Шпаргалка по «Деньги, Кредит, Банк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 20:48, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Деньги, Кредит, Банк»

Файлы: 1 файл

Shpargalki_-_Dengi_Krendit_Banki (2).docx

— 329.57 Кб (Скачать файл)

Операции с наличными деньгами производятся согласно «Правилам ведения кассовых операций в Республике Беларусь». Правила устанавливают единый порядок проведения, учета и оформления кассовых операций на территории Республики Беларусь в наличных белорусских рублях, а также организации контроля за соблюдением правил ведения кассовых операций.

Кассовые операции – оприходование в кассу наличных денег; соблюдение лимита остатка кассы (предельного остатка – максимально допустимой суммы наличных денег, которая может находиться в кассе предприятия, предпринимателя по состоянию на конец рабочего дня), порядка и сроков сдачи наличных денег; прием наличных денег в кассу предприятия, предпринимателя, выдача наличных денег из касс предприятия, предпринимателя и оформление кассовых документов; порядок использования выручки; порядок и целевое использование наличных денег, полученных из касс банков; ведение кассовой книги и хранение наличных денег и других ценностей.

Этим документом определен порядок приема и выдачи наличных денег из касс, оформления кассовых документов, ведения кассовой книги, а также хранения наличных денег и проведения ревизий кассы. Единые для всех предприятий, организаций и учреждений правила выполнения кассовых операций направлены на то, чтобы обеспечить требуемую четкость и строгость в работе с наличными деньгами, их правильное расходование и сохранность.

Этими же правилами определены права банков по проверке соблюдения кассовой дисциплины.

 

26.Безналичный денежный оборот и его значение в современных условиях хозяйствования. Одной из основных функций коммерческих банков является осуществление расчетов и организация платежного оборота в масштабах всего народного хозяйства. Безналичный денежный оборот является основной частью денежного и платежного оборотов, где движение денег происходит в виде перечислений по счетам в кредитных учреждениях или зачетов взаимных требований. Большая часть платежей совершается без наличных денег и представляет собой безналичный денежный оборот.

Структура безналичного денежного оборота, как и денежного оборота в целом, определяется связью движения денег с процессами материального производства (товарный оборот) и нематериального (нетоварный оборот).

Расчеты между юридическими лицами, а также между юридическими лицами и гражданами, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности осуществляются через банки в безналичном порядке установленном законодательством Республики Беларусь. Порядок проведения безналичных расчетов регулируется действующим законодательством, нормативными актами Национального банка Республики Беларусь, в частности Инструкцией «О банковском переводе», Положением об осуществлении операций с использованием банковских пластиковых карточек и другими документами.

Безналичные расчеты – это денежные расчеты, совершаемые путем записей по счетам плательщиков и получателей средств, либо путем зачета взаимных требований, то есть без использования наличных денег. Под расчетами в безналичной форме в соответствии со ст.231 Банковского кодекса понимаются расчеты между физическими и юридическими лицами либо с их участием, проводимые через банк или небанковскую кредитно-финансовую организацию, его (ее) филиал (отделение) в безналичном порядке. Система безналичных расчетов представляет собой совокупность принципов, предъявляемых к ним требований, форм и способов расчетов. Система построений безналичных расчетов должна основываться на следующих основных принципах:

1. Осуществление расчетов по банковским счетам, которые открываются субъектам хозяйствования всех форм собственности для хранения и осуществления операций с денежными средствами.

2. Осуществление расчетов в пределах остатков на счетах клиентов банка и исключительно по приказу субъектов хозяйствования, в порядке установленной очередности платежей.

3. Свобода выбора владельцев счета в банке при определении формы платежа и полном невмешательстве банка в договорные отношения субъектов хозяйствования.

4. Срочность платежа, которая предполагает осуществление расчетов исходя из сроков, предусмотренных в договорных отношениях субъектов хозяйствования, нормативных документах Национального банка Республики Беларусь.

