Субъекты и объекты кредитования, виды кредитов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 20:26, курсовая работа

Описание работы

Субъектом кредитования может являться юридическое либо физическое лицо, дееспособное и имеющие материальные или иные гарантии совершать экономические, в том числе кредитные сделки.
В настоящее время принята следующая классификация субъектов кредитования:
государственные предприятия и организации;
кооперативы;
•граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой деятельностью, арендаторы;
•другие банки;

Файлы: 1 файл

банковское дело курсовой.doc

— 244.00 Кб (Скачать файл)

Выбор одного из вариантов  стратегии риска и последующий  выбор способа снижения уровня риска (в случае необходимости) определяют дальнейшие действия. Однако деятельность по управлению кредитным риском не заканчивается после принятия решения о выдаче кредита и его реализации. Подверженность уровня риска изменениям обуславливает необходимость отслеживания его динамики. Контроль динамики кредитного риска необходим для принятия решения в случае внезапного резкого ухудшения показателей, характеризующих кредитный риск заемщика в период до наступления срока исполнения его обязательств.

Контроль за кредитным  риском конкретного заемщика осуществляется в течение всего периода с  момента заключения кредитного договора до момента погашения, что обусловлено изменением условий, на которых предоставлялся конкретный кредит постоянно меняются, что имеет определенные последствия для финансового положения заемщика и его возможности погасить кредит. Для этой цели ответственные службы банка должны учитывать подобные изменения и периодически проверять все кредиты, срок погашения которых еще не наступил. Проведение проверок кредитов является необходимостью для осуществления разумной программы банковского кредитования. В банковской практике выработан ряд основополагающих принципов проверок, например:

периодическая проверка всех видов кредитов;

проверка всех важнейших  условий по каждому кредитному договору (в числе прочих проверка реального  графика платежей заемщика на предмет соответствия плановому графику; качества и состояния обеспечения по кредиту; оценки изменений финансового положения и прогнозов по ее изменению и т.п.);

наиболее частая проверка крупнейших кредитов и т.п.

Изменение условий осуществления деятельности заемщика изменяет уровень его кредитного риска, что требует внесение изменений в оценку кредитного портфеля банка. Данное требование достигается путем оценки кредитного портфеля по его текущей стоимости, т.е. с учетов динамики кредитного риска индивидуального заемщика - оценка текущей стоимости выданных кредитов. Размер кредитного риска может варьироваться в зависимости от некоторых случайных событий в будущем. В рамках данного этапа управления кредитным риском проводится постоянный мониторинг и контроль управления риском, задачами которых является отслеживание выполнения нормативов ограничения риска лицами, ответственными за принятие рисковых решений, анализ текущих значений кредитного риска на предмет опасного приближения к критическим показателям.

 

 

2.3. Работа  с проблемными кредитами

 

В начале текущего года Нацбанк  установил предельно допустимое значение доли проблемных кредитов на уровне, не превышающем 3%. Это уже  четвертое за последние два года обращение главного банка страны к банковским учреждениям, направленное на улучшение качества кредитных вложений.

К слову, в развитых европейских  странах коммерческие банки самостоятельно определяют требования к качеству своих  активов и пассивов. Функции контролера в данной области выполняют внутренние службы, права которым делегируют акционеры. Опять же, в мировой практике приемлемым считается показатель удельного веса проблемных кредитов, не превышающий 4-5%.

Отечественная банковская система пошла еще дальше, обеспечив  на начало сентября выполнение рекомендаций Нацбанка на уровне 2,65%. Самое время задуматься над вопросом: кому перенимать положительный опыт работы - нам у европейцев или наоборот?

Однако данная ирония применима лишь отчасти. Уже сейчас очевидно, что к очередному ужесточению параметра удельного веса проблемных кредитов (следуя логике Нацбанка, стоит ожидать 2- 2,5%) банковская система не готова.

Такое утверждение базируется на анализе последних изменений  в законодательстве (здесь стоит  упомянуть недавний Указ Президента от 2005-08-15 г. № 373 "О некоторых вопросах заключения договоров и исполнения обязательств на территории Республики Беларусь"), а также на динамике финансового состояния проблемных кредитополучателей.

