разные  методики – трафарет вырезается  вручную из линолеума, изготавливается  из толстой пленки на плоттере (естественно, этот процесс управляется  компьютером) и т.д. Затем заготовка  накладывается на стекло, закрепляется, и будущее изделие подается  в пескоструйную камеру. После  этого трафарет снимается. Там,  где поверхность стекла была  защищена, оно остается прозрачным. Там, где защиты не было –  матовой. 
На сегодняшний день витражное  дело пока не находит широкого применения, и это понятно. Экономическое  положение таково, что позволить  себе приобрести витраж может далеко не каждый. Но, тем не менее, спрос  на витражные изделия постепенно растет. Если раньше витражами интересовался  в основном частный потребитель, то сейчас с ними уже работают специалисты (архитекторы, дизайнеры и т. д.), которые  отчетливо представляют, что они  хотят, и как то, что они хотят, должно быть сделано. 
Пожалуй, наиболее известен завод в городе Чернятин Брянской области. Еще один известный завод  есть в Твери. Остальные производители  более мелкие и выпускают стекло ограниченным объемом и небольшого размера. Из перечисленных заводов, прежде всего, выделяется именно Чернятинский завод (ООО "Стальстекло"). 
С импортным стеклом проблем  намного меньше – у него и цветовая гамма пошире, и температура обработки  пониже, и разброс свойств (прежде всего КТР) минимальный, и даже режется  оно лучше. Вот эти факторы  и заставляют (в буквальном смысле этого слова) производителей работать с импортным стеклом. 
Художественные витражи  стали ярким и оригинальным декоративным дополнением в оформлении интерьеров. 
В наше время художественные витражи в пространстве интерьера  используются для окон и дверей, декора подвесных потолков в качестве светильников, и как разграничивающие комнатное пространство перегородки.  
Также витражи из стекла применяются для оформления разнообразных  плафонов и бра, как вставки в  мебель или столешницы, или как  отдельное декоративное панно. 
Пленочный витраж по технологии компании Decra Lеd. 
Технология изготовления витражей «Decra Led» - это высококачественная альтернатива натуральным витражам. Качество и внешний вид современных  витражей не уступает классическим витражам. Это достигается за счет: 
       
и т.д.................


Информация о работе Технология создания орнамента, декоративных мотивов в этнической композиции витража