5. Обеспеченность платежа, предусматривающая наличие у владельца счета в банке достаточных денежных средств для осуществления платежа или гаранта ликвидных средств, которые могут быть использованы для погашения обязательств субъекта хозяйствования.

К принципам организации безналичных расчетов относятся также место платежа (выбор субъектами хозяйствования обслуживающего банка), согласие плательщика на осуществление платежа (акцепт), источник платежа и некоторые другие. Все принципы организации безналичных расчетов тесно связаны и взаимообусловлены. Нарушение действия одного из них ведет к нарушению функционирования всей платежной системы.

 

27.Общая характеристика форм безналичных расчетов, распространенных на территории Республики Беларусь. Безналичные расчеты осуществляются с использованием различных форм. Форма безналичных расчетов представляет собой совокупность способов платежа, расчетных документов и определенного документооборота.

Расчетный документ – это оформленные соответствующим образом требования, поручения, приказ на перечисление денежных средств в безналичном порядке за товары, услуги, работы. С учетом этого, в соответствии с действующими нормативными документами Расчеты в безналичной форме могут проводиться в виде банковского перевода, аккредитива, инкассо. Использование той или иной формы безналичных расчетов определяется договором между плательщиком и получателем средств. Если же договором порядок и форма расчетов не определены, то в этом случае, согласно Гражданскому кодексу Республики Беларусь, расчеты осуществляются платежными поручениями. При расчетах пластиковыми карточками вместо расчетного документа используется специальная карточка.

 

28.Характеристика расчетов платежными требованиями. Платежное требование (далее – требование) представляет собой расчетный документ установленной формы, содержащий требование получателя средств к плательщику об уплате определенной суммы через банк.

Форма расчетов платежными требованиями определяется в договоре между плательщиком и получателем средств и применяется для расчетов за отгруженные (отпущенные) товары, выполненные работы, оказанные услуги.

В основе расчетов требованиями лежит система инкассо – банковская операция, при которой банк по поручению своего клиента – получателя средств и на основании составленного им (получателем) расчетного документа получает причитающуюся получателю сумму денежных средств от плательщика и зачисляет ее в установленном порядке на счет получателя.

Поскольку данная форма расчетов основывается на требовании к плательщику об оплате, большое значение здесь имеет порядок получения согласия последнего на совершение платежа. Расчеты платежными требованиями осуществляются с применением отрицательного акцепта, при котором согласие плательщика на списание средств с его счета считается полученным, если в течение установленного срока от него не поступил отказ от акцепта. Отрицательный акцепт может быть предварительным и последующим.

При предварительном акцепте оплата платежного требования производится по истечении установленного срока акцепта, при последующем – в день поступления платежного требования в банк. В последнем случае ускоряется оборачиваемость средств в расчетах, однако усложняется проблема урегулирования претензий между плательщиком и получателем средств по поводу отказа от акцепта.

Действующими нормативными документами установлено, что платежные требования оплачиваются в основном с предварительным акцептом, срок которого составляет три рабочих дня, не считая дня поступления требования в банк плательщика (рис.)

1 – отгрузка  продукции, оказание услуг, выполнение  работ;

2 – представление  расчетных документов на инкассо;

3 – проверка  и пересылка расчетных документов  в банк покупателя;

4 – установление сроков акцепта и оплаты платежных требований, оприходование платежных требований в срочную картотеку;

5 – сообщение  о сроках акцепта и оплаты  платежных требований;

6 – согласие  на оплату платежных требований  или отказ от акцепта;

7 – изъятие  платежных требований из срочной  картотеки и их оплата (при  согласии покупателя на оплату) или возврат в банк поставщика (в случае отказа от акцепта);

8 – перевод  платежа поставщику (заявление об  отказе);

9 – зачисление  денежных средств на счет поставщика;

10 – извещение  поставщика о поступлении денежных  средств (об отказе от акцепта).

