Субъекты и объекты кредитования, виды кредитов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Субъектом кредитования может являться юридическое либо физическое лицо, дееспособное и имеющие материальные или иные гарантии совершать экономические, в том числе кредитные сделки.
В настоящее время принята следующая классификация субъектов кредитования:
государственные предприятия и организации;
кооперативы;
•граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, арендаторы;
•другие банки;

Файлы: 1 файл

банковское дело курсовой.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

ОАО "Белгазпромбанк" осуществляет кредитование индивидуальных предпринимателей в рамках реализуемой совместно с ЕБРР программы "Микрокредитование". Действующие в рамках данной программы процедуры принятия решений о возможности кредитования, предоставляемый кредитополучателями пакет документов, методика анализа кредитоспособности являются упрощенными, что позволяет банку работать в сфере кредитования индивидуальных предпринимателей. В частности, ОАО "Белгазпромбанк" были утверждены основные условия предоставления экспресс-кредитов и упрощенный порядок принятия решений по экспресс-кредитам. В настоящее время на стадии согласования находится положение о порядке открытия счетов клиентам, предусматривающее существенное упрощение и удешевление для индивидуальных предпринимателей процедуры открытия счета по учету кредитной задолженности.

Кроме того, во исполнение поручений Президента РБ, данных на совещании с банками 25 мая 2005 г., в  целях упрощения процедуры предоставления обеспечения по кредитам Нацбанком  совместно с заинтересованными  органами государственного управления внесен на утверждение Президента РБ проект Указа Президента РБ "О внесении изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 24 мая 1996 г. № 209", которым в т.ч. планируется отменить условия об обязательном наличии залога у поручителя (гаранта) кредитополучателя.

Нацбанком совместно  с заинтересованными органами государственного управления и банками также прорабатываются  вопросы о возможности создания в республике гарантийных фондов для обеспечения кредитов, выдаваемых субъектам малого предпринимательства.

Учитывая, что в спектре  банковских услуг область микрокредитования  на сегодняшний день остается относительно свободной, ряд банков объявил 2005 год  годом приоритетного кредитования малого и среднего бизнеса, развития микрокредитования.

ОАО "Паритетбанк" намерено предложить комплекс услуг по микрокредитованию предпринимателей. Так, банком внедрена технология ускоренной выдачи кредитов на основе стандартного пакета документов, а также принято решение об участии банка в создании гарантийного фонда поддержки индивидуальных предпринимателей. Для этих целей планируется развернуть сеть отделений ОАО "Паритетбанк" во всех областных центрах. 
Постановлением № 95 в рамках мер по совершенствованию законодательства, предусмотренных Мероприятиями, разрешено индивидуальным предпринимателям, осуществляющим предпринимательскую деятельность без открытия текущих (расчетных) счетов:

а) получать кредиты наличными  денежными средствами на цели, не запрещенные  законодательством, без ограничения  по размерам;

б) погашать кредиты и уплачивать проценты за пользование ими наличными денежными средствами путем внесения в кассу банка без ограничения размеров платежа.

Для упрощения процедуры  кредитования в целом постановлением № 95 отменено обязательное требование о составлении письменного заключения специалистами банка о возможности выдачи кредита перед заключением кредитного договора, а также разрешено принимать решения о выдаче кредитов не только уполномоченному органу банка (кредитному комитету), но и единолично уполномоченному должностному лицу банка. Указанные меры позволят банкам применять упрощенную процедуру (скорринг) при оценке платежеспособности физических лиц, в т.ч. индивидуальных предпринимателей.

Постановлением № 95 также  установлено, что банки самостоятельно определяют в своих локальных нормативных правовых актах порядок формирования кредитного досье и порядок контроля за состоянием заложенного имущества. При этом, если ранее требовалось обязательное оформление актов проверки по результатам проводимых банком проверок целевого использования кредита и состояния заложенного имущества, то сейчас банкам разрешено оформлять факт указанных проверок в порядке, предусмотренном локальным нормативным актом банка.

Кроме того, постановлением № 95 из Инструкции о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 30.12.2003 № 226 (далее – Инструкция), с целью систематизации законодательства исключены нормы, регламентирующие, на основании каких платежных инструкций осуществляется перечисление денежных средств при предоставлении кредитов в безналичном порядке, поскольку данные вопросы регулируются Инструкцией о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Нацбанка РБ от 29.03.2001 № 66.

Постановление № 95 также  предусматривает возможность получения  юридическими лицами кредитов наличными  денежными средствами не только на выдачу зарплаты, но и на выплату  вознаграждения физическим лицам по договорам подряда.