Изменения, внесенные  Указом, подвергли серьезному испытанию выстроенную годами систему возврата кредитов. Так, запрет на прекращение обязательств без поступления на счета предприятий в установленном порядке денежных средств свел к минимуму механизмы возврата проблемных долгов. Фактически банки остались с единственным инструментом несудебного возврата - реализацией заложенного имущества (и то лишь в случае, если налоговые органы не воспользуются правом приостановления операций по счетам клиента в банке). Однако, этот способ, как и процесс принудительного возврата кредитов (получение определений о судебном приказе, подача исков в суд), сопряжен со значительными издержками во времени. Поэтому банкам необходимо иметь определенный запас прочности в виде неснижаемого объема проблемных кредитов, а также их доли в кредитном портфеле.

Известно, что финансовое состояние клиента, уровень платежеспособности, являются ключевыми компонентами при  определении его способности  вернуть долг. Не акцентируя внимания на динамике отдельных показателей, приведенных в таблице, тем более  что подготовленному читателю не составит труда сделать собственные выводы, констатируем главное: основной причиной образования долгов является сложное финансовое состояние кредитополучателей.

"Прежде чем войти,  подумай о выходе" - гласит восточная  мудрость. Прежде чем обратиться в банк с ходатайством о предоставлении кредита, необходимо четко представлять, во-первых, экономические последствия от осуществления кредитного проекта; во-вторых, источники средств для погашения кредитов и процентов банку. Ведь войти в зависимость к кредитору легко, выйти из нее - гораздо сложнее. 

 

 

 

3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ КРЕДИТОВАНИЯ       ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

 

В кредитовании можно  выделить следующие конкретные проблемы и:

       1. Низкое качество документации: ее неполнота, несвоевременное предоставление, низкий уровень проведения анализа кредитоспособности клиента. Для решения этой проблемы возможно создание новой системы документации  по кредитоспособности, а именно, это документация должна быть упрощена с точки зрения объема документов, их доступности для восприятия. Документы должны содержать только ту информацию, на основании которой кредитор может оперативно и верно принять решение о том, заключать кредитный договор с заемщиком или нет. При решении этой проблемы может быть затронута еще одна негативная сторона, отрицательно влияющая на проведение анализа кредитоспособности.

Это отсутствие индивидуального  подхода к определению уровня достаточности величины исчисляемых  показателей для каждого отдельного заемщика в зависимости от его подотраслевой специфики, сферы и масштаба деятельности, структуры оборотных средств, скорости их оборота и прочих факторов. В данном случае банк – заемщик может разработать собственную количественную и качественную систему оценки кредитоспособности, которая будет содержать перечень основных показателей, методику их расчета. Перечень показателей и их ранжирование может варьироваться в зависимости от сферы деятельности заемщика.

     2. Недостаточно эффективная методика проведения анализа кредитоспособности – проводимый анализ дает оценку только на определенную дату, не учитывая возможных изменений в деятельности заемщика. В данном случае необходимо не только проводить оценку текущей деятельности, но и делать перспективные прогнозы на будущее развитие предприятий – кредитополучателей. Для решения этих проблем можно предложить такие пути как исследование не только финансовой и текущей деятельности, но и качества продукции, маркетинговой деятельности, прочность хозяйственных связей, долю занимаемого рынка, репутацию фирмы, мнение клиентов. Для этих целей нужны самые квалифицированные специалисты, которых можно привлекать со стороны. Хотя с одной стороны такое привлечение требует дополнительных затрат для оплаты таких услуг, однако такие затраты окупаются при правильном и эффективном проведении анализа кредитоспособности, что позволит избежать более значительных потерь, которые могут иметь место тогда, когда проведен неточный анализ и принято неверное решение о кредитовании заранее некредитоспособных предприятий заемщиков.

    3. Отсутствие эффективной системы льгот.

В современных условиях хозяйствования очень сложно приобрести необходимый кредит, который удовлетворял как требованиям кредитора, так  и требованиям заемщика. Заемщик  вынужден соглашаться на жесткие требования банка – кредитора из-за нехватки собственных финансовых ресурсов, но затем происходит задержка, отсрочка платежа, берутся новые кредиты под погашение старых и ухудшается финансовое состояние предприятия, а банк – кредитор в свою очередь вынужден идти на штрафные санкции, для того, чтобы вернуть свои деньги, и в любом случае несет значительные потери.

Как уже отмечалось в  предыдущем пункте, мерой воздействия  при решении данной проблемы может  быть представление льгот при  выдаче кредитов, особенно долгосрочных. Это дает возможность выгодно приобретать кредиты для предприятий – заемщиков, и избежать значительных потерь банку – кредитору при возврате кредита.

      4. Наличие целевых кредитов.