Основным преимуществом расчетов платежными требованиями является то, что используемая при этом система инкассо обеспечивает четкий порядок адресной их доставки, строгий контроль как со стороны субъектов хозяйствования, т.е. поставщика и покупателя, так и банков, обслуживающих их.

Главным недостатком расчетов платежными требованиями можно назвать трудоемкость, связанную с операциями инкассо, отказами от акцепта, запросами о судьбе неоплаченных требований.

 

29.Характеристика расчетов платежными поручениями. На практике основным платежным инструментом, используемым во внутриреспубликанских безналичных платежах, является платежное поручение. В течение последних лет удельный вес расчетов платежными поручениями в структуре безналичного платежного оборота составляет по количеству документов около 80 %, по суммам платежа около 90 %.

Платежное поручение представляет собой расчетный документ установленной формы, содержащий поручение плательщика обслуживающему банку о перечислении определенной суммы с его счета на счет получателя.

Платежное поручение является наиболее универсальным платежным инструментом – оно может использоваться для самого широкого круга расчетных операций. Поручением производятся:

      • расчеты за полученные товары;
  • расчеты по нетоварным операциям (платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, финансирование расходов из республиканского и местных бюджетов, государственных целевых бюджетных и внебюджетных фондов, погашение задолженности банку по ссуде и процентам, переводы
  • средств на выплату заработной платы и других платежей в пользу отдельных граждан, оказание и возврат временной финансовой помощи, предоставление займа и пр.);
  • предварительная оплата (в случаях, предусмотренных нормативными актами, договорами). Под предварительной оплатой понимается оплата товаров, готовых к отгрузке (отпуску) покупателям к моменту платежа и отгружаемых (вывозимых) не позднее трех рабочих дней со дня получения платежа, если другие сроки не определены договором или нормативными актами, которыми предусмотрен данный порядок расчетов;
      • авансовые платежи (в соответствии с заключенными договорами).

Наряду с универсальностью достоинством расчетов платежными поручениями является более рациональный документооборот по сравнению с другими формами расчетов (рис.).

Рис. Документооборот при расчете платежными поручениями.

1 – отгрузка  продукции, оказание услуг, выполнение  работ;

2 – представление  платежного поручения в обслуживающий  банк;

3 – проверка  и оплата платежного поручения;

4 – перевод  платежа поставщику;

5 – зачисление  денежных средств на счет поставщика;

6 – выписка  владельцу счета о зачислении  денежных средств.

При универсальности расчетов платежными поручениями в них заложена возможность максимального приближения моментов отгрузки товара (выполнения работ, оказания услуг) и их оплаты, если поручение немедленно сдано в банк для перечисления средств. Однако при такой форме расчетов нет должной гарантии платежа. Своевременное поступление платежа поставщику зависит не только от платежеспособности покупателя, но и срока выписки и представления поручений в банк.

 

30.Характеристика расчетов платежными требованиями-поручениями. Платежное требование-поручение (далее – требование-поручение) – расчетный документ, содержащий требование получателя средств к плательщику оплатить на основании направленных ему, минуя обслуживающий банк, расчетного, отгрузочных и других документов, предусмотренных договором, стоимость поставленного по договору товара, произвести платежи по другим операциям (рис.).

Рис. Документооборот при расчета платежными требованиями поручениями.

1 – отгрузка  продукции, оказание услуг, выполнение  работ (пересылка платежных требований-поручений покупателю);

2 – представление акцептованных платежных требований-поручений в обслуживающий банк для платежа;

3 – оплата платежного требования-поручения (списание средств со счета плательщика);

4 – перевод  платежа в банк поставщика;

5 – зачисление  денежных средств на счет поставщика;

6 – выписка  со счета поставщика о поступлении  денежных средств;

Требования-поручения выписываются получателем средств на бланке установленной формы и вместе с отгрузочными и другими предусмотренными договором документами, направляются непосредственно плательщику.

Первый экземпляр требования-поручения должен быть оформлен подписями и оттиском печати получателя средств.

Информация о работе Шпаргалка по «Деньги, Кредит, Банк»