В то же время постановлением № 95 уточнен порядок проведения банками проверки наличия у кредитополучателя просроченной (сомнительной) задолженности по ранее выданным и непогашенным кредитам в иных банках и проверки отсутствия расчетных документов в картотеке к внебалансовому счету "Расчетные документы, не оплаченные в срок" в иных банках. Так, установлено, что указанные проверки осуществляются банком на основании документов, представленных кредитополучателем. В качестве таких документов можно рассматривать и заявление кредитополучателя на получение кредита, и письмо кредитополучателя, содержащие соответствующие сведения. В случае указания неверных сведений всю ответственность за предоставление недостоверной информации несет кредитополучатель. В частности, в соответствии со ст. 237 Уголовного кодекса РБ представление индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица в целях получения кредита либо льготных условий кредитования заведомо ложных документов и сведений об обстоятельствах, имеющих существенное значение для получения кредита, либо умышленное несообщение ими информации о возникновении обстоятельств, влекущих приостановление кредитования, наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или арестом на срок до 6 месяцев, или ограничением свободы на срок до 3 лет, или лишением свободы на тот же срок.

Необходимость осуществления  проверки наличия просроченной (сомнительной) задолженности по ранее выданным и непогашенным кредитам вытекает не только из п. 17 Инструкции, но и из подп. 1.7 п. 1 Указа Президента РБ от 24.05.1996 № 209 "О мерах по регулированию банковской деятельности в Республике Беларусь", в соответствии с которым Нацбанк имеет право налагать на должностных лиц банка, уполномоченных принимать решения о выдаче кредитов, штраф в размере от 150 до 500 базовых величин за выдачу кредита заемщику, имеющему просроченную задолженность по ранее выданным ему кредитам.

Административная ответственность  за данное правонарушение предусмотрена  и в новом, еще не вступившем в силу Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях. Так, согласно ст. 11.27 указанного Кодекса выдача банком кредита кредитополучателю, имеющему просроченную задолженность по ранее выданным ему кредитам, кроме случаев, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, влечет наложение штрафа в размере от 70 до 150 базовых величин на должностное лицо, а на юридическое лицо – от 150 до 500 базовых величин.

При этом постановлением № 95 конкретизировано, что кредитная задолженность является просроченной не со следующего календарного, а со следующего рабочего дня, т.е. с того дня, когда имеется возможность отразить ее в бухгалтерском учете банка на соответствующих счетах.

Согласно п. 25 Инструкции исполнение обязательств по кредитному договору может быть возложено кредитополучателем в соответствии с законодательством Республики Беларусь на третье лицо. В этом случае банк обязан:

принять исполнение, предложенное за кредитополучателя третьим лицом;

осуществить проверку факта возложения кредитополучателем исполнения обязательства на третье лицо.

Данные требования вытекают из ст. 294 Гражданского кодекса РБ, в  соответствии с которой исполнение обязательства может быть возложено  должником на третье лицо, если из законодательства, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. В этом случае кредитор обязан принять исполнение, предложенное за должника третьим лицом.

Исключением из данного  правила являлась норма Инструкции, согласно которой банк вправе принять  исполнение обязательства ликвидируемого (ликвидированного) или не прошедшего в установленном порядке перерегистрацию  либо длительно (более одного года) не осуществляющего хозяйственную деятельность юридического лица от любого третьего лица.

В дополнение к ней  постановлением № 95 установлено еще  одно исключение: банкам разрешено  принимать исполнение обязательства  умершего физического лица, в т.ч. индивидуального предпринимателя, от любого третьего лица без наличия факта возложения на него такой обязанности умершим лицом.

В п. 30 Инструкции внесено  изменение, согласно которому уполномоченный орган банка вправе принять решение  о предоставлении рассрочки (распределение на несколько сроков) погашения просроченной (сомнительной) задолженности не только по кредиту, но и по процентам за пользование кредитом с отражением на счетах по учету просроченной (сомнительной) задолженности.

Поскольку постановлением Совета Министров РБ от 17.05.2004 № 578 "О внесении изменения в постановление Кабинета Министров Республики Беларусь от 27 ноября 1995 г. № 646" с 1 января 2005 г. отменена возможность взыскания кредитной задолженности на основании исполнительной надписи, аналогичные изменения предусмотрены и в п. 31 Инструкции.

Постановлением № 95 предоставлено  право давать разъяснения по порядку  его применения за подписью заместителя  Председателя Правления Нацбанка РБ, направляющего деятельность Главного управления регулирования банковских операций.