Существование таких  кредитов не дает возможности предприятиям – заемщикам приобретать кредиты на нужды, которые, по мнению руководства, являются самыми насущными на данный момент. Отмена таких кредитов позволила бы привлечь необходимые средства именно в ту область в деятельности предприятия, которая наиболее в них нуждается. В свою очередь это приведет к более эффективному переливу капиталов из менее прибыльных в более прибыльные сферы деятельности.

В целом, решение проблем  оценки кредитоспособности требует  решения всех проблем, так как  они взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Огромной поддержкой банкам при проведении оценки кредитоспособности может послужить создание специальных  картотек потенциальных и существующих клиентов.

В течение последних лет Нацбанком РБ проводится планомерная работа по совершенствованию законодательства в сфере кредитования, направленная на либерализацию и упрощение порядка предоставления кредитов, отмену многочисленных ограничений и запретов, не соответствующих современным экономическим реалиям. Очередным шагом в данном направлении стало принятие Правлением Нацбанка РБ постановления от 30.06.2005 № 95 "О внесении дополнений и изменений в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 30 декабря 2003 г. № 226" (далее – постановление № 95), вступившего в силу с 11 июля 2005 г. Основанием для разработки указанного нормативного правового акта явилась норма, изложенная в п. 6 Указа Президента РБ от 24.03.2005 № 148 "О неотложных мерах по поддержке предпринимательства", в соответствии с которой Нацбанку было поручено до 1 июля 2005 г. принять меры по совершенствованию кредитования индивидуальных предпринимателей. В связи с этим Нацбанком были разработаны и утверждены Мероприятия по совершенствованию кредитования индивидуальных предпринимателей от 08.04.2005 № 04-21/80 (далее – Мероприятия), предусматривающие меры по совершенствованию законодательства, обеспечению доступности кредитов, а также информационное, образовательное и консультационное обеспечение. Банкам было поручено до 1 июля 2005 г. разработать программы кредитования индивидуальных предпринимателей, предусмотрев в них предоставление права индивидуальным предпринимателям на погашение кредита наличными денежными средствами путем внесения денежных средств в кассу банка.

В соответствии с п. 5 Мероприятий  во всех областях созданы консультационные группы по оказанию помощи индивидуальным предпринимателям по вопросам кредитования, в состав которых включены представители головных банков, а также структурных подразделений главных управлений Нацбанка по областям и г. Минску.

Кроме того, на основании  п. 3 Мероприятий внесены соответствующие  изменения в локальные нормативные  правовые акты банков, касающиеся порядка  кредитования индивидуальных предпринимателей.

Так, в АСБ "Беларусбанк" разработано дополнение к Порядку  кредитования юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в котором предусматривается следующее:

1) кредитование индивидуальных  предпринимателей, осуществляющих  предпринимательскую деятельность  без открытия текущих (расчетных)  счетов, осуществляется в соответствии с требованиями, установленными для физических лиц Положением о кредитовании населения за счет ресурсов АСБ "Беларусбанк";

2) погашение кредита  и уплата процентов за пользование  им могут осуществляться индивидуальными  предпринимателями, не имеющими текущего (расчетного) счета в банке, наличными денежными средствами путем внесения в кассу банка без ограничения размеров платежа;

3) расчет и уплата  процентов за пользование кредитом  могут осуществляться по аннуитету;

4) для определения  платежеспособности индивидуального предпринимателя рассчитываются коэффициент (Кд), определяющий долю ежемесячных платежей по кредиту и процентам за пользование кредитом в сумме среднемесячных доходов, и коэффициент (Кз), определяющий соотношение между суммой кредита с учетом причитающихся процентов за пользование кредитом и стоимостью обеспечения. Соответственно, заявленная сумма кредита предоставляется, если коээффициент Кд не превышает 0,5, коэффициент Кз – не более 0,7.

ОАО "Белинвестбанк" в целях развития кредитования индивидуальных предпринимателей в приоритетном порядке оказывает кредитную поддержку индивидуальным предпринимателям, направлением деятельности которых является производство (оказание работ, услуг). В настоящее время локальный документ банка по выдаче кредитов содержит отдельный раздел, регулирующий порядок оформления и выдачи кредитов и микрокредитов индивидуальным предпринимателям. Банком максимально упрощена данная процедура по сравнению с иными субъектами хозяйствования.

В ОАО "Белвнешэкономбанк" разработана Инструкция по микрокредитованию, которая предусматривает упрощенную процедуру предоставления субъектам малого предпринимательства кредитов, величина которых не превышает 7500 базовых величин.

Информация о работе Субъекты и объекты кредитования, виды кредитов