Дальнейшее совершенствование  законодательства в области кредитования намечается после принятия на осенней  сессии Национального Собрания Республики Беларусь нового Банковского кодекса  Республики Беларусь, проектом которого, в частности, предусматривается отмена обязательного целевого использования кредитов, за исключением кредитов, предоставленных под гарантии Правительства РБ и местных органов власти.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Кредитные операции - самая  доходная статья банковского бизнеса. За счет этого источника формируется основная часть чистой прибыли, отчисляемой в резервные фонды и идущей на выплату дивидендов акционерам банка.

Банки предоставляют  кредиты различным юридическим  и физическим лицам из собственных  и заемных ресурсов. Средства банка  формируются за счет клиентских денег на расчетных, текущих, срочных и иных счетах; межбанковского кредита; средств, мобилизованных банком во временное пользование путем выпуска ценных долговых бумаг и т.д.

Основное содержание и роль банковского дела - это обеспечить сбор и надежность депозитов и умело ссудить эти средства на основе разумной политики. Все другие услуги являются вспомогательными и вторичными. В банке всегда должно иметься в наличии достаточно средств для удовлетворения требований вкладчиков, желающих изъять их, и желаний заемщиков воспользоваться ими в разумных пределах. И вкладчики и регулирующие органы исходят из предположения, что вложенные в банк средства сохраняются и имеются в наличии благодаря необходимому уровню ликвидности и диверсификации риска. И что риск, который является ограниченной частью всякого предоставленного банком кредита, должен быть минимальным.

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1. Горник Л. Кредитные  отношения и их значение в  развитии экономики Республики  Беларусь // Все для бухгалтера. 2000. №27. С. 2 – 7.

2. Правила размещения  банками Республики Беларусь  денежных средств форме кредита.  Утверждено Постановлением Правления  Национального банка Республики  Беларусь 24.05.2001 №116 с изменениями  и дополнениями.

3. Гуринович Т. Актуальные проблемы практики краткосрочного кредитования промышленных предприятий // Вестник Ассоциации белорусских банков.2002.№8.С.32-33.

4. Банковское дело / под  ред. А. И. Коробовой. М.: Юристъ. 2000. 751 с.

5. Банковское дело: управление  и технологии. Учеб. пособ. для вузов / под ред. А. М. Тавасиева. М.: ЮНИТИ-ДАМА. 2001. 863 с.

6. Банковское дело: Учебник  / под ред. Г. Н. Белоглазовой, Л. П. Кроливецкой. – 5-е изд., перераб. и доп. М.: Финансы и  статистика. 2003. 592 с.

7. Кох Тимоти У. Управление  банком. Уфа. Спектр. 1993. 478 с.

8. Организация деятельности коммерческих банков: Учебник / Г. И. Кравцова, Н.К. Василенко, И.К. Козлова и др.; Под общ. ред. Г. И. Кравцовой. Мн.: БГЭУ. 2001. 512 с.

9. Лазарева Н. Проблемы оценки банками уровня кредитоспособности на основе факторного анализа кредитополучателей // Вестник Ассоциации белорусских банков. 2002. № 37 – 38.».

10. Макарова О. М. и др. Коммерческие банки и их операции: Учеб. пособ. – М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. 288с.

11. Едронова В. Н., Хасянова С. Ю. Кредитный договор как основа взаимоотношений банка и заемщика // Финансы и кредит. 2002. №2. С. 2 –5.

12. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 07.12.1998г. №218-3, принят Палатой Представителей от 28.10.1998 г.

13. Банковский кодекс Республики Беларусь: - Принят Палатой представителей        3 окт. 2000 г.: Одобр. Советом Республики 12 окт. 2000 г. Мн.: «Регистр, 2000. 128 с.

14. Камалов И. Кредитование предприятий в условиях переходной экономики Республики Беларусь // Вестник Ассоциации белорусских банков. 2004. №1 – 2. С. 44 – 46.

15. Лученок А. Основные направления совершенствования механизма воздействия финансовой политики на деятельность промышленных предприятий // Вестник Ассоциации белорусских банков. 2004. №1 – 2. С. 7 – 8.

16. Симонов П. О развитии сотрудничества и взаимодействия коммерческих банков и страховых организаций // Вестник Ассоциации белорусских банков. 2002. №24. С.14 – 16.

17. Голуб М., Вербенко Н. Кредитование инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства//Вестник Ассоциации белорусских банков.2003.№33.С.12-15.

Информация о работе Субъекты и объекты кредитования, виды кредитов